З.Исматуллоев: Обратная сторона трудовой миграции. Как деградирует таджикская нация 20:15 23.11.2011
Обратная сторона трудовой миграции
На севере Таджикистана все чаще в ход идет канистра с бензином - желающих поджечь себя назло бросившему мужу или ненавистной свекрови становится все больше. Через ожоговый центр в Душанбе проходит более 300 таких самоубийц в год, подавляющее большинство из них - жены трудовых мигрантов. 21-летнюю Г.Сабирову привезли из кишлака три месяца назад в ужасном состоянии - у нее было обожжено 34 процента кожаного покрова. После шести пластических операций на нее все равно страшно смотреть.
"Он меня мучил, избивал, а потом сказал: или сама себя убьешь, или я тебя задушу", - едва шепчет она обожженными губами. После очередной ссоры с мужем она пошла в сарай и вылила на голову канистру бензина, а потом бросила спичку.
Ее муж несколько раз работал в России и по местным меркам был видным женихом. Гуля - самая младшая из восьми детей. Он только вернулся с очередных заработков, увидев ее в кишлаке читающей Коран, влюбился и прислал сватов. "Хоть она голодать не будет", - сказали родители, выдавая ее замуж. Через пять дней после свадьбы муж снова уехал в Россию, а Гуля осталась у свекрови. Потом вернулся, но вместе они не прожили и двух месяцев. Уже в больнице выяснилось, что Гуля беременна.
В кишлаках, которые на современный манер называют джамаатами, мужчины давно наперечет. Аловедину Шамсидинову из джамаата Навгилем 72. Сыновья давно в Ростове-на-Дону, после смерти жены месяц назад старик остался один. И это тоже типичная картинка для современного Таджикистана, когда престарелые родители остаются брошенными на произвол судьбы, так как их дети покинувшие страну в поисках заработка частенько утрачиваются связи со своими близкими, оставшимися в республике.
"У нас тут дикие нравы, никто своих прав не знает, - тяжело вздыхает зампред джамаата по делам женщин и семьи С.Вахобоева. Она вроде мирового судьи - в случае семейных конфликтов вызывает стороны для переговоров и объясняет, что невестка - тоже человек. - Как бы ни старались власти, в кишлаках по-прежнему девочек не пускают в школу и выдают замуж в 14–15 лет. А дальше - заколдованный круг: он приедет ненадолго, сделает ей ребенка - и назад, в Россию". "Может, они и отпускали бы девочек в школу, но зачастую нет даже денег, чтобы купить форму и собрать ранец", - говорит М.Ибрагимова из ассоциации по защите прав женщин трудовых мигрантов.
"Женщина без мужской ласки чахнет и становится похожа на сушеный урюк, что растет у нас в огороде", - рассказывает 46-летняя Васила. У Василы лицо круглое, гладкое, бока плотные - не то, что у ее подруги Малохат, от которой муж уехал в Россию много лет назад, тоже обзавелся семьей и ни разу с тех пор в кишлаке не объявлялся. Василе из джамаата Чоркух надоело, что ее муж вечно на заработках, а денег присылает крохи, и когда он приехал к ней на побывку, просто заперла его в доме. "Он в Сызрани работал, в Иванове, я его все пытала: у тебя там кто-нибудь есть? Он - нет! А потом, когда я ему устроила истерику и сказала, что все равно не отпущу, мне его русская "жена" начала названивать и требовать его назад. Васила - руки в бока - баба боевая, с высшим образованием, бригадирша в поле. Мужа она не отпускает уже три года.
Но этот случай, скорее исключение из правил. В кишлаке Шахристан, что на севере Таджикистана, нравы не такие "суровые", а мужиков еще меньше. Тут с работой очень большие проблемы и единственный способ выжить - податься в Россию. М.Шкурова носит темный халат и белый платок, она в трауре - полгода назад ее мужа Рахмата в России сбил насмерть микроавтобус. Ему было 44, осталось четверо детей. В Шахристан в прошлом году вернулись в гробах еще трое мужчин.
Хабиба Наврузова, учительница русского языка с пятью детьми уже шесть лет живет без мужа. Младший сын отца ни разу не видел. Старшую дочь сама замуж отдавала - по всем законам это должен делать отец. И свекровь сама хоронила - муж, хоть и звонит иногда, говорит, что нет денег приехать. Даже на похороны.
"Традиции, с одной стороны, все еще сильны, а с другой - отчаянно нарушаются, - говорит Зибо Шарифова из Лиги женщин-юристов Таджикистана. - Раньше представить себе было невозможно, чтобы у нас родителей бросали, а теперь старики сами к нам за помощью обращаются - подать иск против сына на алименты в твердой валюте".
Такое положение дел в принципе устраивает официальный Душанбе. И дело не только в том, что экспорт рабочей силы приносит республике до 2 млрд. долл. ежегодно. Демографические проблемы стране, по крайней мере, ближайшие полвека не грозят, и женщины в отличие от мужчин в знак протеста на улицы и митинги не пойдут. Так что сложившаяся ситуация вполне устраивает власти. Ну, а то, что женщины в республике все чаще выражают несогласие со своим бедственным и бесправным положением актами самосожжения, так это все можно списывать на семейно-бытовые неурядицы, на дикие нравы и традиции.
Очень удобная позиция, чтобы не замечать, как деградирует таджикская нация.
Зинатулло Исматуллоев
|