КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 14.02.2011
13:31  С.Тарасов: Египет - удержат ли военные государственную власть?
12:34  Террористы готовятся защитить Узбекистан от таджикских территориальных претензий? - обзор таджСМИ от "Регнум"
12:21  Д.Атабаев: Пока Европа заигрывает с Ашгабатом, в Туркменистане растет свой крестный зять
12:08  Д.Воскобойников: Я б в диктаторы пошел. И вот в конце января Ислам Абдуганиевич совершает визит в Брюссель. Визит необычный...
12:04  В.Фещенко: Кто и что после Мубарака. Египетская революция дошла до полуфинала
12:02  "РГ": Дом, в котором мы живем. Нужны ли России национальные диаспоры?
11:58  В.Измайлов: Последний десант. Афганистан: 31 год назад начался с авантюры и 22 года назад авантюрой закончился

11:43  Die Welt: Свержение Мубарака, "последнего фараона" Каира, высвобождает невиданный по силе потенциал
11:32  Ж.Ахметбеков (Компартия Казахстана): "Зачем я иду на выборы?"
11:27  В Ташкенте за взятку задержан глава администрации Юнусабадского района Кобил Фармонов
11:26  Р.Мавлонов: Согдийская урановая катастрофа
11:23  Из-за туркменских пограничников сгорел гражданин Казахстана
11:12  Коммунистическая народная партия Казахстана выдвинула Ж.Ахметбекова кандидатом в президенты
10:59  "ХТ": Три студента политеха изнасиловали и убили... Туркменский вице-премьер Х.Сапарлыев уволен
10:52  Т.Батищева: Рыночный отбор. Новые условия потребительского кредитования выдержат не все казахстанские банки
10:48  П.Своик: "Есть диктаторы, которые загоняют свою страну в тяжелую ситуацию, но есть и те, кто способен ускорять политический прогресс..."
10:37  Э.Шайдинов назначен президентом ОАО "Международный аэропорт "Манас", А.Калмаматов возглавил Кыргызпатент
10:33  А.Яшлавский: Революция в стиле Махатмы. Мубарак ушел - а что дальше?
10:28  Главу представительства американского фонда "Young Nak" депортировали из Узбекистана
10:16  "КП": Египетские повстанцы готовят революцию в Алжире. Сейчас уже не секрет, что египетское восстание началось именно с Интернета
10:10  Узбек Алишер Усманов вытеснил еврея Романа Абрамовича из тройки самых богатых россиян
09:52  Задрали Акуна мини-юбками? Омбудсмен Кыргызстана уволил двух сотрудниц своего аппарата "за нарушение этики госслужащего"
09:38  Н.Буктуков: Наполеон и казахстанские инновации
09:33  Д.Ювачев: Мы научим вас Родину любить! События в Египте показали, что МИД Казахстана резко изменился, причем в...
09:29  Награда нашла "героя". В Павлодарской области дают медали за... судимость
09:23  А.Ионов: Амулеты приведены в боевую готовность. Армия Таиланда готовится отразить магическую атаку кхмеров
09:20  "Къ": Китай ремонтирует рынок недвижимости. Власти вводят ограничения на покупку жилплощади, чтобы избежать социального взрыва
09:17  А.Габуев: Египетскую революцию привели в форму. Власть в стране взяла военная хунта
09:14  Янис Кучинскис: Анатомия цветных революций. Часть I
09:11  Пол Роджерс: Афганистан - эхо Вьетнама
09:06  Хосни Мубарак впал в кому. Сдали нервы
09:00  "Ставят одну нацию выше других", - заявление РОСС по поводу переименования русских географических названий в Киргизии
08:56  Каждому батюшке было чем поделится... Состоялся первый съезд православного духовенства Бухарско-Навоийского Благочиния
01:08  А.Бекбердиев: Тяжела и неказиста… Жизнь информационных холдингов Казахстана
00:44  Ш.Миргуломов: Мир в доме твоего соседа – мир в твоем доме. Кыргызов Узбекистана удивила "трогательная забота"
00:29  Сара Назарбаева награждена орденом "Славы и Чести" Русской Православной Церкви
00:22  Е.Бажанов: Лучше дружить с Китаем, а не против него. Вашингтон предупредил Москву о Восточном драконе
00:20  С.Толстов: Тенденции и противоречия в Центральной Азии. Доминирующие общественные настроения в странах региона разноречивы
00:16  Г.Михайлов: Во всем виноваты русские и узбеки. В Киргизии усиливаются националистические настроения
00:12  "НГ": Арабский мир ждет новых революций. Победа сторонников демократии в Египте придала сил оппозиции в Алжире и Йемене
00:08  "Жанырык Апта": Киргизия ежедневно тратит на расходы Розы Отунбаевой 2 млн.200 тыс. сом
00:06  Gezitter.kg: Кыргызская пресса – смелая до бесстрашия и беспощадная до жестокости
00:03  А.Баялиев: Тахрир – значит освобождение
00:02  П.Казарин: На крючке Интернета - зависимость или эволюция?
00:01  Скончался известный казахстанский писатель Азилхан Нуршаихов
Воскресенье, 13.02.2011
22:31  Военные Египта приоcтановили действие Конституции и распустили парламент
21:42  "Голос Америки": Народные революции. Исторические примеры
20:22  Египетский сотрудник Google благодарит Facebook за отставку Мубарака
19:47  Египет возвращается к нормальной жизни. Но не сразу. Новое правительство не скупится на обещания
19:10  Из музея в Каире украли бесценные статуи Тутанхамона и Нефертити
12:30  В Йемене и Алжире полицейские избивают демонстрантов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Бекбердиев: Тяжела и неказиста… Жизнь информационных холдингов Казахстана
01:08 14.02.2011

