Р.Набиев: Возрождается из руин старейший и красивейший караван-сарай ЦентрАзии Рабати Малик (XI в.) 00:45 22.04.2011
Возрождаясь из руин
Музейных работников можно сравнить с хранителями времени, - начал свой рассказ директор историко-краеведческого музея Навоийской области Рамазан Эгамов. - Ежедневные путешествия по коридорам времени, ушедшего в небытие, - это то, что делает нашу работу уникальной.
Очень сложно передать чувства, когда на твоих глазах ведутся восстановительные работы того или иного исторического объекта. Когда по крупицам собираются артефакты, документальные подтверждения и воссоздается первоначальный образ.
Эти чувства я испытал вновь, когда побывал со съемочной группой республиканского телевидения и автором книги "Кармана - древний край" Нурхоном Бекниезовым на архитектурно-историческом объекте XI века Рабати Малик. Еще совсем недавно это место было в руинах, среди которых возвышался полуразрушенный остов арки караван-сарая. Реставрационные работы, проведенные в 2003 - 2004 гг. с затратами в 420 млн. сумов, частично приблизили внешний вид архитектурного комплекса к изначальному. Проведены земляные работы, восстановлены фундамент, арка, полностью отреставрировано и обнесено стеной сооружение сардобы. Сегодня мы с гордостью наблюдаем, как здесь останавливаются автобусы с туристами со всего мира. Каждый из них увозит в памяти частицу истории нашего края.
Я счастлив, что стал участником инициативной группы, объединенной одной целью - полностью восстановить исторический облик архитектурного комплекса Рабати Малик.
Исходными данными стали уникальные документы - фотографии 20-х годов прошлого века, запечатлевшие еще сохранившиеся стены крепости, рисунок и путевые заметки австрийского ученого А.Лемана, датированные 1841 - 1842 гг. Настоящей ценностью стали аксонометрические планы, составленные по данным археологических работ, проводимых в 1970 и в 1997 годах под руководством старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Узбекистана Н.Б.Немцовой. В результате раскопок был выявлен не имевший аналогов в зодчестве Центральной Азии симметричный план Рабати Малик (91х89 м).
Это была сложная многодворовая планировочная композиция с четким делением на южную - хозяйственную и северную - жилую, богато отделанную половину. Почти в центре караван-сарая, у входа в северную половину, располагалась небольшая прямоугольная мечеть с михрабом на западной стороне, указывающим направление на Мекку и минбаром. Стены и михраб мечети покрывал резной ганч с синей подкраской.
Самой замечательной частью Рабати Малика, кроме главного фасада, была северная жилая половина. В центре находилась огромная галерея на колоннах и полуколоннах (50,7х48,5м) с восьмигранной купольной ротондой в середине, а по сторонам - два прямоугольных двора.
Центральная галерея являлась совершенно самостоятельным планировочным узлом, изолированным от остальной части караван-сарая толстыми сырцовыми стенами, с единственным входом с юга и запиралась на деревянную резную дверь с бронзовыми накладками. Центральный зал - ротонда - был самой парадной частью караван-сарая. В своих описаниях А.Леман отмечает, что по углам зала стоят "готические колонны с арабесками". Действительно, по углам восьмигранного зала были двойные сблокированные колонны, арки над которыми, как и весь интерьер галереи, покрывал резной ганч с геометрическим и эпиграфическим орнаментом в стиле "насх".
Грани ротонды были сквозными, что вместе с окружающей ее галереей на колоннах позволяло достигнуть определенного микроклимата, так необходимого летом в азиатской степи. В центре ротонды располагалась восьмигранная суфа для чаепитий и бесед богатых купцов о торговых делах.
Оператор, отсняв со всех ракурсов виды караван-сарая, направился к другому памятнику истории, находящемуся через дорогу от портала - сардобе. Глядя на это сооружение, я попытался в очередной раз мысленно воссоздать ход событий, оставивших в исторической летописи нашего края доказательства уникальной самобытности людей, населявших эту местность.
Простое на вид сооружение - на самом деле удивительно рациональная конструкция - цистерна для сбора и хранения воды. Какими знаниями обладал и чем руководствовался мастер, создававший это творение?! Сегодня мы можем только предполагать, по каким критериям выбрано именно это место, где под землей естественным образом скапливаются грунтовые воды. Сложенная из кирпича цистерна на 12 метров утоплена в землю. Над поверхностью возвышается лишь купол диаметром 13 метров. И ведь выполняет свою функцию уже тысячу лет. При реставрационных работах в 2003 году было принято решение откачать воду из сардобы, чтобы, по предложению специалистов, провести более тщательное изучение. Для откачки воды использовали различные методы: прорыли отводной канал, подключали мощные электрические насосы, но уровень воды оставался неизменным. Так и не увидели дна. И не удивительно. Ведь строились эти сооружения с особенным усердием. Вода в те времена была священным даром, а мастера умели землю сердцем слушать.
Сардоба строилась обычно 5 - 7 лет, трудились над ней всего несколько человек. Спешить на подобных объектах не любили. В среднем на постройку сардобы уходило от 400 до 600 тысяч кирпичей. Но непростые это были кирпичи. Глину для них мастер выбирал тщательно. В древних источниках говорится, что даже на вкус определяли. Замешивали особым способом, с добавлением верблюжьей шерсти. Длительное время выдерживали, на формовку сразу не пускали. После формовки кирпич по году и больше "жарился" на солнце. И если после этого он не трескался, не менял форму - тогда в огонь. После обжига снова строго отбирался по звуку, по форме, по другим качествам. Прошедший все этапы отбора кирпич подавался на стройку. Раствор для кладки замешивался на овечьем молоке и верблюжьей шерсти. В результате получалась емкость не только прочная, но и сохраняющая воду чистой и прозрачной. Неизвестный автор XVI века сравнивал воду сардобы Рабати Малика с изумрудной водой источника Зам-Зам в Мекке.
Весть об источнике воды передавалась из уст в уста. И только затем, во времена правления Шамсулмулк Носира ибн Иброхима, рядом с сардобой на Великом шелковом пути был построен Рабати Малик. В своем произведении "Самария" Абу Тохирхожа Самаркандий пишет, что ни один правитель ранее не возводил строения за пределами Бухары. Рабати Малик построенный в 1069 - 1079 годах, стал первым. Построенный в самом сердце Маверанахра, караван-сарай стал значимым государственным объектом на Великом шелковом пути. Окруженный двумя мощными крепостными стенами, Рабати Малик являлся неприступным укреплением. Первые ремонтные работы караван-сарая произведены в XIV веке. В них приняли участие Мавлоно Ориф Деггароний и Ходжа Бахоутдин Накшбандий.
Древние летописцы сравнивали это сооружение с жемчужиной в пустыне, современники называют его шедевром средневекового зодчества Центральной Азии.
К сожалению, до нашего времени не дошли имена строителей. Персидская надпись над аркой портала, выполненная почерком "цветущего куфи", сообщает лишь, что здание построено "Султаном мира и с помощью Бога стало подобным раю".
В величавом безмолвии возвышается портал древнего сооружения Рабати Малик над скоростной магистралью. Солнечные лучи тысячу лет отражаются сквозь оконный проем купола сардобы на изумрудной поверхности воды. Время безжалостно разрушает даже самые величественные строения. Но благодаря памяти и бережному отношению потомков они возрождаются из руин, олицетворяя великую историю нашей земли.
Руслан Набиев.
|