Т.Рысалиев: Мечети Кыргызстана - рассадник радикальных настроений 12:16 19.08.2011
Озабоченные политическим переформатированием общества власти Кыргызстана не замечают, как на жителей страны все большее влияние оказывают пришлые проповедники. Чему они учат прихожан и что проповедуют – Бог весть.
В нашей стране расплодились понаехавшие со всего мусульманского (и не только, заметим мимоходом) мира духовные "наставники". Вакуум власти этому только способствует. Религиозное просвещение у нас таким образом пущено на самотек.
Еще одно полено в будущие (не дай Бог!) конфликты подбрасывает такой факт: 15% мечетей не зарегистрированы, иначе говоря, действуют без малейшего контроля со стороны как местных, так и центральных властей. Особенно если учесть, что зачастую эти храмы божии строятся на иностранные пожертвования.
Надо также сказать, что отечественное законодательство на это смотрит сквозь пальцы – у нас не предусмотрено норм, обязывающих мечети регистрироваться. А Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) не может повлиять на ситуацию, поскольку не имеет соответствующих полномочий и зарегистрировано в Министерстве юстиции как неправительственная организация.
Обращения же председателя ДУМК к президенту Розе Отунбаевой с предложениями повысить статус управления до сих пор были безрезультатными.
Так что возможности повлиять на религиозное образование в стране у ДУМК по-прежнему весьма ограничены.
Пример, центральная мечеть в Бишкеке подчиняется непосредственно Пакистану, а толкование ислама там близко к ваххабитскому. Об этом заявила в июле депутат Жокоргу Кенеша Ширин Айтматова. Понятно, что председатель ДУМК Чубак ажы Жалилов парировал, что, дескать, все это неправда и указанная мечеть находится под его личным покровительством. Но как-то слабо верится в это.
С другой стороны, главный специалист Госкомиссии по делам религий Юсуп Балтабаев хотя и считает, что говорить о радикальном характере проповедей в главной мечети республики нет оснований, но в центральной мечети учение толкуют по пакистанской методике.
По его словам, в каждой мечети Кыргызстана ислам трактуют на свое усмотрение, поскольку имамы рассказывают верующим то, чему их учили в той или иной религиозной школе. Но разные трактовки ислама в будущем могут привести к конфликту общин, ведь у каждой из них свое понимание религии. Это на самом деле отталкивает людей от ислама. "Нам нужна единая религиозная политика, которая объединяла бы людей", – отметил он.
Ну, а пока в верхах спорят, юные граждане Кыргызстана вместо летнего отдыха получат порцию религиозной пищи. По указу ("фетве") ДУМК во время каникул в соборных мечетях уже проводятся курсы по обучению религии школьников.
И еще просто вопиющий факт. То же ДУМК дало разрешение на привлечение школьников во время летних каникул к деятельности групп "Таблиги Джамаат". Школьники старше 15 лет имеют право по своему добровольному желанию участвовать в проповедях-"даъватах" "Таблиги Джамаат".
А в Оше даже планируется проведение конкурса среди учащихся средних школ юга республики на знание норм исламской религии. Причем в состав жюри приглашены представители религиозных учреждений Турции. Школьники, занявшие призовые места, получат возможность поступить на обучение в одно из религиозных образовательных учреждений этой страны.
Вот так! В Турции ребят научат "тому, чему надо". Естественно, надо тому, кто оплатит за сие удовольствие, то есть туркам. Которые и без того уже вовсю резвятся на религиозном поле Кыргызстана. Среди населения сейчас настойчиво насаждаются идеи турецкого религиозного течения "Нурджулар", несущих "свет ислама" (так переводится ее название).
Не забудем еще турецкую "Сулайманию", вполне комфортно чувствующую себя на юге, и пресловутую партию "Хизбут-Тахрир".
Интересно, что едва ли не все упомянутые религиозные организации во многих странах мира запрещены как экстремистские. Но зато у нас их защитники имеются в ДУМК. Там считают, что те же "Таблиги Джамаат" не проповедуют ничего запретного.
Возникает вопрос: а на кого работает ДУМК – на турок, пакистанцев или на родное государство?
Толенды Рысалиев
|