И.Новицкий: Монументальные росписи Акшахан-кала - дворцы и храмы плато Устюрт 12:01 04.08.2011
Источник знаний о древности
В низовьях древней реки Амударьи, на бескрайних просторах песков пустыни Кызылкум, на каменистом плато Устюрт, раскинулась земля Каракалпакстана, необычайно богатая историческими памятниками. На этой земле сохранились памятники разных эпох – от стоянок древнего человека каменного века до культовых сооружений XIX-XX вв.
С 1995 года археологи Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан совместно с археологами Сиднейского университета (Австралия) проводят ежегодные планомерные раскопки на крупном земельном массиве Ташкырман в Берунийском районе.
Этот массив в древности был одним из цветущих оазисов Древнехорезмского царства, охваченным централизованной системой искусственного орошения. Об этом свидетельствуют следы, так называемого Ташкырманского магистрального канала. К настоящему времени удалось раскопать значительную часть расположенного в Ташкырманском оазисе городища Казаклыяткан, которое местные жители называют Акшахан-кала. Это городище представляет собой большое огороженное пространство прямоугольной формы, в северо-западном углу которого находятся более ранние по времени сооружения, названные дворцово-храмовым комплексом.
Раскопанное городище по своим размерам далеко превосходит все до сих пор найденные другие археологические объекты античного и раннесредневекового периода на территории Каракалпакстана. Его общая площадь составляет свыше 42 гектаров. Грандиозные масштабы Казаклыяткана дали возможность некоторым ученым предположить, что это городище и было той самой, до сих пор не найденной столицей Древнего Хорезма в период его выхода из состава Ахеменидской империи в конце V-начале IV веков до н.э. и создания своего независимого государства.
Но еще большее удивление вызывают даже не размеры этого памятника, а обнаруженные там находки, среди которых множество произведений древнего изобразительного искусства. Речь идет прежде всего о неповторимых многоцветных настенных росписях монументального характера. Эти росписи покрывают стены дворцово-храмового комплекса на протяжении уже откопанных 60 метров, тогда как остается 180 метров пока еще не вскрытых стен.
Радиокарбонный анализ органических остатков определил дату создания этих росписей концом II в.до н.э. - началом I в. н.э. То есть, эти фрески еще более древние, чем аналогичные образцы из Афросиаба (VII в.н.э.), Варахши (V-VIII вв. н.э.), Пенджикента (V-VIII вв. н.э) и даже Топрак-калы (III-IV вв. н.э).
Композиционно портреты на стенах были сгруппированы в четыре и более ярусов, один над другим, а также имели своеобразное обрамление в виде жирной черной контурной линии, тем не менее в них есть и едва заметные на первый взгляд отличия, что указывает на попытки художника придать им индивидуальные черты. Общим для многих портретов является наличие корон на головах персонажей и множества золотых гривен на их шеях, что, по мнению ученых, указывает на их принадлежность к царской династии, правившей тогда Древним Хорезмом.
Помимо портретной галереи большой интерес вызывают сцены, на которых запечатлены церемониальные процессии. На одной из них можно видеть пять четвероногих животных, передние конечности которых подняты как бы для движения вперед, скорее всего - это лошади. Впереди каждой из лошадей следуют люди, что заметно по хорошо сохранившимся очертаниям их ног. Некоторые одеты в красно-черные шаровары, под которыми видна обувь, напоминающая мягкие низкие сапожки. Описанные композиции дополняются растительным и цветочным орнаментом в виде тюльпанов, побегов и даже грибов.
Но особенно ценными являются находки среди фресок древнехорезмийских надписей, которые ученые определили как имена собственные. Это позволит со временем узнать имена тех людей, которые изображены на портретах, т.н. "картинной галереи".
Следует отметить, что часть уникальных находок из Казаклы-яткана экспонировалась в нашем музее на выставке, посвященной 100-летнему юбилею родоначальника археологических раскопок в Каракалпакстане и первооткрывателя древнехорезмийской цивилизации С.П.Толстова. Среди них в центре внимания публики были отреставрированные образцы настенной живописи, в том числе портреты царственных особ.
В настоящее время в Институте истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана продолжается работа по реставрации и консервации уникальных находок и по восстановлению их былой красоты и привлекательности. В скором времени они будут выставлены в ведомственном музее Института истории, археологии и этнографии, где их смогут видеть только специалисты. Намечается также организовать в Государственном музее искусств имени И.В.Савицкого новые выставки с участием экспонатов, открытых в ходе археологических раскопок на Казаклы-яткане, при проведении которой они станут доступны для широкой публики.
И.Новицкий, заведующий отделом археологии Государственного музея искусства Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого
|