С.Исрапилов/Ш.Ильдаров. Европейские качели. Что россии хорошо, то Европе смерть 09:12 19.11.2011
Что россии хорошо,
то Европе смерть
История Европейского Союза тесно связана с историей России. В частности, Россия была невольным "спонсором" европейской интеграции. Не распадись СССР, мир не увидел бы нынешней Европы, интегрировавшей 27 государств с населением в полмиллиарда человек; с единой валютой и влиятельной наднациональной бюрократией. В 2000-е годы, когда разрушение России приостановилось, остановилась и качественное углубление интеграции в ЕС. А сегодня, на фоне кризиса, европейская интеграция готовиться покатиться назад, в то время как Россия собирает союзников в Восточной Европе и Средней Азии.
В настоящее время ЕС - самое известное и продвинутое надгосударственное объединение стран, испытывает серьезные проблемы вследствие разразившегося в Европе финансового и экономического кризиса. Все чаще звучат голоса о возможном исключении из зоны единой валюты Греции, а также иных стран, испытывающих проблемы с гарантией финансовых обязательств. Уже сегодня мы имеем дело с одним из наиболее глубоких и длительных кризисов в процессе евростроительства за всю его историю.
На востоке Европы и в Средней Азии, напротив, Россия относительно успешно развивает интеграцию в рамках Союза Независимых Государств (СНГ) и ЕврАзЕс.
Нынешняя ситуация диаметрально противоположна той, что сложилась на рубеже 80-90 гг. XX века, когда происходил распад интегративных группировок на Востоке Европы и ускорение евроинтеграции на западе континента.
Существует прямая связь между интеграционными успехами и дезинтеграцией на западе и востоке Европы.
Взлет Западной Европы
На рубеже 1980-90-х гг. в относительно короткий период и в мирной обстановке произошло радикальное изменение соотношения сил на Европейском континенте. Одновременно имел место распад интеграционных группировок на Востоке Европы (СЭВ - ОВД) и ускорилось создание единого экономического и политического блока на Западе Европы. Безусловно, происходящее было вызвано воздействием различных причин, однако временная и пространственная близость явлений делает необходимой их тесную взаимозависимость. Эти процессы взаимно катализировали, благодаря чему и приобретали имеющиеся черты.
Как мы видим из истории евроинтеграции, наиболее серьезные кризисы ее всегда имели место в связи с экономическими сложностями капиталистических стран региона. Примером могут служить "нефтяной шок" 1973 г. и серия циклических кризисов 70-х гг., похоронившие планы форсированного перехода к экономическому и валютному союзу и кризис 1992 - 1993 гг., едва не сорвавший создание ЕС. Напротив, наиболее успешные мероприятия западно-европейской интеграции имеют место в периоды и на основе быстрого хозяйственного развития.
Современное буржуазное государство функционально во время быстрого подъема экономики стремится к открытию внешних рынков для собственной экспансии и, напротив, в периоды кризисов вынуждено заботиться о своей экономической безопасности, что на практике проявляется в усилении протекционизма и определенной самоизоляции.
С 1985 г. в Европейском сообществе начался новый период экономического подъема. Он оказался длительным и устойчивым, чему на более позднем этапе способствовали радикальные изменения, происшедшие на Востоке Европы, точнее их последствия: доступ к новым обширным рынкам бывших социалистических и союзных им развивающихся стран, появление новых источников обильного и регулярного поступления сырья и энергоносителей и снижение цен на них, появление новых мест приложения капитала, возможность сокращения оборонных расходов и т.д. Период роста продолжался до начала 2000-х годов, после чего темпы экономического развития стали снижаться.
В этот же период имело место ускорение интеграционных процессов в Западной Европе. Так, в 1986 г. был принят, а с 1987 г. вступил в силу Единый Европейский Акт. На основе его реализации к 1 января 1993 г. был создан единый внутренний рынок. В 1985 г. были подписаны т.н. Шенгенские соглашения. Была проведена огромная работа по устранению физических, технических, налоговых и иных барьеров на пути функционирования единого рынка.
Благодаря достижениям интеграции появились стимулы к ускорению экономического развития стран Европейского Союза (ЕС); предприятия стран Сообщества получили, и будут получать серьезные дивиденды от объединения. Так, в 1992 г. розничный товарооборот вырос в ЕЭС по сравнению с 1985 г. на 31 % (в США за тот же период - на 17 %). На душу населения разница была еще заметнее - в ЕЭС прирост за тот же период составил 31, 2 % - против 9, 8 % в США.
Для того, чтобы получить возможность для радикальной и успешной интеграции, а значит - получения дивидендов от нее, странам Западной Европы потребовалась длительная фаза экономического подъема, политического благоприятствования со стороны внешних условий. Перемены в СССР, приведшие к распаду Советского Союза и СЭВ стали важным фактором укрепления евростроительства.
Падение Востока Европы
Экономические сложности, которые Советский Союз начал испытывать в п.п. 80-х гг., породили в его руководстве стремление к совершенствованию народнохозяйственного механизма. Руководство СССР не скрывало имевшее место замедление темпов экономического роста, медленную интенсификацию производства и перестройку его структуры, методов управления; заметный разрыв между платежеспособным спросом и его материальным покрытием, между общественным потреблением и достигнутым уровнем производства.
