В.Сидоренко: Шелковый Путь и ранние караван-сараи Пайкенда 00:34 07.03.2011
Огромную роль, которую сыграла Бухара в истории стран Центральной Азии, во многом объясняется ее историко-географическим расположением на перекрестке трансконтинентальных путей, тесно связывавших не только крупнейшие цивилизации Востока и Запада, но и древнейшие очаги культуры юга со странами севера.
Процесс этот уже прослеживается начиная с погребений степной бронзы Заман-баба, Гуджайли и Кызыл-Кыр, где весь комплекс находок тесным образом переплетается с одной стороны с памятниками Тазабагъябской культуры Хорезма и северной-лесостепной полосы Андроновской культуры, а с другой имеет близкие или прямые параллели древнеземледельческими поселениями Бактрии, Ирана, Индии, что указывает на Среднюю Азию, как одну из маргинальных зон с ранними формами межэтнических контактов и трасс формирующихся связей.
Благодаря исследованиям крупнейших городских центров Бухарского оазиса – Бухары, Пайкенда, Варахши, а также курганных погребений Лявандакского и Куюмазарского могильников, процесс интенсивных связей оазиса с соседними регионами в период античности становится еще более заметным и наиболее массовые торговые связи осуществляются с южными, северными и западными странами.
Но только с периода раннего средневековья городские центры Бухарского оазиса включились в основное звено трансконтинентальной трассы, что привело к быстрому обогащению населения, связанного с торговлей, резкому росту городов по линии трассы, интенсивному взаимообмену научно-техническими достижениями, взаимопроникновению культур и идеологий.
В период классического средневековья Бухара стала массовым производителем на экспорт хлопчатобумажных тканей занданача, которые предназначались для аристократических слоев общества и продавались по ценам шелковых изделий.
Весь процесс торгово-экономических связей был тесно связан с трассами караванных путей, проходивших через Бухарский оазис, и основная ее линия, связывающая Самарканд и Бухару, называлась "Шахрах" (Царская дорога). По данным средневековых источников она составляла 37-39 фарсахов или 6-7 дней пути. Главными пунктами для остановок караванов на этой трассе (из Самарканда) являлись: Зерман, Рабииджан, Дабусия, Керминия, Тававис.
Продолжение этой трассы из Бухары до Амуля на берегу Амударьи составляло 19 фарсахов. Основные пункты на этой трасе: из Бухары – Мастин, Ворота Бухарской стены (Кампыр-дувал), Байкенд, Хион, Амуль и Фарабр.
Местом остановки караванов на трассах путей являлись рабаты-каравансараи, которые на ранних этапах утверждения ислама носили не только функции ночлегов для путников, но и проживания в зимний период гарнизонов газиев, противостоявших набегам кочевников-тюрок на оазисы Центральной Азии.
За последние годы экспедицией Института археологии Академии наук Республики Узбекистан в пригороде городища Пайкенд полностью вскрыт один и частично второй памятники подобного характера.
Первый рабат, датируемый концом VIII-началом IX века, представляет собой квадрат с двумя расположенными напротив друг друга большими и малыми воротами, построенными вокруг прямоугольного двора в гребенчатой планировке, односекционными и трехсекционными помещениями постояльческого характера, складскими, кухонными и служебными помещениями.
Второй, частично вскрытый рабат-каравансарай так же полностью построен с дворовой композицией, в большей степени с однокомнатными и в меньшей – трехкомнатными секциями. Строительство его относится к середине – второй половине IX века.
Анализ полученным материалов показал, что это наиболее ранние рабаты-каравансараи раннеисламского времени, характеризующиеся наличием дворовой композиции, однокомнатными и трехкомнатными секциями, выполнявшие двойственные функции как постоялых дворов, так и места сборов в зимний период газиев.
Виктор Сидоренко
|