КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 09.06.2011
12:21  Fitch понизило РДЭ в иностранной валюте четырех банков из Узбекистана до уровня "B-"
12:16  Право быть равными. Как работает "Центр содействия мигрантам" Казахстана
11:05  В Казахстане на госуровне разработают "Концепцию развития умеренного ислама"
10:53  Нефтяники-иностранцы не хотят уезжать из Казахстана
10:41  Чудом остался жив... волной отбросило, перевернуло и швырнуло на спину. Рассказывает командир казахстанских саперов в Ираке майор Жазыкбаев
10:27  "РС": Сколько украл Курманбек Бакиев? Всего-то $240 млн
10:25  З.Исмолиен: Таджикистану грозит "шок в экономике"

10:22  Д.Атабаев: Взлет и падение Гурбанбиби Атаджановой. Как экс-генпрокурор Туркмении сидит в тюрьме
10:19  А.Саидов: Материализация идей. Партий в Казахстане мало. Зато есть группа протопартий
10:12  Asia Times: "Пренебрежение" - лишь этап российско-индийских отношений
10:09  "Единая национальная трагедия". Именно так расшифровали ЕНТ казахстанские выпускники нынешнего года
10:08  К.Макиенко: Вот тебе и турки... К итогам форума оружейников IDEF-2011
10:03  Сапа Мекебаев: Смеяться над собой надо так, чтобы другим неповадно было
09:58  В Уфе учрежден Международный конкурс переводов тюркоязычной поэзии "Ак-Торна"
09:53  Ю.Мазыкина: Кыргызстан. Отрицательная энергетика
09:52  В.Янцен: В Кыргызстане национализм давно стал инструментом, с помощью которого можно добиться власти
09:50  М.Кыдыралиев: Кадровый лабиринт системы государственного управления Кыргызстана
09:49  Учредитель FM-радио Таджикистана "Ватан" Д.Амонов приговорен к девяти годам лишения свободы
09:48  Казахстанские сенаторы не стали ратифицировать соглашение с НАТО об отправке военных в Афганистан
09:46  Бабский курултай. В Кыргызстане создан форум женщин-депутатов
09:44  Н.Абсалямова: Исламская резолюция от Нурсултана Назарбаева
09:38  Головой об рояль? Всемирно известная пианистка экс-казахстанка Элеонора Бекова попала в британскую каталажку за то, что... поколотила британского мужа
09:33  Гейдар Джемаль: "Этот Халифат будет организован и проспонсирован Западом..." (интервью)
09:29  А.Шароградский: Китайские инвестиции в Ливии гигантские - в 50 проектов вбито $18,8 млрд
09:26  Der Standard: Гонка за каспийским газом в полном разгаре
09:24  В.Скосырев: Назвать убийство бен Ладена победой и уйти. Обама решает, сколько солдат выводить из Афганистана
09:23  С.Мамедов: Европейская экспансия Азербайджана. Баку расширяет географию инвестиций и поставок углеводородов
09:21  В.Панфилова: "Манас" надолго останется американским. США готовят войска к переброске из Афганистана в ЦА
09:20  "Литер": Страсти по урану. Конкурентная борьба за "небесный металл" нарастает
09:17  К.Карабеков: Киргизии грозят прошлогодними волнениями. Если виновники ошской резни останутся безнаказанными
09:05  Г.Бендицкий: Героиновая симфония. "Хоргосское дело" казтаможенников вышло совершенно на новый уровень
08:56  Э.Сагитова: Раззудись, плечо! Размахнись, рука! В Интернете появился новый сайт: www.guljan.org
08:36  "Пресс.kg": Айдар Акаев хочет вернуться и стать президентом Киргизии?
08:16  Р.Стуруа: Саакашвили - "армянин, присланный армянским лобби США для унитожения Грузии"?
08:07  Н.Исмаилова: Слово и дело финпола Казахстана
07:55  Р.Челикенов: "Народная дипломатия" по-таджикски
07:45  В Актау появилась улица красных фонарей. Жители требуют освободить Центральный парк от проституток
07:30  "КП": Детективная история, случившаяся с женой актера Алексея Петренко Азимой Абдумаминовой и подмосковной полицией
07:18  В Азербайджане снесли памятник Мубараку
07:13  Wall Street Journal: Чтобы не подчиняться требованиям Казахстана, Google перенаправляет трафик
07:06  В.Верк: О состоянии нестояния. Должен ли казпарламентарий принимать участие в повышении надоев и деторождаемости?
00:23  Свистать всех наверх! Советский крейсер "Варяг" стал китайским авианосцем
00:19  С.Чериков: Феномен Ислама Каримова как последнего из могикан реальной политики в СНГ
00:16  Х.Мухсумадьен: О предках народов Центральной Азии и не только…
00:07  В Новосибирске задержан главарь местного филиала секты "Алля-Аят" В.Мильштейн
Среда, 08.06.2011
17:48  "Мы сможем построить технопарки для швейников...", - Р.Отунбаева толкнула речь в Вене
13:34  Здесь вам не ночлежка!.. "Госсекретарь США Хиллари Клинтон проспала в аэропорту "Манас" полтора часа"
13:31  New York Times: Предстоящий вывод войск НАТО беспокоит и само афганское правительство
13:27  Родила мама Зиночку... Нацбанк Киргизии возглавит З..Асонкожоева
13:23  "Independent": Народ против президента. Сирийский режим оказался в серьезной опасности
12:10  Узбекистан заканчивает перепрофилирование Ташкентского авиазавода в автосборочный. Далее - арбастроительный, кетменевыпрямительный...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Х.Мухсумадьен: О предках народов Центральной Азии и не только…
00:16 09.06.2011

