С.Исрапилов: Кризис в исламских странах мира – это и следствие и предвестник кризиса Запада 10:46 11.11.2011
Кризис в исламских странах мира – это и следствие
и предвестник кризиса Запада
2011 год надолго запомнится нам масштабным и многогранным кризисом государственности, имеющим место в мусульманских странах мира. Одновременно идущая там череда революций при всей их разнонаправленности сильно ударит именно по Западу и ускорит углубление кризиса в границах Большой Европы и США.
То, что Запад в 2000-е годы слабел, утрачивал экономическое, технологическое и прочее лидерство в мире – очевидный факт, о котором в последнее время говорится и пишется много. Запад хронически уступал по темпам развития другим экономикам, в том числе таким крупным, как индийская и китайская.
Однако есть основания считать, что ослабление Запада не будет постепенным и плавным снижением степени его влияния с переходом в отдаленной перспективе лидерства к другим государствам (к Китаю и Индии).
Напротив, процессы перераспределения "центра тяжести" в мире будут носить нелинейный характер. "Нелинейность", в частности, означает, что события будет трудно прогнозировать и невозможно будет заранее предсказать их итог. В любой момент относительно небольшое ухудшение ситуации может вызвать острую, непропорциональную реакцию общества и срыв в пропасть. При этом эффективность контрмер может оказаться незначительной.
Мы видим разрастающуюся дестабилизацию политической ситуации в исламских странах мира, тесно связанных кооперационными связями с Большой Европой и США.
Большинство исламских стран на протяжении веков копировали форму государственного устройства у западных стран, находясь под их сильным идейно-политическим и экономическим влиянием. Эта форма управления и конституционного устройства не является выработанной и укоренившейся и потому находится под угрозой в случае разрыва исламских стран с Западом; отхода от западного пути развития цивилизации.
Мусульманский восток тесно связан с Западом и экономическими узами и политическим устройством. Политические режимы создавались, в основном, в середине XX под влиянием западных идей и политической практики. Лидеры, поведшие в середине XX века страны Востока на слом традиционной системы жизнеустройства, находились под сильнейшим влиянием западных догматов национализма и социализма. И сегодня политическая элита стран мусульманского Востока тесно связана с Западом.
Но на протяжении 2000-х годов в странах исламского Востока мы видим усиление политической нестабильности. Сегодня в 27 из 49 исламских стран политическая система находится в неустойчивом состоянии. Центральное правительство либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля является низкой. В этих странах проживает основная часть населения ИС.
Идеология и кризис Запада
В последние десятилетия Запад отказался от традиционных политических доктрин - социализма и национализма, что не могло не сказаться на отношениях с теми развивающимися странами, где под лозунгами социализма и национализма уже несколько десятилетий строились государства. Либеральный курс обернулся для прозападных режимов Востока предательством.
В широком смысле глобализации и либеральный капитализм наносят удар по национальному самосознанию. В то же время на национализме держится любое современное государство; а от эффективности государства зависит эффективность экономики. Глобализация оказывает воздействие на все регионы мира, но повсюду оказываемое ей воздействие проявляется с разной скоростью. Первыми пали политические режимы в исламских странах. Они пострадали прежде других потому, что национализм и социализм здесь – не "родные" и относительно новые доктрины, не достаточно укоренившиеся в умах и сердцах.
В середине XX века крушение колониальной системы в исламских странах сопровождалось формированием национального государства со всеми атрибутами: национальной бюрократии, вооруженных сил, полиции, законодательств, систем судопроизводства и т.д. Чаще всего во главе национально-освободительной борьбы, а затем, после получения свободы, – во главе государства вставали люди, получившие светское, западное (или – советское) образование, находящиеся под идейно-политическим влиянием социалистической или националистической идеологии. 31 страна из 48 исламских стран получили независимость в период распада колониальной системы в конце 1940-начале 1970-х гг. Эту эпоху создания национальных государств можно охарактеризовать как время "национального романтизма", когда идеи национального государства, привнесенные с Запада и прежде чуждые большинству населения, всколыхнули "Третий мир".
Однако сегодня идет углубление кризиса национального государства в исламских странах. Причина – в слабости идей национализма в сознании населения и в местной политической практике. Корни национализма, без которого невозможна борьба за национальное единство, в мире ислама неглубоки и, как правило, привнесены извне, с иностранным образованием и светским мышлением.
Радикальные исламские группировки, влияние которых растет, вообще не признают легитимность национальных государств и правительств. Но не только они. Для многих других мусульман легитимность национальных государств является спорной, а значит, за нее нет смысла сражаться. Это взывает латентную, ползучую деструкцию структуры общества, а затем – и государства.
Реакция отторжения
Современный этап развития капитализма породил глубокие и трудноразрешимые внутри-личностные и межличностные конфликты, а также конфликт интересов "средней" личности с интересами общества и государства. И отдельный индивидуум и западное общество в целом общество ищут приемлемый выход. Свой выход ищут и незападные общества, втянутые, однако в орбиту влияния современного капитализма. Ищут свой путь и исламские страны. Пока идеи, который встречают наибольшее сочувствие в мире ислама, есть не открытие чего-то нового, но - возвращение к традиционным ценностям, заложенным много веков назад. Происходит возрождение интереса к религии. По сути, растущий фундаментализм есть аллергическая реакция, реакция отторжения на те опасности, которые несет турбулентность современного капитализма.
У этого пути есть своя цена. В частности, исламизация общества подразумевает возвращение традиционных межличностных отношений, точно регламентированных Кораном, что трудно совместимо с существованием современных политических институтов.
Ислам ускоряет деструкцию национального государства и в мусульманских странах и в мусульманских регионах неисламских стран. Причина, видимо, в том, что в постулатах религии задана собственная социализация личности и собственная социальная структура общества, которые имеют мало общего с типом личности и социальной структурой, необходимых для институтов национального государства.
Для искренне верующих мусульман (не обязательно "радикально настроенных") исламская концепция политического сообщества базируется на религии. Проблема в том, что практически любое государство, даже населенное только мусульманами, сегодня построено на неисламских принципах. А с точки зрения Ислама, деструкция государства, основанного на неисламских ценностях – допустима или, даже, желательна.
Многие мусульмане требуют деструкции национального государства, как построенного на неисламских ценностях. И, прежде всего, деструкции тех национальных государств, которые населены мусульманами. Только на обломках этих национальных государств может быть построено "исламское государство", которого требует Коран, и которого пока нет в современном мире.
Таким образом, сегодня мы видим, как от Запада готовятся "отпасть" тесно кооперированные с ним исламские страны. Избавление исламских стран от влияния Запада происходит под флагом исламизации, роста религиозного сознания общества в форме разрушения национального государства. Деструкция государств в исламском мире ускорит вызревание экономических проблем и углубит начинающийся кризис Запада.
Сергей Исрапилов, кандидат исторических наук, Дагестан
|