КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 21.06.2011
15:49  Н.Витовцев: Республика Алтай становится связующим звеном в отношениях России и Кыргызстана
15:30  Бишкек. В ночь с 21-го на 22 июня 2011 года в 4 часа утра активисты РОСС откроют Вахту скорби и памяти около Вечного огня
15:26  Уфа. Определен состав жюри Международного конкурса переводов тюркоязычной поэзии "Ак Торна" - В.Павлова, Б.Кенжеев, М.Гафуров и др.
15:10  Юрико Коике: Азия после афганской войны
15:02  Регулировать цены на продукты питания в Казахстане будет специальная комиссия
15:00  Казахстан и Россия договорились о создании казахстанского спутника "Казсат-3"
14:56  Дебет с кредитом сведен. Раскритиковав работу правительства, КазДепутаты в очередной раз одобрили исполнение бюджета

14:16  Т.Акеров: Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIV вв
13:30  Мечта человека в белом калпаке. Кыргызский народ отличается от других народов своей культурой...
13:28  "Алиби": Кыргыз не поймет, пока не скажешь по-русски?
12:57  Ислам Каримов ликвидировал понятие дружбы народов, - обзор ТаджСМИ от "Регнум"
12:35  Д.Мирзоев: Таджикистан - свои голодают, чужие жируют
11:24  Кыргызстан и Таджикистан провели совместные военные маневры. Тренировали борьбу с НВО
11:11  С.Каменев: Экономика Пакистана - современное состояние и перспективы развития
11:08  Uzmetronom: Почему так опасен полковник А.Рахимов, вскрывший системные миллионные хищения в ЖКХ Ташкента?
11:05  Митингующие в Бишкеке "ташиевцы" избили телеоператора с криком "русский"
10:52  Open Democracy: Средняя Азия - рассуждения об опасности
10:21  Сара Назарбаева написала "Философию любви"
10:14  А.Махсумов/О.Гофман/В.Гиголаев: Миграционный учет иностранных граждан, или Как иностранцев разводят на деньги
10:09  М.Мустафина: Вести с полей. В Алматы борются с эксплуатацией детского труда
10:06  Казахстанский боксер Г.Головкин, нокаутом угандийца Кассима Оуна, защитил титул чемпиона мира по версии WBA
10:02  И.Марченко: Кыргызстан - макроидеи при микропромышленности
09:55  "ХТ": Семейный бизнес президента Бердымухамедова
09:52  А.Дубнов: Душанбе обвинил Ташкент в медвежьей услуге. Каримов отказался фотографироваться рядом с Рахмоном
09:24  К.Белянинов: США поговорят с талибами без Хамида Карзая. Президент Афганистана уже наговорил много лишнего
09:19  "Jamestown": Казахстан дружит с исламскими странами, но не во вред другим отношениям
09:17  "Independent": США раскритиковали Карзая за разговоры об "оккупации"
08:43  С.Кожемякин: Кыргызстан. По направлению к бездне
08:15  И.Берг: Война в Сирии и киберпространство
08:13  В.Месамед: Иран - два года послевыборных протестов
07:58  А.Алтыбаева: В Кыргызстане более 80 процентов браков заключено в результате похищения невест
07:21  При посадке на автодорогу близ Петрозаводска разбился российский Ту-134: 44 погибших
06:25  5-летний Е.Головин отсудил у КазГосЦирка 30.000 тенге за то, что не увидел льва и тигра
01:30  "Къ": "Полюс Золото" подорожало. В рамках сделки по обратному поглощению с KazakhGold
01:26  Независимые кандидаты бросают вызов Компартии Китая. В КНР начались выборы в местные органы власти
01:23  Экc-президента Туниса бен Али и его жену приговорили к 35 годам каждого
00:44  Н.Исмаилова: "Грузите" банкиров бочками…или жуткая история приближается к развязке?
00:40  И.Павлова: В постели с врагом. Бишкекский вариант
00:31  В.Трухачев: Языковой "привет" для русских Киргизии
00:20  БН: "Опасения" беглого олигарха из Казахстана
Понедельник, 20.06.2011
23:46  У.Мухамеджанов (спикер Мажилиса Казахстана): "Что это тебя так интересует? Хочешь в Афганистан поехать? Мы тебя отправим"
22:48  Dialog.kz: Казахстан. Власть игнорирует бизнес...
22:44  Ю.Мазыкина: Декларационный Кыргызстан. Богатые правозащитники и скромные олигархи
22:35  "Литер": КПД бюджетных трат. Коэффициент полезного действия поддержки госпредприятий Казахстана зачастую приближен к нулю
22:21  На митинге в Оше избиты телеоператор и две корреспондентки
18:23  А.Князев: США отходят на север Афганистана
17:27  В Астане посетительница приемной партии "Нур Отан" совершила самосожжение
16:45  Рогун спровоцировал дипскандал между посольствами Таджикистана и Узбекистана в Москве
14:29  Первого арабоязычного робота, созданного в ОАЭ, назвали в честь Ибн Сины
14:28  Узбекистан предлагает туристам "Камень грехов" и "Качающийся камень"
13:51  Казахи, уральцы и сибиряки спасли Москву в 1941-м году. 21 июня в Москве состоится презентация книги Л.С. Ахметовой и В.К. Григорьева "Яростный 1941 год"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Т.Акеров: Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIV вв
14:16 21.06.2011

Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIVвв.

Этнополитическая ситуация в Притяньшанье и сопредельных регионов в VIII-XIVвв. отличается исключительно сложностью и мало изученностью. Для этой эпохи характерно падение могущественных государств Западнотюркского каганата в 704 году, Второго Восточнотюркского каганата в 744 году в результате чего был определен ход дальнейших политических событий в Центральной Азии, которые сопровождались активными миграционными процессами кочевых племен.

В исследуемый период миграции кочевников, в том числе кыргызов, происходили в зависимости от этнополитической ситуации в Центральной Азии. В целом их можно рассматривать в контексте исторических событий трех великих эпох истории Центральной Азии древнетюркской, Кыргызского Великодержавия и монгольских завоеваний.

В древнетюркский период одним из основных причин миграции восточных кочевников на запад стали длительные воины между кыргызами и алчакчынами с одной стороны, между кыргызами и тюрками с другой. Данному периоду характерно консолидация кыргызских племен в Минусинской котловине, формирование Кыргызского каганата. Эти процессы диктовались сложившейся политической ситуацией на Саяно-Алтайком края в VI-VIIIвв., конкурентной борьбой, вынудившей кыргызские племена объединиться против общего врага.

В VI-VIII вв. народ алаты продвинулись с северных районов Ордоса и Иньшаня и смогли закрепиться на севере Алтая. Кыргызы достойно сражались с ними и смогли образовать на восточной окраине своих земель новое владение в VIIIв. Г. В. Ксенофонтов размещал его на гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, "на краю страны кыргызов", где жили племена булагачин и керемучин.

В VIII в., в эпоху правления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. По данным исторических источников еще до падения Второго Восточнотюркского каганата в середине VIIIв., на политической арене Центральной Азии постепенно, но надежно закрепились позиции Кыргызского каганата, как одного из сильных и могущественных государств в регионе. В данный период Кыргызский каганат сделал безупречную заявку на лидерство в степи, заключив союз тюргешами, карлуками и Китаем и создав мощную антитюркскую коалицию.

В. Бартольд эпоху Барсбек кагана характеризовал следующим образом:"…владение киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в эпоху их могущества. Факт выдачи дочери Ильтерес кагана за кагана киргизов не был, по-видимому, исключительным; по крайней мере, китайцы говорят, что турецкий царствующий дом вообще выдавал своих дочерей за киргизских старейшин".