Тяжела и неказиста…

Жизнь информационных холдингов Казахстана

Если телевизионное поле информационного пространства Казахстана прочно застолблено российскими программами (что уже тревожит даже власти, выдвигающие как обычно корявые меры по исправлению ситуации), то на газетном рынке страны российская или другой страны пресса не может стать альтернативой отечественным изданиям.
И потому газеты остаются наиболее эффективным каналом пропаганды в Казахстане. Постепенно все большее значение в этом смысле приобретает и интернет.

Отдельной строкой можно отметить и заметно повысившуюся роль информационных агентств, близких от серьезного влияния на общественное сознание – способ подачи важной информации оперативно и в емкой лаконичной форме привлекает потребителя все больше и больше по мере развития мобильной техники (смартфоны, айфоны и прочие КПК).
Но пока что газеты своего лидирующего места в специфическом информационном пространстве Казахстана (где телеэфир для пропаганды безнадежно утерян) не утратили, и именно они являются главным инструментом продвижения необходимых различным политическим группам идей в сознание общества. И именно на базе газетного рынка в Казахстане строится любая информационная кампания – тем более что телевидение не только малоэффективно, но еще и достаточно затратно (добавим также, что не все общественные или политические группы имеют доступ в казахстанский эфир).
Однако сегодня мы не будем рассматривать отдельно каждую республиканскую газету Казахстана, а сосредоточим внимание читателя на медиа-группах – холдингах или сообществах СМИ, подчиненных или единому управлению, или единой политической/экономической воле. Таковых холдингов в Казахстане немного – и практически все они испытывают те или иные трудности.

Кто контролирует СМИ Назарбаевой?
И в первую очередь хотелось бы поговорить об информационных активах Дариги Назарбаевой. Напомним, ранее медиа-группа Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой официально представлена была холдингом "Алма-медиа", в который входили радиостанции "Европа +", "Русское Радио Азия", "Ретро Караван", еженедельник "Караван", сайт "Газета.кз", информагентство "Казахстан Тудэй" и телеканал КТК. Особняком стояла империя "Хабара", также входящая в сферу безраздельного влияния Рахата и Дариги.

