И.Решетников: Боборахим Машраб – великий скиталец и поэт ЦентрАзии 00:22 13.03.2011
Боборахим Машраб – великий скиталец
БоБоРАХИМ Машраб (Шах Машраб), как и Мухаммад Сидик Залели, является выдающимся лирическим поэтом-мыслителем второй половины XVII – начала XVIII вв., который мастерски излагал свои глубокие философские идеи различными поэтическими средствами. Мыслитель как создатель своего особого поэтического стиля широко известен не только среди уйгуров и узбеков, но и среди казахов, кыргызов, татар, турков и других тюркоязычных народов. О классике уйгурско-узбекской поэзии, поэте-мыслителе, в народе бытуют многочисленные предания о его скитальческой жизни.
БОБОРАХИМ Машраб родился в 1657 г. в Андижане в семье бедного ткача. Его отец Мулла Вали был образованным человеком. Будущий поэт начальное образование получил в медресе Намангана. Мулла Вали отдал сына на обучение и воспитание богослову Мулле Бозор Ахуну (Хаджи Убайдулле). В это время Машраб изучал и хорошо освоил арабский и персидский языки, овладел достижениями науки своего времени, освоил художественные идеи восточной поэзии, в частности, ознакомился с сочинениями Саади, Хафиза, Ширази, Физули, Джалалидина Руми, Абдурахмана Джами, Лутфи, Алишера Навои и других классиков литературы.
Мулла Бозор Ахун стремился воспитывать молодого Боборахима в духе преданности исламской идеологии, но такая затея учителя не увенчалась успехом. Заметив вольнодумные идеи Машраба Мулла Бозор Ахун отправляет его в Кашгар к самому влиятельному ишану Ходже Аппаку – известному в XVII в. теологу региона, чтобы он приобрел богословские знания и воспитывался там в духе фанатично преданного мусульманина.
Машраб стал мюридом Ходжи Аппака, ему тогда было около 23 – 24 лет. В течение семи лет Ходжа Аппак заставлял молодого поэта ухаживать за его лошадьми и не выходить из конюшни. Машраб не перенял от своего наставника суфистские идеи, у него еще сильнее проявилось свободомыслие. Поэт после такого тяжелого испытания покинул Кашгар и совершил поездку во многие города Восточного Туркестана, написал множество сатирических и юмористических стихов в духе вольнодумства, которые широко распространились среди масс.
Его просветительские идеи стали оказывать влияние на сознание трудящихся. Живя рядом с Ходжой Аппаком и его приближенными, Боборахим распознает подлинное лицо "святых", вскрывает их пороки: притворство, лицемерие, лживость. Моральный облик богослова (Ходжа Аппак держал гарем, насчитывающий около 400 наложниц) и его приспешников вызывает у поэта отвращение. Увидев резкое противоречие между суфийским учением Аппака и его аморально-этическими поступками, Машраб постепенно меняет свое отношение к установкам ислама и становится в глазах ходжей и шейхов вольнодумцем.
Возникает идейное расхождение между учеником и учителем; поэт остается равнодушным к аскетизму суфиев, к идее отречения от земной жизни и обращает свои взоры к реальной действительности. Обеспокоенный этим Ходжа Аппак решил жестоко наказать поэта. Он нашел повод, чтобы изгнать его из Кашгарии, обвинив в проявлении любви к одной из невольниц своего гарема. Об этой печальной истории поэт писал в газели "Несбыточны мои мечтанья…":
Смутил я воплями своими
Любимую Аппак Ходжи,
Но не прервал я их свиданья.
Кому же плакать, как не мне?
С 1672 года начинается скитальческая жизнь Машраба. Он исходил пешком все районы Центральной Азии и Ближнего Востока, путешествовал по Индии. В это время везде можно было встретить скитальцев-бродяг, среди которых можно было встретить много дервишей, деятелей науки, литературы и искусства. Исследователи творчества Боборахима предполагают, что большинство стихов поэта, дошедших до нас через "Диван Машраб", написаны именно в годы его странствований.
Просветительские и гуманистические идеи Машраба, его критика предписаний шариата и осуждение аморального поведения священослужителей привели к яростной ненависти к поэту. Поэтому в 1711 году по решению мусульманского духовенства он был казнен через повешение правителем Балха Махмудом Катаганом из династии Аштарханидов, прославившимся своей жестокостью. Могила Боборахима Машраба находится в с. Ишкашале на юге г. Ханабад в Афганистане.
Игорь Решетников,
корреспондент "Наманганской правды".
|