И.Рябкова: Прикосновение к вечности. Красоты ущелья Сармыш (фото) 18:50 14.04.2011
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ
Зачастую люди, в стремлении прикоснуться к тайне преодолевают огромные расстояния. Желая увидеть чудо, едут в другие страны, континенты. А мне повезло! Я живу на земле, где находится одно из уникальных мест, занесенных в мировой реестр чудес.
Ущелье Сармыш расположено в горном кряже Каратау между городами Навои и Нурата недалеко от горного перевала Кара-Карга. Один только вид таинственного и величественного горного массива даже самому опытному путешественнику обещает встречу с тайной.
Словно в колыбели дремлет зеленый сай удобно расположившийся между коническими вершинами уснувших вулканов. Каменные террасы ниспадают по отлогим склонам гор. Нагроможденные повсюду арки и гроты из рассыпающегося кристаллического сланца создают впечатление иной реальности. Речушка, струящаяся на дне ущелья переливается солнечными бликами. Оживленно журчит на изгибах, пополняя свои воды хрустальной свежестью родников.
Первозданная чистота воздуха, пронизанная терпким ароматом горных трав напоминает доисторические времена, когда в этих местах появились зачатки цивилизации.
Об этом свидетельствует признанная в ученом мире самая большая на Земле галерея наскальных рисунков. На территории длиной два километра находится около четырех тысяч петроглифов, которые выбиты на черном сланце. Так называемые поверхности "зеркального скольжения" образовавшиеся при трении магматических пород друг о друга в процессе формирования скальных пород стали созданными самой природой холстами для древних художников.
Нечто подобное ученые уже находили в горных пещерах в Китае и Испании. Но такого количества наскальных рисунков, выполненных последовательно в разные времена и эпохи как в ущелье Сармыш нет нигде в мире. Первые петроглифы были созданы еще во времена Неолита, а самые молодые датируются средними веками.
Возраст самых древних и самых примитивных изображений в различных источниках определяется от 7 до 9 тысяч лет. На них изображены охотники в окружении потенциальной добычи или защищающимися от нападения хищников. Позднее, с развитием цивилизации, сюжетный ряд становится значительно интереснее. Появляются рисунки ритуальных и бытовых сцен. Изображаются домашние животные: коровы, лошади, верблюды, овцы, собаки, красноречиво говорящие о плодородии этих мест.
Множество петроглифов изображают фигуры, в происхождении и назначении которых ученые не разобрались до сих пор, поэтому их условно отнесли к культовым.
Удивительное ощущение трепета охватывает вас при созерцании сюжета увековеченного на второй стоянке. Вечная тема - мужчина и женщина. Уже в те давние времена художник пытался передать их чувства, в результате которых к ним, откуда то с неба спускалась фигурка маленького человечка.
Многочисленные петроглифы разнообразны сюжетно и по технике исполнения. Так, например, некоторые выполнены растертой на жиру охрой, другие выбиты на поверхности хрупкого сланца, вероятно, уже с применением металлических инструментов.
Более молодые петроглифы эпохи расцвета скифской цивилизации. Родственные скифам племена согдов и масагетов занимались скотоводством, были непревзойденными воинами - конными стрелками из лука. Изображенные фигуры всадников, вооруженных воинов отличаются своеобразным изяществом
Согласно Геродоту эти племена поклонялись солнцу. Солнцу они приносили в жертву лучших коней. Смысл этого жертвоприношения заключался в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете.
Символ этого культа запечатлен в удивительно красивом рисунке: грациозно вставшие на дыбы друг перед другом два коня.
Начиная с двенадцатого века нашей эры, в ущелье приходят суфийские дервиши, поэтому на рисунках появляется арабская вязь, рассказывающая о жизни странников и их последователей. Одна из последних надписей датирована 18 веком.
Исследователи, занимающиеся изучением наскальных рисунков в ущелье Сармыш, говорят, что среди четырех тысяч каменных картин ни разу не встретили повторяющихся или одинаковых петроглифов. Каждый петроглиф - уникален, и каждый ряд изображений предстает перед нами как ступень развития цивилизации.
Особое место среди наскальных рисунков ущелья занимают изображения так называемых космических пришельцев - двухголовых человеческих фигур в скафандрах. Эти петроглифы привлекают в последнее время в ущелье Сармыш огромное количество любопытных туристов. В попытках решить оставленную древними художниками загадку неоднократно в прошлом столетии в ущелье проводили исследования экспедиции уфологов - охотников за неопознанным. Но ущелье так и не открыло им этой тайны. Как впрочем, и много других.
Если вы подниметесь на южный хребет, то пред вами предстанет фантастическая картина - сверкающие на солнце базальтовые валуны. Словно созданные рукой скульптора сюрреалиста замысловатые композиции, между которыми словно по лабиринту окаймленные зелеными берегами струятся речушки с прозрачными запрудами. Среди местных любителей туризма это место называется белые камни. Резкая смена ландшафта создает впечатление перехода в другое измерение.
Таинственности добавляет тот факт, что вся эта местность занесена в мировой реестр аномальных зон. Правда этому есть вполне научное объяснение - многочисленные залежи редких руд, подземные источники, сложный горный рельеф и, совершенно особенный микроклимат.
В дополнении к этим чудесам на самом входе в Сармыш есть пещера, в которой жили первобытные люди. Много сложных путей, соединяющих внутренние пространства, расположенные под землей, были идеальным местом, сохраняющим прохладу в течение жарких летних дней и теплым в зимние ночи.
И все же самым привлекательным в этой местности является то, что и в наши дни она предстает перед нашими взглядами практически такой же девственной и чистой, какой была в древности на заре зарождения цивилизаций.
Ирина РЯБКОВА Корреспондент газеты "Знамя Дружбы"
|