Недавно в прессе блуждала информация о том, что ИА "Казахстан Тудэй" отпущено в свободное плавание. Это дало повод к обсуждениям текущего состояния активов Дариги Назарбаевой. Однако какой-то относительно свежей информации эти обсуждения не принесли.
Если оглянуться назад, к моменту, когда свергали Рахата и растаскивали его активы, можно припомнить, что телеканал КТК, равно как и "Хабар" подвергся нашествию новых управляющих, контролируемых непосредственно администрацией президента – во избежание повторения истории с подготовкой к государственному перевороту. Впоследствии "Хабар" был выкуплен государством обратно в свою собственность, а КТК так и остался, похоже, за Даригой Назарбаевой.
Правда, смены топ-менеджера не произошло, что говорит о сохранении контроля над КТК со стороны АП или других властных структур.
Похоже, из всей группы СМИ, контролируемых Даригой Назарбаевой (единолично или в паре с АП), не повезло лишь информационному агентству, от которого решили избавиться таким вот способом – дав ему возможность зарабатывать самостоятельно. На этом рынке – жесткая конкуренция, и вряд ли хиленькое ИА "Казахстан Тудэй" эту борьбу потянет.

Штормит второй год

Созданная в 2009 году партийная медиа-группа (объединившая телеканал "Астана", радиостанции "NS" (Алматы) и "Деловая волна" (Астана), газеты "Страна и мир", "Дала мен кала", "Литер", "Айкын", "Нур Астана", "Известия-Казахстан" и "Казахстан темиржолшысы") внешне достаточно бодро мусорит в головы доверчивым обывателям, рассказывая, как ему в стране казахстанской жить хорошо. Однако по слухам, исправно доносящимся из-за дырявого забора информационной безопасности холдинга "Нур Медиа", дела в этой корпорации далеки от идеала.
Но если в 2009 году бушующие внутри "Нур Медиа" страсти прорвались на публику в виде знаменитого письма премьер-министру от журналистов "Литера" (в итоге первый руководитель холдинга Арманжан Байтасов остался не у дел, не проработав в должности и года и уступив место новому директору – Кайсару Джанаханову), то при новом руководстве отчаянных воплей о помощи пока что не слыхать. Зато на форумах встречаются отдельные реплики, сигнализирующие о том, что сотрудникам холдинга неаккуратно выплачивается зарплата, или появляются анонимки, обвиняющие руководителя одной из структур в том, что он якобы присвоил астрономическую сумму денег и теперь в холдинге проводится аудит, в ходе которого шерстят все подразделения.

Период распада

Вполне вероятно, что "Нур Медиа" идет по пути своего уже почившего собрата – государственного холдинга "Арна Медиа", объединявшего официоз: газеты "Казахстанская правда" и "Егемен Казахстан", телеканалы "Казахстан-1", "Ел Арна" и "Хабар", информационное агентство "Казинформ" и т.д.
Развал с такой скоростью создавшегося холдинга не обошелся без скандала – рядовые сотрудники (активно себя вели, в основном, казправдинцы) свидетельствовали о невероятных масштабах хищений и растрат, начавшихся с приходом в руководящие структуры неких прежде не замеченных на ниве журналистике людей, выдававших себя за финансистов и топ-менеджеров. В итоге события развивались так. Вначале Счетный комитет отметил "низкую эффективность использования государственных финансовых ресурсов в дочерних структурах нацхолдинга". Ну а потом всю эту компашку по-тихому разогнали. Правда, ушли не все. Отдельные представители подвида финансистов-чиновников закрепились в оставшихся без "мамы" "дочках", в связи с чем те компании, которым "повезло", и по настоящее время продолжают испытывать бремя "низкой эффективности использования госресурсов". Не так давно все те же неутомимые казправдинцы организовали шумный скандал, чтобы изжить наследство холдинга.
Пока все тихо – видимо, изжили.

