К.Примкул: Презентация и продажа произведений искусства через Интернет в странах ЦА только начинается... 10:51 23.06.2011
Интервью с академиком Кудайберген Пиримкул (ФРГ) в форме беседы с доктором искусствоведения Абдувалиев Эгамберди(РУз) в Ташкенте. Опубликовано в газете "Новый век" 16-22 июня 2011( № 24). Ташкент. Узбекистан --------------------------
Свобода духа и креативность
Недавно нашу страну посетил ученый-исследователь из Германии академик Кудайберген Пиримкул, любезно согласившийся ответить на вопросы о цели своего приезда и деятельности по пропаганде произведений искусства художников из Центральной Азии за рубежом.
- Вы давно живете в Германии, знакомы с экспонатами крупных музеев Западной Европы и являетесь одним из серьезных ценителей искусства. Как Вы объясните существенные различия в изобразительном искусстве, создаваемом художниками Запада и нашей Центральной Азии?
- Корни подобного различия находятся во многих плоскостях и обусловлены различиями в религии, философии, истории, политике и менталитете и, наконец, различиями в культурных и бытовых народных традициях на Западе и в Центральной Азии (ЦА). Известно, что христианство с его Библией дало мощный импульс для бурного развития Ренессанса в средние века во всех сферах общественной жизни, в том числе в области изобразительного искусства в Италии, Франции, Испании, Голландии и Германии. Великие титаны Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело наиболее сильно и талантливо выразили художественные идеалы, душевные порывы и эстетические восприятия своего времени, вытекающие из их глубокой религиозности. А "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли - это апофеоз поклонения и возвеличивания венца творения Создателя - красоты духа и тела женщины. По силе воздействия на наши чувства лишь одна "Венера" Боттичелли может заменить все нудные лекции о красоте в университетах и многие тома поэзии.
Развитие изобразительного искусства в Узбекистане, как и в других странах ЦА, в современной форме происходило со времен образования СССР, и при этом было невозможно избежать политического и духовного прессинга со стороны государственной идеологической машины, основанной на пресловутом соцреализме. Он просачивался всюду, во всех формах искусства.
- Но и тогда, несмотря и даже вопреки излишне идеологизированным требованиям соцреализма, создавались талантливые произведения. Так, у нас в Узбекистане широко известны замечательные полотна 40-50-х годов, посвященные колхозным темам, народного художника Урала Тансыкбаева "Утро Кайрак-Кумской ГЭС", "Сбор урожая", "Сенокос", а также других художников. Однако, согласен, негативное влияние соцреализма на искусство сказывалось весьма заметно.
- Мы помним, что сила искусства очень велика. Не случайно, чтобы попасть в Лувр, нужно отстоять многочасовую очередь. Не просто попасть и в Дрезденскую галерею "Цвингер", чтобы увидеть "Мадонну с младенцем" Рафаэля. В мою бытность аспирантом мы простояли целый день, чтобы попасть на передвижную выставку французских импрессионистов в Москве. Это я рассказываю к тому, что наши страны Центральной Азии совершенно недостаточно представлены своими художественными произведениями в Германии, а шире - в странах ЕС. Разовые и эпизодические выставки отдельных художников остаются практически незаметными для широкой общественности Запада. Такое же положение и в случайном и фрагментарном характере презентации предметов других видов искусства - музыкального, драматического или киноискусства из ЦА в ЕС.
- В Узбекистане появилась определенная плеяда художников, создающих современные и отвечающие самым высоким вкусам произведения. Например, картина Л.Ибрагимова "Аму-Дарья", написанная мужественными абстрактно-сюрреалистическими красками, отличается экспрессией и пронзительностью, а также глубиной проникновения в суть тематики.
- Можно радоваться появлению художников, соответствующих своими произведениями времени демократических преобразований в Узбекистане и соседних странах. Вместе с тем, если взять в целом изобразительное искусство в странах ЦА, то в нем все же проявляются некоторые рецидивы времен соцреализма, что предопределяет необходимость их преодоления всеми доступными в условиях демократии средствами. При этом в качестве определенного ориентира, как мне кажется, могут служить оригинальные, разноплановые и весьма разнообразные произведения западных художников, представленные в бизнес-каталоге "international GRAPHICS focused on art. THE FINE ARTS COLLECTION", который я купил в одной из картинных галерей Дортмунда и специально привез из Германии для представителей искусства ЦА.
- Каталог содержит репродукции картин, востребованных именно сегодня на рынке изобразительного искусства в странах ЕС, США, Канады и Австралии. Как бы Вы сами охарактеризовали содержание и дух каталога?
- Рассматриваемый каталог благодаря огромному собранию создает соответствующую предпосылку для интеграции предметов искусства в наше жилище или иную среду обитания (детсад, офис, клуб, кафе, мастерскую, заводской цех и т.д.). Важной особенностью его является то, что наряду с картинами и именами художников в нем приводится личная оценка возможности украшения вашего индивидуального пространства. Пустые стены, как подрамник для художника, дают волю вашим фантазиям.
- Хотелось бы услышать краткий комментарий выделенных Вами направлений в каталоге, в том числе об абстрактном искусстве и как "жить стильно".
- Как я понимаю, абстрактное искусство дает зрителю бесконечное разнообразие форм, цветовых гамм и плоскостей, в их переплетениях, сочетаниях и пропорциях, во взаимосвязанных дополнениях и буйствах красок. Абстрактное искусство, связанное с абстрактным и подсознательным мышлением, позволяет уйти в свободное пространство и вырваться из стягивающих пут заданных форм. По просьбе ряда известных и молодых художников из Ташкента и Алматы я обошел ряд художественных галерей-магазинов в Дортмунде (ФРГ), где показывал репродукции их картин. И что же? Все владельцы галерей-магазинов, будто сговорившись, отвергли предложенные репродукции. И не потому, что эти картины плохи, они оценивают позитивно и мастерство и талант художников, но, говорят они, такие картины у них не купят, их продать будет очень трудно. На вопрос: "А что и как нужно рисовать?" - один владелец галереи-магазина молча достал с полки упомянутый выше бизнес-каталог "The fine ARTS COLLECTION" и сказал: "Вот что покупают в Германии и странах ЕС, США". Представляемые здесь читателю картины и другие произведения западных художников из данного бизнес-каталога весьма наглядно показывают особенности их видения и воспроизведения окружающего нас мира. В двух словах, отличия художественных произведений, создаваемых на Западе и в ЦА и СНГ, заключаются в том, что картины западных художников зачастую несут двойной-тройной эстетический, чувственно-эротический и философский смысл.
В Германии все галереи, художники, посредники, художественные выставки имеют свой сайт в Интернете. Например, в Дортмунде на Клеппингштрассе находится частная галерея "GALERIE LAMERS". Вы можете заказать по Интернету или телефону понравившуюся картину, и галерея доставит покупку прямо домой. В ЦА же частных галерей практически нет, художники могут продать свои картины только во время их выставления в немногочисленных государственных выставочных залах. И то речь идет о произведениях известных и заслуженных художников, картины которых в основном и отбираются на такие выставки. Презентация и продажа произведений искусства через Интернет в странах ЦА только начинается и еще не заняла подобающей ниши. Например, в Узбекистане я хорошо знаком с картинами юной художницы Екатерины Ивановой, выпускницы Института искусства и дизайна в Ташкенте, которая еще студенткой создала свой сайт в Интернете(www.unique_kate.narod.ru).
- Каковы корни Ваших интересов к Узбекистану?
- Я связан с Ташкентом и исторически. Одно время тут жили мои родители. Здесь я учился в ТашИИТ, и мы студентами строили стадион ТашИИТ, массив Ак-Тепа, плавательный бассейн, ламповый завод, жилые дома по ул. Шота Руставели. Впоследствии, будучи профессором Казахской архитектурно-строительной академии (КазГАСА), в течение многих лет проводил научные исследования по заказу Минстроя РУз. В рамках международной деятельности оказывал содействие в научных связях между архитектурными университетами Узбекистана (ТАСИ, СамГАСИ), Казахстана (КазНТУ, КазГАСА) и Германии (Баухауз, Веймар). В частности, организовал творческую и дружескую встречу группы студентов из Баухауза и СамГАСИ (Самарканд). Мне приходилось неоднократно выступать с научными докладами и лекциями в ТАДИ и ТАСИ перед профессорско-преподавательским составом и студентами о внешнеэкономических, научно-академических и культурных отношениях между Германией и Узбекистаном и другими странами ЦА. А недавно принял участие в заседании ученого совета по присуждению ученой степени доктора искусствоведения в Ташкенте. В настоящее время при моем содействии и спонсорстве в клиниках Кнапшафт Бохумского университета Германии успешно проходит стажировку молодой врач из Узбекистана - выпускница САМПИ (Ташкент) Севара Бекчанова. Она уже говорит по-немецки в совершенстве, что позволяет ей эффективно овладевать премудростями немецкой медицины. По возвращении на родину она, безусловно, сможет с большим успехом применить свои знания в лечении больных сограждан. Сейчас мы готовим для отправки на учебу в Германию следующую кандидатуру.
- Чем Вы сейчас заняты в Узбекистане?
- За последние годы в качестве немецкого независимого ученого-исследователя работаю над проектом по презентации и продаже произведений художников из Узбекистана и Казахстана в Германии. С узбекской стороны в этом проекте активно задействованы доктор искусствоведения А.Эгамбердиев, руководитель Союза ремесленников-художников РУз М.Курбанов и заслуженный художник РУз Р.Ризамухамедов. Мне хотелось бы, чтобы произведения талантливых художников Узбекистана, включая миниатюристов, были представлены в Германии не только в официальных рамках по культурному обмену и по случаю, но и на постоянной коммерческой основе. Хотелось бы украсить работами художников Узбекистана жилища и офисы немецких бюргеров, расширяя их знакомство с культурой и жизнью народов Центральной Азии.
Для реализации этих намерений мы вместе с Оргкомитетом проводимой ежегодно международной выставки в CREATIVE - MESSE West-falenhallen Dortmund организуем и координируем участие в ней на постоянной основе Союзов художников и художников-ремесленников, Академии и Института искусств, самих художников, искусствоведов и специалистов-коммерсантов из Узбекистана и Казахстана. Речь идет о том, чтобы постоянно иметь на этой выставке свой стенд, где были бы выставлены картины и миниатюры, скульптуры и произведения художественных ремесленников из Центральной Азии. Особенностью данной выставки является то, что все экспонаты со всех стендов могут быть тут же проданы. Другим несомненным достоинством данной выставки является ее большая популярность в Западной Европе. Эта выставка уникальная. Ее посещают так много частных и деловых людей со всей Европы, что у бесчисленных стендов посетители толпятся, как в часы пик, например, на станциях метро в Ташкенте. Причем три четверти посетителей этой выставки женщины - немецкие фрау всех возрастов и социальных положений, которые приходят сюда не только смотреть и любоваться выставленными со всех широт произведениями искусства, но, главным образом, чтобы их купить и украсить ими свой дом.
- Могли бы Вы привести конкретные примеры?
- Да. Как-то совершенно случайно на юге Германии я увидел магазин, который называется "Самарканд" и где продаются, к моему удивлению, изделия художников-ремесленников из Узбекистана. Находится этот магазинчик в университетском городке Тюбингене. Владелец магазина готов купить сюзане и чапаны, но почему-то подержанные. Вот вам и информация к размышлению. Из Узбекистана охотно везут в Германию картины с местными колоритами и сюжетами, тюбетейки, сюзане, платки, фигурки разные. Недавно, будучи в Ташкенте, мой ученый-коллега из Баварии доктор экономики Вольфганг Тэнцер купил в Эски Жува, не поверите, обычный казан для плова вместе со стальным очагом и отправил домой как дорогую посылку. Теперь он на все праздники, коих в Германии несметное число, готовит "фантастиш плоув" и угощает своих коллег и друзей, которые в свою очередь берут рецепт у Вольфганга и готовят "плоув" у себя. Таким образом это замечательное блюдо все более распространяется как в Баварии, так и во всей Германии. Мне приятно сознавать, что я приложил к этому руку. Он опять, уже в третий раз, хочет приехать. Для участников выставок в Германии (типа CREATIVE) из Центральной Азии главное - это начать, а там можно будет расширять географию участия на других выставках подобного рода в Берлине, Мюнхене и других городах Германии и далее - в других странах ЕС. Для успешной презентации произведений искусства из ЦА в ФРГ и ЕС необходимо всюду и везде примелькаться, как назойливая реклама на телеканалах. Для этого и нужно ежегодно и постоянно участвовать там в выставках подобного рода. И тут наш НИИ Зайдене Штрассе может всячески консультировать и содействовать всем потенциальным участникам из ЦА (E mail: fis-s@gmx.de).
- Благодарю Вас за интересный, содержательный рассказ и дальнейших успехов в вашей полезной и нужной деятельности.
Абдували Эгамбердиев, доктор искусствоведения.
|