КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 25.04.2011
20:28  М.Иволгин: Был бы "кэш". Почем статус беженца для казахстанского "венского" затворника Р.Алиева?
19:26  З.Исмолиен: "Рогун" не цунами для Центральной Азии
16:56  По танку вдарило болванкой. У известного кыргызского курбаши Кольбаева обнаружено 7 бронемашин
16:46  Т.Усенов: Школьное образование в Кыргызстане: не справляешься – не учись
16:02  "Тела лежат прямо на улице...". Сирийская армия танками и броневиками пытается подавить восстание в Дараа и Джабле
13:12  И.Адясов: Мубарак-2 - кому мешает Ильхам Алиев?
13:09  С.Тарасов: Ближний Восток: сбываются мрачные прогнозы премьер-министра Турции

12:34  Я.Норбутаев: Кушайте нянь-гао, Ислам Абдуганиевич!
11:56  Самолет в Ливию пытался угнать казахстанский дипломат и писатель - сын друга юности Н.А.Назарбаева
11:31  "20-солагии Истиклолият" средней волокнистости. Таджикские ученые вывели новый сорт хлопчатника в честь 20-летия независимости
11:29  АП: В Таджикистане закрыли не православный храм, а баптистский молельный дом
11:25  А.Симонов: Господин Э.Рахмон, дайте команду прекратить травлю яркого, но неудобного оппозиционера Д.Атовуллоева
11:22  "КазПравда": Минтранском РК забуксовал в коррупционных ямах
10:51  Тиркиш Джумагельдиев: Энергия страха (отрывок из романа)
10:43  Прорыв 360-метровый тоннель. Из тюрьмы в Кандагаре сбежали 476 заключенных
10:01  В госструктурах Таджикистана впервые проведен аудит. Счеты и скрепки на месте?
09:52  Асан Кайгы: Эгоисты, губящие страну. По чьей вине обвалились "на бирже в Торонто акции Правительства КР"
09:43  Сменилось руководство в одной из самых диких политических партий Кыргызстана "БЭК"
09:40  "ЭК": Цена единства. Прошедшие выборы были объявлены триумфом национального единства Казахстана...
09:17  В.Северный: Противостояние. Казахстанская оборонка в опасности!
08:44  Н.Кузьмин: Качество власти. Некомпетентность и коррумпированность управленческой элиты вступают в противоречие с национальными интересами Казахстана
08:36  Foreign Policy: Поймать аркадага. Арабская весна и Туркмения
08:34  Р.Абдуллин: Серийные сирийские убийства. Власти Сирии продолжают расстреливать свой народ
08:26  Собчачьи страсти. Непринятый в недоумки взорвал "Дом-2"
08:11  Грозил перерезать горло стюардессе. Пассажир из Казахстана пытался угнать в Ливию итальянский авиалайнер
08:07  Бахадыр Мусаев: Товарищи, снимите свои персональные противогазы…и вы задохнетесь в смраде, которым здесь и сейчас в Узбекистане, спустя 20 лет...
08:02  Чары Сарыев: Правда об этногенезе туркмен – мифы и констатации (историко-этнографический очерк)
07:59  Foreign Policy: "Вооруженная консультация" для Ливии
07:56  National Interest: Ливия и трагедия постепенного принятия решений
07:52  А.Оторбаева: Так не ДАСТАНься ты никому! В феврале 2009-го президенты Кыргызстана и России...
07:50  24.kg: Что депутаты сделали для Кыргызстана за полгода работы?
07:46  А.Блинов: Мягкая сила БРИКС. Третий саммит быстрорастущих держав показал их укрепляющуюся общность
07:42  Д.Триллинг: Кыргызстан. Кладбища как экскурс в историю
07:39  В.Панфилова: Узбекистан выходит в Персидский залив. В Центральной Азии создают международный транспортный коридор
07:18  Вetter.kz: Забрезжит ли "свет в конце тоннеля"? Казахстанский хлеб всему голова
06:23  У Хью Гранта новая подружка - беременная китаянка Тинглан Хонг
00:51  Кыргызский облом Наделя. Беглому банкиру в Бишкеке вынесен заочный приговор. Первый и, возможно, не последний
00:46  "Дело №": Великий комбинатор киргизской политики Феликс Кулов - путь к премьерскому креслу
00:42  С.Туник: Между исками и трелями. Пусть соловьи не тревожат казэлекторат
00:39  Д.Ювачев: Ничто не предвещало беды. Ливию продолжали "принуждать к демократии". "Фукусима" по-прежнему чадила...
00:37  Б.Мустафин: Вексельная карусель. Может ли Кыргызстан конфисковать казахстанское месторождение?
00:32  "Guardian": Первыми жертвами кыргызских депутатов стали 7 жертвенных ягнят
00:30  Д.Тайнан: Германия идет на все, чтобы сохранить базу в Узбекистане
Воскресенье, 24.04.2011
23:23  Кувейт выделяет повстанцам $177 млн на борьбу с М.Каддафи
21:26  Парламент Киргизии пытается отстранить от должности омбудсмена Т.Акуна
15:01  В Путтапартхи скончался известный индийский йог и гуру Сатья Саи Баба
14:57  Третий арабский лидер - президент Йемена - cметен народным гневом
10:44  Р.Альмеев: Загородный дворец бухарских эмиров "Шербудун". К изучению топонима
10:28  К.Жеенбаев: Как заместитель губернатора Баткенской области три правительства кормил
10:21  Д.Бобозода: Алюминиевый Рогун. Две стороны палки, которой размахивает Э.Рахмон
09:37  А.Никсдорф: Депутатские пируэты. Кыргызстанские политики не устают нас радовать.
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Туркменистан   | 
Чары Сарыев: Правда об этногенезе туркмен – мифы и констатации (историко-этнографический очерк)
08:02 25.04.2011

Правда об этногенезе туркмен – мифы и констатации

(историко-этнографический очерк)

Территория страны, называемая сейчас Туркменистан, ранее называлась Западный Туркестан, или Западный Туран.

Далее Западный Туран, для краткости изложения, и по соображениям, изложенным ниже, будет называться Туран.

В описании истории Турана существуют разночтения, но общее описание примерно схоже. Ниже приводится схематическое описание истории и этногенеза населения, населяющего сейчас Туран. В прежние годы, по различным соображениям, эта информация искажалась и скрывалась от общественности.

Цивилизации

На территории древнего Турана находись крупные центры цивилизации.

Предполагается, что с 14-го века до н.э. на территории Турана проживали такие племена как саки, мусагеты, дахи, аланы и др., относящиеся к скифским племенам (этноним скифы имеет разные толкования). Их языки относились большей частью к североиранской языковой группе индоевропейской семьи. Указанные племена, можно рассматривать как автохтонное (коренное) население Турана. Не исключено присутствие здесь индийских племен.

Население жило здесь в рамках таких государств как Маргиана, Парфия, Хорезм и др., границы которых порой простирались за пределы Турана.

Маргиана столицей имела Мерв, в то время это один из крупнейших городов мира (более 1 млн. населения). Археологические раскопки обнаруживают здесь зороастризм, буддизм, следы индийской культуры, и, что весьма важно, рукописи, написанные на санскрите. Маргиана была известна своими ремеслами и конями.

Юг Турана, западнее Маргианы, входил в государство Парфия, столица – город Нисса (западнее г. Ашхабада).

Восточная часть Турана входила в государство Хорезм. В определенный период столицей был город Ургенч, позднее переименован в Куня-Ургенч (Ташаузская область). До н.э. господствующей религией здесь был зороастризм. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния.

Македонцы (древние греки)

В 329-327 гг. до н.э. территория Турана была захвачена войсками Александра Македонского, сохранившегося в преданиях под именем Искандер (Эскэндер) Зулькарнайн.

Персы

На рубеже VI и V вв. до н. э. часть коренных племен Турана были под властью персов и платила им дань.

Эфталиты

С середины 5-го до середины 6-го вв. н.э. большая часть территории Турана была под властью племен эфталитов (гуннов).

Тюрки

Автохтонным (коренным) населением территории Северной Монголии (Северного Китая?), Алтая и Южной Сибири считается сформировавшаяся там, в 1-м тыс. до н. э., монголоидная этноязыковая общность, называемая тюрками.

Среди них важно выделить группы, позднее известные как огузы, сельджуки, кипчаки и др.

Тюрки – монголоиды различных типов – от смуглых и черноволосых, до светлокожих и светловолосых (например, сары-кипчаки).

Европеоидные тюркозячные племена сформировались уже в 16-18 вв., при смешении тюрков с европеоидами, например, с персами.

Ближе всего к "тюркам-арийцам", вероятно, относятся, например, казахи, киргизы, каракалпаки, часть племен Турана, саха (якуты).

Тюркский каганат

С середины 6-го до середины 7 вв. (с 552 до 658 года) Туран был захвачен тюрками, основавшими свое государство - Тюркский Каганат, с позднее выделившимся Западно-тюркским Каганатом.

С этого периода начинается процесс тюркизации Турана – овладение населением тюркским языком.

Арабы

С середины 7-го по 8 вв. Туран был захвачен арабами и находился под властью Арабского халифата, население было насильственно обращено в ислам. Среди воинов Арабского халифата, пришедших сюда, возможно были негры. За время своего господства арабы оставили крупный культурный след: ислам, арабский алфавит, часть арабских слов и имен собственных. Арабы, насаждая ислам, вырезали всех носителей местной культуры – знать, духовенство, других грамотных людей – чтобы "очистить место для ислама".

Огузы, сельджуки

В 9-11-м веке Туран был захвачен племенами тюрков огузов, позднее сельджуков. Огузы создали здесь свое государство со столицей в городе Мерв. Иногда, по безграмотности, это государство называют "туркменским", что в корне неверно, т.к. племен, которые бы назывались туркменами, в это время не существовало.

По версии сказания - огузы получили свое название по имени мифического прародителя Огуз-кагана (Огуз-хана), описываемого в сказании Огуз-наме* (и эпосе о Деде Коркуте). Однако, скорее всего, этноним "огузы" тотемного происхождения – на древнетюркском языке "ögüz" (огуз) означает "бык".

[*Огуз-наме – фольклорно-литературный памятник, оставивший существенный след в культуре различных тюркоязычных племен. Первая запись карлукско-уйгурской версии 13-14 вв. сделана в 15-м веке.]

Некоторые авторы сельджуков описывают, как ответвление огузов, другие противопоставляют их, но для понимания этногенеза туранцев это не имеет существенного значения.

Возможно тюрки-огузы выходцы из Северной Монголии и/или Алтая.

Кара-китаи

В середине 11-го века государство огузов (сельжуков?) было разгромлено кара-китаями. Отдельные ханы кара-китаи контролировали разные районы Турана до конца 12 в.

Хорезмшахи

С конца 12 до начале 13 вв. территория Турана находилась под властью правителей Хорезма - хорезмшахов.

Монголо-татары

В 13-м в. Туран был захвачен монголо-татарами.

Монголы Тамерлана (Тимура)

Во второй половине 14 в. Туран находится под властью монголов, входил в состав империи Тимура.

Кипчаки

В 14 в. часть территории Турана захватили кипчаки. Кипчаки (половцы, куманы) возможно выходцы из Южной Сибири, верховьев Иртыша.

Персы-2

С 15-го до начала 18-го вв. значительная часть земель Турана была захвачена или контролировалась Персами.

Раздел земель Турана

Понятие "раздел Турана" условно - т.к. это было географическое понятие, а не государственное образование.

С 16-го до начала 19-го в. земли Турана были поделены между Хивинским ханством, Бухарским эмиратом (ханством) и Ираном.

Как указывалось ранее, с 16 по начало 18 вв. значительная часть земель Турана (предгорья Копетдага, отчасти Прикаспий) была захвачена, или контролировалась Персами.

С 17 в. до 1924 г. населенный пункт Ташауз* и часть Ташаузской области входили в состав Хивинского ханства.

[*Название Ташауз происходит от особенностей местности, как это было принято в те времена. Древнетюрк. "даш, таш" - дальний или каменный, "ховуз" - пруд, колодец. Тот же корень, например, в топониме Ташкент (тюрк. "таш" – каменный, "кент" - селение).]

С 16 в. до середины 18 в. г. Чарджоу* с частью Чарджоуской области входил в состав Бухарского ханства, с середины 18 в. до 1924 г. - в состав Бухарского эмирата.

[*Древнетюрк. "чар" – четыре, "джоя" – борозда, грядка, название также связано с особенностями местности.]

Этнонимы тюркаман, тюркман, тюркмани, тюркоман

Этноним, похожий на слово "туркмен" (тюркман), впервые встречается в труде Махмуда Кашгарского "Собрание тюркских диалектов" (11 в. н.э.), однако смысл его не вполне ясен.

Другой известный источник – книга Хивинского хана, потомка монгола Чингиз-хана - Абулгази, - "Родословная тюркман" (1661 г.). Однако, как понятно из содержания книги, под словом "тюркман" он понимал тюрков вообще, и пишет об Иссык-Куле, как об их исторической родине. Сам Абулгази объясняет слово "тюркман" как сокращение от слова "тюркманенд" - "похожий на тюрка". Книга Абулгази – в значительной части фольклорно-литературное сказание, а не исторический трактат.

Анализ различных источников, позволяет понять, что этнонимы тюркаман, тюркман, тюркмани, тюркоман имели широкое хождение во всей Центральной Азии, за ее пределами, и этими словом называли различные тюркские племена и тюрков в целом.

Примерный смысловой перевод этнонимов "тюркман", "тюркмани" – "истинный тюрок". Вторая часть слова в этих этнонимах служила "усилением" тюркской принадлежности. Древнетюркское слово "ман" обозначало - шагать, ступать (кочевать?); "мани" - сперма, семя; "маны" – суть.

Слова "тюркаман", "тюркоман" можно перевести с древнетюркского примерно как "тюрк милостью (божьей)".

Этноним "туркмен" в давних источниках не встречается, т.к. племен, народностей с таким названием еще не было. А этнонимы типа "туркман" имели хождение до конца 19 начала 20 вв., что, понятно, породило известную путаницу.

Этноним теке

По мнению советского историка Г.И. Карпова, название теке возникло в 16-м в. Однако реально тайп с названием "теке" появляется в 17-м в., вероятно в районе Геок-Тепе, и очищает территорию от проживавших там туранских племен.

Тайп теке представлял собой сообщество персидских (отчасти курдских и арабских) племен пришедших с Северного Ирана*, в период, когда предгорья Копед-Дага были иранской территорией. В тайп теке входили персидские роды, курдские и арабские роды (например, "араб", "араб-кызыл-гез" и др.). Аул Баба-Араб (Бабараб), к примеру, - одно из их селений.

{*Версия, будто теке пришли с Мангышлака, не имеет никаких оснований и противоречит всем имеющимся фактам.}

Один советско-туранский историк осторожно писал о том, что теке, в отличие от других туранских групп, имеют "специфически местное" происхождение и в их составе сравнительно мало компонентов древних и средневековых тюркских племен*.

[*Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. Ашхабад, 1991.]

К середине 18 в. теке, проникают в районы Аннау, Тедженского и Марыйского оазисов и захватывают там часть лучших земель.

Овезов Я. Д. писал, как теке изгоняли из своих мест жителей Мурча*. Отстаивая Мургабский оазис ожесточенно воевали с ними сарыки. Но таких историй было множество.

[*Овезов Я. Д. К истории селения Мурча // Известия АН Туркменской ССР, 1953, № 5. С. 9-13.]

Пришлые теке в районах Теджена и Мерва к середине 19-го в. смешались с местными племенами и, по сути, уже представляли собой самостоятельное сообщество племен, отличное от теке Ахала.

Теке представляли собой очень большую, энергичную и агрессивную группу, причинявшую много неприятностей окружающим автохтонным туранским племенам.

Поскольку теке, двигаясь из Персии, "спустились с Копет-Дагских гор", то окружающие коренные туранцы стали называть их (горными) козлами, на языке местных тайпов - "теке"*. До определенного времени туранские племена называли теке (как и персов вообще) татами ("тат" – иноплеменник, чужеземец).

[*Попытка представить дело так, будто вновь появившийся тайп назвали "теке", исходя из "тотемных представлений", не выдерживает критики, т.к. времена тотемизма минули очень и очень давно.]

Топоним Ахал, этноним Ахал теке

В 17-м в., практически одновременно с этнонимом "теке", появляется топоним "Ахал". Примечательно, что до 17 в. данного топонима не было, и до сих пор замалчивается объяснения, как он появился.

Дело в том, что окружающие коренные туранские племена называли представителей тайпа "теке" еще и "ахмал теке" - "подобные козлу".

Позднее выражение "ахмал теке" трансформировалось в "ахал теке". Этноним "ахмал теке" бытовал среди различных племен Турана по меньшей мере еще до 1950-1960-х гг.

Таким образом, местность, занимаемая "ахмал теке" стала называться "Ахал".

Понятно не все рода, входящие в тайп теке, являются "чистыми теке", часть из них, являясь коренными туранцами, вынуждены были назваться теке, чтобы спокойно жить на своих исконных территориях.

Этноним тюрк-мен

"Тюрк-мен" буквально переводится как "я тюрк", смысловой примерный перевод: "Я принадлежу к сообществу, которое называет себя "Я – тюрк".

Этноним "тюрк-мен" достоверно появляется в 17-м в., вслед за этнонимом "теке". Так ("я - тюрк") стали называть себя люди из тайпа теке, чтобы "отойти" от своего персидско-арабского происхождения и "уйти" от прозвища "теке", которое поначалу ими отторгалось. Позднее, поддаваясь влиянию теке, чтобы меньше подвергаться их нападениям, живущие по соседству с ними коренные туранские роды стали в отдельных случаях называть себя тюрк-менами.

Русские

Вождь йомутов Ходжа Непес (в 1714 г.), геоклен Махтумкули*(возможно ок. 1761 г.), группы северо-западных туранских племен в разные годы, в 18–19 вв., обращались к Петру-I, императрицам Елизавете Петровне, Екатерине-II, с просьбами протектората, присоединения к России, предоставления земель.

[*Запись в Учетной книге Государственного архива Астраханской области, 1793 г., Фонд 476, опись 1, дело 355. Интересно отметить, что Махтумкули общался с Ходжа Непесом и, в частности, гостил у него в Астраханской области, на земле, выделенной Петром I.]

С середины 17-го и до конца 19-го века ряд северо-западных туранских родов получают разрешения, земли и переезжают жить в Астраханскую область и Ставропольский край.

Начало 19-го века ознаменовалось официальным вступлением в подданство России туркменских племен - абдалов, чаудоров, игдыров, бурунчуков и бузачи (соответствующий документ датирован 9 мая 1802). Западный регион добровольно вошел в состав России в 19 веке.

В 1869 году Россия заложила основания г. Красноводска и образовала Красноводскую (Закаспийскую) область. Важно указать – это было первое в истории собственное государственно-территориальное образование именно туранцев, а Красноводск был первой столицей.

В 1981 г. сопротивление включению территории Турана в состав России оказали часть родов тайпа теке, мужественно обороняя крепость Геок-Тепе.

Как писал один из участников сражения со стороны русских: "…уверяли, что экспедиция против текинцев необходима для наказания их за набеги на наших подданных… Иомудов, Гокланов, Джафарбайцев, Атта-баевцев"*.

{*Туган-Мирза-Барановский В. А. Русские в Ахал-теке. СПб., тип. В. В. Комарова, 1881. 176 с.}

По одному из преданий, среди теке, кто-то распространил слух, будто русские, по просьбе помогающих им западных и северных туранцев, и с их участием, "хотят полностью уничтожить всех теке", потому сопротивление теке было отчаянным.

Некоторые представители теке пытаются представить Гек-Тепинское сражение, как выступление туранцев "против Российской экспансии" и говорят о том, что другие туранские племена " не помогли им и предали их". Тогда как местные племена Турана - самих теке тогда называли татами (чужеземцами), воспринимали их как оккупантов, и поражение теке восприняли как свою победу. Не надо забывать, йомуты, геоклены, часть чоудырских родов и др., уже воспринимали себя подданными России, защищавшей их от разорительных набегов теке. То есть во время Гек-Тепинского сражения фронт проходил не между туранцами и русскими, а между теке и коренными туранцами, которых поддержала Россия.