Частная инициатива

Этот частный информационно-вещательный холдинг являет собой редкий образец частной инициативы на поле, где властвуют крупные, преимущественно с государственным участием, хищники. Холдинг принадлежит упоминавшемуся выше Арманжану Байтасову, который неудачно выступил в роли руководителя как раз государственного холдинга. Зато со своим делом он управляется вроде бы вполне успешно. В состав медиа-группы "ТАН" входят: сам телеканал "ТАН", кабельный канал "MuzZone", "НБТ" (г. Бишкек), телекоммуникационная компания "Icon", газета "Бизнес & Власть", журнал "РБК". У потребителей немало нареканий, в частности, относительно качества услуг "Icon", однако примерно тот же перечень претензий выдвигается и компании "Алма ТВ" (кстати, тоже подконтрольной Дариге Назарбаевой), так что здесь, скорее, нужно говорить о некоем общем для казахстанских компаний тренде, нежели о неспособности каких-то конкретных руководителей поставить работу. Эта особенность, кстати, вполне вписывается в тренд, о котором мы говорим и который можно охарактеризовать как тотальную депрофессионализацию или кадровый регресс, поразивший все сферы нашей жизни.
Возвращаясь к медиа-группе "ТАН", отметим, что, несмотря на славное боевое прошлое телеканала, побывавшего орудием пропаганды в руках Мухтара Аблязова, сегодняшняя действительность холдинга протекает вне большой политики – и мимо больших доходов, соответственно.

Аблязов может спать спокойно
Справедливости ради надо отметить, что в целом жизнь большинства казахстанских СМИ ничем не отличается от бытия современного телеканала "ТАН" – основной драйв в республику привносят российские события, транслируемые российским же телевидением. Посему любое событие, любое изменение расклада сил в сообществе становится едва ли не сенсацией.

Так произошло и в начале текущего года, когда на медиа-рынке страны произошел ряд замен. Особое внимание привлек уход Гульжан Ергалиевой с поста главного редактора "Свободы Слова" и приход вместо нее Евгения Рахимжанова, малоизвестного в среде читающей публики и не политика, в отличие от Гульжан Хамитовны, совмещающей профессию журналиста с призванием площадного оратора.
Послужной список нового руководителя самой зубастой газеты страны (и имеющей благодаря этому почти стотысячный тираж!) заставил комментаторов предрекать отход "Свободы Слова" от прежней информационной политики, переход в более спокойное русло. Пока что подобного не наблюдается, что, однако, не означает, будто кардинальные перемены могли произойти сразу – никто в здравом уме не отпугнет читателя резкой утратой остроты. Поэтому за "Свободой Слова" придется наблюдать.

Наверняка с облегчением восприняли уход Ергалиевой из "Свободы Слова" в медиа-группе Мухтара Аблязова, объединяющей газеты "Республика" (там целая куча наименований, обозначающих одно и то же издание, так что для краткости будем звать его просто "Республикой") и "Взгляд", интернет-телеканал "К+" и информационный портал "Республика". Все это хозяйство сейчас исполняет несколько задач:
- обеспечивает имидж Мухтара Аблязова – политического эмигранта, противника Нурсултана Назарбаева;
- осуществляет информационные выпады против Тимура Кулибаева;
- ведет пропаганду древнего лозунга "Казахстан без Назарбаева".
Совместно с деятельностью партий "Алга" и коммунистической эффект от пропагандистской машины Аблязова должен был оказаться мощным (наверняка прогнозировался результат, схожий с итогами работы в Грузии телеканала "Рустави-2"), однако на деле пока выходит пшик. И во многом Аблязов может быть "благодарен" Гульжан Ергалиевой и газете "Свобода Слова", сделавших все для подрыва аблязовских планов. Случайно ли так совпали период личной неприязни Ергалиевой к Аблязову с периодом его политической активности, или все же Гульжан Хамитовну "попросили" – сказать невозможно. Но она так удачно встроилась со своей мини-войной против Мухтара Кабуловича и "Республики" в бодрую контрпропагандистскую кампанию, проводимую властями по всем фронтам, в том числе и через российское телевидение, что помогла нейтрализовать "главную надежду Казахстана".

