Н.Мирсаидов: Свобода слова и авторитаризм. Кто подрывает имидж Таджикистана 00:51 07.11.2011
СВОБОДА СЛОВА И АВТОРИТАРИЗМ. КТО ПОДРЫВАЕТ ИМИДЖ ТАДЖИКИСТАНУ?
Таджикистану нужен новый Закон о печати и средствах массовой информации.
Один из двух самых популярных праздников Ислама, как и везде, где проживают мусульмане, в Худжанде начался с праздничного намаза. Есть люди, которые по долгу службы иной раз не могут воспользоваться возможностью произносить утреннюю молитву в день последнего ниспосланного Аллахом откровения пророку Мухаммаду в соборной мечети.
Это милиция, журналисты, сотрудники аппаратов госуправления. Одни следят за соблюдением общественного порядка, организацией праздничных мероприятий, другие - за ходом его освещения. Может, будучи на пенсии, они найдут время и все же прочтут недочитанные намазы. Это зависит от степени их веры и покаяния.
Мечеть Ходжи Маслахиддина находится в самом центре Худжанда. В главном храме города мероприятие обычно проходит более торжественно. И желание горожан попасть сюда на праздничный намаз понятно.
Произведенная несколько лет назад реконструкция примечетной площади, освобождение окрестностей мечети от паркующихся машин в день праздника жертвоприношения значительно облегчило положение и позволяет сегодня тысячам верующим расстилать свои коврики прямо на улице и не думать о неудобствах. Благо, и погода выдалась после нескольких дождливых дней на славу – теплая и солнечная.
Таджикистан хоть и неисламская страна по конституции, но законы шариата здесь почитают. Вдвойне строго они соблюдаются именно в дни мусульманских праздников и в Священный месяц Рамазан. Даже имеющие пристрастие к алкоголю люди, а их не так уж много, в эти дни набираются силы воли и отказываются от пагубных привычек. Вероятность того, что кто-то совершит в этот священный для мусульман день неблаговидный поступок прямо у мечети на глазах у несколько тысяч горожан, практически сведена к нулю. Тем не менее, за порядком нужно следить. И следили за общественным порядком сотрудники милиции, ненавязчиво, больше наблюдая со стороны.
Нет-нет, найдутся, как правило, пару нерадивых, желающих проявить усердие сотрудников. То ли преобладают в них амбиции, то ли давит на них страх перед собственным руководством, они по-своему начинают квалифицировать понятие "общественный порядок", занеся в список нарушителей людей такой же категории, как они сами, то есть выполняющих свою профессиональную миссию.
Праздничный намаз – это важное событие в жизни мусульман. Во всех мусульманских странах отмечают его торжественно. Значимость этому мероприятию придают средства массовой информации. Даже в советские годы, когда жестко ограничивалась свобода совести и вероисповедания, это мероприятие не оставалось вне поля зрения прессы. Более того, его освещали все СМИ. Никто не препятствовал журналисту наблюдать за процессом, фотографировать, снимать торжества перед началом намаза. Другое дело, когда начинался намаз. Знающие каноны Ислама местные журналисты никогда не позволяли себе встать перед лицом людей, приносящих молитву, и потому фотографировали процесс под углами. И представители духовенства, включая ученых-богословов, не видели в этом ничего плохого.
Несмотря на то, что нынешний праздничный намаз освещали считанные СМИ, нашлись люди, которые вмешивались в дела журналистов. И их требование не снимать женщин мне показалось абсурдным. Именно так они среагировали на мои съемки перед началом намаза. Это милиционер и, по всему, двое сотрудников госаппарата. Интересно то, что они были женщины. Все трое, попросившие меня не фотографировать процесс, вопреки тому, что я им представился, отказались называть мне свои имена и фамилии. Женщины заявили, что их имена и фамилии не должны быть преданы огласке. Для читателя и меня лично не имеет значения, какую властную структуру они представляли. Важны были их полномочия и соответствия этих полномочий законодательным нормам. Насколько я информирован, закона или законодательный акта, запрещающих производить съемки религиозных обрядов, в Таджикистане нет. Если это была собственная трактовка так называемыми "блюстителями порядка" каких-то установок собственного руководства, то они должны были не говорить об этом с представителем прессы, хотя понимаю, что все это происходит от отношения к прессе в стране, из-за отсутствия должной роли СМИ. Если данные категории людей действительно проявили "инициативу", чтобы показаться значимым, а не выполняли указание, тогда они и подобные им, которые далеки от знания законов страны, наносят непоправимый ущерб имиджу страны, строящей правовое демократическое государство.
Я остановился на столь незначительной ситуации, что каждый день может происходить с каждым, считая многие наши беды происходят именно по этой причине. Им говорят: "принеси чалму, они приносят голову". Именно неспособность самостоятельно мыслить принимать решения, слепое подчинение указаниям и приказам привод к тому, что страну обвиняют в авторитаризме.
Многие мне могут возразить, нашел, о чем писать и печься об имидже, которого вовсе нет. Или он, этот имидж такой, что дальше некуда. Да, согласен. Нас разъедает коррупция, на каждом шагу нарушаются более важные права людей. Но спрашивается, кто должен бороться с подобными явлениями? Только пресса способна изменить атмосферу. Пока руководство Таджикистана в корне не пересмотрит свое отношение к СМИ, оно в борьбе с доставшимся нам от советской власти авторитаризмом ровным счетом ничего не сможет добиться. А тормозом на пути реформ в республике является именно авторитарное начало, которое сегодня поощряет и коррупцию.
Многое сегодня делает руководство Согдийской области для журналистов. Выделяет земельные участки, думает о создание им более комфортных условий для работы. И президент страны вроде бы заявляет с трибуны, что он всегда поддержит конструктивную критику в адрес властей. Однако, нет главного – открытого заявления по поводу роли СМИ и обязанности структур исполнительной власти не препятствовать журналисткой деятельности. Нет прецедента защиты журналиста и СМИ в их тяжбах с силовыми структурами, судебной системой, погрязшими в коррупции министерствами и ведомствами, влиятельными финансовыми магнатами и заправилами. А в развитых странах мира СМИ являются единственным органом общественного контроля. Именно они наделены полномочиями спрашивать со всех тех, которые живут на деньги налогоплательщика. У нас в стране, к нашему великому сожалению, никак не могут уяснить, каждый сотрудник исполнительной и законодательной власти живет на народные деньги и он обязан отвечать органу народного контроля, а не спрашивать с него.
Нужно признать, что в конце 80-х и начале 90-х журналисты, примкнув к разного рода политическим группировкам, натворили много дел. В обострении политической ситуации в стране и развязывании гражданской войны есть доля вина журналистов. И многие в руководстве Таджикистана именно так считают. Но то было прошлое. За 20 лет независимости сформировалась совершенно другая журналистика. Она новая, более рассудительная, думающая. Нет сегодня среди них политиканов. Они не выполняют политических заказов. Не нужно бояться предоставления им большей свободы. Тот горький урок научил многих тому, что журналист должен быт вне политики и обязан только освещать событие и процессы. Потому, если власть действительно заинтересована в продвижении реформ, она обязана восстановить прежнее положение СМИ и заявить официально, что она средства массовой информации считает "четвертой властью".
Вопреки тому, что у нас в стране преобладает авторитарное начало, порой притесняются журналисты, не все гладко с правами человека, я лично не устаю повторять, что в Таджикистане ситуация значительно лучше, чем в соседнем Узбекистане, Туркмении. Спрашивается, нужна ли кыргызская анархия? Думаю, что свободу не нужно путать с вседозволенностью, которая грозит анархией. Потому нужен новый Закон о печати и других средствах массовой информации, четко указывающий на обязанности как самих журналистов и СМИ, так и структур власти - исполнительной и законодательной, закон, где все прописано четко, без оговорок, лазеек и возможности интерпретировать. И проект нового закона должен пройти по-настоящему широкое обсуждение в журналистских кругах без формализма и иницировки.
Неъматулло Мирсаидов
|