О предках народов Центральной Азии и не только…

Эта очерки вызваны к жизни многочисленными публикациями об истории и предках народов Центральной Азии, появившимися в последнее время в Интернете. Некоторые их них близки, другие содержат иные мнения по этим вопросам. Большинство же из них противоречат мифам и убеждениям, сложившимся в прежнее время и во многом еще удерживающимся на постсоветском пространстве. Но о них надо знать, чтоб не быть в вечном плену у заблуждений, навязанных советским востоковедением, которое не только отняло у народов Центральной Азии его прошлое, но сделало многое, чтоб они не смогли его познать.

1. В своей книге "Узбеки. И вокруг них", изданной в 2006 г., я писал "Предки узбеков были арийцами… Царем Турана, по преданиям, был Афросиаб (Алп Эр Тунг). Он был убит в 626 г. С него начинается узбекский народ. И изначально древние узбеки были туранцами…".

2. На древность их происхождения узбеков указывал еще Алишер Навои (1441-1501 гг.). В своей поэме "Саддий Искандарий" ("Вал Искандера"), написанной в 1499 г., он отмечал, что для участия в битве с Александром Македонским к персидскому царю Дарию:

… хлынули, как реки в океан,

Полки из ближних и далеких стран

Иран, Туран, Монголия, Китай…

Все поголовно поднялись в поход….

Всех войск вожди-цари – к Даре пришли…

Среди них был Чина властелин хакан,

Был падишах индийцев Кара-хан…

Был Тимур-Таш - орды кыпчакский хан…

Был Давали, султан земли Ширван.

В составе правого крыла армии Дария, которое "от Самарканда и до Чина (Китая) шло", было:

Шесть сотен тысяч - на крыле одном…

Узбеков было за сто тысяч там.

Кыпчаков полтораста тысяч там.

Там воинов Чина был отборный цвет…

Там … хан Конграт

Своих калмыков выстроил в отряд…

Но больше там монголов поднялось…

Мангыты там…

Мавераннахра далее сыны…

3. Алишер Навои является основателем узбекского языка и литературы. Значит, до его времени у узбеков был другой язык. Какой? Сартский. Корень слова сарт - сар – обозначает день, солнце, а на санскрите – город; на персидском же языке слово город звучит как шахр. Корень сар входит и в

2

название главного праздника основных автохтонных народов Центральной Азии согдийцев и хорезмийцев - Новый год, или, как его тогда называли, Новый день. Согдийцы называли его наусард (нау-сард), хорезмийцы - наусарджди (нау-сард-жди). У персов же он назывался немного иначе - науруз (нау-руз) и связывается с У1 в. до н.э., когда Зарутастр беседовал с Ахура Маздой и Кей Хосров поднимался на троне в воздух, распределяя доли счастья людям.

И термин сарт в этом контексте обозначает только одно – солнцепоклонник и горожанин, и не что-либо иное. Кстати, арийцы были солнцепоклонниками, а зороастрийцы – огнепоклонниками.

4. В своем трактате "Суждение о двух языках" ("Мухокаматул-лугатайн", перевод А. Малеховой), говоря о тюрках и сартах, которые в начале 20-х годов ХХ века были отнесены к узбекам, Алишер Навои отмечает, что:

"Эти два племени во всех своих поколениях сильно перемешаны друг с другом, а разговор между ними и понимание друг друга беспрепятственны…".

"Пока держава находилась под властью арабских халифов и султанов - в те времена небо воссияло для пишущих светочем арабского языка…".

"А когда держава перешла от арабских и сартских (выделено мной – х.м.) султанов к тюркским ханам, то после эпохи Хулагу-хана - от времени несравненного султана Тимура Корагана и вплоть до правления царственного сына его Шахруха - стали появляться поэты, писавшие на тюркском языке".

При этом Алишер Навои подчеркивает, что "поскольку в некоторых краях и странах державы сартские султаны (выделено мной – х.м.) были самостоятельными - именно поэтому появились поэты, творившие по-персидски. Таковы Хакани, Анвари, Камал Исмаил, Захир и Салман, создававшие касыды; прославившееся в жанре месневи - наставник наук Фирдоуси, и избранник времен Шейх Низами, и индийский чародей Мир-Хосров; творившие газели - провидец времен Шейх Муслихиддин Саади, неповторимый в веках Ходжа Хафиз Ширази". К ним (сартским султанам) Алишер Навои отнес и великого тюрка-сельджука Тогру-бека (1038-1063), и эмира Фарса, Кермана и Курдистана музаффарида Шах-Шиджа (1359-1384), при котором жил Хафиз Ширази.

Все вышеуказанные строки написаны Алишером Навои в ХУ веке.

В то время большая часть Центральной Азии, или как ее ранее называли Средняя Азия, еще не была завоевана шейбанидами, которые были кочевыми узбеками. Многие считают, что именно им узбекский народ обязан своим именем. Однако, как видно из изложенного, термин "узбек" существовал еще задолго до них. При этом шейбаниды отбросили Центральную Азию назад, к постмонгольским временам, разрушив цивилизацию, созданную здесь Тимуром. А позже царская Россия законсервировала созданные ими Бухарское и Хивинское ханства, превратив их в свои протектораты и аналог индейских резерваций Америки.

В то время знали, что в мире есть страны Иран, Туран, Монголия, Китай, Хорезм, Ширван, Мавераннахр (А.Навои упущен почему-то Хорасан –

3

х.м.). Но, кроме узбеков, кипчаков, калмыков, монголов и мангытов, других народов на территории Центральной Азии еще не знали, а значит, их там не существовало.

В то время в Центральной Азии знали, что от времен халифата до тимуридов Тураном и Ираном правили только арабские, сартские, тюркские и монгольские династии. Одной из них и были Саманиды, государство которых занимало не только часть Турана, но и часть Ирана.

5. О Саманидах. Династия эта сартская. Их государство занимало юг Центральной Азии, Афганистан и восток Ирана, входивших тогда в арабский

Багдадский халифат. Оно возникло в 875 г., через 224 года после разгрома арабами персидской империи Сасанидов (651г.), и ликвидировано тюрками - Караханидами и Газневидами в 1005 г., просуществовав 130 лет. Новая персидская династия Сефевидов возникла только в 1501 г., или через 496 лет после разгрома государства Саманидов.

Предки Саманидов получили власть над Мавераннахром в начале 1Х века от халифа за подавление восстаний коренного населения Центральной Азии, боровшихся за освобождение от арабского засилья. И сначала их двор в Бухаре был не только центром традиционной арабской учености, но и главным жандармом халифата на востоке. Именно Саманиды разгромили до конца зороастрийцев, которые были вынуждены эмигрировать в Индию, где стали называться парсами, именно они подавили саффаридов и других политических противников халифа.

Однако уже с 861 г. реальная власть в халифате принадлежала тюркской гвардии, к 870 г. власть халифа в Персии была ограничена лишь Ираком. С 945 г. начался развал халифата, и практически везде власть перешла к местным правителям.

В этих условиях и Саманиды объявили независимость своего государства и попытались сделать его преемником древней Персии, возродив ее былое величие. По их заказу Фирдоуси создал свою версию происхождения иранского народа, ставшую позже официальной. И если в эпоху ариев, Центральная Азия была прародиной иранского народа, то во времена Саманидов она стала местом рождения истории этого народа и прародиной новоперсидского языка и литературы. На этом фоне считать Саманидов основателями таджикской государственности, идея о которой вряд ли принесла бы им в то время вообще какие-либо политические дивиденды, крайне сложно. Тем более, они не считали себя таджиками, заявляя о своей причастности к древним персидским династиям. Таджиков же в то время называли аджами. При этом так называли тогда не только их, но и всех не арабов, в т.ч. и узбеков, проживавших на территории халифата.

6. Происхождение названия узбекского народа большинство востоковедов связывают с именем Узбек-хана, самого выдающегося хана Золотой орды. При нем ислам стал там государственной религией. Благодаря нему возникла Московская Русь. Многие считают, что узбекский народ своим именем обязан династии шейбанидов, которые были кочевыми узбеками. Но это не так, как уже сказано выше.

4

Вместе с тем имеются и другие версии, на которые не хотят обращать внимания. Так почему-то осталась вне зрения легенда о происхождении узбеков, опубликованная в "Туркестанских ведомостях" (№ 97 за 1900 г.) этнографом А. Диваевым. Она была записана им на основе рукописи муллы Кубея из рода Канглы конца XIX в. и еще до этого почти полностью включена хивинским историком Абулгази в историю хорезмских ханов.

Основное ее содержание сводится к тому, что узбеки ведут свое начало от пророка Ибрагима (Авраама). Все они были связаны родством с Кахофой – отцом первого праведного халифа Абубакра, главой одного из крупных купеческих родов Мекки. Родоначальники их прибыли к пророку Мохаммеду из Туркестана, их были 92 человека, и все они были сыновьями Кахофы, т.е. сводными братьями Абубакра. Роды их не понимали ни арабского, ни персидского языка, и носили названия таких известных позже племен как Минг, Джуз, Кырк, Джалаир, Кунград, Алгын, Кыпчак, Кенегез, Кят, Хитай, Канглы, Катаган, Огуз, Арлай, Буркут, Мангыт, Мавгвий, Алаут, Мыск-Мер-кет, Киргиз, Казак, Араб, Кадай, Туркмен, Дурмен, Митей, Татар, Джамбай, Уйгур, Сауран и т.д.

При этом пророки, происходившие из этого племени, говорили, сначала на арабском языке, затем, когда их представители стали султанами, узбеки говорили на языке "аджам", а после того, как стали говорить на тюркском языке, их начали уже называть тюрками. И когда их родоначальники явились к пророку Мохаммеду, он произнес узи келди, т.е. "сами пришли" (добровольно). А потому и назвал их узбек, иными словами: сам себе господин.

Однако на самом деле термин "узбеки" - это не самоназвание народа, а этноним, название, которое ему дали его другие, соседствующие с ним народы. И сначала он означал "иные беки" или "иные правители", который потом превратился в "сам себе господин". Первоначально же этот термин имел совершенно другой смысл, а именно – "добрые боги". Тем самым персы хотели задобрить своих правителей - тюрок, а может и на самом деле они были такие.

Об этом говорит иранский исследователь Х.Сабохи. Он пишет: само слово "узбек" уйгурского происхождения и носителями его до Узбек-хана были потомки уйгурских хаджибов (министров двора – х.м.), имевшие высокое положение в тюркских династиях государств Сельджукидов и Хорезмшахов.

В У1-УП вв. началось распространение согдийцами зороастризма среди карлуков и уйгуров. При этом имя своего главного бога – Ахура-Мазды (Ормузд, Хормузд) было переведено ими как Ughuzbag – "добрый бог" (Ughuz - добрый + bag – бог). Его противника бога Ахримана (Хурмуздз) означали словом "Еvuzbаg" – "злой бог" (Еv - нечистая сила, враг + bag – бог). Некоторые карлуки и уйгуры дали своим сыновьям имя "Ughuzbag". В течение последующих 500-600 лет оно, подобно слову "Алполмиш" ("побеждающий

5

витязей") превратившееся в "Алпомиш", в ХШ-Х1У вв. приобрело форму "Uzbak" (Uzbag).

В такой форме оно писалось и звучит у арабоязычных, ираноязычных и туркоязычных народов. Имеет добрый смысл и истолковывать его по другому не надо.

7. Предки узбеков и таджиков были арийцами. До советского времени большинство ученых, в т.ч. В.В.Бартольд, полагали, что именно Центральная Азия явилась местом колыбелью индоиранцев, там сложилась прародина тохаров, а ее коренное население всегда принадлежало к арийским племенам. Здесь возник зороастризм, родилась Авеста. На это указывает и название Хорезма, которое происходит от искаженного название главного бога этой религии Ахура-Мазды (Хорамазд, затем Хоразм).

Отсюда большая часть арийских племен несколькими миграционными потоками направилась на Иранское плато, в Индию, в Китай. Там они создали государства, которые вошли в историю как арийские – и по языку, и по этносу, и по государственному образованию. Об этом свидетельствует сама Авеста, где говорится как минимум о трех таких потоках и перечисляются страны, где обитали арии до своего передвижения в Иран. Таких стран пятнадцать, и за исключением, Ария Ваэджа, то есть "арийский простор", остальные 14 либо относятся к Центральной Азии, либо мифичны, либо до сих пор точно не локализованы. Первой из них названа Согдиана, т.е. современный г. Самарканд.

Арии появились в Центральной Азии в ходе движения, на пути из юго-восточной Европы на восток, примерно 4500-4000 лет назад и жили здесь примерно 500-1000 лет. 3900-3700 лет назад отсюда они начали новое движение на юго-запад и вошли в Иран. Оставшиеся здесь племена арийцев стали здесь древними каспиями, хорасмиями, согдами, парканами и бактрийцами.

Еще через 200-300 лет "произошло ужасное". Согд (Зеравшан) перестал доходить до Амударьи, а сама Амударья поменяла русло, ее воды перестали впадать в Каспийское море. Жизнь стала уходить с большей части Центральной Азии. И тогда началось новая миграция арийцев. Одна их часть двинулись на юг и достигли севера Индии. Другая продолжила движение на юг и запад и 3300-3100 лет назад вошли в Иран, в дополнение к тем ариям, кто передвинулся туда прежде из Центральной Азии или, как считает сейчас часть ученых, из южнорусских степей через Кавказ. Примерно тогда же еще одна часть арийцев ушла из Центральной Азии на восток, в Китай, где позже стали известны как тохары

Туда ушел и арийский язык, который в Иране стал называться древнеперсидским, а в Индии санскритом, в Китае - тохарским. Вместе с ним ушли на юго-запад и названия арийских племен, уже осевших в отдельных частях Средней Азии, в частности, Фарганы. Корень этого слова пар стал входить и в название племени парсиев, и в само древнеиранское название Parikana, которое распространилось в различных областях Ирана.

6

Таким образом, иранский язык пришел вместе с арийцами в Иран из Центральной Азии, а не наоборот, как считали позже, что якобы персы принесли его в Центральную Азию и поэтому языки его коренных народов - согдийцев и хорезмийцев являются восточно-иранскими.

8. В УП в.до н.э. в Центральной Азии возникла первая мировая религия – зороастризм. Именно там пророк Зороастр основал эту религию, которую не приняли соплеменники и изгнали его из своей среды. В отместку он переименовал арийских богов: их боги – девы стали у него злыми демонами. (Позже, также был изгнан своим народом и Иисус Христос, провозгласивший одну из новых религий мира). Однако эту религию приняли другие соседние племена. Они стали звать оставшихся верными своей вере арийцев турами, т.е. "стоящими" или "непреклонными".

Слово тур имеет и другие значения. От него произошли слова тура или торе – "право", "закон", "верх" и возможно и сам термин "тюрк". При этом это не уничижительное название, как считают некоторые. Это имя-"оберег" кочевых арийцев, которыми их стали называть оседлые арийцы, ставшие земледельцами, подчас богатыми, но находившиеся всегда под угрозой разорения и уничтожения со стороны бывших своих соплеменников, потому что туры – это арийцы, оставшиеся навсегда всадниками и правящим сословием везде, где бы они жили.

В результате вся страна разделились по религиозному принципу: арии, сохранившие верность древним богам стали туранцами, а сторонники Заратустры - иранцами, а их страны стали называться Тураном и Ираном. Позже Туран разделился на древние государства: Хорезм, Маргиану, Согд, Паркану, Бактрию. При этом согдийцы, парканы, хорезмийцы, маргианцы и бактрийцы, ассимилировавшие с пришедшими сюда позже тюрками, стали сартами, а сохранившие авестийский, или арийский язык и смешавшиеся с пришедшими сюда во время арабского нашествия персами, стали таджиками.

Некоторые исследователи говорят, что Иран стал называться таким именем потому, что слово "арий" встречается лишь в индоиранских языках, корень которого ар со временем трансформировался в ир. Но это не совсем так. Так, корень ир имеется и в названии соседней страны Ирана - Ирак. Однако иракцев почему-то не считают арийцами. Кроме того, этноним или самоназвание народа с корнем "ар" или "ир" в то время было не только у иранского народа, но и у других народов.

На древнетюркском языке ир означает "мужчина", "человек". Есть и другое значение этого слова - "солнечная сторона горы", "огненный камень". Есть еще одно древнетюркское сходное слово ERAN – "муж", "мужчина", "воин". Ирак по-древнетюркски – "дальний, далекий". Поэтому, вероятно, более правильный перевод Ирана – это "страна на солнечной стороне горы" (ир - "солнечная сторона горы", -ан - суффикс места), или "страна огненных камней", или "страна воинов". Ирак же означает "далекий, дальний край".

9. Много противоречий и в самой иранистике. Она классифицирует все иранские языки условно на две группы - западные ("персидские") и восточные ("скифские"). При этом к арийским языкам она относит лишь восточные и

7

северо-западные иранские языки, т.к. юго-западный иранский язык она изначально называет только древнеперсидским. Генеалогия развития их приводится в ниже прилагаемой таблице.

Классификация древних и современных иранских языков

Древние иранские языки:
Авестийский, или зендский (северо-западный?) †;

древнеперсидский † (юго-западный?)

Среднеиранские языки:
мидийский †,
парфянский †
Среднеперсидский (пехлеви) †
скифский †
(древний период),
аланский †,
cогдийский †,
хорезмийский †
бактрийский †,
сакский †,
хотанский [хотаносакский?]†,
тумшукский † и др.

Новоиранские языки:
Северо-западные:
курдский, белуджский, талышский, гилянский, мазандеранский, семнанский, парачи, ормури и др.
Юго-западные [новоперсидские]:
фарси, таджикский, дари,

татский...
Северо-восточные:
осетинский, ягнобский
Юго-восточные:
пушту

К древнеиранским языкам иранистика относит авестийский, зендский (северо-западный) и древнеперсидский (юго-западный), т.е. в самом Иране авестийский и зендский языки распространены не были; значит, там арийцы первоначально и не проживали.

Затем древнеперсидский язык трансформируется в среднеиранский язык - среднеперсидский (пехлеви), из которого позже возникли языки - фарси, таджикский, дари и татский. Все они относятся к юго-западной группе новоиранских языков, хотя таджики никогда не жили на юго-западе Ирана.

Одновременно зендский язык трансформируется в среднеиранские языки - мидийский и парфянский, а из них - в курдский, белуджский, талышский, гилянский, мазандеранский и другие. Все последние относятся к северо-западной группе новоиранских языков.

В то же время авестийский язык трансформируется в среднеиранские языки - скифский, аланский, согдийский, хорезмийский, бактрийский, сакский, хотанский и другие. Однако эти языки потом почему-то стали считаться умершими и не превратились, как соседние, в новоиранские. Однако согдийцы

и хорезмийцы жили и во время существования новоиранских языков и должно быть говорили на каком-то языке. И вероятно, на тех же самых своих языках, которые стали называться сартскими (языками горожан), в отличие от языков племен, которые ушли дальше и позже из-за нахождения в новых местах стали называть авестийским, зендским и хотанским.

Из вышеизложенного вытекает следующее резюме.

Начальным пунктом распространения авестийского языка является Центральная Азия, а конечный пункт - юго-запад Ирана. Потому, вероятно, более правильно считать иранские языки диалектами арийского (в т.ч. согдийского) языка. До сих пор же, наоборот, согдийский язык считается

одним из восточно-иранских языков, т.е. диалектом иранского языка.

8

Если таджикский язык является одним из юго-западных новоиранских языков, то выходит, что он никогда не был языком автохтонных народов Средней Азию. Туда он был привнесен позже персами во время арабского завоевания, часть из которых была позже ассимилирована согдийцами. Слились и их языки, фарси с согдийским, тогда уже сартским языком, которые были схожи, т.к. корни у них были одни – арийские.

10. Основатель Советского государства и первый глава его правительства В.И.Ленин (1870-1924 гг.) в замечаниях на проект решения ЦК о задачах РКП (б) в Туркестане 13 июня 1920 г. писал о необходимости

"1) Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению. 2) Детальнее выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей".

Это означает, что в 1920 г. в России и других странах кроме узбеков, киргизов и туркмен в Центральной Азии других наций не знали.

11. Капитализм создал понятие "нации" и разделил на них народы. Вместе с ним завершилась эпоха "географических" и "династийных" государств и пришла эра "национальных" государств. Социализм углубил этот процесс.

Перед присоединением Центральной Азии к России на ее территории существовало три узбекских государства: Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, а также три киргизских (казахских) орды (жуза): Большая, Средняя и Малая.

После их завоевания Кокандское ханство и Большая орда вошли в состав Российской империи в качестве Туркестанского генерал-губернаторства. В нее вошел и Самарканд, зависимый тогда от Бухары. Бухарский эмират и Хивинское ханство были объявлены протекторатами империи. Киргизская степь (Дешти-Кипчак), которую занимали Малая и Средняя орды, стала Степным краем России. Территорию туркмен назвали Закаспием и сначала считали частью Кавказа, который был в России наместничеством; и только позже ее включили в Туркестанский край.

В 1917 г. произошла Октябрьская революция, царская Россия стала Советской.

В 1918 г. была провозглашена автономия Туркестанского края в составе России. В том же году начала распадаться Османская (Турецкая) империя.

В 1919 г. провозгласил независимость Афганистан.

В 1920 г. в Центральной Азии кроме узбеков, киргизов и туркмен других наций не знали. В том же году получили автономию киргизы, при этом так называли не современных киргизов, а киргиз-кайсаков или казахов; современные киргизы же звались кара-киргизами, или горными (дикокаменными) киргизами. Тогда же Хивинское ханство и Бухарский эмират стали республиками.

В 1921 г. восточные провинции (бывшая Месопотамия) Османской

9

империи стали Королевством Ирак, а проживавшие там арабы стали называться иракцами. В том же году произошел государственный переворот в Персии. К власти пришел военный министр Реза-хан.

В 1922 г. была ликвидирована Османская империя.

В 1922 г. Советская Россия стала Советским Союзом.

В 1923 г. была провозглашена Турецкая республики, которая стала преемником Османской империи. Ее возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк (1923-1938 гг.).

В 1924 г. восстановили единую государственность узбеки. Их имя было распространено также и на всех сартов и тюрков Центральной Азии. Это еще раз подтверждает идентичность сартов с узбеками, а не с таджиками; при этом последние в то время не претендовали на родство с ними. Тогда же обрели современную государственность туркмены. Таджики и кара-киргизы (киргизы) получили автономию. В том же году провозгласили современное государство монголы, а в Стамбуле Ататюрк ликвидировал халифат.

В 1925 г. автономию получили кара-калпаки и памирцы, ставшие горно-бадахшанцами. Киргизы стали называться казахами, а кара-киргизы - киргизами. В том же году в Персии ставший в 1923 г. премьер-министром Реза-хан был провозглашен шахом под именем Реза-шах Пехлеви (1925-1941 гг.).

В 1929 г. обрели современную государственность таджики

В 1935 г. Персия была переименована в Иран и только с этого времени персы стали называться иранцами.

В 1936 г. обрели современную государственность казахи и киргизы

Однако до того как казахи, киргизы, таджики, туркмены и узбеки стали титульными нациями, все они в той или иной мере ассимилировали или были сами ассимилированы другими появившимися в Центральной Азии народами.

Это сделало вопрос их происхождения предметом научных споров. Прежняя история, которая в то время трактовалась как борьба классов, ясного ответа на него дать не могла. Кроме того, политика национализма и шовинизма, апелляции к былому величию Турции и Ирана, проводимая Ататюрком Реза-шахом, сделала вопрос происхождения народов Центральной Азии полем битвы между сторонниками пантюркизма и паниранизма.

Особенно она усилилась после проникновения германского нацизма в Иран, который пропагандировал общность арийских интересов этих стран. И те, и другие считались ярыми врагами советской власти. Произошла подмена понятий и терминов. Термин "арий" и "арийский" стали синонимом фашизма, и все последующие годы, вплоть до развала СССР, стали запретными. Все, что было связано с нацизмом, в частности и все арийские теории, исключалось из советского востоковедения.

В своих воспоминаниях Б.А.Литвинский, легенда советской археологии, автор учебника "История Таджикской ССР", пишет:

"Академик А.А.Семенов (1873-1958 гг.) в то время написал книжку – "Арийские памятники в Средней Азии", которую таджики потом переиздали,

из осторожности заменив в названии слово "арийские" на "иранские". Когда

10

в Ташкенте образовалась Академия наук, то Семенову, работавшему там, стало очень неуютно как раз из-за этой книжки. У Семенова отняли Институт восточных рукописей, который он сам образовал, и Александр Александрович был очень обижен.

О его обиде знал Бободжан Гафуров (1908-1977 гг.), который в 1946-1956 гг. был первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана. Гафуров предложил Семенову переехать в Душанбе и возглавить Институт истории, этнологии и этнографии Таджикской Академии Наук, что он и сделал".

В 1940 - 1950-х годах отношение к вопросу о происхождении народов Центральной Азии меняется. В немалой степени этому способствовала и возрождение пантюркизма, последовавшее после смерти Ататюрка

Сначала, в 1947 г. советской властью, по инициативе того же первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана Б.Гафурова, был признан вредным тезис о тюркском происхождении народов Центральной Азии. Затем, после состоявшей в 1954 г. в Ташкенте конференции, посвященной истории центрально-азиатских народов, был объявлен ненаучным тезис о происхождении их от единых тюркских и иранского (т.е. арийского) народов, в прошлом проживавшим на этой территории, выдвинутый "старыми" востоковедами.

