К.Жумаев/С.Абдуллаев: Художественная вышивка Бухары из сокровищниц Ситораи Мохи Хосса 12:58 22.05.2011
В летней резиденции бухарских эмиров "Ситораи Мохи Хоса" сегодня находятся музей - заповедник. В коллекции музея прикладного искусства Мохи хоса наиболее богато представлена одна из чудесных видов узбекского народного творчества - вышивка.
Художественная вышивка Узбекистана, как никакой другой вид народного декоративно - прикладного искусства несет в себе высокие художественные достоинства и традиции материальной и духовной культуры народа, имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с традиционным укладом жизни, обычаями и обрядами. Особое место среди традиционных центров вышивки Узбекистана принадлежит поистине блестящей школе художественной вышивки Бухары конца XIX - начала XX века.
Национальная традиционная вышивка Бухарского вилоята, являющаяся одной из самых старинных школ художественной вышивки страны, имеет свои, присущие только ей художественные особенности, стиль, композиционные решения, орнаментальные мотивы и технические приемы.
Город Бухара, будучи центром искусства вышивки, "диктовал моду" городам и крупным селениям бухарского региона. В научной и специальной литературе первые упоминания о "вышивке из Бухары" встречаются в книге Наршахи "История Бухары". Самая древняя вышивка в технике "йурма", датируемая V веком до н.э., найдена в Китае. Сам шелк завозился в Среднюю Азию из Китая начиная уже со II в.н.э. Однако возможно, что в Бухаре шелк знали намного раньше, если учесть географическое расположение города. Широко известны фрагменты так называемых тканей "занданачи" по названию селения Зандана близ Бухары, датируемые VII - VIII вв. н.э.
К сожалению, древние образцы вышивок Бухары не дошли до наших дней.
Время расцвета вышивки Бухары проходится на 2 половину XIX - начала XX вв. В этот период Бухара была столицей государства, 25% населения составляли ремесленники. Только во дворце эмира творили около 400 замечательных мастеров различных видов ремесел - ткачей, золотошвеев, медников, чеканщиков, керамистов, каллиграфов и др. Их творческое общение, сотрудничество наложило на бухарские декоративные изделия свой неповторимый отпечаток, способствовало взаимообогащению художественных стилей и обеспечили народному искусству Бухары поистине мировую славу.
Хранящиеся в музеях и частных коллекциях уникальные образцы вышивок, выполненных в Бухаре, относятся ко второй половине XIX - начала XX века. В отделке бухарских вышивок нашли свое отражение орнаментальные мотивы, почерпнутые из архитектурного декора средневековых памятников Бухары. Бухарские вышивки выполнялись в основном на домотканых материях - карбосе, полушелке, атласе, адрасе и малла.
Коллекция, состоящая из реквизированных в 20-х годах у последнего эмира вышитых изделий, состоит из подаренных, когда-то представителям династии Бухарских правителей образцов, являющихся бесценными произведениями искусства бухарской вышивки. В музее представлены разнообразные виды вышивок - сюзане, доури, жома, жойпуш, жойнамоз, дасторпеч, яктак, шоливар, кулох, юзгир, этик, эгарпуш и др., выполненные в технике "йурма", "илмок", "кандахаел", "даравш", "дуруя". Исполненная на высочайшем профессиональном уровне вышивка в технике "йурма" образовывает на поверхности изделий дополнительный узор "кабаррик-буртма", создает орнамент с богатой цветовой гаммой. Каждая деталь орнамента вышитого иглой или крючком отличается виртуозностью и тонкостью исполнения.
Характерная особенность бухарских вышивок - мастерское использование цветов. Ритмичное чередование голубых, серых, фиолетовых, желтых, золотистых, красных, малиновых, зеленых цветов создает неповторимую цветовую гамму, определяет колорит, характерный именно для бухарской художественной вышивки. Лаконичность и вместе с тем гармония цветов, тончайший переход цветового тона, прозрачная напоминающая акварельную прозрачность лессировки характеризует классические произведения вышивальщиц Бухары.
Для бухарских городских вышивок конца XIX века характерно разнообразие композиционных вариантов орнаментальной декорировки вышивок, их цветового решения, великолепный подбор растительных узоров, использование на центральном поле сюзане в ромбовидных формах композиций "тупбарггул", "доирагул", - "шохча". Поэтому ни одно сюзане XIX века не похоже на другое.
Сюзане имеет прежде всего утилитарное назначение и является предметом украшения интерьера узбекского дома. Сюзане составляло основу приданого невесты и часто расшивалось золотыми и шелковыми нитями. Оно несет в себе и сакральное значение - по поверью, предохраняет молодоженов от сглаза, злых духов; поэтому им, как правило, накрывали ложе новобрачных. Со стены сюзане снималось только после рождения первого ребенка. В семье сюзане переходило в качестве наследства от поколения к поколению. Оно имело и другие символические функции, являясь атрибутом значимых событий в жизни узбеков.
Бухарскую традиционную вышивку конца XIX - начала XX века отличает тонкость и изящество рисунка, яркость и нежность красок, особый, выразительный композиционный строй, отражающий архаические пласты народного творчества, тесная генетическая связь поколений мастеров орнаментального искусства и во многом дошедшая до наших дней в формах средневекового народного искусства.
Также надо отметить ее тесную связь с народным фольклором, что и обеспечило этому виду художественного ремесла широкую известность, расширило композиционные средства и приемы. Коллекция художественной вышивки экспозиции музея является одной из самых богатых среди подобных экспозиций музеев Востока.
Кореғди Жумаев, кандидат искусствоведения, директор музея народно - прикладного искусства Ситораи Мохи Хосса.
Сухроб Абдуллаев, преподаватель кафедры изобразительного и прикладного искусства Бухарского государственного университета.
|