В.Сидоренко: Дворец Худаярхана – уникальный образец кокандского зодчества 15:12 03.07.2011
Коканд – город с более тысячелетней историей – сегодня является одним из центров Ферганской долины. Этот исторический город поведал большие исторические перемены, от завоеваний до разрушительных войн, от торгово-экономического процветания до кризиса и голода. Однако сегодня Коканд предстает перед своими гостями величаво раскинувшимся городом с развитой экономикой и богатым культурно-историческим потенциалом. Посетившие город Коканд в первую очередь знакомятся с главным его архитектурным памятником – Кокандской цитаделью – "урда", более известная как дворец Худояр-хана. Из истории известно, что за полтора века на Кокандском троне сменилось 29 ханов, но самым известным из них был последний, Худояр-хан. Он взошел на трон 1845 году, в двенадцатилетнем возрасте, став зятем всесильного местного военачальника Мингбаши Мусулмонкула. За тридцать лет своего правления, он четыре раза лишался власти в борьбе с родичами, и каждый раз вновь завоевывал ее.
Дворец Худояр-хана выстроен в 1871 году. Он стал седьмым ханским дворцом по счету и своими размерами и пышным убранством превзошел все предыдущие, при утвердив могущество кокандского хана. Цитадель занимает площадь 4 гектара, имеет 138 метров в длину и 65 метров в ширину. Она была приподнята на трехметровой платформе, и к главному входу вел пандус, у подножия которого некогда стояли чугунные и медные пушки. На портале, между обрамлявшими ее башнями-гульдаста, над огромными резными дверями выложена из резной майолики надпись на арабском языке: "Великий Саид Мухаммад Худояр-хан". Дворец был обнесен красивой резной оградой. На правом фланге был сооружен граненый минарет, облицованный керамической плиткой, имитирующей расцветку ферганских абровых шелков.
Строительством этого великолепного архитектурного комплекса, состоявшего из семи небольших внутренних двориков, окруженных строениями, руководил зодчий Мир Убайдулло. В отделочных работах участвовали лучшие мастера из разных городов Ферганской долины, а керамические изразцы для оформления фасада выполнили ремесленники из Риштана – древнего центра керамики. Всего во дворце было 119 помещений, украшенных ажурной резьбой по ганчу, орнаментальной росписью темперными красками и позолоченными карнизами, отлитыми из алебастра. Самыми нарядными были тронный зал и приемная, здесь же размещались казначейство, сокровищница и арсенал. Существовал специальный зал, где хан творил суд над своими подданными. Кроме того, во дворце были личные покои Ходяр-хана и его четырех жен. Богато отделанные комнаты были отведены также для его четырех сыновей и двух дочерей. Небольшие комнаты были заселены многочисленной челядью, обслуживавшей дворец.
За долгие годы внутренняя планировка бывшего ханского дворца претерпела значительные изменения. От былого великолепия осталось лишь два дворика и 19 комнат, в которых разместился городской краеведческий музей, в коллекции которого есть множество уникальных экспонатов, рассказывающих о богатом историческом прошлом Коканда. А удивительные орнаменты, украшающие дворцовый фасад, поражают разнообразием и изысканностью цветовых сочетаний и говорят о немеркнущей славе мастеров керамики Ферганской долины.
Состояние исторического дворцового комплекса поддерживается систематическими реставрационными работами с привлечением отечественных мастеров гончарного искусства и зодчества. Реставрация осуществляется в соответствии Постановлением правительства за счет государственного бюджета и спонсорской поддержки.
В.Сидоренко
|