Даже марыйские рода, формально относящиеся к тайпу теке, к этому времени уже ассимилировавшиеся с местными туранскими племенами, уже не воспринимали теке Ахала как "своих" (и поныне между ними существует глухая неприязнь). Таким образом, в сражении за Геок-Тепе теке воевали "сами за себя и против всех".

В 1882 г. на территории Турана была образована Закаспийская область с центром в Асхабаде. К 1885 в состав России добровольно вошли Атрек, Теджен, Мерв и Пендинский оазис.

Текезация и турк-мен-изация туранцев

Теке присвоили свое название коням коренных дахо-массагетских племен и стали называть их "ахал-текинские". Хотя эти кони существовали за много веков до появления ахал-теке. Есть особая ирония в том, что лучших скифско-туранских коней стали назвать "ахмал-теке" – "подобные козлу"…

Теке принесли с собой свои персидские узоры в коврах, известных ныне как "ахал-текинские ковры" (сильно ухудшенная копия настоящих иранских ковров), и вытеснили традиционные тюркские узоры. Таким образом, большая часть племен, называющих себя ТЮРК-менами, пользуются не тюркскими, а персидскими узорами*.

{*Отличие тюркских узоров от персидских заключается в том, что в тюркских узорах используются округлые, "природные" изображения - символ солнца, растительный орнамент, а в персидских – абстрактные "геометрические" фигуры, прямые линии и углы. Правда, у туранцев тюркские узоры сохранились в кошме, в частности у емудов, - см., например: Сергей Демидов. О туркменской кошме. Типичный тюркский орнамент отчасти сохранили, например, киргизы и казахи.}

К концу 19-го, началу 20-го вв. русские в полной мере поняли, что теке является доминантной группой и стали в значительной степени опираться на них.

Русские, в частности, поддерживали и культивировали процесс так называемой "туркменизации" - начав именовать все туранские племена самоназванием теке - "туркменами".

Представители коренных туранских тайпов долгое время продолжали себя называть своими историческими названиями, в документах, в качестве своей национальности указывали имя своего тайпа.

Большевики также опирались на теке, как на доминирующую группу и продолжили навязывание другим тайпам самоназвание теке - "тюрк-мен". Известно - ряд представителей коренных туранских тайпов были репрессированы большевиками в годы сталинизма за стремление сохранить свою этническую (тайповую) идентичность, за отказ именоваться самоназванием теке - туркменами.

Царские власти и большевики, проводя процесс туркменизации, вероятно, имели и благие намерения. Они понимали, что туранские тайпы этнически очень разнородны и не являются органичной общностью. Потому русские хотели сформировать некую новую общность на территории Турана и прекратить "историческую вражду" между теке и коренными туранцами, и вражду туранских тайпов и родов между собой.

Большевики, поставившие одной из целей - создание единого языка на территории Турана (для создания единой общности), приняли в качестве эталона диалект теке, и постепенно принудили все остальные племена пользоваться диалектом теке, утверждая его как "туркменский литературный язык".

Большевики, стремясь продолжить процесс консолидации туранцев, придумали и "внедрили" надуманное название страны - "Туркменистан" (звучит несколько нелепо, примерный смысловой перевод - "Страна людей, называющих себя "я тюрк"). Слова "туркмен" и "Туркменистан" надуманы, обусловлены политической конъюнктурой, и не только никак не связаны с реальной историей Турана, но и вопиюще противоречат ей. Поскольку "тюрк-мен" это самоназвание теке, то Туркменистан, как шутят некоторые туранцы, может называться Текестан.

Восстановление целостности Турана, появление туранского государства

В 1924 г. большевики на территории Турана организовывают Туркменскую ССР, придумывается и внедряется новое обозначение – слова "Туркменистан" и "Туркмения".

В дополнение к Ашхабадской, Марыйской и Красноводской областям, большевики передают Туркменской ССР земли Ташауза, Ташаузской области, Чарджоу и Чарджоуской области, входившие с 16-го века в состав Хивинского ханства и Бухарского эмирата*.

Таким образом, впервые в истории племена Турана получают свое государство.

{*До настоящего времени часть узбеков не соглашаются с этим полной мере.}

Этногенетический состав племен Турана

Приведенная выше хронология захвата туранских земель может быть в отдельных частях спорной, или не вполне точной. Однако, общая картина не вызывает сомнений – Туран, начиная с 4-го в. до н.э., на протяжении более 20-ти веков, практически непрерывно захватывался теми или иными племенами и народностями. При этом различные племена непрерывно перемещались с места на место, порой выходя далеко за пределы Турана.

Почти непрерывно – на протяжении 20-ти(!) веков, на территории Турана шли жестокие, кровопролитные, в том числе межплеменные, войны или военные стычки. Как сказал один эрсары, в его роду общая история Турана описывалась как "тысячелетняя война", - действительно, если убрать "мирные передышки" то "чистое время" войны могло составить тысячу лет.

По сути дела Туран представлял собой огромную "генетическую мясорубку", создавшую уникальную генетическую смесь, в которую вошли представители практически всех народностей Евразии.

Обзор истории Турана показывает, что привязывать туранцев к какой-либо одной этнической группе можно только под влиянием идеологически установок или просто по безграмотности. Например, огузы, были территории Турана только примерно 1,5 века из более чем 20-ти.

Состав тайпов (племен) Турана

Туранские тайпы (ед. число на тюркском – тайпа’) представляют собой родо-племенные общности, имеющие общее название. Тайпа’ состоит из родов.

Важно указать – тайпа’ не является кровно-родственным объединением (племенем, в строгом смысле этого слова), а это больше территориальные общности или родовые союзы, - иногда временные.

Также важно отметить, что и роды не всегда являются кровно-родственными союзами. При этом одинаково называющиеся роды, проживающие в разных областях Турана (и за его пределами), не обязательно являются родственными.

Названия тайпов и родов менялись в веках. Они зависели, в частности, от того, под чьей властью находился Туран. Например, после монголо-татар значительная часть туранских тайпов стала носить названия монгольских родов.

Традиционное этническое самосознание туранских тайпов

В этнической самоидентификации туранских тайпов можно выделить следующие факторы: название тайпа, язык и ареал обитания.

В языке (диалектах) многих туранских тайпов есть выражение "тайпа дили", что переводится как "язык тайпа". То есть тайпы, еще до недавнего времени, воспринимали себя как самостоятельные языковые общности. Это в определенной мере соответствовало реальности – диалекты тайпов порой имели существенные различия (определенные различия сохраняются до настоящего времени).

Имя и диалект тайпа, в совокупности с закрепившимся в групповом сознании "историческим" ареалом обитания, создавали феномен самостоятельного этнического самосознания, т.е. члены отдельных тайпов воспринимали себя как самостоятельные этнические группы. И на вопрос о национальной ("миллет") принадлежности еще и поныне представитель туранского тайпа может назвать своей национальностью имя своего тайпа. Это, вероятно, обусловлено тем, что, как было указано выше, туранские племена представляют собой невероятную этническую смесь, делающую невозможным нахождение совместного этнического, кровно-родственного корня иногда даже для отдельных родов.

Вероятно невозможность единой этнической идентификации, была одним из факторов, препятствовавших созданию единого туранского государства.

Антропологические типы Турана

В целом среди представителей туранских родов можно встретить любой антропологический тип – от негров и монголов, до светловолосых и светлоглазых европейцев.

Если выделить крупные группы, то вероятно, можно выделить следующие преобладающие типы.

Теке свойственен персидский тип (монголоиды среди теке – это не исконные теке, а "примкнувшие").

Светлых и "темных" монголоидов много, например, среди йомутов, чоудыров, эрсары. (Тюрки, как было указано выше, генетически принадлежат к китайско-монгольской, желтой расе.)

В отдельных районах Чарджоуской, и частично Ташаузской, областей живут племена – древние коренные жители этих мест, которых теке, в свою очередь, стали называть "татами" (перенося эту маркировку с себя на других). Судя по всему, это потомки автохтонных скифских и индийских племен. Они имеют свою ярко отличающуюся внешность, немного отличающийся язык и даже свою пластику движений. По внешности они больше похожи на индийцев. К этим племенам относят, например, одного из руководителей Туркменской ССР – М. Гапурова.

Тюрк-мен – человек без национальности, - негативные аспекты использования этнонима

1) Историко-идеологический аспект.

При использовании этнонима тюрк-мен как бы утверждается, что все теперешние туранцы – пришлые люди (причем одного племени), "варвары", не связанные с культурными и цивилизационными корнями этого региона. От славной истории туранцев отсекаются великие цивилизации, типа Парфии и Маргианы – будто современные жители Турана не являются потомками жителей этих государств.

Официальным властям сложно преодолевать это противоречие. Говорить, что какое-то племя тюрков основало Парфию и Маргиану - глупо, сказать, что нынешние жители Турана "варвары без культурных корней" – обидно. Отрезая туранцев от их истинных исторических корней, власти вынуждены искать новые – тогда вся духовная культура Турана сводится к сказаниям и мифам об огузах, крови которых в туранцах не больше, чем, например, монгольской. Топоним и этноним "Туран" преодолевает указанное противоречие, соединяя все исторические эпохи и поколения воедино.

2) Историко-культурный аспект.

Этноним "туркмен" не имеет никакого отношения ко всему населению Турана, к его истории и культуре. Это всего лишь случайное, "защитное" и не очень удачное самоназвание одного из пришлых тайпов - теке. В это смысле ахал-теке, безусловно, правы, говоря, что истинные туркмены – это только ахал-теке, так как изначально турк-менами называли себе только ахал-теке.

3) Межплеменные отношения, дезинтеграция.

Этноним тюрк-мен невольно делает акцент на корнях некоего тюркского племени, в то время как туранцы – люди "всех кровей мира". Этноним "тюрк-мен" провоцирует разговоры "о чистых и не чистых туркменах", консервирует деление на тайпы и роды, делая это фактором внутриполитической жизни. Это разобщает народ, препятствует созданию единой общности, способной консолидироваться для достижения общих, а не тайповых или родовых целей. Аспект тем более актуальный, что в последние годы дезинтеграция регионов по тайповому и региональному признаку, рост регионального самосознания, усиливаются.

4) Алогичность этнонима "тюрк-мен".

Если человек говорит "я туркмен", по тюркски это будет звучать: "мен тюрк-мен" (буквальный перевод - "я тюрк я"), то он дважды используется местоимение "я", что звучит не очень логично. Смысловой перевод выражения "мен тюрк-мен": "Я отношусь к народу, который себя называет "я тюрк", - но это формулировка, с логической точки зрения, не отвечает на вопрос: "Кто ты по национальности"? Т.е. можно возразить: "Ну, хорошо, ты относишь себя к народу, который себя называет "я тюрк", но кто ты сам по национальности?"… То есть с формально-логической точки зрения этноним "тюрк-мен" не является этнонимом, получается тюрк-мен – человек без национальности.

5) Психологические проблемы.

Психологический анализ использования этнонима "я тюрк", то есть постоянного использование местоимения "Я", при само-презентации и этнической самоидентификации, усиливает кичливость, тех из туранцев, что и так склоны к кичливости. Когда человек часто говорит "я, я, я"("я тюрк, я тюрк, я тюрк"), это плохо влияет на его поведение.

Исходя из изложенного выше, представляется целесообразным и необходимым назвать страну Туран, а жителей называть туранцами. Надо вывести туранский народ из мрака "забвения", вернуть к своим подлинным корням и своей истинной истории.

P.S. Уже мало кто помнит и знает, что этноним "турки" впервые появился лишь в 1923 году, в стране, которая в это же время получила название "Турция". Еще не прошло 100 лет, а всем кажется, что так "было всегда".

25 апреля 2011 г.

Чары Сарыев (Туранский центр кросскультурных исследований)
получено от -
erkintm@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1303704120


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх