А.Назаров: Узбекистан ставит ультиматум Пакистану и угрожает Китаю 09:34 19.03.2011
Узбекистан ставит ультиматум Пакистану и угрожает Китаю
Узбекские правители в очередной раз начали показывать зубы всем тем, кто, по их мнению, находиться по "ту сторону баррикады", т.е. На этот раз в противоположной стороне оказалась Исламская республика Пакистан. Поводом недовольства официального Ташкента стала намерения Пакистана по импорту электроэнергии из Таджикистана, которая была выражена в ходе официального визита Президента РТ в ИРП Э.Рахмона на прошлой неделе.
Сразу после окончания визита официальной делегации Таджикистана в ИРП и возвращения их домой, посол Узбекистана в Исламабаде Ариф Каримов встретился с высокопоставленными должностными лицами Министерства воды и электроэнергии Пакистана и передал письмо своего правительства о неодобрении данного проекта. Он позволил себе заявить не только от имени Узбекистана, но уполномочил себя выступить от лица казахского и туркменских народов, утверждая то, что Казахстан и Туркменистан - тоже являются против проекта.
В документе переданного узбекским послом пакистанской стороне имеется отдельный абзац, где в грубой форме Ташкент предупреждает Исламабад о правовых осложнениях, в данном случае, в законно учрежденном Международном арбитражном суде ООН против Индии в отношении спорного строительства проекта Кишенганга, который Индия также не разделяет с Исламабадом.
Одновременно, угадываясь на безрезультатность своего хода, Ариф Каримов уже представляет себе реализованный проект CASA -1000 в рамках которого Пакистан, якобы, уже покупает электроэнергию из Таджикистана и сталь беспокоиться о путях передачи электричества через Афганистан, которая является наиболее уязвимой частью земного шара.
Эксперты полагают, что все подобные усилия официального Ташкента в основном направлены именно против соседнего Таджикистана, прежде всего, против строительства Рогунской ГЭС, проект которого разрабатывался в советское время в Ташкенте, продвигалась для реализации узбекской элитой тех времен и была одобрена узбекскими специалистами.
Международные аналитики опасаются, что в ближайшее время Республика Узбекистан также может "поднять руку" даже на Китай.
Так как, Китай также как Киргизия и Таджикистан, на территории которого берут начало реки региона, заинтересован в создании энергетической биржы, где продавалась бы как электроэнергия, так и вода. А Узбекистан, которая использует эту воду, вовсе не устраивает перспектива платить за нее.
Поводом недовольства РУ могут стать, следующие аспекты и общности КНР и РТ. Во-первых, кроме своего национального ядра, Китай имеет значительную периферию, населенную национальными меньшинствами. Приведем немного сухой статистики, которая наглядно покажет важность Таджикистана для Китая. Огромную часть западной части Китая составляет Синьцзян-уйгурский автономный район (СУАР). СУАР представляет собой территорию, поверхность которой покрыта горами, пустынями, песками, а в недрах находятся большие запасы полезных ископаемых. Но эта территория испытывает острую нехватку воды.
Китай не может развивать СУАР без взаимодействия с сопредельными регионами, и налаживание этого взаимодействия стало стержнем китайской политики в отношении центральноазиатских стран. Для КНР они являются источником воды и энергии, а также рынком сбыта продукции и транзитным мостом в другие страны. Это хорошо видно в политике, которую Китай проводит в рамках ШОС.
Китай проявляет сильную заинтересованность в развитии таджикской гидроэнергетики и в этом нет ничего удивительного. В 2006 году крупнейшая китайская компания, специализирующаяся на строительстве плотин и гидроэлектростанций - Sinohydro, собирается осуществить ряд гидроэнергетических проектов в Таджикистане. В частности, сотрудники компании приступили к изучению нескольких гидроэлектростанций на Зерафшане и Сурхобе. Если эти проекты будут осуществлены, то таджикской гидроэнергетики будет придан мощный толчок в развитии. Этот момент представляется наиболее важным с точки зрения влияния в регионе, где вода ценится на вес золота.
Китаю остро нужна электроэнергия и вода в западных районах страны, особенно в Таримской впадине. Водные ресурсы самого региона, исчисляемые в 26,4 кубокилометра воды в год, ничтожны для населенного и промышленного развитого автономного района. Сотрудничество с Таджикистаном в области гидроэнергетики позволит решить обе проблемы.
Заглянув в историю, мощью любого государства на Западе всегда считалось политическое и экономическое влиянием страны. Китая не исключение. Скорее всего, китайское руководство проводит свою активную политику в Центральной Азии, в том числе исходя из этих соображений.
Таджикистан и Китай объединяют высокие горы и быстрые реки. Таджикистан и Китай входят в десятку самых богатых водными ресурсами стран мира. В пределах территории Китая протекает более 50 тыс. рек. Совокупный объем стока рек страны равен 2,6 млрд. куб. км, или 6,6% стока рек всего мира. Общая протяженность только двух китайских рек – Хуанхэ, которую называют колыбелью китайской нации, и Янцзы, самой длинной реки Китая, берущей свое начало на Тибетском нагорье, - превышает 11 тысяч километров. В Таджикистане формируется около двух с половиной тысяч рек. Их общая протяженность 9 тысяч километров, что в два раза превышает длину окружности Земного шара. Здесь более трех тысяч озер, объем воды в которых составляет 46 кубокилометров. Один из самых высоких в мире показателей объема воды на душу населения – 13 тысяч кубометров – также относится к Таджикистану.
В культуре и традициях всех людей на земле вода и жизнь неразделимы. Далекие предки таджиков и китайцев – дети равнин у берегов могучих и полноводных рек Амударьи и Сырдарьи, Хуанхэ и Янцзы – издревле преклонялись перед водой, считали ее священной.
Геродот отмечал, что "персы никогда не плевались в реку и никогда не позволяли себе и другим мыть руки в реках". Как тут не вспомнить Конфуция, который говорил: "Умный радуется водам". Мудро заметил китайский ученный Лао-цзы: "Вода приносит только блага всему живому и не борется с окружающим миром".
Политолог,
Аркадий Назаров
|