А что в казахской прессе?

В казахскоязычной прессе изданий, обладающих потенциалом для воздействия на общественное мнение, можно сосчитать по пальцам, это – телеканалы "Хабар", "Казахстан", газета "Егемен Қазақстан", "Жас алаш", "Жас қазақ", "Түркістан", "Айқын", "Жас қазақ үні", "Алаш айнасы".
Государство жестко контролирует самые действенные средства воздействия – телеканалы и газету "Егемен Қазақстан", просто невозможно, чтобы они вышли из-под влияния Ак орды и внезапно стали придерживаться иной политики.

Газеты "Түркістан" и "Айқын" входят в состав медиахолдинга партии "Нур Отан". Учитывая, что казахстанская власть далеко не монолитна, в новых условиях указанные издания могут повести себя по-иному. Это утверждение небеспочвенно. До вхождения в медиахолдинг "Нур-медиа" обе газеты, получая от правительства тендера и финансирование, все же обслуживали групповые интересы. Газета "Түркістан" сначала работала в интересах группы "Алиев Назарбаева", а потом группы "Масимова". Хотя газета "Түркістан" входит в состав "Нур медиа", ее учредителями остаются дети покойного драматурга Калтая Мухамеджанова. Они занимают ответственные посты в структурах "КазМунайГаза", в которых до сих пор остается сильным влияние группы "Масимов Кулибаев".
С газетой "Айқын" ситуация выглядит по-другому. Все дело в симпатиях редактора и руководства газеты. Главный редактор газеты "Айқын" Нурторе Жусип.

"Айқын" – пара русскоязычной газеты "Литер". Объединенной редакцией уже давно руководит главный редактор "Литера". И ее прежний глава Ерлан Бекхожин, и нынешний руководитель Лев Тараков никогда не забывали об интересах группы Тажин-Тасмагамбетов, даже если им приходилось идти на невероятное жонглерство и конспирацию.
Газета "Жас қазақ" в свое время была создана по проекту администрации Президента в качестве конкурента для "Жас алаш". Позже работала в интересах Дариги Назарбаевой. В прошлом году прошли слухи, что она продала ряд принадлежащих ей медиа-ресурсов. В их числе наряду с информационным агентством "Казахстан тудей" был названа газета "Жас қазақ". Однако по нынешним данным информация о переходе газеты "Жас қазақтың" в другие руки оказалась уткой. Газетой по сей день руководят доверенные лица Д.Назарбаевой.

За ежедневной газетой "Алаш айнасы" стоит премьер Масимов. Именно поэтому в материальном отношении газета является самой благополучной среди казахскоязычных изданий. В отличие от других газет она до сих пор не ощутила трудностей, возникающих из-за экономического кризиса.
По сравнению с другими изданиями газету "Жас қазақ үні" можно назвать поистине независимой. Владелец и главный редактор газеты – поэт Казыбек Иса. Является членом политсовета партии "Ак жол". Несмотря на это, он не подпадает под полное влияние никакой партии или клана. Все дело только в заказе. В любой ситуации выходит сухим из воды. Однако в последнее время газета "Жас қазақ үні" работает в интересах партии "Алға", а точнее, М. Аблязова. Иногда принимает участие в региональных трайбалистских проблемах, дрязгах националистических групп.

Кроме указанных, есть две газеты, имеющие свое место среди казахскоязычных СМИ, это "Қазақ әдебиеті" и "Ана тілі". Но они в основном заняты темой духовности, нежели общественно-политическими вопросами. Поле их деятельности не выходит за границы взаимных интриг среди писателей, также их тема – язык, литература. Ранее газета "Қазақ әдебиеті" входила в государственный холдинг "Қазақ газеттері". В межжузовой борьбе в основном придерживалась позиций Младшего жуза. В результате продолжительной борьбы газета перешла в ведение Союза писателей. Это значит, что сейчас всеми делами в газете заправляют представители рода Албан Старшего жуза и рода Найман Среднего жуза. Политико-идеологическое направление газеты "Ана тілі", как и прежде, определяет писатель Мереке Кулкенов. Он пользуется большим авторитетом на западе, точнее в Атырауском регионе. Можно утверждать, что он идеологический рупор западного клана.
Однако указанные газеты не имеют какого-либо влияния на общественное мнение. Их тираж слишком ничтожен. Тираж каждого выпуска не превышает десяти тысяч экземпляров.

Среди казахскоязычных изданий особое место занимает газета "Жас алаш". В свое время ее тираж достигал шестидесяти-семидесяти тысяч экземпляров, сейчас распространяется тридцатитысячным тиражом. Содержание газеты ухудшилось с приходом на должность главного редактора Рысбека Сарсенбаева. Владелица издания – сноха Р.Сарсенбаева, супруга покойного Алтынбека Сарсенбаева Салтанат Атушева. Сейчас газета ударилась в пропаганду пустой националистической идеи, что вызывает озабоченность проживающей в Лондоне С.Атушевой поскольку после гибели А.Сарсенбаева между властью и С.Атушевой был заключен меморандум. Для надлежащего выполнения взятых на себя обязательств в рамках данного меморандума она поручила контроль за газетой "Жас алаш" О.Жандосову и Б. Абилову. Однако не только они, но и владеющая 75 процентами акций С. Атушева оказались не в состоянии обуздать Р.Сарсенбаева. В прессе писали о нескольких попытках снять его с должности редактора. Однако со смещением с должности редактора Г. Ергалиевой в связи с изменением политической идеологии "Свободы слова" Жандосов и Абилов справились блестяще. По некоторым данным, сейчас они уговорили С. Атушеву продать свои акции людям Булата Абилова. Если это осуществится, в ближайшее время Р. Сарсенбаев уйдет с должности редактора газеты "Жас алаш". Затем его вынудят продать принадлежащие ему двадцать пять процентов акций. Похоже, что Р. Сарсенбаев готов к этому. На сегодняшний день он перевел офис газеты в другое место. Цель – присвоить материальные ценности газеты – землю и построенные на ней здания. Иными словами, подготавливается почва для того, чтобы при продаже газеты было продано только ее название. Поэтому в скором времени "Жас алаш" перейдет под полный контроль групп, работающих в интересах власти.

Учитывая это обстоятельство и слабое влияние казахскоязычной прессы, не стоит паниковать с оглядкой на Ак орду. Ак орда прекрасно осведомлена об этом. Ей осталось лишь решить некоторые нерешенные проблемы. Времени для этого достаточно.

Алмас Бекбердиев

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1297634880
Новости Казахстана
- Касым-Жомарт Токаев и Нурсултан Назарбаев направили телеграммы соболезнования в связи с кончиной Принца Филиппа
- А. Мамин обсудил с руководством "One Web" развитие спутникового интернета в РК
- А. Мамин посетил г. Байконыр и провел переговоры с главой "Роскосмоса" Д. Рогозиным
- Премьер-Министр РК А. Мамин и Премьер-Министр РУ А. Арипов дали старт проекту МЦТЭС "Центральная Азия"
- В Туркестане открылся крупнейший в Центральной Азии туристический комплекс "Керуен-сарай"
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2021 года №198
- Проблемы в сфере ветеринарии обсудили в Сенате
- Кадровые перестановки
- Прошло третье заседание Комиссии по земельной реформе
- Ушел из жизни легенда Шымкента - известный архитектор Бахытжан Аширбаев
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх