К.Эшимканов: Сплошные "хаджи-баши". Раскол в муфтияте Кыргызстана 17:23 16.09.2011
Повсеместный раскол в Кыргызстане: теперь и в муфтияте
Повсеместные расколы, дух скандализма и склочничества поразили и муфтият Кыргызской Республики. Дожились, что называется…
Раскол, произошедший в муфтияте, теперь приобрел самую, что ни на есть открытую форму. И участники разногласия - высшее его руководство. Об этом, в частности, свидетельствует планомерная дискредитация главного муфтия Кыргызстана Чубака ажы Джалилова со стороны отдельных его заместителей. Особо рьяно порочит своего начальника его заместитель по южным областям У.Сарыбаев.
В последнее время Сарыбаев постоянно недоволен деятельностью главного муфтия страны, чем делится со своими приближенными, с завидной регулярностью критикуя и обвиняя его в некомпетентности и нерешительности. К примеру, 1 сентября У.Сарыбаев в беседе с имамами Ноокатского района Ошской области раскритиковал Ч.Джалилова за то, что он неправильно назначил на 30 августа с.г. день проведения праздника "Рамадан", поскольку в соответствии с лунным календарем, праздник должен был отмечаться 31 августа. Более того, глава муфтията очень поздно объявил о дате проведения дня "Рамадана" из-за чего многие мусульмане страны даже не знали об этом и не сумели прочесть в тот день праздничную молитву.
Недовольство верующих, которые все же успели на традиционную молитву, усилилось после того, как по указанию руководства Духовного управления мусульман Кыргызстана с каждого прихожанина мечетей страны принудительно собраны пожертвования в 25 сомов. Тем же указанием Чубака ажы Джалилова на каждого имама мечети была возложена обязанность - сдать в муфтият сумму денег, эквивалентную численности местных прихожан.
Другим поводом, избранным Сарыбаевым для дискредитации муфтия Джалилова, является решение муфтия о предоставлении иностранным гражданам возможности приобретения в Кыргызстане виз в Саудовскую Аравию для совершения хаджа.
Согласно этому решению, гражданин любой страны, пребывающий на территории Кыргызстана вправе приобрести саудовскую визу и совершить паломничество совместно с гражданами Кыргызстана, доплатив при этом сверх стоимости визы еще 2 тыс. долларов США. Через своих сторонников Сарыбаев распространяет среди населения негативную информацию о Ч.Джалилове, обвиняя его в организации незаконной продажи иностранцам "хадж-виз", квотированных саудовскими властями для Кыргызской Республики.
Чтобы решить данный вопрос в начале сентября по негласному указанию У.Сарыбаева группа старейшин из Оша была отправлена на прием к Джалилову. При встрече старейшины, выразив свое недовольство деятельностью муфтия, потребовали от него отменить злополучное решение. Старейшины при этом не скупились на слова, оскорбили главного муфтия и обвинили его в продаже виз с добавленной стоимостью в целях личного обогащения. В ответ обескураженный Ч.Джалилов сообщил, что получил разрешение на принятие этого указа у ответственных госчиновников КСА, а денежные средства, вырученные от продажи иностранцам указанных виз, будут использованы для нужд мечетей и строительства религиозных учреждений в стране. Несмотря на это, старейшины потребовали в ближайшее время отменить это решение, поскольку они уверены, что большинство граждан республики, желающих совершить паломничество "хадж" останутся вне конкуренции перед иностранцами, которые платят за оформление документов почти в два раза больше.
Кроме того, открытым остается вопрос о том, как Духовное управление мусульман Кыргызстана назначает "хаджы-башей" - руководителей групп паломников, что также является поводом для недовольства многих мусульман республики.
Основой этого явилось то, что экзамены и индивидуальные беседы удачно прошли в основном те кандидаты на должность "хаджы-башы", которые предоставили сотрудникам муфтията денежное вознаграждение, а большинство имамов мечетей, имеющих необходимые религиозные знания и большой опыт организации паломничества, были отсеяны.
По словам сторонников У.Сарыбаева, муфтий Чубак ажы Джалилов непосредственно получал от кандидатов на должность "хаджы-башы" взятки от 1 до 3 тыс. долларов США. Так, к примеру, было и с Шарафиддином Алтымышовым, который, не владея даже элементарными религиозными знаниями, успешно стал "хаджы-башы". Причиной его "успеха" стало то, что за себя и пятерых своих соратников - вновь назначенных "хаджы-башы", он лично передал муфтию Ч.Джалилову около 10 тыс. долларов США.
Качыке Эшимканов
|