Ж.Ботоев: Какой путь избрать? "Карманный" муфтият - не помощник государству против экстремистов 08:24 16.01.2012
Какой путь избрать?
Недавно в аналитической статье "Религиозная ситуация: государство вне игры", я отметил, что по написанному изданием "Российская газета" материалу, премьер-министр России Владимир Путин сказал: "Мы хорошо знаем, что арабская весна началась с Кыргызстана. Слава Богу, сейчас все встало на свои места. В Кыргызстане заметны стабильность и позитивные изменения. Я верю, что и в арабских странах скоро установится мир".
К этому высказыванию, мне кажется, по поручению некоторых заинтересованных лиц, Экс-кандидат в президенты США, сенатор Джон Маккейн предупредил российского премьера Владимира Путина об опасности революционных потрясений в России. "Дорогой Влад! "Арабская весна" стучится к тебе в двери", - написал сенатор в своем микроблоге в Twitter. И приложил к посланию ссылку на статью в The Wall Street Journal, подвившую его на столь мрачный прогноз.
Что касается Маккейна, то его несколько фамильярное послание Путину - далеко не первый выпад в адрес российских властей. После крушения режима Мубарака в Египте сенатор заявил, что российскому премьеру стоит задуматься о своей судьбе, быть менее самодовольным и более осторожным, "находясь в Кремле со своими дружками из КГБ". А гибель Муаммара Каддафи в Ливии сенатор назвал сигналом для диктаторов всего мира, которые теперь должны "занервничать", причем в их число занес и Владимира Путина. Побывав в Триполи, Маккейн заявил, что падение ливийского режима должно вдохновить на перемены жителей Сирии, Ирана, Китая и России.
Как видно, религия повсюду вернулась в политику.
Известный политолог, исламовед, член научного совета Московского центра Карнеги Алексеей Малашенко по данному вопросу, в повествовании "Мой Ислам" ( в журнале "Наука и Религия" номер 2011-06) дает представление "О демографии": Конечно, мусульман много – 1,4 миллиарда человек. Но христиан все равно больше – примерно 2 миллиарда. Свыше миллиарда индуистов, 500 миллионов буддистов. Меньше всего приверженцев иудаизма: их число колеблется между 13 и 14 миллионами человек. В сорока пяти странах мусульмане составляют большинство. В остальных – где почти половина, а где полпроцента. Говорят, единственная страна, где их нет, – Исландия. Я бы к этому добавил Ватикан и Сан-Марино. Больше всего мусульман в Индонезии – 220 миллионов. За полторы сотни миллионов перевалило в Пакистане (152) и в Бангладеш (150). Далее Иран и Турция – по 74 миллиона. В Индии на 1,15 миллиарда населения мусульман примерно 160 миллионов.
Но мусульмане воспринимаются не как конфессиональная общность, а как сообщество, стянутое политическими, идеологическими, даже экономическими скрепами. Потому и мусульманская демография – фактор прежде всего политический.
При всем разнообразии исторических и этнических особенностей в мире ислама есть традиция, единая для всех полутора миллиардов мусульман – столько их насчитывается на нашей планете. И одна из ее составляющих – политизированность ислама.
И в нашей стране ислам – это политический фактор, что еще раз подтвердила. До распада Советского Союза ислам на территории Кыргызстана действительно был отделен от политики, мусульманское духовенство не имело особого авторитета, скорее всего из-за слабой теологической подготовки. Религия в Советском Союзе была запрещена, и Кыргызстан не был тому исключением.
Население Кыргызстана достигло численности в 5 миллионов 504 человека. Об этом проинформировал на пресс-конференции заместитель председателя Национального статистического комитета КР Акылбек Осмоналиев.
Население в республике представлено, в основном, такими национальными группами, как кыргызы (69,2 процента), узбеки (14,5 процента), русские (8,7 процента) и другие национальности (7,6 процента)2. Численность кыргызстанцев за 1989-2007 годы увеличилась в 1,23 раза, на фоне начавшегося в 1990-е годы и продолжающегося сейчас выезда некоренного, а затем и коренного населения за пределы страны, обусловленного в большей степени экономическими причинами, и создающего усиление отрицательного миграционного баланса.
По его словам, 34% населения страны проживает в городах, а 66% - в сельской местности. "В Кыргызстане количество женщин больше, чем мужчин. Их численность вдвое выше, эта тенденция наблюдается в течение многих лет (Источник: Кыргызстанская газета "Чон казат" 19.07.2011).