Однако методы, которые были избраны для преодоления кризисных явлений, оказались крайне неэффективны и привели к ослаблению страны, нарастанию кризиса, что позднее признавали и сами реформаторы. Таким образом был инициирован процесс распада, быстро ставший неуправляемым в силу набирающего обороты политического противостояния в руководстве. Судьбы СЭВ и Советского Союза стали аргументами в борьбе за власть различных группировок элиты. Более того, новое российское руководство, решившее в конечном итоге судьбу СССР и СЭВ, приняло в качестве экономической платформы неоконсервативную экономическую теорию. Применение этих методов в российских условиях привело к глубокому кризису многих отраслей экономики, а вследствие этого - к внешнеполитическому ослаблению страны и отходу от России вчерашних союзников. Россия превратилась в рядового поставщика сырья и энергоносителей на рынки ПРС.
В период с 1985 по 1989 от ориентации на Советский Союз отошли многие развивающиеся страны. В 1989-1992 гг. вследствие волны "бархатных революций" произошла дезинтеграция т.н. "Восточного блока" ближайших союзников б.СССР по СЭВ-ОВД. В 1993 г. распался СССР и некоторое время внутри "постсоветского пространства" продолжился процесс экономической и политической дезинтеграции.
Россия вверх – Европа вниз
Уже в 90-е годы стало ясно, что евростроительство чувствительно к экономическим кризисам. Даже неглубокий и краткосрочный экономический кризис 1992 - 1993 гг. в Западной Европе на время замедлил достаточно успешный процесс евростроительства. Однако, уже в 1994 г. кризис был преодолен. Дальше ЕС продолжил развитие в очень благоприятных экономических условиях. Характерной чертой нового этапа интеграции является распространение ее даже на политическую и военную сферы.
Однако в 2000-е годы произошло замедление темпов экономического роста стран-членов ЕС.
Но что особенно важно, замедление это носило неравномерный характер. Если новые страны-члены ЕС получали существенные дивиденды от участия в интеграции, то "старые" члены ЕС испытывали еще более существенные сложности (см.табл.1).
В 90-е годы Западная Европа получила большие выгоды от распада СССР и Восточного блока, временного ослабления России. К примеру, вывоз капитала из России за этот период превысил 500 миллиардов долларов. Также имели большое значение сырье и энергоносители, продававшиеся по демпинговым ценам, и миллионы высококвалифицированных мигрантов, и возможность покупки предприятий на Востоке Европы, и новые рынки сбыта и т.д.
Эти выгоды обеспечили благополучие Европы и ускорение интеграции. В частности, в 2002 году начала хождение наличная единая европейская валюта.
Однако на рубеже веков ситуация начала меняться.
Рост экономик многих стран мира привел к удорожанию цен на сырье, энергоносители и продовольствие. Это существенно сдерживало развитие стран Западной Европы.
Экономика Европы в 2000-е, буксовала и существенно уступала по темпам и США, и, тем более – динамичным и молодым экономикам стран мира – Китая, Индии, Бразилии и т.д.
В это время качественное углубление интеграции в ЕС замедлилось. Зато увеличился, почти удвоился количественный состав – к Европе 15 государств в 2000-е присоединились еще 12.
В 2008 году мир поразила первая волна финансового и экономического кризиса. Западные страны, в том числе – европейские экономики опустились в длительную и глубокую рецессию. В Еврозоне экономический спад начался еще в январе-феврале 2008 г. Впервые за 15 лет экономика Еврозоны оказалась в рецессии.
Страны ЕС приняли беспрецедентные усилия по борьбе с кризисом. Однако экономика ЕС так и не оправилась до наступления новой волны кризиса. В 2011 г. встал вопрос о долгах Греции, которые превышают ее возможности расплатиться по своим обязательствам. ЕС и МВФ оказали Греции большую помощь. Одновременно вызывают серьезные опасения государственные долги Италии, Испании, Португалии и иных стран Еврозоны. Впервые лидеры стран-членов ЕС заговорили о возможном выводе из "зоны евро" тех стран, которые не смогут справиться со своими проблемами. Иными словами, речь идет о самом серьезном кризисе в истории евростроительства.
Напротив, в начале 2000-х гг.кризис в экономике России был преодолен. Страна стала возрождаться, в вокруг нее началось формирование новой зоны интеграции - Содружества Независимых Государств (СНГ), которое отвечало военным и политическим интересам объединенных им республик.
Страны-члены СНГ испытали длительный период устойчивого экономического роста.
И вновь мы видим обратную взаимосвязь между экономическим ростом и интегративными процессами в разных частях Европы.
Так, рост цен на энергоносители, который стал одним из важнейших причин рецессии в Западной Европе, во многом был следствием усиления государственного регулирования в России, диверсификацией направлений поставок сырья и энергоносителей и ростом внутреннего потребления на фоне оживления экономики. Существенное значение для экономики Европы имел и начавшиеся процесс роста импортозамещающего производства в России и странах СНГ.
Таким образом, мы вновь видим взаимозависимость интеграционных-дезинтеграционных процессов на востоке и западе Европы, опосредованную экономическими успехами или трудностями.
Таким образом, если не случится чего-то чрезвычайного, какого-то "подарка судьбы" Западной Европе в виде, к примеру, новой дезинтеграции России, Европейский Союз ждет длительный и болезненный период политического кризиса. И если ситуация в экономике будет ухудшаться – распада.
И это будет весьма благоприятное для России время.
Запад и Восток Европы, ЕС и Россия словно качаются на гигантских качелях судьбы. Если кому-то вверх, другому обязательно – вниз.
Сергей Исрапилов, Шамхал Ильдаров
|