Б.Мусаев: О "яйцах Каримова", "Гули" (гламуре) и других достижениях независимости. Ч. 1 15:51 14.10.2011
УЗБЕКИСТАН: О "ЯЙЦАХ КАРИМОВА", "ГУЛИ" (ГЛАМУРЕ) И ДРУГИХ ДОСТИЖЕНИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ.
Часть 1-я.
Бахадыр Ф. Мусаев.
На территории ряда рынков Ташкента можно видеть огромные толпы людей. Это не народные гуляния. Они стоят в длинных очередях… за яйцами. Сегодня их продают задешево – 150 сум за штуку. Ну, очень маленькие! Их называют в народе "яйца Каримова". Кому не достанутся эти, тот может купить другие, свободно и без очереди на рынке или в магазине по цене 350-380 сум(!)., но… тоже маленькие!…
Эту картина стала наблюдаться вот уже месяц – два после очередного повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и соответственно в разы их превышающий рост цен на товары. Естественно, подобные вещи не могут не вызывать "справедливое" и справедливое возмущение у каждого нормального человека. Я тоже не составляю исключения. Правда, помимо названных чувств, все это меня подвигает на размышления о нашей жизни, которая будто абсурдна, смешна, убога и несчастна. Ну, совсем, как в том известном театре. По прошествию времени, я все еще чувствую: не заглушить мне тех безрадостных ощущений и рефлексий…
Но действительно ли все так безнадежно, как думаю я? А если попытаться найти им объяснения…Быть может, есть в природе вещей нечто, что должно вдыхать надежду в наше существование. И все же, и все же, и все же…
Впрочем, друзья, посудите сами.
По- видимому, трудно отрицать: набирает обороты, накопленный за годы независимости опыт государственного и общественного строительства, свой собственный путь развития. Кстати, по первоначальному утверждению, самого автора этой высокой теории, т.е. И. Каримова: он признан всей мировой общественностью как "узбекская модель (см об этом Идея Национальной Независимости: Основные Понятия и Принципы. Т 2001, с. 5).
По данному поводу, я бы хотел высказаться следующим образом.
Лично меня удивляет: почему, спустя 10 лет после этого смелого заявления, не нашлось ни одной авторитетной международной организации или группы видных ученых – экономистов с мировым именем, которые бы номинировали нашего президента на Нобелевскую премию по экономике…
Но вернемся в нашу действительность.
Она (реальность), между прочим, если говорить о собственном пути развития, демонстрирует на примере упомянутых выше "яйцах Каримова", что они:
во - первых, ярчайшее свидетельство торжества таковой модели и собственного пути развития;
во – вторых, выступают, как выражение заботы о человеке;
наконец, в – третьих, что государство – реформатор и известная персона власти строят свою деятельность, не отступая ни на шаг от буквы Закона, а именно, руководствуются принципами социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества (с точностью, как и закреплено в статье 14 Конституции Республики Узбекистан).
Примечательно и к месту здесь отметить, что президент И. Каримов, с присущей ему простотой, открытостью, от всей своей человеческой натуры, обращался (и обращается) при случае к своим чиновникам, а в их лице и ко всем гражданам страны: "барака топкунлар". В примерном переводе на русский язык, это звучит: "находите блага! И да благословит Вас Бог". Допустим теоретически, что результат позитивен и налицо в достижениях на всех фронтах жизни, будь то речь идет о сфере экономики, политической и социальной области, науке и культуре, искусстве и литературе. Интегральный же показатель всему, уровень жизни нашего человека и его состоянии как личности. Жанр нашего выступления ограничивает возможности освещения всех вопросов. Поэтому остановимся на одном предмете, связанном с достигнутым уровнем жизни. Полагаю, узбекистанское общество ныне достигло такой высокой ступени в смысле экономического процветания его членов, когда пристало говорить, что критерием этого роста является уже не столько количество потребляемых ими пирожков ГУММА, а сколько "яиц Каримова" могут приобрести и соответственно потреблять в расчете на душу населения ….
Итак, с нами… "яйца Каримова" и личное его благословение со словами "барака топкунлар".
Много ли человеку надо? Оказывается, по - разному. Кто, как может и по способностям, по потребностям…. Многие пустились искать и находить блага, используя при этом различные законные и незаконные средства. Безусловно, ничего нового в том, что скажу: как никогда создались условия для процветания воровства, коррупции. Как, правило, утверждают, что во всем виновата лишь одна власть. Хотя следовало бы стыдиться нам всем, что все делают люди, из которых состоит общество. А каково общество, то такова и власть. Общество и власть зеркально отражают друг друга. Пора бы нам перестать валить все на власть, демонизировать все и вся, что связано с властью. Забываем, также признаться себе в том, что все мы причастны к злу, что правят и "правят" нами отнюдь не бесы, а люди, вышедшие из того же общества…Вопрос только в том, кто больше, кто меньше имеет возможности воровать, давать в лапы, крышевать, избегать налогов …
Словом, вопрос в том, сколько, до какого предела и до каких пор это будет продолжаться?! Ведь мы уже и далеко не вчера перешли за грань, за которой началась абсурдисткая ситуация, когда каждый живет сам по себе, когда прозябаем и деградируем. Не первый год каждый спасается, выживает, как может. Многие, если не все, понимают: у нас было не лучшее прошлое и впереди ждет…но не можем мы в силу различных причин остановиться…задуматься.
Надо, что - то менять, искать пути для выздоровления нашего больного общества. Известно, что завтра всегда поздно, когда настигнет нас всех социальный, политический, экономический коллапс. Ан нет, по прежнему, каждый день начинается сызнова, когда авторитаризм "сверху" находит "понимание "снизу". Иначе говоря, все готовы проявить конформизм, соглашательство с тем, что им навязывают, таковы правила (и нет иных правила игры), где приводной ремень (посредник отношений), приводящий в движение дела, отношения, общение и т.д. обыкновенный страх. При данных обстоятельствах жизни, сложившегося порядка вещей, не в чести говорить о чести, человеческом достоинстве, социальной солидарности, собственно, всего того, что делает общество обществом нормальным, человеческим или гражданским или когда созревает и выходит на сцену истории (жизни общества) национальная идея, объединяющая и одухотворяющая чувством принадлежности к единому…
Что же мы представляем из себя, и как общество, и как народ, если нас "окрыляют" содержание болтологии, один к одному, напоминающую речи партработников разговорного жанра, то бишь, мифы о прошлом, сонные грезы о великом будущем. Очевидно, что это глупые басни для той категории людей, которых тешат пустыми, ложными надеждами.
В действительности, кто же мы, какая судьба нас ожидает, с учетом того, что не любим мы Правды. Я говорю и о Правде исторической, которой нет о нашем настоящем прошлом. Что будет с нами, когда не осмысливаются адекватно смысл и содержание событий нынешнего дня, того, что творит власть и общество? Я не могу пока ясно представить, понять и объяснить себе: что происходит здесь и сейчас; при каких условиях появится просвет, выход, чтобы мы сдвинулись с места, появилось желание и воля к добрым, честным, справедливым началам жизни, обозначатся в конце концов малейшие признаки перспективного будущего? Зато вижу, слышу, читаю, понимаю и фиксирую факт существования государства, который, на мой взгляд, делает тщетные усилия по сокрытию своей истинной природы. В частности, наводится глянец на безрадостные социальные реалии….
Продолжение следует.
Ташкент. Тузель -2 14. 10. 2011
|