В страницах СМИ и телевещательных передачах часто можно наблюдать такие статистические данные, так, например, 80% или 85-90% население Кыргызстанцев являются мусульманами. Мы уверены, что у нас точного социологического исследования и опроса в отношении религиозных принадлежностей населения республики. Ведь на территории Кыргызстана среди населения коренных жителей проживают и верующие в различные религии, и не верующие: атеисты, теңгиристы, прозелиты и т.д.).
70 лет духовного вакуума способствовали повышенной религиозной потребности в новой, независимой республике. В результате, в страну стекалось множество различных религиозных движений и организаций. Мелкие христианские секты наряду с католиками, традиционный ислам вместе с радикальными отпрысками – все они распространились в народе. Еще недавно власти Кыргызстана не занимались религиозными вопросами из-за отсутствия соответствующих учреждений и политической воли.
С изменением статуса страны к нам из внешнего мира устремился тот ислам, которого в Кыргызстане прежде не знали, а потому старшим поколением он был воспринят как чужой. Его можно по-разному называть – и арабский, и фундаменталистский, и салафитский, и ваххабитский…
По данным исследователей исламоведов на территорию Средней Азии и Кыргызстана ислам начал проникать во второй половине VII века в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. И сама история распространения ислама в Кыргызстане имеет длительный характер и собственную специфику. По сути, Кыргызы, как и другие национальности постсоветских стран не являются ортодоксальными мусульманами, потому как "ислам по-Кыргызски" - это смесь ислама и местных языческих религий.
Среди некоторых интеллигентов сегодня наиболее популярно мнение, что Кыргызы - это, скорее, тенгрианцы, то есть поклоняющиеся небу
Исламоведы нашей республик отмечают, что на постсоветских территориях появился исламский фундаментализм, проповедующий возврат к временам пророка Мухаммада, когда было, как считают эти проповедники, идеальное государство с идеальной экономикой и социальной справедливостью. Для фундаменталистов это образец, который они хотят воспроизвести сегодня. Можно понять наших мусульман, принявших эти идеи. Ведь они пережили развал государства, когда рухнули устои общества, наступил кризис идеологий, пошатнулся привычный уклад жизни. То есть коммунизма нет, демократия – под большим вопросом, но налицо разгул коррупции и криминала, безработица, полная социальная незащищенность, отсутствие законов или их бездействие.
Эксперты приметили, что Кыргызстан никогда не был страной с глубокими мусульманскими корнями. Ислам здесь всегда был разбавлен традициями кочевых народов, которые значительно либеральнее. Его успех в последнее время объясняют бедностью и разочарованием в демократии.
И действительно, нам нечего делить. Исторически ислам, христианство и иудаизм близки друг другу, наши религии взаимозависимы и взаимно дополняют друг друга. Кыргызстан в этом плане добился многого. В стране мирно соседствуют минареты мусульманских мечетей, купола христианских храмов и иудейских синагог. В гармонии живут представители более ста этносов. Следование концепции светскости позволяет республике успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами, сохранять межконфессиональный мир и согласие в обществе. Однако нельзя сказать, что наша страна не сталкивается с новыми вызовами в религиозной сфере. Либеральное законодательное обеспечение свободы вероисповедания способствовало развитию традиционных религий, безусловно, вместе с ними произошел рост числа различных нетрадиционных течений, в том числе исламских. В результате сегодня основным источником угроз для стабильного развития ислама в стране выступают различные радикальные религиозные объединения и экстремистские группы, которые пытаются навязать кыргызскому обществу чуждые духовные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности и недоверия к мусульманам. Для нейтрализации этого дестабилизирующего фактора необходимо иметь четкое представление об его исторических истоках и идеологической базе.
В нашей стране преобладает умеренный ислам суннитского толка, для которого характерна терпимость к инакомыслящим. Вообще Кыргызам всегда был чужд религиозный фанатизм, тем паче попытки политизации ислама.
По данным специалистов Госкомиссии по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики, как показывает анализ религиозной ситуации, в период последних 20 лет на территории страны появились джамааты, которые традиционно не существовали на территории Кыргызстана, а только за рубежом. Например, в их числе можно назвать "Таблиги джамаат", "Акрамия", "Ахмадия", "Салафизм", "Исмаилиты". Кроме того на территории республики имеются несколько исламских джамаатов (общины), которые имеют своих лидеров ( "новомодные" течения "Сулеймания", "Нурчисты", "Жайшуль Махди" и прочая, прочая…. Параллельно в республике активно распространяются фундаменталистские идеи посредством отдельных радикально-салафитских течений, экспансия которых в основном идет с арабских и других стран мира.
Итак, первым делом поговорим о традиционном для Кыргызстана течении ислама и о том, чем оно отличается от учений фундаменталистов. Базовой основой религиозного учения для кыргызстанцев, как, впрочем, и для большинства тюркоязычных населений, стал суннизм ханафитского мазхаба, в отечественной версии которого учтены и адаптированы древние религиозные культы древних Кыргызов.
Для справки: суннизм - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. "Сунна" в переводе с арабского языка означает "путь". В исламском законодательстве под сунной имеют в виду высказывания и действия Мухаммеда, то есть жизненный путь пророка. Сунниты делают особый акцент на следовании его поступкам и высказываниям. Существуют четыре основных суннитских мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. В настоящее время сунниты составляют около 90% всех мусульман мира. Ханафитский мазхаб, в свою очередь, получил наибольшее распространение среди четырех основных правовых школ в суннитском исламе ("мазхаб" - это путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа). Что не менее важно, исторически суннизм был умеренным идеологическим течением, осуждающим религиозный радикализм и экстремизм. Ханафизм же отличается от других мазхабов Сунны еще большей терпимостью, учитывает обычаи местных народов.
Основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа изучал мусульманское право у самых известных специалистов исламского мира. После обучения он стал преподавать исламские науки, причем выработал свою уникальную методику. Абу Ханифа никогда не читал лекций на какую-то тему, он только поднимал проблему, излагал ее суть, а затем предлагал своим ученикам вступить в полемику с ним относительно путей ее решения. При этом как учитель, так и ученики излагали свою точку зрения. И не всегда их мнения совпадали. В заключение полемики Абу Ханифа обобщал ее результаты и вместе с учениками приходил к общему решению проблемы. Причем, что характерно, принципиальных разногласий не оставалось. Этот процесс во многом напоминал полемический метод греческого философа - Сократа. Таким образом, можно говорить о том, что основателем ханафитского мазхаба заложены традиции критического, недогматического восприятия религиозного наследия. В результате страны и народы, придерживающиеся этого мазхаба, смогли внести весомый вклад в сокровищницу мировой культуры и науки.
Так, например, свободомыслие, культивируемое ханафизмом, привело к тому, что именно на его почве появились гиганты мировой мысли Аль-Фараби и Авиценна. Причем их вклад в мировую цивилизацию вовсе не носит локально-исламский характер. Об этом хорошо сказал французский философ Александр Койре: "...Именно мусульмане явились учителями и воспитателями латинского Запада…".
В данном контексте традиционный для Кыргызов ханафитский мазхаб является прекрасной идеологической платформой для формирования культа новых знаний в стране, стремления к совершенствованию и продвижению страны в сообщество развитых государств.
В мусульманском мире есть и другие течения, которые в основном и создают негативный образ ислама. Одно из них - салафизм - религиозное направление, призывающее ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на так называемых "праведных предков", отвергая все позднейшие нововведения в исламе. То есть фактически его идеологической базой стали классический утопизм и необоснованная идеализация прошлого. По сути, фундаменталисты говорят о том, что в течение многих веков мусульмане всего мира ошибались, что не было в этот период среди них высокообразованных ученых и философов, и отрицают тем самым все великие достижения исламской цивилизации в науке и культуре. Появившиеся в последнее время радикальные секты, претендующие на "очищение" ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину. Однако на поверку легко выяснить, что это всего лишь попытка исправить общепринятые и веками устоявшиеся мазхабы методом произвольного толкования Священных текстов (аналогичное явление наблюдается новоявленные в христианском течении некоторых новых течений протестантского направления, в том числе и Свидетелей Иеговы), следуя сиюминутной ситуационной выгоде.
Отрицают радикальные салафисты и такие исконно Кыргызские традиции, как поминовение усопшего, посещение могил и чтение там Корана, приготовление ритуальных угощений, знание нескольких поколений своих предков, считая все это ересью. Здесь стоит отметить, что призыв радикалов отказаться от практики почитания предков разрушает идеологическую базу нашего патриотизма, поскольку одним из базовых его понятий является любовь к "Ата мекен" (священной земле предков). Также салафиты выступают против поклонения местам захоронений известных нам Сулайман Тоо в г. Ош, Апшыр ата –Наукате, Арсланбаба –Джалал-Абад, которые имеют колоссальное значение в духовно-религиозной жизни нашего народа.
Кроме этого, радикальные салафиты проявляют крайнюю нетерпимость к последователям других религий. Они полагают, что верующие мусульмане не должны считать "неверующих" (кафиров) своими друзьями, не должны иметь с ними никаких отношений (запрещается даже здороваться). В своей жизненной практике они следуют радикальному принципу: "кто не считает кафира кафиром, тот сам кафир".
Все эти идеологические установки прямо противоречат национальным интересам нашей страны. Салафизм торпедирует базовые духовные ценности и традиции нашего общества и поэтому абсолютно справедливо признается в нашей стране в качестве радикальной и социально опасной идеологии. Между тем история многих стран и различных религий доказала, что социальный и духовный прогресс общества возможен только посредством инноваций и новых знаний. Консервация, возврат к прошлому рано или поздно оборачиваются застоем, деградацией и, в конечном итоге, - историческим поражением нации. Вряд ли такая религиозная доктрина соответствует стратегическим интересам Кыргызстана.
К слову, появившееся в XVIII веке религиозно-политическое движение ваххабизма является прямым идейным наследником салафизма. Современные ваххабиты позиционируют себя в основном в качестве радикальных салафитов - одного из самых агрессивных течений джихадизма. Другим радикальным направлением салафизма является такфиризм. К числу опасных течений, которые "засветились" на территории Кыргызстана, также следует отнести "Таблиги Джамаат". Ее показная аполитичность не должна вводить в заблуждение. Это организация, имеющая тесные связи с движением талибан и ваххабитами. К числу деструктивных следует отнести и Хизб ут-Тахрир аль-Ислами - организацию, чья деятельность запрещена в Кыргызтане с 2003 года. Призыв к созданию исламского халифата является глобальным проектом радикального интернационала и направлен против независимости нашего государства.
Эксперты считают: Если серьезно, "Хизб-ут-тахрир" с ними на ножах, но среди "Братьев-мусульман", насколько мы знаем, есть и салафиты (эта организация - своего рода сборная команда из представителей разных течений, объединившихся во имя общих целей). Большинство жителей Саудовской Аравии и некоторых прилегающих государств - также салафиты по вероубеждению. Включая большую группу саудовских улемов, оставшихся лояльными к правительству после входа в страну американских войск.
Наконец, такфиристы и джихадисты тоже считают себя салафитами, причем "настоящими", а саудитов называют отступниками. Те их - соответственно, хариджитами. Хариджиты или хавариджи - это тип людей, которых сам Пророк Мухаммад называл "собаками Ада" - весьма жесткая характеристика. В Саудии в свое время тоже были теракты на этой самой почве, и джихадистов там ловят и сажают намного жестче, чем у нас.
Как видим, Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, находится под идеологическим прессингом со стороны различных экстремистских религиозных организаций, которые пытаются разрушить духовные опоры нашего общества. Зачастую радикальные религиозные течения имеют конкретные "порты прописки" в виде тех или иных стран, которые преследуют свои далеко идущие геополитические цели.
Радикальные салафиты призывают к халифату, отказу от светскости государства, последовательно борются за создание теократического государства и выступают за введение шариатских законов и судов. Они запрещают женщинам заниматься какой-либо общественной или трудовой деятельностью. В то время как Кыргызские женщины всегда имели очень большую степень свободы самореализации, а их высокий социальный статус хорошо демонстрирует то, как Кыргызы называют свой родной язык - "Эне тил" ("язык матери").
Коалиция мусульманских организаций, возглавляемая организацией женщин-мусульманок и аналогичные ей организации подрывают светские устои кыргызской государственности и подобные женские НПО, благотворительные организации "угрожают миру, который мы строим и поддерживаем. Мы, лично заинтересованы в становлении и укреплении светского общества и женских свобод. Вот почему мы считаем это [их поведение] экстремизмом". Они, кажется, сами толком не знают полностью Куран.
И что интересно, в дело пропаганды все чаще идут женщины. Например, целыми отрядами жительниц сел Нуробод и Какир Араванского района Ошской области, проникшиеся идеями запрещенного во многих странах движения "Таблиги джамаат" в целях проведения "даавата" выезжают в Ноокатский район области, Сузакский район Джалал-Абадской области и Кадамджайский район Баткенской области. Активистками являются вполне вроде бы почтенные женщины Хавохон Дадажонова жительница села Нуробод и ее соседка по имени Махабатхон (Толон Жакыпов 11.01.2012 Источник - Белый парус)
Так, например, в нарушении ст.7 Конституции нашей Республики и норм Закона Кыргызской Республики "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике", где указаны, что "В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религия и все культы отделены от государства. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов" эти так называемые, пиар - религиозные деятели в прошлом году, устроив митинг, состоявшихся из женских "ОБОН" групп, проникли в кабинет министра образования и пытались подрывать светские устои кыргызской государственности: "Запрещать платок для школьниц специальный заказ сверху. В этом году, как никогда раньше, почему то директора стали запрещать платок, не допускать учениц в хижабе к занятиям, высмеивать перед классом, выгонять во время уроков. Это как будто чей то заказ, вдруг все школы начали хором запрещать платок. Мы требуем в первую очередь министра образования Каната Садыкова в скорейшем времени решить этот вопрос. А не то мы предпримем меры, вплоть до его увольнения!" - сказал Бакыт Нурдинов.
Фронтбек кызы Жамал, председатель правления прогрессивно-общественного объединения женщин-мусульманок "Мутакаллим", подтвердила его слова и сказала что за последнюю неделю в ее организацию с жалобами обратилось много родителей, детей которых не пускают в школу. Так, по данным Фронтбек кызы Жамал, в Бишкеке сразу в нескольких школах девочек-мусульманок в платках не пускают на занятия. Среди таких школ были названы №2, №6, 60, 69, 80 и другие.
"В течение 10 лет наша организация занимается защитой прав женщин-мусульманок, но такого бума запретов мы еще не встречали, - сказала она. В Баткенской области около 20 девочек не пускают в школу, нам звонят с Балыкчы и Каракола. Такая же ситуация в Ошской и Джалал-Абадской областях. В Токмоке одной девочке директор школы прямо сказала: "Если я тебя пущу, то меня уволят". Значит, это какой-то заказ сверху?" (источник: официальный сайт muftуat.kg).
Безусловно, к таким незаконным действиям организацией женщин-мусульманок , Академик Российской академии естественных наук, автор перевода Корана на русский язык Валерия Порохова дала разъяснения правила ношения одежды, согласно исламу, передает "Интерфакс: "Хиджаб - это не ислам. Это никакого отношения к исламу не имеет. Это традиции, обусловленные географическим расположением, климатом конкретной страны", - сказала Порохова.
По ее словам в Коране присутствует только два упоминания о правилах ношения мусульманками одежды: "Приведу вам те два аята, которые говорят об одежде мусульманки. Первый: "Рядитесь в украшения и самые нарядные одежды, когда вы выходите на улицу, в свет". Ислам также диктует покрытие головы: "Набрасывайте шаль на голову и разрез груди". Это дословный текст". Порхова напомнила, что "паранджа запрещается в исламе". "Поэтому можно одеваться сколь угодно красочно и нарядно, но запрещаются просвечивающие и глубоко обтягивающие ткани - это единственный запрет", - подчеркнула она.
Мы, как патриот своего народа, также подчеркиваем, что Кыргызские женщины никогда не носили платка до замужества. А здесь у нас восьмилетние девочки носят хиджаб. Это просто невежество, даже религиозное невежество.
По данному вопросу, выступая недавно на встрече с общественностью в Туркестане, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что против ношения в учебных заведениях паранджи и хиджаба: "У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам". При этом он заметил, что с уважением относится к тем, кто придерживается исламской веры, "но у нас своя дорога".
Эксперты "Кворум.kz" оценивают такое заявление как своевременное и полезное. Сегодня вокруг религиозной одежды и у нас в Кыргызстане много споров и разногласий. Теперь главное, предупреждают политологи, чтобы чиновники на местах правильно расценили.
Сегодня, к сожалению, наша правительство недооценивают влияние женского фактора на радикальные настроения в "умме". На самом же деле влияние женщин на воспитание идей жесткого джихада на молодежь в религиозной общине -выглядит буквально катастрофическим. Примеров можно привести огромное количество.
А чем занято Духовное Управление мусульман Кыргызстана? Последняя его инициатива – издание фетвы, которая предлагает религиозным служителям в своих проповедях создавать положительный образ избранного президента Алмазбека Атамбаева. Ну, нет у наших менеджеров от "официального" ислама других забот, как прославлять в проповедях великие дела новоизбранного главы государства! –отмечает Толон Жакыпов (11.01.2012 Источник - Белый парус).
Проще говоря, слабенький, "карманный" муфтият - не помощник государству против экстремистов, не опора.
В связи с этим, хотелось бы отметит, что для борьбы с религиозным экстремизмом необходимо эффективное решение социально-экономических проблем, а также повышение религиозной грамотности населения. Подавление внешних проявлений религиозности может дать только обратный результат.
Конечно, Кыргызстан – сравнительно маленькая и молодая республика, которая, не смотря ни на что, все еще старается найти свой путь к демократии и медленно, но верно, шаг за шагом идет к этой цели.
Вместе с тем и стоит вопрос: в каком направлении двигаться дальше? Какой путь избрать? Ответ был очевиден – демократический путь развития, который сулил Кыргызстану светлое и свободное будущее.
Независимый эксперт Жаныбек Ботоев
|