И.Решетников: Трудная судьба мечети Бабура в индийском городе Айодхья 07:05 10.03.2011
Трудная судьба мечети Бабура О СОЗИДАТЕЛЬНОЙ и благотворительной деятельности великого узбекского поэта и государственного деятеля Захириддина Мухаммада ибн Умаршайха Мирзо Бабура известно немало фактов. Однако среди памятников материальной культуры, созданных по приказу Бабура, есть один, споры и дискуссии вокруг которого не утихают по сей день. Мечеть Бабура, или Бабри Масджид, расположена в городе Айодхья штата Уттар Прадеш, где была основана в XVI веке основателем династии Великих Моголов.
В истории основания Бабри Масджид говорится, что правитель Бабур до того, как обратить свой взор в сторону Индии, пришел из Кабула на индийскую землю, переодетый в нищего. Он встретился с несколькими мудрецами-мистиками, такими как правитель Джалал-ад-Дин на возвышенности, где сегодня расположена мечеть Бабура, и просил их молиться за его победу. Они в свою очередь просили Бабура о том, чтобы он построил на той самой возвышенности мечеть после того, как исполнится его желание. Возведение Бабри Масджид по приказу Захириддина Бабура было как раз осуществлением просьбы тех мудрецов. В силу своего величественного здания, а также географически выгодного по отношению к окружающим районам месторасположения эта мечеть стала местом собрания и совершения богослужений многих мусульман. После мученической смерти помощника комиссара района Фейз-Абад, в котором расположена мечеть Бабура, с 1538 по 1949 год в этой мечети на протяжении четырех столетий совершались ежедневные пятикратные намазы. На протяжении долгого времени вокруг Бабри Масджид не было никаких проблем, и лишь с прошлого века в индийском обществе появились споры относительно Мечети Бабура. Некоторые стали утверждать, что храм, находящийся за пределами мечети, является местом рождения легендарного богочеловека Рамы. Поэтому индуисты решили воздвигнуть храм для Рамы на месте мечети. Ссылаясь на ряд исторических документов, индуисты пытаются оправдать свои утверждения. Это происходит в условиях, когда в марте 1946 года суд Фейз-Абада в своем вердикте определил Бабри Масджид вакуфной собственностью мусульман. Индуисты наиболее ссылаются на документ, зафиксированный в 1855 году одним британским должностным лицом по имени Нобелох. Исследователь Разави Туси в своей статье под названием "Бабри Масджид – незаконченный рассказ Индии" пишет об этом человеке следующее: "Несомненно, он предпринял подделку такого документа с целью посеять семена этнического и религиозного раздора между индийцами, а также между индуистами и мусульманами. Поскольку провокация разногласий всегда оставалась самым действенным способом обретения господства одной страны над другой. Как и предполагалось, этот поступок стал причиной последующих козней и массовых убийств, свидетелями которых мы являемся и по сей день после разрушения этой мечети".
Вслед за различными столкновениями, многократно имевшими место между мусульманами и индуистами по вопросу владения мечетью Бабура, чиновники в правительстве и службе безопасности Индии под предлогом установления безопасности закрыли вход в мечеть с 1949 до 1986 года, объявив запрет на вход мусульман и индуистов в эту мечеть. Это произошло в то время, когда один из религиозных лидеров индуистов занимался совершением религиозных обрядов в мечети. В феврале 1986 года в результате давления со стороны правительства и индусских экстремистов суд постановил открыть вход в мечеть для индуистов. Сразу же после того, как с двери был снят замок, в шабестане мечети начались религиозные церемонии индуистов. Этот факт вызвал резкие протесты мусульман и в конце концов привел к столкновениям.
Подобные столкновения продолжались под разными предлогами периодически на протяжении прошлых лет. 6 декабря 1992 года Бабри Масджид была разрушена экстремистскими фанатиками-индуистами с целью построить храм Рамы на месте мечети. Вслед за этим произошло одно из самых кровавых столкновений между мусульманами и индуистами. Некоторые аналитики склонны думать, что чрезмерное настаивание индусских экстремистов на том, что Бабри Масджид является местом рождения Рамы, а также их борьба за строительство храма свидетельствуют о том, что лидеры экстремистских индуистов таким образом пытаются найти способ восстановления распавшейся сущности индуизма.
В средневековье индусские храмы нередко перестраивали в мечети: сносили пирамидальную башню и возводили купола и высокие минареты. Таких мечетей в Индии насчитывают около тысячи. Многие полагают, что аналогичная судьба была и у мечети Бабура, называемой мусульманами Бабри масджид.
Согласно индусскому преданию, на месте рождения Рамы, седьмого нисхождения верховного бога Вишну, некогда стоял величественный храм. Он был разграблен войском Бабура, а на его развалинах в 1528 году заложена мечеть. Однако "Бабурнаме" и другие письменные источники XVI века этого факта не подтверждают. Скрупулезное обследование Бабри масджид и ее окрестностей, проведенное в 1970-х – 1980-х годах индийскими археологами по решению правительства, также не выявило признаков существования другого культового сооружения на месте мечети. Тем не менее, в Бабри масджид археологи обнаружили 14 колонн из темного камня, украшенных растительным орнаментом. По мнению профессора Р. Чампакалакшми из Университета имени Джавахарлала Неру, колонны не имеют прямого отношения к храмовой архитектуре и принадлежат строениям бытового назначения XI – XII веков. Их высота 1,5 – 2 метра не предполагает высотного перекрытия. Вопрос об истинном происхождении памятника материальной культуры по-прежнему не решен.
Игорь РЕШЕТНИКОВ, корреспондент "Наманганской правды".
|