Позже Гафуров был назначен директором Института востоковедения АН СССР (1956-1977), где он стал академиком и работал до конца жизни. Туда он забрал всех ведущих историков из Таджикистана, благодаря которым вся история народов Центральной Азии стала проиранской.

Так произошла иранизация истории народов Центральной Азии: сначала советская власть заставила забыть их о происхождении от арийцев, а затем начала вбивать им в головы их якобы иранское происхождение.

12. В 1991 г. распался Советский Союз. Все создавшие его и созданные им государства, в т.ч. Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан, стали независимыми. И вся созданная прежней властью иллюзия происхождения многих народов исчезнувшей страны начала рассеиваться. И становится ясно, что предками узбеков и таджиков были арийцы, казахов и киргизов – кипчаки и древние киргизы, туркмен – тюрки.

13. Вышесказанное о происхождении и предках народов Центральной Азии, возможно, ближе к истине, чем другие теории и мнения по этому вопросу. Однако, еще и не вся истина, если ее на самом деле кто-то хочет узнать. Потому что история это не более чем сон, в котором прошлое стать хочет настоящим. Сон приятный - хочешь досмотреть, неприятный – встать и изгнать из памяти.

14. На дворе, вокруг нас, ХХ1 век. А в головах у многих - еще ХХ. Наша большая прежняя страна объединила и разделила много народов и народностей, родила немало новых наций и национальностей, целому ряду из них заменила или подарила новые имена. Одновременно изменила и сознание всех входивших в нее наций и народов, извратила критерии и ценности, по которым и ради которых они жили.

Нациями становятся народы, которые имели, имеют или будут иметь свои государства. Народ, ставший нацией, всегда стремится к величию. Ибо в

11

этом его будущее. Ибо в этом его бессмертие. Ибо этим держится мир.

Капитализм создал нации, сильные и не очень, чтоб править миром, социализм придумал классы, богатые и не очень, чтоб управлять этим миром, ООН определил страны, развитыми и не очень, чтоб этот мир направлять.

Однако сам мир делится не на нации, классы и страны, а на людей, разумных и не очень. И если каждый из них убьет в себе это "не очень", то все нации станут одним классом, а все страны – человечеством, в котором слово мир, как понятие здоровья, богатства и процветания всей нашей цивилизации, перестанет быть простым звуком.

***

Хуснут Мухсумадьен. Узбеки. И вокруг них. Алматы, Дайк-Пресс, 2006.

Навои. Стихотворения и поэмы. Ленинград, Л.О. Советский писатель, 1983

Алишер Навои. Суждение о двух языках (Мухокимат ал-лугатайн), сочинения в десяти томах, том X., Ташкент, 1970.

Х.Сабохи. Еще раз о Туркан-хатун ал-Узбаки (ответ Г.Хидоятову). Часть I. Интернет. 15 апреля 2008 г.

А.Клесов: Древние арии - кто они были и откуда? Интернет, 09 апреля 2011 г.

Э.А.Грантовский. Племенное объединение Parcu-Parcav. В кн.История и культура древней Индии. Москва, Восточная литература, 1963.

Закиев М. "Мишары - это лесные арии или татары со знаком качества". Интернет, 3 декабря 2009 г.

Литвинский Б. Воспоминания "Живая история Средней Азии", Интернет, 12 марта 2009 г.

Улунян А.А.История и политика: Забытые уроки. Интернет, 9 апреля 2007 г.

Хуснут Мухсумадьен,

независимый историк.

6 июня 2011 г.

г. Ташкент.

Хуснут Мухсумадьен

husnut.muhsumaden@list.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1307564160


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы внесли изменения в закон по снижению административной нагрузки на бизнес
- Выставка картин казахстанского художника Ерболата Толепбай прошла в столице
- Спикер Мажилиса встретился с Послом России в Казахстане
- Фракция "AMANAT": проект "Ауыл аманаты" доказывает свою эффективность
- Олжас Бектенов поручил пересмотреть политику "Байтерека" в части поддержки отечественных производителей
- Состоялось очередное заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом
- Нужны конкретные действия - Тамара Дуйсенова о системе профквалификации
- В Правительстве вырабатывают ряд комплексных подходов и системных мер в сфере земельных отношений
- Новое назначение
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх