В.Сидоренко: Архитектура и зодчество древнего Карши 12:18 31.07.2011
Архитектура города Карши развивалась в общем русле среднеазиатского зодчества. В массовом строительстве использовалась битая глина-пахса, сырцовые кирпичи или булкообразные комья глины - гуваля. Стены часто возводили на основе двойного или одинарного деревянного каркаса, заполненного сырцом или гуваля, с последующим оштукатуриванием глиняным раствором. В монументальном строительстве со временем стали больше применять жженый кирпич на глиняном или ганчевом либо на глиняно-ганчевом растворе.
В массовом строительстве использовали плоские деревянные перекрытия по балкам, в айванах и большепролетных помещениях - стоечно-балочные системы, где балки перекрытия в интерьере опирались на колонны. В монументальном строительстве в качестве перекрытий использовали своды и купола иногда из сырцового, но чаще из жженого кирпича. Отметим, что в окрестностях Карши сохранилось множество памятников архитектуры с великолепно выложенными и сохранившимися поныне сырцовыми куполами.
В XVI веке, когда в государстве Шейбанидов разворачивается повсеместное строительство, многие монументальные сооружения, например в Бухаре, а также в Карши и других городах, для экономии средств возводили камуфлетной кладкой с так называемыми трехслойными стенами.
При этом методе из жженого кирпича возводили стены в два ряда с пустой серединой, которую забутовывали строительным мусором, кирпичным боем и заливали глиняным раствором. При условии, что стены возводились на высоком прочном фундаменте и при хорошей гидроизоляции, они были довольно прочными. При нарушении вышеназванных условий от влажности разбухал внутренний слой, приводя к вспучиванию нижней части стен.
Рассмотрим особенности архитектуры города Карши на основе ныне сохранившихся памятников, классифицируя их по функциям, а также с привлечением сооружений существовавших и изученных еще четверть века назад, но утраченных позже, в 1970-1980-е годы.
Это гражданские сооружения - жилые дома, торговые постройки, караван-сараи, бани, сардобы, мосты и проч.
Жилые постройки города Карши имели традиционные для Мовароуннахра черты жилой архитектуры и состояли из двух замкнутых дворов, обстроенных по периметру жилыми и хозяйственными помещениями. Из них первый двор - ташкари (внешний) считался мужской половиной дома и предназначался для проживания, встреч и официальных приемов, а второй - ичкари (внутренний) - являлся женской половиной дома. Со двора к дому прилегала открытая терраса на резных деревянных колоннах. Особо нарядным и богатым был декор гостиных - "мехмонхона" и открытой терассы - "айвана", прилегавшего к дому со двора.
Баня XVI века в Карши является классическим образцом и одним из немногих сохранившихся в Средней Азии сооружений подобного типа. Подтверждая местное предание, приписывающее ее возведение Абдуллахану II, М. Массон приводит дату ее строительства - 1592 - 1593 годы.
Еще одним из сохранившихся уникальных сооружений Средней Азии является каршинский мост XVI века из жженого кирпича через реку Кашкадарью. "Мост опирается на двенадцать мощных устоев, соединенных четырнадцатью широкими и низкими арками. Длина моста 122 м, ширина - 8,2, высота от дна реки до дорожного покрытия в центре - 5,35 м. Между арками по обеим сторонам моста устои подкреплены мощными цилиндрическими контрфорсами диаметром около 4 м каждый, расширенных понизу каменными плитами облицовки цоколя".
Со временем река расширила свое русло, стали необходимы меры по удлинению и реконструкции моста. В связи с этим в 1914 году были возведены дополнительные крайние устои, с каждой стороны на въездах устроены по два караульных павильона из жженого кирпича. Последние были разобраны в 1960 году, так как мешали проезду грузового транспорта. "Древнее каменное перекрытие было заменено асфальтовым, борта пешеходных дорожек ограждены простой металлической решеткой с железобетонными опорами".
Культовая архитектура представлена в Карши несколькими сохранившимися мечетями и медресе, мечетью-хонако, небольшим минаретом. Они выстроены из жженого кирпича с некоторыми локальными, характерными для данного региона особенностями.
Мечети традиционно в Мовароуннахре по функциям и архитектуре были трех основных типов: квартальные сооружения для ежедневных пятикратных молитв, предназначенные для жителей определенного квартала; джума, или соборные мечети - для общегородских молений по пятницам; и праздничные мечети - намазгох (идгох, мусалля) для молений мужского населения города и его округи два раза в год по праздникам Фитр и Курбан-хаит.
В Карши сохранилось одно из немногих сооружений подобного типа - мечеть намазгох XVI века, называемая Кок Гумбаз.
Мечети намазгох в то время представляли собой арочную галерею с высоким порталом в центре и михрабной нишей в западной стене. Перед галереей обычно размещалась площадь, которая могла бы вместить все мужское население города и его округи в дни праздничной молитвы.
В квартальных мечетях купольный, колонный или плоскокровельный без колонн зал с одной, но чаще с двух или трех сторон был обустроен айваном на деревянных колоннах. Наиболее представительной из сохранившихся в Карши культовых квартальных построек была мечеть Чакар.
В XIX веке в Карши были также построены мечети Малахат с четырехколонным залом и трехсторонним айваном, Бузрукабад со стенами из деревянного каркаса "кош синч" в комплексе с хаузом и дарвазаханой, мечеть Ходжа Ахрара, где к купольному залу с двух сторон прилегал айван с балочным перекрытием на деревянных колоннах, и мечеть Кулоллик, возведенная в старогородском квартале кулолов - керамистов, на прямоугольном участке которой было выстроено несколько худжр и входная дарвазахана.
Важное место в средневековом зодчестве Карши играли его многочисленные небольшие, но порою монументальные по архитектуре медресе.
В Карши к 1970-м годам сохранилось около десяти медресе (ныне утрачено еще несколько зданий) из тех двадцати, которые были здесь известны в 1920 году. Наиболее крупными были ныне утраченные: медресе Шир-Мухаммада; медресе Ходжа Курбан; медресе Шарап-ходжа.
Из поздних сооружений следует назвать три медресе начала XX века, где в качестве инноваций в традиционном зодчестве наблюдается использование новых, привнесенных строительных методов и материалов, например, применение жженого кирпича "европейского" прямоугольного формата, известкового либо цементного раствора. Это квадратное в плане медресе Бекмир (1903 г.) и прямоугольное в плане медресе Aбдулазиза (1909 г.), которые при одноэтажности здания были выстроены с двухэтажным главным фасадом и входной частью, а также медресе Клыч-бая.
Художественная культура Кашкадарьинского оазиса в XIX века сформировалась в своеобразный локальный центр, представляющий самобытные черты народного искусства. К числу ведущих ремесел, развивавшихся как в крупнейших городах области - Карши и Шахрисабзе, так и в ее селениях, относилось производство медночеканной посуды, керамики, тканей, вышивки и ковров.
Кашкадарья занимала одно из ведущих мест по производству металлической посуды. Изделия Карши и Шахрисабза, имея много общих черт, в то же время носили печать своеобразия, значительно отличаясь от изделий других известных центров Узбекистана. Основной материал, с которым работали мастера, - латунь. Виды изделий были чрезвычайно разнообразны - чойдиши, офтоба, кумганы (виды кувшинов), дастшуи (наборы для умывания), в Бухаре, но известный там еще с XVI веке, прием - возведение двухэтажного фасада при одноэтажности остальной части здания.
Таким образом, средневековая архитектура Карши представляет собой интересный, самобытный и, к сожалению, еще мало изученный раздел истории архитектуры Центральной Азии. Такие сохранившиеся здесь наиболее редкие, древние и крупные сооружения XVI века, как мечеть-намазгох Кок Гумбаз, баня и кирпичный мост через реку Кашкадарью, свидетельствуют о высоком профессионализме и мастерстве древних зодчих города Карши.
|