Б.Мусаев: "Я не верю, что...". Из откровений ташкентского "бича". Часть 1-я 00:24 08.07.2011
"Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО …."
Из откровений ташкентского "бича".
Часть 1-я.
"Быть может, умер я давно,
И лишь видения былого….
В мозгу моем проходят снова?"
Гете
Бахадыр Ф. Мусаев.
Среди бомжей, которые обитают на помойке нашего жилого массива, его называют "философ". Он обращает на себя особенное внимание уже тем, что у него не красный нос и сидит несколько в стороне от своей братии, больше молчит. Не раз и не два я замечал, что когда у них там начинается время досуга, иначе говоря, когда кто – то сгоняет в магазин и все пьют всякую дрянь, то "философ" в гордом одиночестве, по обыкновению, читает, невесть откуда взявшиеся газеты. По всему его облику видно, что он из "бичей" (бывших интеллигентных людей), свободно говорит на русском языке..
Как – то, выбрасывая мусор, я встретился с ним взглядом … Слово за слово. Познакомился с ним. Теперь, временами, опорожняя свое ведро, я (Б.М.) приветствую его. Нет – нет, да обращаюсь к нему по имени Декартбой (Д.). Он понимает, что зову его так без тени иронии. Это ему даже льстит.
И вот днями, по инерции профессиональной привычки или из чисто человеческих чувств и любопытства, я спровоцировал "философа" на разговор. Не запланированное заранее, т.е. спонтанное общение, исключило возможность использовать диктофон, авторучку с бумагой, чтобы фиксировать ход нашего общения. Мы обменивались, на первый взгляд, мимолетными суждениями на ряд вещей социального порядка, лежащими на поверхности. Ведь очевидно, что есть такие вещи, с которыми, на мой взгляд, не может не сталкиваться любой наш соотечественник независимо от занимаемого им общественного положения, а мало –мальски рефлексирующий, даже пытается дать им свою оценку.
Вернувшись к себе, я попытался воспроизвести по памяти содержание нашего разговора, ибо еще при контакте, обнаружил в словах человека с помойки, скажем так, искры духа, интонации, которые в совокупности, думается …
К моему удивлению, слово "философ" в житейском смысле вполне подходило ему. Скажу больше. Он не только не жаловался на сложившиеся обстоятельства социальных реалий, приведшие его к такой никчемной жизни, а выказывал нечто похожее на бодрость духа и даже патриотизм.
Впрочем, если начать по порядку, то вот, какой сложился у нас разговор о том: какова наша жизнь и чему, в общем – то, все мы должны быть….
Б.М. - Уважаемый Декартбой, заранее прошу извинить, что лезу к вам с вопросами.
И первый мой, наверное, не совсем корректный. Каким образом Вас в такую жизнь "засосало"?
Д. – Не лезьте в душу. Не будем об этом. Хотя вкратце могу сказать о себе. Я окончил среднюю школу в г. Ташкенте с русским языком обучения. Получил высшее техническое образование в Ленинграде. Супруга моя умерла давно. Не женился больше. Сын взрослый от прежнего брака. Я поднимал его один. Он работает где - то в России. От него давно нет вестей. Сам я был инженером на ТАПОИЧЕ (Ташкентском авиастроительном заводе имени Чкалова). Попал под сокращение несколько лет назад. И пошло – поехало… Вот я здесь равный среди равных, вместе с которыми добываем свой кусок хлеба.
Б.М. – Замечание принято. Понял намек: никаких вопросов, касающихся личной жизни и т. д. в плане "слишком человеческого", о том, кого и что Вы любите, на чем держится душа ...
Все же некоторых вопросов о жизни не избежать, несмотря на то, что "переквалифицировались" с вытекающими отсюда…Тем не менее, Вы существуете в конкретном пространстве и времени, наверное, не перестали иметь на сердце и в голове какой – никакой груз эмоций, мыслей. Если не желаете говорить со мной, то ответьте, что на все Воля Всевышнего (Аллаха). Однако я чувствую, что Вы настроены на разговор. Могу догадываться также, что Вас интересует многое, что находится за чертой настоящего не лучшего места, где должен находиться человек.
Д. – Откуда такая уверенность относительно меня?
Б.М. - По моим наблюдениям, например, читаете газеты, не принимаете участия в питии. Потому разрешите полюбопытствовать: Вас волнует что – либо из того, что содержится в текстах наших газет. На мой взгляд, все они будто со времен Советов и сделаны по кальке передовиц газеты "Правда". Тот же пафос и шум вселенский о достижениях страны в результате последовательной поступи осуществляемых реформ под началом… Однако, это лишь моя точка зрения. А Вы верите в то, что пишут в них? Между прочим, о чем сегодня там…?
Д. – Во что я верю или не верю, это мое личное дело. Со стороны, как вижу, по вашей усмешке, вам кажется, что в моем положении следует не верить в то, что здесь пишут ныне. На самом деле, я не верю всему тому, что пишут, распространяют всякие небылицы, нехорошие слухи, говорят на враждебных радиостанциях наши недруги, завистники. Не принимаю на дух предателей, которые поддались на запад, продались за доллары, евро…. Под разговоры о демократии, правах и свободах человека, независимости, на деле они думают только об одном, как бы выгоднее для себя продать Родину. Прежде всего, к ним я отношу тех, кто называют себя оппозиционерами, правозащитниками. Правильно о них говорят у нас, что все они являются подстилками мирового империализма, сионистов, правительств тех стран, которые стремятся превратить нас, наше государство в своих слуг под ширмой исламского государства, халифата и т.п. Лично я отношу себя к тем, которые правильно считают, что пока мы здесь, не бывать этим преступным планам. Но, право, есть справедливость на земле, что Бог дал нам, нашей стране такого руководителя…
Б.М. - Во как! Давайте, вот на этом месте и остановимся. Поговорим подробнее и конкретно о том, что и кого Вы имеете в виду, утверждая: "Я не верю".
Д. – Пожалуйста, с превеликим удовольствием.
И далее "философ" продолжал "ошарашивать" меня суждениями в том же духе, как и начинал, т.е. в русле того, кому и чему он не верит. Конечно, не получился разговор социолога с "философом". Это был, скорее всего, монолог "бича". Слушал я его и невольно вспоминал едкую фразу драматурга Григория Горина: "Глупость, конечно, это дар божий. Но нельзя же им все время злоупотреблять". Тем не менее, памятуя, что моей целью была и является, повторю вновь: провоцирование респондента на откровенность, то я поощрял собеседника кивками и словами типа: "вы, верно, заметили", "согласен"…
В результате я получил откровения Декартбоя. Надеюсь, что это вещь, которая наряду с творениями немалого числа авторов книг, несметного количества статей в СМИ Узбекистана об Узбекистане периода независимости за текущие 20 лет с позиций апологии, демонстрирует наглядно и отчетливо, как в хорошем зеркале, наше общество, точнее, то, что с ним и в нем происходит, включая и разную "чушь", вульгарность и глупость, нелепые проявления нашей жизни, словом, всего того, что перевернуто с ног на голову. У меня все это вызывает смех...
Обращает также внимание, что у нас, как по обыкновению в условиях закрытых обществ, читай, как свое время, в обществах тоталитарного типа, наблюдается засилье моральных уродов, лгунов и дураков…. Классик отмечал, что здесь "развилась своя, особая разновидность пошляка, сочетающего деспотизм с поддельной культурой" (Набоков В.).
Итак, слово Декартбою.
- Мы живем в великие времена, когда Узбекистан поднимается, а наши соотечественники живут, одухотворенные целью построения государства с великим будущим.
Сегодня, спустя 20 лет после обретения независимости, в Узбекистане укрепилась экономика, достигнут очень высокий уровень жизни. А перед молодежью открываются большие перспективы в учебе, труде, построении личной, счастливой жизни. Скажите мне, в какой стране, мыслимо такое, где и когда бы нашелся деятель подобного масштаба и в смысле политическом, государственном, человеческом, если мой, твой, наш Президент И. Каримов начал с первых шагов творить поразительные вещи. Он фактически есть Провидец с большой буквы.. Народ признал его как лидера нации, назвав юртбоши. Разве это не так, если под его руководством сегодня в стране наблюдается зажиточная жизнь, люди свободно и смело смотрят в завтрашний день. Никто и ничто их не угнетает. По другому и быть не может, так как еще в первые годы независимости Мой ПРЕЗИДЕНТ выдвинул идеи построения сильного правового государства, гражданского общества, создания рыночной экономики путем укрепления этой экономики на основе известной всему миру "узбекской модели развития". Поистине, первый Президент вписал свое имя золотыми буквами в современную историю нашей страны. Я бы мог привести очень много примеров в справедливость моего утверждения, в частности, о высоких результатах последовательных реформ.
И меня глубоко возмущает, оскорбляет до глубины души, задевая и мои чувства, как гражданина Узбекистана, когда всякие там обиженные, т.н. диссиденты, оппозиционеры и правозащитники, вслед за нашими открытыми и скрытыми недругами повторяют почти то же самое, а именно, употребляют точно такие же плохие слова, приводят совершенно возмутительные факты относительно якобы упадка нашей промышленности, плачевном состоянии сельского хозяйства, бедности людей и их бесправии, коррупции, разъедающей все и вся. А о моем ПРЕЗИДЕНТЕ И ЕГО СЕМЬЕ, чиновниках, да и в целом о системе правления, режиме власти распространяют такое, что… Извините, мой язык отказывается произносить…Откровенно говоря, мне не по себе….
Б.М. – Нет, уважаемый, придется Вам кончать с риторикой. Похвально, что вы искренни и проявляете такую жизнерадостность, довольство….Все же, проще простого утверждать, что у нас народовластие, развивается демократия, сопровождаемая де колоссальными успехами в экономике, что мы живем в достатке, из года в год все лучше, что соблюдаются в стране права и свободы ее граждан, что не происходит разворовывания национальных и государственных ресурсов и т.п.., оперируя при этом фактологическими данными из СМИ Узбекистана, речей руководителей и рати апологетов режима.
Привести должно показательные примеры того, хотя бы отдельные, избранные из тех фактов, с которыми лично Вы не согласны, утверждая, что Вы этому не верите. Хочу думать, обо всем этом Вы скажете, не теряя смелости и с достоинством.
Продолжение следует.
Бахадыр Ф. Мусаев. Идея Вячеслава Ахунова. 07. 07. 2011 Ташкент. Тузель -2
|