И.Асадуллаев: Пророчество и вестники спасения 08:02 19.12.2011
Пророчество и вестники спасения
16 декабря сего года состоялась публичная защита кандидатской диссертации Зиевиддина Шоева на тему: "Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе: (философско-религиоведческий анализ)". Казалось бы, рядовая тема рядовой защиты, но она была сопряжена с кардинальными вопросами человеческого общества, часть которых была обсуждена на защите, а другая часть должна стать предметом анализа универсальных явлений.
Соискатель обратился к четырем монотеистическим религиям: зороастризму, иудаизму, христианству и исламу. В дискуссии было отмечено то, что зороастризм невозможно безусловно называть монотеистической религией, хотя многое говорит именно за это.
Однако лежащее в основе пророчества явление гораздо шире. Есть более широкое понятие: "вестника спасения" и "ведущего к спасению", которое связано с двумя измерениями: тотальным неприятием отрицательных явлений в обществе или "мерзостей" в реальной жизни, и спасением от них, провозглашаемых "спасителем", "ведущим к спасению".
Человеческое общество построено так, что отдельные люди, лидеры пронизываются неприятием неприемлемых отрицательных явлений для какого-либо общества или общества вообще и возвещают спасение людей от имени Бога или Богом, или от имени иных источников спасения.
О каких религиях идет речь – очевидно, но под понятие "вестника спасения" и "ведущего к спасению" также попадают известные личности. Маркс, например, был "вестником спасения" человечества от классового гнета – не удалось, Мао Цзэдун был спасителем китайцев, поднявший, по словам его соотечественников, Китай с колен. Дэн Сяопин спас Китай от голода и огромный регион от нестабильности. Гитлер был в глазах нацистов "спасителем" немецкой нации от гнета Версальского мира и национального унижения. Махатма Карамчанд Ганди был пророком Индии, спасшим ее вместе с другими от Британского владычества.
Семантика спасения лежит в основе пропаганды и деятельности многих лидеров многих стран. Например, Владимир Путин сегодня идет на выборы под знаменем спасения России от геополитической катастрофы с развалом СССР, отстранения ее от ведущей роли в мире. Для этого предлагается идея создания Нового Евразийского Союза – создания евразийской материковой мощи в противовес атлантической мощи.
Перед ведущими политическими силами стран Центральной Азии стоит задача спасения от превращения их в безнадежную периферию мировой экономики, технологии, политики и другое. Отсюда надежда при помощи Нового Евразийского Союза выйти на передний край современной цивилизации, но евразийская идея не всеми активно поддерживается. В этой части явно преуспевает Казахстан. Идея спасения не обошла стороной и Узбекистан, где с первых шагов его независимости был провозглашен лозунг: "Узбекистан – страна с великим будущим".
Не обошла идея спасения Партию исламского возрождения Таджикистана, газета которой была названа "Наджот" - "Спасение". На рубеже почти каждой новации в жизни народов выступает идея спасения. Например, в 20-м году прошлого века в Бухарской Народной Республике издавалась на таджикском языке газета "Наджот" (Спасение), однако пришли от имени Файзулло Ходжаева и закрыли газету. Мотивация была в том, что узбекские газеты не столь популярны и не расходятся, поэтому газету "Наджот" снова разрешат при уравнении популярности газет. Однако названная газета никогда больше в стране не издавалась.
Национальная идея таджиков сегодня представляется идеей национального спасения. Настоятельно добиваясь вхождения в мировую и региональную интеграцию, народ и страна должны решить задачу новой гуманистической, демократической и технологической модернизации в XXI веке - задачу национального спасения от прозябания в истории, экономической отсталости, нищеты и бедности.
Важнейшей задачей национального спасения является устранение коррупции и местничества.
Какую бы мы не взяли общенациональную задачу, как бы она ни была главной на том или другом отрезке времени, она всегда является задачей национального спасения в виду исключительно проблемного и неустойчивого развития стран региона Центральной Азии и Афганистана. Слишком много угроз даже в условиях мира и относительного спокойствия. И это несмотря на действие мощных стабилизирующих факторов – СНГ, ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК и другие.
Только так можно понять национальную идею. Это превращение страны, общества и личности в нечто значимое и сильное во всех отношениях перед угрозой каких угодно испытаний, отвечающее требованиям и уровню высших достижений национального и мирового развития, что не может не быть национальным спасением от слабости, отсталости и исторического прозябания.
Все это говорит о том, что идея спасения, одна из кардинальных идей человека и человечества, требует конкретного изучения в многообразных своих проявлениях еще и потому, что она часто выступает в двух своих ипостасях: как реальное спасение и как имитация спасения. Спасители иногда выступают как проблемные спасители, сопрягая спасение с насилием. Время покажет, выступают ли спасителя Арабского мира подлинными спасителями или провозвестниками Нового Мирового Беспорядка?
Искандар Асадуллаев
2011-12-17
|