С этого момента политическая ситуация в Центральной Азии стала благоприятствовать Кыргызскому каганату, ставшему в IX веке основным соперником тогуз огузской конфедерации племен. С эпохи Барсбек кагана кыргызы начали инкорпорировать в свой состав новые этнические группы, первую очередь алакчынов. Кыргызы были в тесных этногенетических и историко-культурных связях с алакчынами. Калмыкские источники эпохи контайджи Бошокту енисейских кыргызов называли "алат-кыргызами", а один из родов последних назывался алкай-кыргыз. Лакайцев Таджикистана, в ком мы видим потомков алакчынов, кыргызы называли алакай.

Стремительный рост влияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюрского каганата в 744 году, все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызы покровительствовали басмылам и байырку. После падения Тюргешского каганата тюргеши (тюргеши, согэ, бахрины) вынуждены были покинуть Тянь-Шань. На их земли начали переселяться племена азов, кыргызов, чигилей, алакчынов, карлуков и других.

Чигили консолидировались на Алтае. Чигили являлись выжившейся частью одного из основных племенных объединений хунну чугэ и пугу, составлявших хуннскую ветвь кыргызов еще с эпохи Чжичжи шаньюя. Пугу могли называться в одно и то же время конфедеративным именем чугэ (или чигиль) племенным или тотемическим пугу и клановым (аристократическим) софа. Бугу также могли называться буур (самец оленя) или бурут. В VIII в. пугу стали выступать под конфедеративным именем чигиль и смогли образовать новый племенной союз уч-карлук, куда вошли булаки и ташили.

В формировании чигилей важную роль сыграли авангард войск Кыргызского кагана, которые участвовали в воинах с алакчынами в Западной Монголии. В составе тяньшаньских чигилей и карлуков алакчынов представляли булаки и лабанцы (албан; алмат или ала ман-пегас). Чигили представляли одно из племен, консолидировавшее кыргызообразные племена Алтае-Тянь-Шаньского региона. Вокруг чигилей были объединены алтае-тяньшаньские племена башкиры, тюрки, кыргызы, азы, ягма, тухси, и другие.

Родословные данные указывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, азами, чигилями, кыргызами и канглами в прошлом. По нашему мнению, средневековые жагалбаи (ягалбай) являлись связующим звеном между азами, чигилями, кыргызами и башкирами. По мнению ученых происхождение этнонима жагалбай исходило к названию тамги древних чиков, енисейских и тяньшаньских кыргызов -жагалбай. Еще С. М. Абрамзон писал, что "В таблице тамг, накладывающихся на лошадей различных племен, имеются тамги, начертания которых либо совпадают с киргизскими, либо близки к ним. Наибольший интерес вызывает тот факт, что тамга племени цзе-гу (киргут, т. е. древних кыргызов) идентична тамге (джагалбай тамга и джаа тамга), распространенной у крупнейших в прошлом киргизских племен правого крыла: бугу, сары багыш, черик, монолдор, азык, а также у части подразделений племени саруу левого крыла. Примечательно, что приведенная Н. Г Маллицским "кара киргизская" (т.е. общекиргизская) тамга имеет сходное начертание с тамгой цзе-гу".

По этнографическим данным жагалбай (ягылбай-дербник) считался древним родом башкирского племени бурзян. Согласно рассказам стариков этноним "ягалбай" (жагалбай) отложился у башкир в названии основной бурзянской тамги, форма которой напоминал стремительный полет дербника. Казахские жагалбаи имели тесные связи с кыргызами и в прошлом жили в Приаралье.

Согласно Р. Г. Кузеева башкирские племен усерганы, бурзяни, тангауры, ягалбай, тамьянь переселились на территорию Башкиртостана в IXв. Они в ранее время жили в районах нижнего течения Сырдарьи и Приаралья, в стране канглы. О существовании этнических связей между усерганами и канглы говорит усерганский этноним "хангильде". Об этом же свидетельствовала родословная племени усерган, в числе имен предков которого назывались Токсоба, Муйтен, Усерган (азы), Шигали (чигиль), Бэзэкбий (печенек), Джурекбий, Уралбий, Толубайбий и т.д.

Отсюда можно полагать, что средневековые жагалбаи продвигались на запад вместе с племенами чигилей и кыргызов. Неизвестный автор "Худуд ал –Аалам" кыргызов упоминал не в связи с карлуками, а рядом с чигилями и тухси. Скорее всего, в данном случае речь идет о тех племенах, которые одними из первых отделились от основной массы народа (кыргызов) и переселились в Семиречье. Персоязычное население Средней Азии называли их "чилгыз" (кырк) или "чехель гыз-сорок девиц", относя их к сорокоплеменным кыргызам. В этой связи можно полагать, что чигилями могли называться одно из кыргызских объединений отделившееся от огузов пугу-бугу, саруу, азы, саяки (беш бакачы), чон багыши, багыши и т.д. Осколки алакчынов, имевших европеоидные черты внешности, сохранились в составе одного из крупных кыргызских племен саруу (чийгил –сары; бледно-желтый), чье происхождение связывали с Саяно-Алтаем.

Отсюда мы полагаем, что азы слившись с племенами нушиби включившиеся в политические процессы на Тянь-Шане, стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, втянутых в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. Среди восточных мигрантов наиболее активные и выгодные позиции имели чигили, у которых сложились тесные этнические контакты с племенами кангаро-печенегами и кыргызами. Именно чигили образовали Караханидский каганат.

В таком случае, переселение и закрепление азов на Тянь-Шане после событий в 715 года следует рассматривать в общем потоке миграционных процессов восточных племен в Семиречье. Миграция и закрепление азов на Тянь-Шане, после событий в 715 года, вызвало перегруппировку в западнотюркском племенном союзе. Азы и канглы консолидировались до арабо-китайских войн в 751г. На Тянь-Шане появляется ряд политических объединений азов, кангаро-печенегов, канглы и т.д. Ядро союза азов составляли четыре рода козугун, борю, байкючюк, бычман. Азов называли торт тамгалуу азык, по числу входивших в объединение родов. Канглы жили в районах нижнего течения Сырдарьи и Приаралья. В данный союз племен вошли теиты, канглы, жоо кесеки, кыдыршаа, доолос, бостон. В племенном союзе канглы азов представляли доиты (четыре). Так называли азов арабы.

Второму периоду характерно рассвет Кыргызского каганата, установление Кыргызского Великодержавия над Центральной Азией. Данный период необходимо рассматривать в контексте геополитических интересов Кыргызской империи. В середине IX в. кыргызы разгромив ставку Уйгурского кагана на Орхоне, установили свою гегемонию в Центральной Азии. В VIII-IX вв. кыргызы продвинулись на запад, на Алтай и установили союз с башкирами, хазарами и племенами кангаро-печенежского союза и чигилями, против огузов, карлуков. В этот период одним из основных задач Кыргызского каганата являлось выдворение огузов и карлуков как можно дальше от торговых путей степной зоны Центральной Азии. Главным образом из Саяно-Алтайского края и Тянь-Шаня. В IX-Х в. кыргызы добились полного господства на Саяно-Алтайском крае, а чигили захватили власть на Тянь-Шане в 940 году.

В VIII-X вв. азы, кыргызы, отуз огланы постепенно начали включать в свой состав западнотюркские племена и мелкие восточные племенные группы байсаньган (союз нушиби), хулуу куль чур (кулжыгач), кючюков, байырку (барку), басмыл и др. Отметим, что байсаньганы обитали в районах средневекового города Байшунку/р (позже Исфиджаб) в долине р. Талас. Потомки последних обнаружились в составе кыргызов (пл. басыз, род байсогур) и казахов (байсейкым) долины р. Талас. Родовые подразделения ба­сызов - сапарбай и кулан сарык, чик уулу, ак кючюк, сары кючюк, байсогур (байсунгур) и дру­гие указывали на их связь с древними алтайскими родами кючюк, чик, шары.

После установление Кыргызского Великодержавия в консолидации племен Саяно-Алтайском края важную роль играли кыргызы и родственные им кимако-кыпчакские племена, которые в одно и то же время соперничали и оказывали огромное влияние друг на друга.

Однако, процесс консолидации кыргызов и кимако-кыпчаков можно разделить на три больших периода. На первом этапе кыргызы, как полноправные хозяева Алтая, на землях кангарских племен сформировали новые владения и объединения кимак, кыбчак и т.д. В формировании кимакского и кыпчакского союзов имелись два важных момента. Во-первых, в этом процессе важную роль сыграли западнотюркские лесные племена (хулуу-кюль-чуры, агач эри, халач и др. ), беглые уйгурские племена, а также племена вассально зависимых кыргызских владений. Среди восточных мигрантов господствующее положение заняли племена из кыргызского владения Иланьджоу. Они, расположившись на новом месте, самостоятельно включились в этнические процессы в регионе. На западе от енисейских кыргызов появляется владение Каркырахан.

Во втором этапе алтайские кимако-кыпчакские племена, усилившись, отделились от Кыргызского каганата. В конце IX в. среди алтайских кыргызов, канглы, кыпчаков на развалинах владения кангарских племен сформировали новое государство -Кимакский каганат. Господствующее положение имели каи (змеи; кай+илан-змеи+змеи), выходцы из Кыргызского владения Иланджоу (или койлон). С этого момента алтайские кимаки стали составлять угрозу Кыргызскому государству.

В эпосе "Манас" эпоха активных этнополитических отношений и соперничества между кыргызами и кимаками-канглы отражены в двух основных сюжетах сказания. В первом сюжете канглы и кыпчаки представлены как союзники Манаса и кыргызов, а во втором в роли родственников-соперников Манаса коз команов (команы).

На третьем этапе, вновь усилились кыргызы, которые во второй половине XI века добились установления тройственного союза между кыргызами, кыпчаками и ябагу, что сыграло важную роль в консолидации племен региона против общего врага кара китаев. В это время этноним "кыргыз" превратился в политоним, племена Притяньшанья и Саяно-Алтайского края выступали под флагом кыргызов. В том числе, канглы, кытаи, шары, огузы и другие. Караханидский каганат принимал кыргызские и кыпчакские племена шары, кытай, кимаков (ямаки) для охраны государственной границы. С вступлением кыргызов в союз с огузами против кара китаев в XII в. можно сказать завершился процесс консолидации кыргызского этноса на Тянь-Шане. В кара китайскую эпоху часть тяньшаньских кыргызов временно переселилась на Волгу.

Третий, монгольский период стал одним из важных этапов в истории кыргызского народа. Для этой эпохи характерно подчинение енисейских кыргызов старшим сыном Чингиз хана Джучи. Кыргызские военачальники и генералы стали служить Джучи. В 1227 году после разделения империи Чингиз хана между его четырьмя сыновьями, кыргызы вместе с мангытами были приглашены в улус Джучи главным темником Золотой Орды Ногаем.

В ХIII-ХIV века алтайские и тяньшаньские племена были втянуты в политические интриги золотоордынских ханов и царевичей за власть. К этой эпохе следует отнести эпос "Манас" приведенный в книге С. Ахсикенди "Маджму ат-Таварих". Его можно назвать Золотородынской версией сказания. В нем есть схожие сюжеты Золотоордынских ханов и главных темников с реальными событиями в XIII-XV вв., что также требует дополнительного изучения. Биография главного темника Золотой Орды Ногая находит полное сходство с главным героем эпического произведения кыргызов Манасом в "Манасе", приведенном в книге С. Ахсикенди "Маджму ат-Таварих".

Кыргызы еще при жизни Бату и позже в эпоху соперничества Золотой орды с империей Хубилая с одной стороны, государства Хайду с другой возвратились на юг в районы Андижана, Намангана (древний Аксы) и Оша в Ферганской долине. Основная часть их возвратилась после смерти Ногая в 1300 году. Кыргызы участвовали в формировании государства Хайду хана, подстрекаемого Золотой Ордой против всемонгольского хана Хубилая. Можно полагать, что образ Манаса в эпосе соткано привлечением героических подвигов Ногая и Хайду (для монгольской эпохи), в числе войск которых находились кыргызы.

По приказу Хубилая кыргызов переселяли вовнутрь страны в степи Западной Монголии и Манчжурии. В это время часть енисейских кыргызов искала защиту у Золотой Орды, а часть ушла к хану Хайду на Тянь-Шань. Ногай для усиления своего влияния определил кыргызов в Астраханском вилайете, что вызвало определенные опасения в Золотой Орде. Убийство Ногая, явилось причиной откочевки кыргызов в Ферганскую долину.

В целом, в XIII-XIV вв. как указывали источники, кыргызы постоянно вовлекались в политические интриги Золотоордынских ханов, что могло создать благоприятные условия для начало нового витка миграции енисейских и алтайских кыргызов на Тянь-Шань. В XIV в. кыргызы смежно проживали с моголами в областях Манглай Субе, в улусах Камар ад-Дина и Анга Торе, расположенных на Тянь-Шане и Восточном Туркестане. В данный период наблюдалась политическая активность кыргызского племени чериков и других кыргызских объединений в Притяньшанье.

В XIII-XIV вв. кыргызы переживали период консолидации народа на Тянь-Шане. Интриги между ханами Золотой Орды и их союзника Хайду с Хубилаем благоприятствовали кыргызам в формировании мелких улусов в Притяньшанье, а затем и вовсе закреплении их на Тянь-Шане. В восточных окраинах находились кыргызские улусы чериков Анга Торе, Салучи-Булгачи, Угэчи Кашка, которые сыграли немаловажную роль в консолидации кыргызов на Тянь-Шане. Концу XV в. кыргызы в данном регионе уже имели свое ханство под предводительством Мухеммеда Кыргыза.

Статья было опубликовано в журнале НАН КР "Гуманитарные проблемы современности" № 13 2011.

Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Б. 2002. Т. 1.

Рашид ад-Дин Сборник летописей.-Т.1.Кн. 1, Кн. 2, М.-Л. 1952.

Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.-Алматы: 1998.-Т. I.

Таскин В.С. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-Vвв. –М. 1989.

Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана Б. 1996г.

Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк//Соч.-Т. II.-Ч.1.-М.: Наука.1963.

Савинов Д.Г. Основные этапы истории алатов//Историческая этнография. Вып. III.-Л.1985

Гумилев Л Н. Древние тюрки. М. 1993.

История кыргызов и Кыргызстана. Б. 2000.

Восточный Туркестан в древности и средневековье. М. 1992.

Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Ирк. 1937.

Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии.-М.:Наука,1964.

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. 1926.

Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.Фр. 1990.

Джуманалиев Т. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца XVII века.-Б. 2007.

Атокуров С. Кыргыз санжырасы. Б. 1995г.

Акеров Т. А. Динлины - кыргызы: предки и потомки. Ж-л. "Гуманитарные проблемы современности" Института философии и политико-правовых исследований НАН КР, выпуск 11, Бишкек 2010г.

Акеров Т. А. Древние кыргызы и Великая Степь (по следам дрвенекыргызских цивилизаций). Б. 2005.

Автор -
Табылды Акеров,
директор института этнологии МУК

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1308651360
Новости Казахстана
- Сенат рассмотрел законопроект о визуальной информации
- Состоялось заседание Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции
- Счетный комитет подвел итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных Атырауской области
- Инфляция в Республике Казахстан
- Обзор финансового сектора Республики Казахстан за октябрь 2021 года
- Кадровые перестановки
- Казахстан продолжит увеличение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+
- Официальное сообщение касательно самовольного оставления института курсантами
- 15 проституток поставлены на учет в Актюбинской области
- Агентством по финансовому мониторингу пресечен факт хищения госсубсидий в Туркестанской области
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх