КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 09.11.2011
23:46  Г.Папандреу подал в отставку с поста премьера Греции
22:19  Арестован подозреваемый в убийстве дочери профсоюзного активиста из западно-казахстанского Жанаозена
21:18  В ДТП погибли главы двух управлений Карагандинской области
20:46  В Алматы Economist Conferences проведет двухдневную конференцию на высшем уровне "Шелковый путь"
19:31  "КП": Душанбе. Русских пилотов осудили на 8,5 лет, чтобы присвоить их самолеты
19:21  К.Кабденов: Рогунская ГЭС. Кому достанутся доходы от нее?
13:49  "РГ": Сели в Курган-Тюбе на 8,5 лет. Рахмона пора судить за воздушное пиратство

13:32  Вл.Соловьев: Осуждение летчиков. Таджикистан устроил провокацию, пощечину нашей стране
13:27  Вычеркнуть из списка! Акаева и Бакиева могут лишить статуса экс-президентов Кыргызстана
13:24  На дне Желтого моря обнаружен погибший в 1905 году на японской мине русский флагманский броненосец "Петропавловск"
13:16  Веерных отключений света в Кыргызстане зимой не будет - мамой клянется минэнерго КР
13:04  Вячеслав Ахунов - знаковая фигура современного искусства Узбекистана
12:28  Ржунемагу. В Узбекистане чиновников проверят на знание компьютерной грамотности
12:08  Р.Абдуллаев: Русский народ не произошел от иранцев, а тазики не являются арийцами (ответ М.Саидову)
12:06  А.Исмаилов: Почему узбекистанцы выступают против строительства Рогунской ГЭС
11:47  "РГ": Израиль "не допустит" ядерного Ирана. Доклад МАГАТЭ вызвал воинственные настроения в Израиле
11:44  Неутомимый казахстанский эколог Елеусизов в очередной раз создал партию "зеленых"
11:38  Премьер Италии С.Берлускони объявил об отставке
11:32  Э.Гасанов: Подхалимство и разум. Все видят, кто чей холуй, кто есть лизоблюд перед Россией, кто перед Турцией, кто перед США...
11:24  "Это нарушение международных норм". Спикер Совета Федерации В.Матвиенко возмущена приговором российскому летчику в Таджикистане
11:21  Лег костьми. Казахстанский художник Н.Абишев создал скульптуру коня из… 8500 бараньих асыков (фото)
11:19  Школьница из Темиртау Анастасия Козак (фото) выиграла региональный этап международного конкурса моделей Elite Model look 2011
10:45  "РО": Уголовные дела. Кто присвоил долю пострадавших от стихии жителей Куляба?
10:33  Тунис выдаст экс-премьера Ливии аль-Махмуди новым властям страны
10:27  Министр Кул-Мухаммед головаст на идеи. Казахстан хочет внести исполнение кюев на домбре в список мирового культурного наследия
10:25  Памятник Н.Назарбаеву будет установлен в столице Гагаузии - Комрате. Башкан Формузал повелел
10:14  А.Ермеков: Кто раскачивает Кыргызстан?
10:09  Их нравы. Алмазбек Атамбаев подарил Розе Отунбаевой корону из чистого золота (не юмор)
10:05  М.Смит: Москва предлагает Бишкеку неравноправное членство в Таможенном союзе
10:03  Р. Ван Хорн: Центральноазиатские правительства осуществляют Интернет-цензуру уже не политическими, а хакерскими методами
10:00  "Э-К": Мандаты сдаты? Возможный роспуск мажилиса – тема номер один у казахстанского политбомонда
09:37  А.Храмчихин: Иран - жертва риторики. Обаме перед выборами может очень пригодиться еще одна военная победа
09:34  М.Мустафина: Под грифом "Секретно". В Алматы подписано первое соглашение об обмене и защите секретной информации государств – участников ЦАРИКЦ
09:28  В.Касымбекова: Первый визит Среднеазиатского Митрополита Викентия в Таджикистан
09:26  А.Джурабеков: Раз – тюльпан, два – тюльпан, три – … Размышления о старом-новом Кыргызстане
09:21  "Лукойл" начинает строительтво двух гигантских нефтяных платформ для северного Каспия
09:14  "Къ": Посадочная полоса. Методов воздействия на Таджикистан у России хватает
09:08  Нейт Шенккан: В степях Средней Азии немцев становится все меньше
08:32  Городской романс. В прокат выходит кинолента "Казахфильма" "Мой грешный ангел" (режиссер - Т.Теменов)
06:18  В иранском атоме нашли российское ядро. МАГАТЭ обнародует доклад по Ирану
00:59  Г.Фасхутдинов: Зачем Таджикистану новые кредиты?
00:58  Россия хочет контролировать архивы постсоветских стран
00:53  "Associated Press": Россия и Китай возлагают особые надежды на ШОС
00:39  S&P поставила Казахстану рейтинг выше российского
00:33  С.Канешев: Мнимые величины казахстанской экономики. За публичными рейтингами частенько скрывается дремучая некомпетентность
00:08  С.Куликов: Китай активно строит свой транспортный коридор – через Казахстан в обход РФ
00:06  "МК": Не так сели. Русским летчикам в Таджикистане вынесли беспрецедентный приговор
Вторник, 08.11.2011
20:45  Россия протянула трубу в Европу. Газопровод "Северный поток" запущен
17:58  Приговор российским летчикам назван "крайне суровым и политически ангажированным". МИД РФ резко наехал на Таджикистан
16:02  Талибы пригрозили "суровым наказанием" участникам Лойя джирги
15:58  За что? Таджикский суд приговорил русских летчиков В.Садовничего и А.Руденко к 8,5 годам лишения свободы и конфисковал два самолета Ан-72
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Вячеслав Ахунов - знаковая фигура современного искусства УзбекистанаВячеслав Ахунов - знаковая фигура современного искусства Узбекистана
13:04 09.11.2011

ВЯЧЕСЛАВ АХУНОВ - ЗНАКОВАЯ ФИГУРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА.

Бахадыр Ф. Мусаев.

Сегодня в день седьмой месяца ноября 2011 года я сижу в кабинете художника, в Доме Художников на Себзаре. Он отвечает на мои вопросы. Мой собеседник озвучивает некоторые факты из своей творческой биографии, рассказывает о прожитой жизни, вспоминает и размышляет, обнажая срез времени, свидетелем которого пришлось ему быть.

Я знаком с Вячеславом Ахуновым с тех самых лет, когда родилась и зазвучала песня "как молоды мы были и верили в любовь". Как давно это было. Но каждый раз, к своему немалому удивлению, я сталкиваюсь с чем-то новым, точнее, открываются неизвестные черты моего земляка, друга, к которому я могу придти, позвонить в любой час суток, поговорить с ним и обсудить волнующие меня вопросы.

Сегодня я увидел в его глазах, в интонациях голоса обнажившуюся грусть и одиночество, памятуя, что Вячеслав Ахунов относится к типу рефлексирующих людей, мыслительные устремления которых не могут избежать "проклятых вопросов".

Я пришел с целью разговорить его и выяснить моменты, связанные в его творчестве с тем, что составляет "биографию души" художника.

Но предварительно следовало бы дать информацию для сведения.

Вячеслав Ахунов родился в 1948 году в городе Ош (Киргизская ССР). Он - известный живописец, перфомансист, режиссер, видео-артист, сценограф, поэт, прозаик, эссеист, публицист и философ. В Узбекистане художнику запрещено официально выставляться, и единственная возможность познакомить со своими работами местную публику - "квартирные" выставки. Вячеслав Ахунов - единственный в Узбекистане художник, профессионально занимающийся художественными проектами в сфере современного искусства. Имя художника, наравне с именами Ильи Кабакова, Олега Кулика и Марины Абрамович, внесено во Всемирную Историю Современного искусства.

Почему художнику с таким именем, творения которого выставляются в лучших музеях мира, запрещено выставляться в Узбекистане? Отчего фамилию художника не найти ни в одной книге и каталоге посвященных художникам страны, изданных в нашей республике за последние десять лет? Действительно, почему?

Нет необходимости в пространных рассуждениях, чтобы разъяснить и ответить на это "почему". Достаточно напомнить некоторые "чудачества", ненормативность и вольность художника, в частности, в качестве художника-акциониста и создателя перформанса.

Справка. В книге "Терминологический словарь. Апполон" отмечается, что акционизм - искусство действия, создание акций или провокация "событий". Перформанс – короткое представление перед публикой художественной галереи или музея, исполненное одним или несколькими участниками, одна из разновидностей акционизма. Современные виды искусства, возникшие в авангардистских движениях 1960–х годов (см указ соч. М. издательство "Эллис Лак", 1977, с. 29, 442).

Очевидность актуальности названного вида искусства в форме небольшого театрального представления не вызывает сомнения. Лично я сам оказывался в роли свидетеля, когда несколько лет назад Вячеслава Ахунова создал и демонстрировал перформансы "ЧЕЛОВЕК – КОМПАС", "ОСТОРОЖНО - СИФИЛИС БЕЗСОБЫТИЙНОСТИ!". И вот совсем недавно на открытии Ташкентского Биеналле 2011 он с бейджиком на груди демонстрировал… Впрочем, начнем сначала и по порядку.

Вячеславу Ахунову приходится часто бывать за рубежом. Где бы он ни выставлял свои работы, всюду появлялся с компасами на запястьях рук и несколькими, висящими на груди. На вопрос удивленных "Вы боитесь заблудиться??", он отвечал следующим образом: "Просто я запутался, так как президент нашей страны неоднократно менял курс развития страны… Мне все эти судорожные метания и политическая суета президента изрядно надоели и я решил выбрать собственный курс, которому следую… Ведь мой не испорченный авторитаризмом и низкопробной политикой компас всегда показывает в сторону мной намеченной цели! Чтобы подстраховаться, я ВСЕГДА ношу на себе несколько компасов" (см об этом подробнее Б. Мусаев. Многие тебе лета, Нью–Тамерлан, Заметки социолога Часть 1-я. www.centrasia.ru 03.09. 2006)

Акция "ОСТОРОЖНО - СИФИЛИС БЕЗ"СОБЫТИЙНОСТИ!" была проведена на Биеннале Современного искусства Ташкент 2007 - художник бродил по выставочным залам, надев медицинскую маску на лицо, объясняя свой жест тем, что на очередном художественном форуме он не нашел работ, которые бы отражали актуальные события современности, которые бы правдиво реагировали на происходящие в стране политические и социальные процессы. В этой акции художественный жест и политическая составляющая слились во-едино.

(Б.М.)
Слава, позволь мне для затравки предстоящего разговора, начать с далеко не академичного вопроса. Он связан с общественным мнением. Это и понятно... Во–первых, я социолог по профессии; во–вторых, благодаря общественному мнению, в принципе, возможно выявить главные черты самосознания, самочувствования и самооценки нашего нынешнего общества. Самое главное, известно, что формирование и наличие общественного мнения является явным признаком распада тоталитарного общества и диктаторских режимов, возникновения зачатков (становления) гражданского общества. Касательно нашей страны, пока у нас не может идти речь о каких-то обнаруженных признаках, говорящих о наличии не только общественного мнения, но и самого гражданского общества открытого типа, то есть свободного. Напрашивается вопрос: современное искусство может влиять на формирование общественного мнения и общества?

(В.А.)
Мне часто задают вопрос: для чего вы создаете художественные проекты, заранее обреченные быть отвергнутыми нынешними арт-чиновниками? Безусловно, речь в таком случае идет о социальной, экономической и политической функции искусства, которые, по моему мнению, невозможно свести только к функции украшательства, так как социальный и политический арт-активизм может существовать на уровне независимости и требует определенной смелости существовать в качестве оппозиции официальному курсу власти и способствовать формированию свободного гражданского общества. Определенная точка зрения о значении традиционных видов искусств и традиции вообще всегда упирается в вопрос об использовании искусства в качестве ширмы в спекулятивных целях, в первую очередь для обслуживания галлюциноза нынешней власти, которая нуждается в иллюзионизме для имитации существования в стране открытого гражданского общества и демократических институтов. В таком случае, несомненна социальная и политическая роль современного искусства, связанного с новейшими технологиями в мультимедийном пространстве, с окружающей нас реальностью, а не пространными фантазмами художника. Видео-камера, фото-камера и компьютер, наряду с традиционными: кистью, стеком скульптора, красками, глиной и так далее, стали обычным инструментом художника. Сегодня власть крайне категорична, когда вопрос касается развития актуального искусства, особенно в молодежной арт-среде. История знает случаи, когда актуальное, современное искусство становится катализатором существенных изменений в жизни общества.

(Б.М).
Я понимаю тебя, особенно, что разумеешь под словами "катализатор существенных изменений в жизни общества". Но, право, давай не отвлекаться на политику. Это обширная тема и требует специального, отдельного рассмотрения. Кстати, ее ты уже отчасти и основательно коснулся в своем исследовании узбекского гламура "ЛЮБИ "ГУЛИ", ЛЮБИ…" Хотелось бы услышать твои суждения насчет роли современного искусства в культуре Узбекистана, какова роль и положение самой культуры сегодня?

(В. А.)
Серьезных событий, которые могли бы маркировать существование и роль нового искусства, крайне затруднительно отыскать. Их почти нет. Это касается искусства и культуры Узбекистана в целом. Я имею в виду театр, кинематограф, изобразительное искусство, архитектуру, музыкальную сферу, дизайн и так далее (политика и экономика в том числе). Везде мы сталкиваемся не с новыми оригинальными художественными решениями, а в крайне редком случае с подобиями, и повседневно с низкопробной имитацией оригиналов, находящихся далеко за пределами страны и как следствие - недоступны для просмотра неискушенной ташкентской публике.

(Б. М.)
Извини, что прерываю. Действительно, называя вещи своими именами, о каких таких серьезных событиях, которые бы могли маркировать существование и роль нового искусства можно рассуждать всерьез, если Главный Архитектор, Главный Строитель, Главный Скульптор, Главный Писатель, Главный Осеменитель, Главный Дояр, Главный Философ, Главный Политик, Главный Хлопкороб, Главный Юрист, Главный Фермер, Главный Финансист, Главный Теоретик, Главный Животновод и... просто Президент Узбекистана… Впрочем, ты об этом совсем недавно довольно четко сказал, расставив акценты, когда писал о Гламуре и в статье "Наслаждении властью". Позволь, приведу по одной цитате из названных твоих работ.

"…Чтобы появилось по – настоящему демократическое искусство, литература, архитектура необходимо открытое общество. Современная живопись, литература, архитектура и другие искусства невозможны в закрытом не демократическом обществе. Если существуют (названные предметы), то как подобия, имеющие отдаленную похожесть на далеко не лучший клон…" (см об этом В. Ахунов "Наслаждение Властью" www.centrasia.ru 10. 08. 2011 г.)

"Парадокс заключается в том, что не сами деятели культуры предлагают разные проекты культурного процесса, а сама власть под лозунгом модернизации предлагает базовые модели официальной культуры, которые должны придерживаться деятели культуры и молодое поколение". (Вячеслав Ахунов ЛЮБИ "ГУЛИ", ЛЮБИ…www.Ferghana.ru 19. 10. 2011 г.)

Безусловно, искусство и культура в Узбекистане жестко лимитируются, а деятельность работников культуры и искусства подвергается цензуре со стороны госчиновников. Подобное положение вещей гасит любые творческие импульсы, отбивает любое желание действовать, что, безусловно, ни в коей мере не способствует развитию искусства и культуры. Как ты считаешь, имеются все основания так считать?

(В.А.)
Нередко деятели искусства сетуют на отсутствие информации, качественных музыкальных проектов, авторского кино, на зажим чиновниками любой независимой инициативы из - за опасения возникновения авторских трактовок, которые не будут совпадать с официально выработанной линией власти в искусстве и политике. Но, вот парадокс! Крайне редки случаи, когда кто-то из них пытается заниматься независимым творчеством. Как правило, в основном мы слышим сетования на финансовые трудности, на возможное давление, в том числе в виде запрета на профессиональную деятельность и как следствие, из-за опасения остаться без средств существования, из-за страха за свою жизнь и членов своей семьи, которых, в таком случае, могут в любое время подвергнуть репрессиям, но одновременно, теряя важную жизненную энергию, эти люди готовы выполнить скудно оплачиваемые идеологические госзаказы, при этом, идя на риск, рискуя неизбежно попасть в ситуацию, в которой могут подвергаться глумлению со стороны всевозможных комиссий, цензуры, художественных советов и чиновников. Да! В основе подобных опасений таится животный, гипотетический страх быть подвергнутым насилию! Подобные рассуждения имеют место, и еще не забыта история истеричного прессинга на художника со стороны власти, завершившегося судебным процессом. Я имею в виду "уголовное дело" фотографа Умиды Ахмедовой.

(Б.М.)
Страх? Это липкое гнусное чувство, довлеющее над всеми жителями страны как следствие...

(В. А.)
...в первую очередь, как следствие той, созданной режимом, отвратительной социально-политической и моральной атмосферы, отсутствия в Узбекистане открытого демократического гражданского общества, при котором совершенно абсурдна роль искусства как беспрекословного батрака с мизерным содержанием на службе у власти.

Я задаю себе вопрос: значит ли выше сказанное, что деятели культуры Узбекистана вынуждены добровольно построиться строго в колонну и энтузиазмом маршировать, топчась на одном месте в такт указаниям министра культуры и его чиновничьей рати? Вопрос касается индивидуальной поведенческой, моральной позиции и свободного выбора. Но если художник выбрал свое место в колоне и бессмысленное топтание на месте, то тогда не нужно роптать на власть и лежа по одеялом, шепотом критиковать ее. Должна присутствовать воля к эксперименту, бурление творческой энергии, мудрость в приятии неудач, готовность в любое время уйти в андеграунд и идти против течения, ведь новое рождается только в отчужденной зоне.

(Б.М.)
Теперь вопрос о глобальной сети Интернета. Как ты к нему относишься, учитывая, что он сеть напрямую связана со всемирным процессом глобализации, который, к сожалению, служит унификации, стандартизации не только мышления?

(В. А.)
Когда разговор касается роли глобальной сети интернета, как поставщика разнообразной информации в области искусства, я не склонен фетишизировать эту роль. С одной стороны мы сталкиваемся с процессом глобального, без"препятственного общения художников. И это прекрасно! С другой, свободный доступ к информации способствовал появлению усредненного, стандартного, порой откровенно плохого всеобщего художественного языка, глобальный характер которого я считаю катастрофой для современного состояния искусства. Нужно учесть, что потоки доступной информации в глобальной сети имеют две стороны: для одних деятелей искусства положительную, для других - негативную. Негативную для тех, кто не в состоянии креативно мыслить в создании оригинальных концептов и самостоятельного художественного языка. Я имею в виду, то громадное количество порождений подобий, прямой и косвенный плагиат или просто элементарное воровство идей, пластических решений и художественного языка. Художественные сообщества России, Узбекистана и Центральной Азии не является исключением. Многочисленные примеры циркулирующей в глобальной сети арт-продукции ярко демонстрирует эту убогую, неприглядную тенденцию, лишающую всякий смысл свободного обмена эстетической информацией. Создание подобий, имитация, плагиат стал нормой и способом умерщвления искусства, хотя на первый взгляд кажется, что происходит включение нашей художественной локации в мировой мейнстрим. Подавляющее большинство деятелей культуры и художников больше не способны принимать самостоятельные решения, создавать оригинальное, а значит индивидуальное, не похожее на другое. Творчество и творческое мышление редкость, вроде снега в Сахаре. Создавать новое, думать, размышлять стало обременительным занятием, потерей времени. Гораздо проще войти в глобальную сеть и в потоках выложенной на сайты арт-продукции выбрать чужую работу или идею, видоизменить и... очередной "блин" готов. То есть, оригинальное переработать в массовое, дешевое, - метод пиратства, широко распространенный среди производителей низкопробной масс-культурной продукции.

(Б.М.)
Иными словами, Слава, ты говоришь о том, что здесь и сейчас близко не пахнет искусством. Ведь, как известно, оно может иметь место и развиваться далее, где нет места откровенным проявлениям копирования или повторения… Кажется, Оскару Уайльду принадлежат слова: "Искусство начинается лишь там, где кончается подражание". Так, какие же условия необходимы для полнокровного развития современного искусства в Узбекистане?

(В.А.)
Негативный процесс на нашей культурной сцене происходит на фоне отсутствия действующих частных, независимых, государственных галерей, выбравших своей специализацией репрезентацию и пропаганду Современного искусства, которые бы были заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Процесс креативного творчества невелик или вообще отсутствует. Это означает только одно: не было и нет предпосылок для проведения крупных мероприятий, вроде международного художественного форума как Биеннале Современного искусства. Подобный форум заранее обречен на неудачу. Так уже было и предстоит быть, если каким-то чудесным образом ситуация не измениться.

(Б.М.)
Ты имеешь в виду очередное проведение в Ташкенте Биеннале Современного искусства?

Да, в области изобразительного искусства я имею в виду очередное проведение международного Ташкентского Биеннале Современного искусства.

Проведение четырех предыдущих Биеннале современного искусства в Ташкенте были превращены в простую формальность и закончились полным провалом. Неудачи ничему не научили арт-чиновников, не только неспособных принять смысл критического дискурса, ставшей нормой, но и понять причины своих систематических неудач. Дело не в том, что преимущественно расходуется государственный бюджет. Главный враг - это отсутствие специалистов в области работы над крупным международным проектом и идеологический диктат власти. Местные деятели, берущие на себя смелость проведение большого проекта, не имеют элементарных представлений о процессах, которые характеризуют мейнстрм Современного искусства. Это не дилетанты. Хуже! Скорее, ловкие портные-мошенники, берущиеся шить платье голому королю за счет государственной казны. Их не интересует отсутствие эффективности проведенного форума, так как в результате их работы над проектом отсутствует главное: первое - художественного диалога локальной художественной ситуации с мировым мейнстримом не происходит; во-вторых - сам принцип поиска новых художественных языков, их коммуникация из-за низкого профессионализма кураторов оборачивается созданием видимости поиска, в итоге - неудачей. Второе говорит о полном отсутствии кураторских стратегий, их способности ясно и четко сформулировать оригинальную идею, интересно осуществить общую режиссуру, продумать и создать каждый раз новую выставочную структуру, выработать новую тактику, при этом оставив возможность для импровизации и преодоления узкодисциплинарных цеховых барьеров, исходя из исторических и культурных особенностей нашей культуры. Наши кураторы, если можно их так назвать, не в состоянии предложить принципиально новые оригинальные решения, кроме схематичного, неумелого копирования, глядя на иллюстрации в журнале или в интернете, уже существовавших форумов, на которые они не получали приглашение присутствовать и, естественно, не могли накопить опыт участия, тем более опыт проведения подобных форумов. А без участия в масштабных международных художественных биеннале невозможно понять их взаимного отличия и специализации. Кураторская имитация "знаний и опыта" приводит только к одному: пародии, вместо полноценного, успешного проведения масштабного, в рамках Центральной Азии, международного художественного форума как показа культурного и экономического уровня современного государства с большими амбициями по поводу своего вступления в символический клуб мировых ведущих держав. Серьезные пробелы в знаниях, отсутствие профессионального опыта устроителей не смущают вышестоящих чиновников, от которых зависит получение мандата доверия по организации и проведению проекта. Им, по-большому счету, наплевать: состоялось ли полноценное художественное событие или имела место низкокачественная симуляция. Главное, что под их "мудрым" руководством, был проведен очередной художественный бешбармачник, на котором было тихо, спокойно... да! не шумели, вручили премии и традиционные халаты, свозили гостей с Самарканд, похвалили сами себя в местных СМИ и теперь могут с чистой совестью доложить вышестоящему начальству о "успешном" проведении мероприятия.

(Б.М.)
Ташкентская художественная сцена имеет шанс вырваться из статуса периферийного и вписаться в глобальный контекст мирового искусства?

(В.А.)
Ташкентская художественная сцена по-прежнему остается ни чем не примечательной периферией на фоне полного отсутствия кураторских стратегий, новых концепций, квалифицированных устроителей больших проектов и творчески мыслящих в области современного искусства художников. Все это начисто отрезает всякую попытку вписаться в глобальный контекст, вызвать продуктивный диалог между мировым и локальным, представить возможность нашей публике познакомиться с новейшими художественными открытиями, наметить для Узбекистана новые культурные перспективы. Без привлечения опытных зарубежных специалистов, как мы неоднократно убеждались на отрицательном опыте проведения предыдущих "биеннале", деятельность наших "специалистов" бессмысленна.

(Б.М.)
Поведение наших чиновников, организаторов международного форума, соответствует мировым нормам?

(В.А)
Зададимся вопросом: Характеризует ли поведение, а не профессиональную квалификацию устроителей последней ташкентской Биеннале, сверх-циничный поступок, когда директор международного форума награждает самого себя Гран-при Биеннале, выставив собственную персону в качестве объекта обструкции со стороны приглашенных в Ташкент зарубежных художников, местного и международного художественного сообщества? Это типичный пример хамского поведения нашего чиновника, не знавшего и не знающего что такое скромность и видно не знакомого с правилами элементарного воспитания.

(Б.М.)
Каким, ты, представляешь себе международный художественный форум в Узбекистане?

В мире существует ряд крупные международных форумов. В ряде из них я принимал непосредственное участие. Современный международный художественный форум, в первую очередь, характеризует свободный диалог политических, экономических и культурных сил, в результате которого искусство на локальной сцене становиться более мобильным, свободным и демократичным, влияя на политическую обстановку в регионе, играя существенную роль в общественном развитии страны. Ярким примером такого форума может служить Биеннале Современного искусства в Стамбуле. Нет необходимости напоминать о том, что для создания концепции крупного форума необходим соответствующий опыт, гарантирующий эфективность и как результат, интернациональное признание. Как я говорил выше, такой опыт подготовки форума у нас до сих пор отсутствует.

(Б.М.)
У тебя имеется богатый опыт участия на многочисленных международных форумах. Поделись своими впечатлениями. Это, безусловно, очень интересно….

(В.А.)
Да, за последние семь лет в моем "послужном списке" участие в более чем в ста международных выставках различных рангов.

Мой международный опыт восходит к 1988 году. В том далеком сейчас году я впервые принял участие в Биеннале Современного искусства Азиатского континента, проходившего в Дакке. В Дакку меня не пустили, но оттуда прислали присужденный жюри Биеннале Почетный Диплом. С приобретением Независимости Республики появились реальные возможности выезда из страны, а это означало свободный выход на международную арт-сцену. В личном списке появилось участие в Венецианской, Сингапурской, Монреальской, Московской и Пражской Биеннале, в Баку, Биеннале в Южно-Корейском Бусане, в Новой Зеландии (Триеннале "TURBULENCE"), Биеннале в австрийском городе Линц и в ряде крупнейших мировых премьерах.

(Б.М.)
Почему ты не принял участие в последнем Веницианское Биеннале Современного искусства в павильоне Центральной Азии? Например, лично я, был удивлен, не встретив твоей фамилии в сообщениях на сайтах, посвященных этому культурному событию.

(В.А.)
Мне прислали концепт проекта для Биеннале в Венеции. "Lingua Franca/Франк тили" - не убедительный кураторский ход. Дело в том, что на протяжении последних 25 лет вопрос языка взаимодействия, понимания, художественных языков и их диалога стоял на повестке дня. Усилился интерес к этой проблеме благодаря крупнейшей выставки "Маги Земли", организованную в Париже, в 1989 году Жаном-Юбером Мартеном, еще раньше проекты Харальда Зеемана "Когда отношения обретают форму" 1969 года и V Документа 1972 года в Касселе. Когда на глобальном уровне интерес возник уже к другим актуальным вопросам, например к "левому дискурсу", а на локальном уровне происходит геноцид узбеков на Юге Киргизии как итог разговора на разных языках и катастрофического непонимания друг друга двух тюрских народов, тут как "чертики" из коробочки выпрыгнули местные и почти местные кураторы и принялись выяснить с помощью какого языка художники Центральной Азии общаются с зарубежными кураторами и художниками, каким образом можно выяснить смысл или отсутствие смысла в их работах. Стыдно, конечно... Я не должен был участвовать в этом фарсе... Я не выдвинул свою кандидатуру в качестве участника. И кажется, сделал правильный выбор... Меня крайне разочаровала прямолинейность и незатейливость предложенного концепта. С десяток лет назад прекрасный хорватский художник-концептуалист Младан Стилинович уже дал исчерпывающий ответ на вопрос о стратегии выхода на универсальный язык художественных коммуникаций. Он заключался в остроумном и актуальном высказывании в виде лозунга: "ХУДОЖНИК, НЕ ГОВОРЯЩИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ - ПЛОХОЙ ХУДОЖНИК". Кому надо, тот пользуется универсальным языком художественных коммуникаций, а не изобретает велосипед. "Изобрести" то, что уже было, - характерная и не очень привлекательная стратегия наших кураторов и художников. Выставка показала, что ни один из представленных в Венеции центрально-азиатский художников не только не отработал эту тему, но и не хотел и не пытался вникнуть в суть сформулированного кураторами вопроса. Способом случайного подбора формировали выставку. То есть было выставлено то, что в данный момент имелось в наличии и, в общем, не работало на заявленную идею. Кураторам можно было бы изящно выйти из довольно двусмысленного положения, устроив в Венеции выставку под лозунгом ""ПЛОХИЕ ХУДОЖНИКИ " ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ", таким образом связывая свой концепт с высказыванием Младана Стилиновича и с вопросами, связанными с возвратом колониального мышления. Но концепт был уже официально озвучен в СМИ. Здесь только мои размышления, размышления "ПЛОХОГО ХУДОЖНИКА".

(Б.М.)
Кстати, о мышлении наших кураторов. Оно отличается от мышления западных кураторов?

(В.А.)
Безусловно, мышление наших кураторов очень сильно отличается от мышления западных кураторов

(Б.М.)
Насколько? И если оно, скажем так, проигрывает существенно, то чем оно чревато для художников?

(В.А.)
Не желаю успокаивать... не в лучшую сторону. Западные кураторы - это высоко образованные специалисты и опытные практики. Могут часами сидеть в студии, перебирать рисунки, наброски, записи, картинки... расспрашивают, записывают, интересуются, переспрашивают и вновь смотрят, сравнивают... Наши кураторы ограничиваются письмом-предложением. В студии художника их не увидишь. В основном они выбирают то, что было озвучено на других выставках... работы не первой свежести. В отличие от западных кураторов, они лишены хороших манер, глубоких знаний, тонкого нюха и верного глаза, чтобы по-снайперски выбрать работу, которая бы могла прекрасно работать на смысл и концепт формирующейся выставки. И самое главное: нет в них творческого начала, умения придумать что-то оригинальное, нестандартное, в общем, креативного мышления. Лет шесть назад один из искусствоведов искренне считал этноживопись авангардом Узбекистана, а сегодня уже в качестве куратора формирует центрально-азиатский павильон в Венеции. Поняв, что сегодня востребовано современное искусство и даже можно получить какие-то бонусы на этом поприще, люди приспосабливаются, перекрашиваются, занимаются имитацией, выдают себя за специалистов... В своей новой книге я хочу уделить вниманию этому "феномену", опубликовав фрагменты моей сохранившейся переписки с западными кураторами и одним из наших бывших искусствоведов... язык не поднимается назвать куратором.

(Б.М.)
Какие выставки, Слава, стали для тебя знаковыми?

(В.А.)
В первую очередь международный проект "СЛЕДЫ САКРАЛЬНОГО", организованный при финансировании Франции и Германии. Выставка 6 месяцев экспонировалась в Национальном Музее Современного искусства Центре Джорджа Помпиду в Париже, затем полгода в Музее Современного искусства в Мюнхене. Участие в выставке было хорошим подарком к моему шестидесятилетию. Смешанные чувства радости и каких-то необъяснимых чувств обуяли меня когда я увидел свое имя и фамилию среди длинного списка с именами и фамилиями художников - звездами мирового масштаба. Пабло Пикассо, Андре Бретон, Сольвадор Дали, Георгий Гросс, Макс Эрнст, Ман Рей, Пикабио, Маурицо Каттелан, Отто Дикс, Василий Кандинский, Францис Бэкон, Матисс, Марк Ротко, Барнет Ньюман, Брюс Ньюман, Джосеф Бойс, Анри Массон, Нам Джун Пайк, Пауль Клее, Марк Шагал, Каземир Малевич с "Черным квадратом", Пазолини, Роберт Смитсон, Джексон Поллок, Бил Виола, Руо, Джакометти, Франц Марк, Де Кирико, Каспар Давид Фридрих, Гойя, Дамиан Херст, Явленский... Список звезд можно продолжить...

Потом почтой прислали тяжелый, прекрасно изданный каталог. Больше меня была рада жена Азода и сын Ислам. Это произошло в 2008 году.

Два года спустя, я принял участие в другом парижском проекте с очень симптоматичным названием: "СТРАЖИ, ЛЖЕЦЫ, МЕЧТАТЕЛИ. ("The Watchmen, the Liars, the Dreamers" (Concrete Erudition 3), Le Plateau, Paris, 16 September to 14 November 2010). В этом проекте участвовали работы Жак-Люк Годара.

Другим знаковым событием стала выставка "Атлас", - совместный проект Испании и Германии. Открылась выставка в Национальном музее современного искусства королевы Испании Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia). И снова громкие имена: Сальвадор Дали, Анри Бретон, Вальтер Беньямин, Самуил Беккет, Ги Дебор, Сол Левит, Макс Эрнст, Эль Лисицкий, Кристиан Болтански, Пауль Клее, Зигмар Польке, Роберт Раушенберг, Роберт Смитсон, Альберто Джакометти, Ман Рей, Деннис Оппенхейм, Франциско Гойя, Пьеро Манзони, Курт Швиттерс, Герхард Рихтер, Георгий Гросс, Бартольд Брехт, Ласло Мохоли-Нагу, Джосеф Альберс... Выставка открылась 26 ноября 2010 и продлилась до 28 марта 2011 года. Затем переехала в Германию, в город Карсруе, в один из крупнейших в Европе Музей Нового Искусства (ZKM), открылась 07 мая и продлилась до 28 августа, затем отправилась в Гамбург, где экспанируется с 24 сентября по до 27 ноября 2011 года. О концепции выставки можно узнать в интернете, набрав название: "Atlas/ How to Carry the Word on One"s Back?".

В Музее Нового искусства Карсруе (Museum of Contemporary Art, ZKM. D - 76135 Karlsruhe, Germany) я принимал участие в большом проекте 2007 года. Выставка называлась "ПОВЫШЕННАЯ ТЕМПЕРАТУРА. ИСКУССТВО, НОВАЯ АЗИАТСКАЯ ВОЛНА" ("THERMOCLINE OF ART-NEW ASIAN WAVES"). Куратором проекта был весьма известный в мировом художественном сообществе и в области современного искусства директор музея Петер Вейбель. В этом году он является куратором 4 Московской Биеннале Современного искусства. Петер Вейбель собрал внушительную команду азиатских художников (115 участников из разных стран Азиатского континента). Критики были единодушны: работы азиатов составили серьезную конкуренцию работам, представленным на проходящей в том же году Биеннале в Венеции, и даже качеством превзошли ее. Но одна из моих работа в то время выставлялась в Венеции на Биеннале. В Карсруе и в Венеции показывались мои фильмы, видео-арт.

Незадолго до открытия выставки из Парижа пришло письмо Виктора Мизиано, на сегодняшний день одной из самых авторитетных фигур в международной кураторской практике, главного редактора созданного им журнала "Художественная жизнь" (ХЖ). Виктор поздравил с музейным признанием.

(Б.М.)
Музейное признание является важным фактом в биографии художника?

(В.А.)
Нужно добавить, что в отличие от общественного и коммерческого призвания, музейное признание является пиком творческой деятельности любого художника, мечтающего увидеть свою работу в экспозиции проекта, осуществляемом усилиями музея или в его постоянном собрании. Благосклонность судьбы и постоянная, порой тяжелая, изнурительная творческая работа дала мне такой шанс. Сегодня я имею опыт сотрудничества с великолепными мировыми музеями, такими, как Музеи Современного Искусства в Париже, Вене, Филадельфии, Антверпене, Копенгагене, Мюнхене, Люксембурге, Карсруе, Нью-Йорке и Филадельфии, Мадриде, Тайване, Афинах, Хельсенки.

(Б.М.)
Скажи, пожалуйста, музейное признание пришло после многих лет твоей творческой и выставочной деятельности или …

(В. А.)
Нет. Первым было приобретение Игорем Витальевичем Савицким 45 работ, два живописных холста и графику для собрания музея в Нукусе. Это произошло осенью 1980 года, немногим более года, после окончания Московского Государственного Академического института имени В.И. Сурикова. А в 1977 году уже Государственная Третьяковская галерея приобрела для своего собрания четыре живописные работы. В Национальном Музее изобразительных искусств Узбекистана, благодаря энтузиазму сотрудника музея, прекрасного и тонкого знатока живописи искусствоведа Риммы Еремян, существовал раздел, составленный из приобретенных музеем ряда моих работ, но в "эпоху кузиевщины" ( от фамилии Председателя Академии художеств Узбекистана Кузиева. Ныне Министр Культуры и Спорта Узбекистана) этот отдел был ликвидирован. Вероятно, это была мелкая месть чиновника из-за моей неприкрытой неприязни к его деятельности, крайне непопулярной в художественной среде. Ряд работ приобрел Музей Современного Искусства (M HKA) города Антверпена (Бельгия) и Музей Современного Искусства Люксембурга (Musée d"Art Moderne Grand-Duc Jean (Mudam Luxembourg).

(Б.М.)
Слава, как–то в разговоре со мной, мимоходом, ты обронил фразу, что пытался создать видео-арт работы еще на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Расскажи об этом более подробно.

(В.А.)
Касаясь видео-арт, зарубежные критики отметили мою персону, как волей судьбы пионера в этом художественном направлении касательно искусства Узбекистана. На самом деле, первый публичный, официальный показ трех фильмов в области видео-арт, состоялся в Ташкенте, на выставке "Констелляция" в 2005 году. Но до этого были редкие квартирные неофициальные показы, эксперименты и попытки монтажа видео-материала с применением двух видеомагнитофонов, концептуальные рисованные проекты, навеянные творчеством Нам Джун Пайка, которые были созданы еще в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века. Что бы лучше понять кухню кино, в 80-х годах пришлось принять участие в качестве художника в работе над фильмами с узбекскими режиссерами Али Хамраевым, Аскаром Фаткулиным, Алишером Хамдамовым и с итальянскими кинопроизводителями. В результате я получил не только представление о производстве, но и соответствующий опыт, который в дальнейшем помог создать полноценный видео-арт. Сегодня ситуация резко изменилась: каждый (а имя им уже легион!), берущий в руки видео-камеру и освоив монтажную программу на домашнем компьютере, считает себя полноценным художником, работающим в области видео-арт.

Очень важным событием для себя считаю участие в международной выставке "PROJECT 35". Базирующая в Нью-Йорке организация ICI, объединяющая обширную международную сеть профессионалов в области современного искусства, пригласила 35 кураторов из разных стран мира. Каждый куратор должен был выбрать, на его усмотрение, одну видео-работу из любой, по своему выбору страны, которая бы выражала важную сторону современной жизни и говорила бы о чем размышляет сегодня художник. Куратор Виктор Мизиано, представлявший Россию и ныне живущий в Италии, выбрал видео-работу из Узбекистана. Передвижная выставка начала свою работу в 2010 году и закончится в 2012 году. 17 июня 2011 года выставка открылась в Нью-Йоке, в Пратт Манхеттен Гэлери (Pratt Manhatten Galleri) и закрылась 30 июля 2011 года. Выставка "PROJECT 35" проходила, проходит и будет проходить в музеях и галереях в разных странах.

География выставки "PROJECT 35" следующая: Королина (США), Спрингфельд (штат Массачусеттс, США), Иерусалим (Израиль), Индианополис (штат Индиана, США), Сторрс (штат Коннектикут, США), Тайпей (Тайвань), Конвей (Южная Королина, США), Мобил (Алабама, США), Новый Орлеан (Луизиана, США), в Южной Дакоте (США) и Хо Ши Мин Сите (Вьетнам), Гетеборг (Швеция), Киото (Эквадор), Скопле (Македония), Филадельфия (Пенсильвания, США), Вест Хартворд (Коннектикут, США), Исландия, Лагос, Нигерия, Албания, Дублин (Ирландия), Чикаго (США), Мехико-Сити (Мексика), Лос-Анжелес (США), Южная Африка и это не полный перечень, который увеличивается с каждым месяцем.

(Б.М.)
Насколько мне известно, у тебя разнообразные творческие интересы. Взять хотя бы твое профессиональное увлечение кино и фотосъемками. В этом убедился я сам, когда принимал участие летом 2008 г. в съемках твоего короткометражного фильма "Мусульманин", в качестве главного персонажа. Какие другие направления Современного искусства входили и входят в круг твоих творческих интересов?

(В.А.)
Кроме видео-арт, мне приписывают пионерство в таких видах Современного искусства Узбекистана, как концептуализм, акционизм, перформанс, хеппенинг, леттризм, Социалистический Модернизм (Соц-Модернизм), неодадаизм, минимализм и постмодернизм. Это утверждают специалисты, которые в знакомы с моим творчеством, просмотрели личный творческий архив, насчитывающий более 3 000 рисунков, текстов, рукописных книг и блокнотов с записями, накопившихся за 45 лет творческой деятельности, часть которых была показана на крупнейших международных выставках. Меня окрыляет надежда, что такое мнение действительно имеет место.

(Б.М.)
В действительности, помимо всего, из выше перечисленного тобой, насколько мне известно, ты ввел в оборот термин "Социалистический Модернизм". Им ты обозначил художественное направление в советском искусстве конца 70-х и 80-х вплоть до развала СССР.

(В.А.)
Да, термин придуман мной для обозначения того, чем я занимался в то время. Относительно такого художественного направления, как Социалистический Модернизм, я считаю, что Социалистический Реализм после кризиса в 60-х годах начал нащупывать новые точки соприкосновения с реальностью и обретать новое дыхание и новые подходы в Социалистическом Модернизме, имея перспективы развития и быть серьезной альтернативой западному искусству. Но события начала 90-х годов в СССР прервали это развитие, породив самые уродливые формы репрезенаций художественных направлений, бывших актуальными на Западе тридцать лет назад. Российские художники бросились наверстывать упущенное самыми варварскими, дикими методами и вместе с водой выплеснули прочь и само искусство. За россиянами последовали художники Центральной Азии.

(Б.М.)
В каких, на твой взгляд, интересных международных художественных проектах ты принимал участие?

(В.А.)
Невозможно перечислить все интересные выставки, в которых посчастливилось участвовать. Хотелось бы выделить работу с очень интересным и перспективным куратором из Казахстана Юлией Сорокиной в "CENTRAL FSIA PROJECT", осуществленный в Манчестере (Центр Современного искусства "CORNERHOUSE", Лондоне (галерея "SPEICE"), Алматы и Ташкенте в 2007-2008 годах.

Я хочу отметить такие проекты, как "УТОПИЯ ЕДЫ", Тайвань; выставка "МЕЛАНХОЛИЯ" в польском Торине, представленная из работ, вошедших в собрание Музея Современного искусства Антверпена (M HKA); "РУССКИЕ УТОПИИ" в московской галерее "ГАРАЖ"; "ТРАНСФОРМАЦИЯ МОНУМЕНТОВ" в Испании ("Monumento a la Transformacion", Galería de imágenes, Montehermoso, Espana), в Праге и Париже, кинофестивали в Анапе и Австралии; "ПЕРВЫЙ ЭТАЖ АМЕРИКИ" в Центре Современного искусства Копенгагена, Дания; "Lonely at the top #5", M HKA, Антверпен, Бельгия; "ОСТАЛЬГИЯ" в Новом Музее Современного искусства (New Museum of Contemporary Art), Нью-Йорк; выставка "What Happens to the Hole When the Cheese Is Gone?" в Музеях Современного Искусства в Загребе (Хорватия) и в Сицилии, городах Катания и Полермо (Museo d"Arte Contemporanea della Sicilia in Catania in Fondazione Puglisi Cosentino, Palazzo Valle, Palermo - Palazzo Riso), также в других, не менее интересных проектах.

(Б.М.)
Западные специалисты маркируют тебя как узбекского художника-концептуалиста. Что бы ты хотел сделать для развития этого художественного направления в Узбекистане?

(В.А.)
Я бы желал выступить в роли инициатора проведения большой выставки в Ташкенте, под названием "Узбекский концептуализм". Безусловно, с участием мировых звезд. Но такой возможности нет. Скорее, это мечта. Другая мечта связана с созданием в Узбекистане Музея Современного Искусства, который необходимо построить в Нукусе, таким образом продолжить традицию, связанную с деятельностью Игоря Витальевича Савицкого с одной стороны, и с другой - превратить Нукус в центр арт-туризма со всеми вытекающими инфраструктурами, налоговыми привилегиями и преференциями.

(Б.М.)
Судя по положительным отзывам многочисленных западных масс–медиа, на 11 Биеннале Современного искусства в Стамбуле за один день ты стал знаменитым художником с мировым именем. Теперь твои работы украшают обложки европейских журналов, а работы приобретают для своих коллекций лучшие европейские музеи. Как это произошло?

(В.А.)
Особым событием было участие в 11 Биеннале Современного искусства в Стамбуле. Для отбора участников будущей Биеннале весной 2009 года в Ташкент прибыли кураторы Наташа Илик и Сабина Соболевич. С другими двумя кураторами, Ивет Курлин и Анной Девис, я познакомился позднее, в берлинском ресторане, на ужине, организованного Рене Блоком. Наташу и Сабину сопровождала куратор из Алматы Юлия Сорокина. Кураторы посетили мастерские ряда художников Ташкента, работающих в области Современного искусства. В итоге выбор пал на меня в виде приглашения выставить свои работы в проекте-прологе "Красная Нить" (Rаd Thread) в берлинской галерее "Танас", который открылся 16 июня, затем на Биеннале в Стамбуле. В Берлине галерея "Танас" является пропагандистом Современного искусства Турции. Руководит галереей знаковая фигура на мировой художественной сцене Рене Блок, имеющий уникальный опыт создания концепций трех крупнейших международных Биеннале в Стамбуле, Сиднее и европейской "Манифесты", а также тесное сотрудничество с одной из звезд первой величины искусства ХХ века Иозефом Бойсом (книгу о своей работе с Бойсом Рене Блок великодушно подарил, предварительно подписав). Кстати, если прочитать наоборот название галереи ТАНАС, мы получим слово САНАТ - ИСКУССТВО. Выставка "Красная Нить" задумывалась в качестве прелюдии 11-ой Стамбульской Биеннале. В Берлине выставили четыре моих проекта (около 50 работ), рукописные книги с рисунками и текстами из личного архива. Выставка получила положительную прессу и через некоторое время, работая в Нью-Йорке над фото-проектом "Верх-Низ", я увидел рецензии в американской прессе.

(Б.М.)
Ты переместился из Берлина в Нью-Йорк чтобы работать над проектом?

(В.А.)
Не только. Благодатным временем и большим подарком сына я считаю состоявшееся путешествие на автомобиле из Нью-Йрка в Калифорнию через многие штаты, Денвер и Лас-Вегас. Во время путешествия появилась возможность нам еще лучше понять и оценить друг друга, максимально сблизить наши и так крепкие отношения. Сын многим помог в съемках и подготовке проекта "Супер-Стар" в Голливуде.

(Б.М.)
Я знаю, что в молодости ты занимался музыкой, играл в рок-группах, участвовал в движении хиппи и даже курил травку...

(В.А.)
Квартира моей сестры находилась на 62 улице, Бродвее. В ней когда-то жил знаменитый композитор Дж. Гершвин и как напоминание о нем стоит его рояль, кресло, диван, афиши и фотографии. Дальше, на 72 улице находится дом "Дакота", в котором жил Джон Леннон. Выйдя из дома, я имел возможность пару раз в день, выгуливая собачку "Лу-Лу" по лужайкам Центрального Парка, посещать Земляничную поляну, отдать дань памяти Джона и послушать песни. На поляне всегда ( и днем и ночью) звучат песни в живом исполнении. Осенью, прилетев из Лос-Анджелеса обратно в Нью-Йорк, с сестрой, ее другом и собачкой, французской бульдошкой Лу-Лу, я посетил знаменитый Вудсток, замерший в ожидание юбилейной даты, - 50-летия со дня проведения знаменитого рок-фестиваля. Ровно 50 лет назад, играя рок-н-ролл, я и не думал, что когда - нибудь выпадет шанс гулять по полям и лесам Вудстока.

(Б.М.)
Слушать бы и слушать тебя. Но, лучше, напиши об этом книгу. И не забудь о тех письмах из Вермонта, посланных тобой мне в Гамбург зимой 2007 года. Да, мы отклонились от темы… Давай вернемся в Стамбул.

(В.А.)
Да-да… Стамбул… Я прилетел в этот изумительно-сказочный город Стамбул на открытие форума. Кураторы разместили на трех выставочных площадках 8 моих проектов и часть личного архива. Общая численность выставленных произведений превышала 70-ти. Это был абсолютный рекорд для малоизвестного в мире художника, тем более из Узбекистана. Мировая пресса была многочисленна и, в общем, благосклонного характера. Украинские арт-критики, составляя ТОП-10 лучших работ, с некоторым мало объяснимым беспокойством написали следующее: "Любимый художник кураторов Стамбульской биеннале – Вячеслав Ахунов, узбекский концептуалист. Его работ 70-80-х годов на выставке очень много, и кураторы, очевидно, очень горды своим открытием в модной нынче отрасли среднеазиатского контемпорари. Узбекский концептуализм – дело тонкое, но некоторые работы Ахунова действительно достойны внимания, хотя и вторичны по отношению к тем же москвичам Герловиным и прочим. Но, учитывая законы арт-рынка, через две-три биеннале узбекский концептуализм может стать популярнее московского".

(Б.М.)
Слава, мне любопытно, когда учился в Москве, ты был знаком с ними?

(В.А.)
Нет, не был. Только в 2000-х годах я познакомился с их творчеством по опубликованным в журнале ХЖ иллюстрациям. В начале следующего года, после открытия Биеннале Cuvee 2010 в австрийском Линце, я прилетел из Вены в Москву на открытие в галерее Романа Абрамовича "Гараж" проекта "Русские утопии", в котором участвовало 10 моих работ, московские арт-критики отметили несовпадение моего творчества с творчеством московских концептуалистов, в том числе и Герловиных.

В Стамбуле произошло еще важное и прекрасное для меня событие: после долгой разлуки, на открытии Биеннале, я встретился со своим старым другом, Мухаммадом Салихом. В стамбульской традиционной кофейне наслаждались крепким чаем, вспоминали прошлое, говорили о настоящем и размышляли о перспективах, которые ожидают Узбекистан.

(Б.М.)
Однако. Какие люди и встречи какие! Нет, Слава, я не иронизирую. Дело в том, что в начале октября 2005 года по приглашению нашего общего друга, мне тоже довелось более недели провести в этом великом городе и также провести с Салихом не один час в застольные беседах с ароматным крепким чаем. Аллах всегда с ними - нашим другом и Босфором. А что было с тобой после тех памятных дней на Босфоре? Как судьба распорядилась с тобой дальше?

(В. А.)
Из Стамбула я вылетел в Анапу на фестиваль стран СНГ "Кино-Шок" представлять свой видео-арт "Мусульманин". После Стамбула жизнь на другом берегу Черного моря показалась не очень привлекательной и серой. А через месяц я был на Биеннале в Баку, в городе который меня удивил размахом строительства и современными архитектурными проектами. Я долго тужился вспомнить хоть один современный архитектурный проект в Ташкенте, который мог бы соперничать своей новизной и оригинальностью с проектами в Баку, но мои усилия были тщетными: построенные в так называемом "национальном стиле" с куполами, колоннами, айванами и разными псевдонациональными прибамбасами архитектурные сооружения в Ташкенте выглядели на фоне бакинской ультрасовременной архитектуры безнадежно провинциальными, унылыми в своей однообразности строениями. Стало совершенно ясно, что наша архитектурная безвкусица совершенна лишена всякой конкурентной способности, тем более творческой, неся в себе затхлый дух периферийной архитектуры 50-х годов прошлого века. Надо отдать честь президенту Ильхаму Алиеву за мудрость, которую он проявил, приглашая проектировать здания молодых архитекторов Азербайджана и иностранных специалистов с мировым именем.

Далее состоялась поездка в Австрию. Затем в Москву. В Москве произошло самое радостное и светлое событие: наша семья объединилась и месяц была полноценной. Прилетела из Ташкента жена Азода, а из Лос-Анжелеса сын Ислам. Мы жили одной дружной семьей в новой квартире брата Азоды, на одной из стен которой двумя годами раньше в качестве подарка я написал фреску "Времена года" с ангелом-хранителем семьи и живописный медитативный пейзаж с барханами на холсте, размером 160х350 см.

Однажды моей супруге Азоде на почте вручили пакет, присланный из Австрии. Арт-журнал "SPRINGERIN" опубликовал работы из проектов "Штампы", "Лениниана Вячеслава Ахунова", "Ленинский план монументальной пропаганды", "Сомнение" и рисунки из блокнота "Коллос на глиняных ногах", выделив место на обложке журнала и 9-ти страницах. В работе "1962" разгневанный Никита Сергеевич Хрущев в виде карточного короля машет кулаком и кричит "Эти художники - дерьмо собачье! Эти художники - банда педерастов!" Журналы пополнили мой архив.

(Б.М.)
В галерее Романа Абрамовича "Гараж" ты представил на суд зрителей...

(В.А.)
Серию работ из проекта "Лениниана Вячеслава Ахунова" и инсталляцию "1 квадратный метр".

Ташкентский зритель знаком с твоей инсталляцией, которую ты представил на выставке "СONSTELLATION P.S." в 2007 году. Какова судьба этой инсталляции?

(В.А.) - В 2007 году по оригинальному рисунку 70-х годов была создана инсталляция-архив "1 кв. метр", собранная из 365 спичечных коробков и выставлена в Ташкенте на выставке "СONSTELLATION P.S." На разных выставках количество коробков варьировалось до 600 штук. Благодаря цифровой печати, в открытые, стоящие вертикально спичечные коробочки я помещал часть своего творческого архива. Инсталляция выставлялась на выставках в Севилье, Мадриде, Афинах, Праге, Париже, Москве, Копенгагене, Стамбуле, Загребе, Торине (Польша), Карлсруе, Гамбурге, Баку. В конце концов инсталляция вместе с другими работами была приобретена с выставки "Lonely at the top #5" и в данный момент находится в собрание Музея Современного Искусства (M HKA) города Антверпена (Бельгия) под стеклянным, специально сделанным для этого случая, кубом. На открытие этой важной для меня выставки я не попал из-за непонятного отказа посольства Франции в Ташкенте выдать въездную визу. Сам рисунок и фотография инсталляции были опубликованы в капитальном, роскошном изданным издании-альбоме из 335 страниц с цветными иллюстрациями "Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР" из серии "World Art Музей" под редакцией автора-составителя Виктора Мизиано. Я был единственным художником, представлявшим в альбоме Современное искусство Узбекистана. Фотографии инсталляции из спичечных коробков заполнили различные интернет-издания. Это обстоятельство не прошло не замеченным. Появились многочисленные реплики и версии, в основном в пределах художественного поля СНГ как прекрасная иллюстрация к высказанному мною выше по поводу глобальной сети и ее роли в прямом и косвенном плагиате.

(Б.М.)
Сегодня интерес к прошлому заметно возрос, особенно к искусству стран Варшавского Договора, к локомотиву этих стран - СССР. Скажи, пожалуйста, имели место проекты, подобные проекту Виктора Мизиано "Прогрессивная ностальгия?

(В.А.)
Вслед за проектом Виктора Мизиано "Прогрессивная ностальгия" в этом году был организован американскими кураторами другой серьезный проект "Остальгия" - международная выставка в Новом Музее Современного Искусства Нью-Йорка (New Museum of Contemporary Art), состоящая из работ 52 художников, преимущественно из стран бывшего социалистического лагеря. 16 моих работ под названием "Ленинский План монументальной пропаганды" были представлены на ней.

(Б.М.)
Твой отец, прекрасный художник-акварелист Урунбай Ахунов (мир его праху), родился в Фергане. Ты жил в этом городе, теперь живешь в Ташкенте и часто выезжаешь в западные страны, но что-то связывает тебя с сегодняшней Ферганой – городом нашего детства и юности, там, где некогда цвели сады в местечке "Джой-дам"?

(В.А.)
Я ничего не забыл, помню все то, что дорого мне….И связывает меня с сегодняшней Ферганой многое, в т.ч., кроме близких родственных связей, дружба с ферганскими художниками. Между делами, летом прошлого года (2010 г.), я нашел время съездить в город своего каникульного детства, пригласить на плов в бывший отцовский двор друзей-художников во главе с патриархом интеллектуальной ферганской сцены Сашей Куприным, таким образом, поддержав семейную традицию гостеприимства, заложенную прадедами задолго до рождения моего отца, ферганского художника Урумбая Ахунова. Путешествовали в Фергану вместе с ферганцем, будийским ламой Тимуром Каримовым и художником Юриславом Усеиновым, тоже ферганцем. Сейчас Тимур в Гималаях, кружит вокруг горы Кайлас.

(Б.М.)
Из самых последних новостей, связанных с твоим творчеством... поделись.

(В.А.)
23 сентября в одном из крупнейших музеев Европы - Музее Современного Искусства Люксембурга, состоялось открытие выставки "I’ve dreamt about", составленная из приобретенных работ, находящихся в коллекции музея. Было представлено 18 моих работ. В Лондоне, галерее "Calvert 22" - выставка "Современное Искусство из Центральной Азии", одновременно являясь составной частью 4 Московской Биеннале Современного искусств в разделе "Специальные проекты" и лондонской Арт-ярмарки "FRIEZE".

В данный момент я закончил работу над проектами "Люби "GULI", люби" и "Монумент Спичке", на сооружение которого ушло полноценное лето и 4 000 спичечных коробков. Идея проекта "Монумент Спичке" такова: Про внезапно ушедшего в иной мир человека говорят "Сгорел как спичка!". И я задаю вопрос: Какое количество спичек должно быть уничтожено ради того, чтобы дать возможность одной спичке взобраться на высокий постамент (пьедестал) и увековечить себя? Речь идет о тоталитарных схемах правления.

"В проекте "Люби "GULI", люби..." я исследую причины возникновения и реакционную сущность гламурной культуры в Узбекистане. В этом проекте использована техника исполнения рисунков с помощью копировальной бумаги. Этой техникой я пользовался еще в 70-х годах прошлого века, создавая проект "След" на основе иллюстраций в массовой печатной продукции идеологического характера. Сегодня я использовал журнальные глянцевые картинки гламурного журнала "BELLA TERRA", копировальную бумагу и технику коллаж, притом негативные прорисовки на копировальной бумаги имеют функцию самостоятельного художественного произведения, - с обратной стороны высвечиваться во время репрезентации. В виде пояснения я написал довольно обстоятельный текст, который играть немаловажную функцию в проекте".

Планирую независимую презентацию проектов во время проведения очередной Биеннале Современного Искусства в Ташкенте как альтернативную официальному искусству выставку, затем выставить их на намечающейся в Нью-Йорке персональной выставке. Работаю над проектом для проходящей раз в 5 лет выставки D"kumenta, которая состоится в 2012 году в городе Кассель, Германия. Приглашаю... Тогда, надеюсь, мы сможем найти время, вновь обсудить творческие проблемы и эти новые проекты.

Б. М.
И вот совсем недавно на открытии Биеналле Современного искусства Ташкент 2011 Вячеслав Ахунов провел новую акцию-перформанс "Территория искусства и художника". Художник одел на себя бейджик с собственной фотографией, именем, фамилией и следующим текстом "ПРОШУ НЕ ОБРАЩАТЬСЯ КО МНЕ С ВОПРОСАМИ. Я НЕ ХУДОЖНИК!", тем самым подчеркивая, что находясь на территории выставочного зала, куда вход запрещен искусству социально-политического направления, художник не считает себя художником. Этот протестный жест был направлен в сторону власти, цензоров и чиновников, в сторону неблагополучной социально-политической обстановки, созданной авторитарным режимом.

И следующий жест: художник с другим бейджиком на груди, на котором текст гласил следующее: "Я ХУДОЖНИК! ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ СО ВСЕМИ ВОПРОСАМИ!", появился на территории кладбища, затем многолюдного, бурлящего жизнью базара, бродил по городским улицам, тем самым маркируя территории, на которых он считает себя художником.

СЛАВА, Спасибо за беседу. Пользуясь случаем, хочу признаться тебе в следующем: я заметил, что нередко ты воображаешь, будто являешься самим ВЯЧЕСЛАВОМ АХУНОВЫМ. Конечно, шучу. Если серьезно, то я горжусь Тобой и твоей Дружбой. Твой труд на ниве культуры и искусства, на мой взгляд, пример для молодых художников, которые должны почувствовать и понять: искусство, это та сфера жизни человека, где ему, прежде всего, надо ценить свободу и быть свободным от всех мыслимых и немыслимых форм принуждения, гнета и не терять мужества. Только тогда можно будет говорить, что он может отыскать свое истинное творческое лицо, состоялся как личность, остался таковым, творить вещи по своему собственному выбору.

Желаю Тебе долгих лет Творческой жизни, Здоровья.

В.А. - И тебе, мой друг, всех Земных Благ!

Интервью провел Бахадыр Ф. Мусаев.
07 – 08 .11. 2011, Ташкент, Себзар – Тузель.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1320829440


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх