Э.Асанов: Кто же такие узбеки? (ответ Х.Сабохи) 13:44 24.06.2011
Комментарии "Туранским заметкам" Хазрата Сабохи.
Недавно на сайте centrasia.ru была опубликована статья свободного таджикского исследователя, кандидата искусствоведения господина Хазрата Сабохи, в котором он касался некоторых вопросов домусульманской истории Средней Азии. В статье он также прокомментировал некоторые положения нашей предыдущей статьи на сем сайте "Кто же такие узбеки".
Собственно, развернутого ответа не будет. Поскольку для опровержения всех моментов этого псевдонаучного труда понадобится проделать как минимум работу, эквивалентную по времени и объему труду господина Сабохи. На это ни один серьезный ученый не найдет ни времени, ни желания.
Главной целью данной статьи является попытка показать те свойства вышеупомянутой публикации, которые в полной мере свидетельствуют о ее псевдонаучности и предвзятости. При этом хотелось бы отметить, что мы не руководствуемся желаем вступать в полемику с господином Сабохи. К сожалению, в сети интернет очень много как научных, так и околонаучных баз данных. Не все читатели этих ресурсов могут разобраться в них и, как говорится, отделить зерна от плевел. Своими трудами мы пытаемся помочь в этом интернет сообществу в пределах своей компетенции. Данную статью следует рассматривать в этом контексте.
Итак, главными свойствами новой публикации господина Х.Сабохи являются:
Чрезмерная политизация исторического вопроса. См. об этом подробнее: Э.Ртвеладзе, А.Сагдуллаев, "Новые мифы о древней истории Средней Азии". Не секрет, что история давно уже превратилась в руках отдельных деятелей постсоветских стран в политический инструмент. Например, в некоторых тюркоязычных странах идет попытка пересмотра древней истории в рамках тюркской истории, в ираноязычных – наоборот. Как правило, в одних и тех же народах, лицах и происшествиях, имевших место в древней истории, одни ищут тюрков, другие – иранцев. Все, это, разумеется, не согласуется в главным принципом науки – объективности. Искать надо не тюрков и не иранцев, а правду. Тем более, адекватный ученый никогда не будет на основе исторического материала делать выводы, выходящие за пределы своей компетенции. В данном случае господин Сабохи либо искусствовед, либо лингвист, либо текстолог, но категорические выводы он делает по всем указанным и не указанным дисциплинам. Можно хотя бы вспомнить довольно наивные умозаключения насчет кыпчако-кыргызских корней этногенеза узбекского народа, основанных на каких-то сомнительных доводах и на таком же лингвистическом анализе.
Чрезмерная эмоциональность. Наука не терпит эмоций. Ибо от этого может пострадать объективная истина, что мы можем проследить в разбираемой работе господина Сабохи. При этом мы отмечаем, что наш труд "Кто же такие узбеки" был публицистическим, нежели научным. Просто мы широко использовали научный материал для развенчивания некоторых мифов относительно древней истории Средней Азии. Господин Сабохи же оскорбительно отзывается о своих оппонентах, иногда доходя до откровенной диффамации. Ясный пример – это отождествление нашего имени с неким Эльдаром Хасановым, к которому мы никакого отношения не имеем. Говоря образно, в научной полемике принято бить по аргументам, а не по морде. Но как раз аргументы в нашем случае остались без внимания (не считая таких же околонаучных и дилетантских аргументов Б.Мусаева), акцент же был сделан на очернении оппонентов. Согласитесь, что работу с таким контентом трудно назвать научным трудом.
Ложная информация о своей личности. В статье господин Сабохи упоминает, что работал над Кюльтобинскими надписями. Но наши знакомые, посещавшие Казахстан в целях ознакомления с находкой, не подтвердили данную информацию. Ни в рабочей группе господина Симса-Вильямса, ни в других проектах по изучению памятника, ни среди других исследователей не фигурирует лицо по имени Хазрат Сабохи. Это косвенно показывает и описание памятника господином Сабохи, что противоречит выводам финального доклада господина Симса-Вильямса по изучению и расшифровке надписей.
Гонка за древностью – самый явный признак псевдонауки. Как правило, для Сабохи важнее, кто древнее, этим он измеряет величие народов. При этом он весь иранский субстрат Средней Азии считает исключительно таджикским, весь тюркский – узбекским, забывая при этом, что западноиранский адстрат – основа этничности таджиков – проник в Среднюю Азию в VIII-IX вв. (возможно, южнее - ранее), карлуко-уйгурский – основа этничности узбеков – в X-XI вв. Если же судить об иранских и тюркских народах как о двух полюсах, принципиально не смешивавшихся и не имевших друг с другом отношений, и судить об их правах на земли их современного проживания по принципу автохтонности, то придется задаться справедливым вопросом: сколько надо прожить, чтобы стать автохтоном? Ведь 8000 лет назад в Средней Азии жили народы, родственные переднеазиатским племенам, позднее – тохары, дравиды и прочие. Иранские племена проникли в городища Анауской культуры (Переднеазиатского типа)в 2100-1800-гг. до н.э., примерно к этому периоду относится иранская культура БМАК, в Хорезм – в VII-VI гг. до н.э. Согдицы попали в территорию Самарканда и Кашкадарьи (Согдиана) максимум в середине 2-тыс. до н.э. Значит ли все это, что доиранские народы этих территорий имеют на них больше прав, чем иранцы? По логике господина Сабохи получается, что американская нация, сформировавшаяся лет 300 назад, и русский народ, о котором мы имеем сведения, начиная с начала 2-тыс.н.э., совсем не великие…
Сомнительный принцип подхода к наследственности народов. Каждый народ проживает свою "жизнь", начиная от молодости и кончая старостью. Степень наследственности последующих родственных народов определяется согласно некоторым критериям объективной науки. Это и самоидентификация народов, и историческая память, и культурная преемственность. Согдийцы – один из иранских народов Средней Азии, которые подверглись гонениям и истреблению в период арабского нашествия. Большинство выживших бежали на территории своих колоний в Фергане и Восточном Туркестане, где постепенно смешались с тюркоязычным населением. Такой же процесс продвигался на территории Трансоксианы, где пришлый западноиранский пласт был наложен на пришедший в упадок восточноиранский. Так что в случае с колониями в Фергане и Восточном Туркестане следует говорить о влиянии согдийцев, а не таджиков, поскольку согдийцы этих территорий участвовали в этногенезе узбеков и уйгур, а не таджиков. Другое дело, что таджики, так же, как и узбеки – уже сформировавшийся, отдельный от согдийцев и прочих иранский народ, и его история начинается с соответствующего периода, что автоматически исключает "гонку за древностью", указанную в 4-пункте.
Злоупотребление лингвистическим материалом. В качестве доказательства своих слов господин Сабохи много прибегает к лингвистике, при этом делая сомнительные выводы и прибегая к откровенной фальсификации. Даже такому человеку, как я, фрагментарно знакомому с согдийским языком, нетрудно заметить фальсификацию: так, например, якобы согдийская фраза: "Дубора апурсед. Це гуфторо, це авордоро?" на самом деле по-согдийски звучало бы вроде: "Питсар апарс. Чу угда, чу бурта?" (с соответствующими поправками в фонетике и грамматике). Сомнения вызывают его многочисленные дешифровки и объяснения различных понятий, как топонимы. Смех вызывают его дешифровки таких топонимов, как Ашгабад, Нукус, Пишпек, этнонимов наподобие калмык на основании согдийского языка, хотя все они имеют прозрачную этимологию и появились уже после вымирания согдийского языка. Хотя согдийский и бактрийский язык господина Сабохи максимально приближен к современному таджикскому языку. Таким образом, он, постоянно аппелируя на лингвистический материал, при этом сам его игнорирует. Видимо, он основывается на своих исследованиях, результаты которых не апробированы и не представлены научной общественности. Пока же мы предпочитаем верить авторитетным исследователям, которые ясно показали сущность согдийского и бактрийского языков (тот же господин Симс-Вильямс, которого упоминает господин Сабохи). Ясно одно – согдийский язык наиболее приближен к ягонобскому языку, бактрийский – к пашто, мунджанскому и йидга, но никак не к таджикскому. Такого и не может быть, поскольку таджкиский – западноиранский язык, первые следы которого на территории Средней Азии замечены где-то в доарабский период, намного позже тюркских следов, кстати. Дешифровки и интерпретации господина Сабохи в лучшем случае неверно истолкованы, в худшем – отражают его лингвистические фантазии, не подкрепленные никакими научными исследованиями, ни трудами других ученых, ни вообще известным нам лингвистическим материалом для указанных языков. В данном случае хорошая параллель можно провести с этрусским языком, который читали через албанский, итальянский, славянские, хурритские и даже тюркские языки.
При полном изучении труда господина Сабохи можно определить и другие его свойства. Но работа не стоит столь пристального изучения, посему ограничимся тем, что есть, ведь и этого достаточно.
Асанов Эльдар, Магистр НУУз.
kanishka3@rambler.ru
|