В.Касымбекова: Закон для родителей или священнослужителей? (комментарий к таджикскому закону "Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей") 17:32 27.10.2011
Закон для родителей или священнослужителей?
В начале августа в Таджикистане вступил в действие Закон "Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей". Напомним, что его законопроект был одним из немногих, содержание которого стало известно населению задолго до его утверждения, и прошедшим через многочисленные общественные обсуждения.
Уже на этом этапе некоторые положения законопроекта вызвали недоумение и смятение среди верующих различных конфессий страны и руководителей религиозных организаций (РО), поскольку, которым родители обязываются "не допускать участия детей в деятельности РО, за исключением детей, официально обучающихся в РО" (п. 14 ст. 8).
Прозвучали публичные высказывания критического характера глав РО, многочисленные возражения и заявления правоведов и верующих, в различные инстанции полетели официальные письма-протесты местных и международных организаций.
Наряду с другими предложениями, предоставили свои замечания к законопроекту и служители церквей Таджикистана. В них было отмечено право и нужда родителей христиан в воспитании своих детей, частью которого является регулярное посещение детьми церквей раз в неделю.
Однако эти многочисленные голоса не были услышаны, и закон был принят с незначительными поправками, не меняющими суть запрета. И вскоре начались события, связанные с исполнением пресловутого пункта 14 статьи 8 нового закона.
По слухам, милиция задерживает подростков, входящих в мечети, и препровождает их в участки, откуда выйти они могут только после обращения к сотрудникам ОВД родителей детей.
В середине августа в Комитет по делам религий при Правительстве Республики Таджикистан (КДР) телефонным звонком в срочном порядке были приглашены представители христианских церквей. Собралось более 20 человек. Встречу проводил начальник отдела религиозных организаций Солехджон Завкиев. Впоследствии участники беседы сообщили, что они были ознакомлены с содержанием закона, в частности, с пресловутым пунктом о запрете посещения детьми РО. Присутствующим было разъяснено, что отныне дети в возрасте до 18 лет не должны посещать церкви, а в противном случае последуют ответственность за нарушение закона. Затем было также предложено оказать помощь детскому дому.
Участники этого собрания высказали недоумение полученным указанием. "Этот закон адресован родителям, так почему же указания получаем мы, священнослужители?", единодушно говорили они.
"Мы очень обеспокоены получением последнего указания, - говорит пастор церкви евангельских христиан баптистов Александр Вервай. – И мы надеемся, что это просто недоразумение, ведь участие в деятельности и просто присутствие при богослужении, по нашему мнению – разные вещи.
И чем могут навредить подрастающему поколению храмовые молитвы? Ведь Бог и зло – вещи несовместимые, и мы проповедуем многое из того, что есть в новом законе – вреде алкоголя, наркотиков, бессмысленности компьютерных и азартных игр, опасности терроризма.
У нас при Доме молитвы работают детский сад и воскресная школа. Дети – непременная часть детского богослужения, в уставе нашей организации прописана деятельность по воспитанию детей. А сейчас, со вступлением в силу нового закона мы должны отказаться от всего этого? Здесь есть противоречие законов. И никто не может сказать мне, что я не прав".
Протест высказали представители и других церквей. Тем не менее, руководители РО стоят перед дилеммой – как, не нарушая закон, продолжать воспитание детей в своих нравственных устоях?
Комитет по делам религий не разъясняет
Получить конкретные разъяснения на два вопроса: приравнивается ли посещение богослужений к участию в деятельности религиозных объединений? И действительно ли детям, не обучающихся в РО, отныне вообще запрещен вход туда? - мы попробовали в Комитете по делам религий.
После многочисленных отказов, связанных, якобы с чрезмерной загруженностью сотрудников Комитета, нам удалось побеседовать с председателем Комитета по делам религии Абдурахимом Холиковым и начальником отдела религиозных учреждений Солехджоном Завкиевым.
Абдурахим Холиков разъяснил, что в понятие деятельности религиозных учреждений входят организационная, пропагандистская, учебно-воспитательная и молитвенная виды деятельности.
"Участие несовершеннолетних в организационной и пропагандистской деятельности категорически запрещено в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Таджикистаном, - рассказал А. Холиков. – А запрет на участие в деятельности религиозных объединений не касается детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях. Требования Закона РТ "О воспитании" вытекают из ранее принятого закона "О религии".
- Но ведь далеко не все дети, посещающие богослужения, обучаются в них, например, дети ясельного возраста, или учащиеся старших классов. А ведь есть нимало приходов, не проводящих вообще обучения. Следует ли из этого, что детям запрещен вход в церкви?
- Дети должны учиться, а не проводить все время в мечетях.
С. Завкиев, в свою очередь, рассказал, что на последней встрече прямого запрета на посещение детьми храмов не было, равно как не велось и речи о наказаниях.
"На встрече с главами христианских церквей рассматривались два вопроса: о порядке сотрудничества между КДР с религиозными организациями, и участие РО в благотворительности. Руководителям церквей было предложено оказать помощь детскому дому в Таджикабаде, и эти средства уже выделены.
Хочу напомнить, что главам религиозных учреждений сейчас необходимо больше думать о получении официального разрешения на духовное обучение, которое включает представление программы обучения, согласование ее с руководящим органом, документы об образовании преподавателей. Кроме того, необходимо получить лицензию на право обучения.
- Значит, детям по-прежнему можно посещать богослужения?
-…..
Получить конкретные и однозначные разъяснения руководства КДР о том, как следует исполнять новый закон, так и не удалось.
Общество против
"Закон, запрещающий детям участие в деятельности РО, ставит преграды для реализации своего права на свободу вероисповедания, которое закреплено за каждым гражданином Таджикистана в Конституции РТ, Законе РТ "О свободе совести и религиозных объединениях", Семейном и Гражданском Кодексах РТ. Этот запрет противоречит также международно-правовым актам, ратифицированным Таджикистаном, а именно: "Всеобщая декларация прав человека", "Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Международный Пакт о гражданских и политических правах", "Конвенция о правах ребенка", - говорится в коллективном письме, распространенном Союзом христианских церквей Таджикистана.
Солидарны в оценке закона и видные мусульманские служители. Мухиддин Кабири, лидер ПИВТ, открыто и резко высказался против этого закона в парламенте. Ходжи Акбар Тураджонзода в интервью радио "Озоди" сказал: "Теперь мусульмане поставлены перед выбором, и они должны показать, подчиняются они воле Всевышнего, или принятым законам, который в открытую направлен против Бога и Ислама".
Лариса Александрова, сотрудник ОО "Центра по правам человека" считает, что принятая норма противоречит Конституции Таджикистана, Закону РТ "О свободе совести" и ратифицированным Таджикистаном "Конвенции о правах ребенка" и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП).
"Согласно Конвенции, воспитание детей не только обязанность, но и право родителей на то, как именно воспитывать? И родители определяют, каково будет воспитание ребенка, в том числе в религиозной сфере. Но когда родители лишаются права приобщать детей к важным религиозным обрядам, то это является ущемлением права родителей в области воспитания.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 Пакта (МПЭСКП), "государства обязуются уважать свободу родителей в обеспечении религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями, а вышеназванная норма ограничивает их", - говорит Лариса Александрова.
Между тем, все признают, что молодое поколение, составляющее около 44% населения Таджикистана, требует от государства проявления особой заботы, специальных программ образования, воспитания, немалых затрат на здравоохранение и профессиональное обучение. В настоящее время в перечисленных сферах наблюдается немало проблем. И начинать логично было бы с их разрешения, а не дополнительными штрафами и запретами, которые принес новый закон.
Разъяснение из Женевы: ходить в религиозные организации можно
Спустя месяц нам все же удалось получить ясный ответ руководства КДР. Прозвучал он в выступлении председателя КДР А. Холикова в Женеве, где правительство Таджикистана представляло Универсальный периодический обзор в Совет ООН по правам человека. А. Холиков, касаясь обсуждаемого закона, по которому много стран высказали замечания, заявил: "Закон не запрещает участие детей в образовательной и культовой деятельности РО".
И далее А. Холиковым было повторено: "Дети могут легально и под наблюдением родителей участвовать в культовых мероприятиях РО". То есть, запрета на посещение мечетей и церквей детям нет, но условие – надзор родителей.
Считаем своим долгом сообщить об услышанном разъяснении общественности Таджикистана.
Валентина Касымбекова
|