Б.Мусаев: Деньги и/или Власть... Лики узбекского авторитаризма. Часть 2 09:47 20.01.2012
ЛИКИ УЗБЕКСКОГО АВТОРИТАРИЗМА.
Часть 2-я.
Власть - Деньги – Власть. Деньги – Власть …и снова Власть…..
-Ну, вот опять затянул свою волынку. Надоело, сколько можно, старик, и кому это надо…
– слышу со стороны.
- Сколько надо, столько и буду, и до тех пор, с надеждой, что придут скорее времена, когда бы многие проснулись и начали соображать, задумались: что такое хорошо и что такое плохо?
Вместе с тем, чего скрывать, признаюсь искренне: хотел бы я говорить о вещах, что радуют сердце, согревают душу и дают мощный положительный заряд энергетики, а не о том, что смердит… Но не могу остановиться по следующим причинам.
Во – первых, бог миловал меня не принадлежать к числу тех, кто "наверху" и "внизу", - не желающим ни думать, ни отвечать за что - либо. Во – вторых, я не расстался со своей профессиональной привычкой думать. Тем более, меня учили, и я сам учился, усвоил и освоил истину: чтобы не быть темным и самодовольно невежественным необходимо смотреть прямо на природу и порядок вещей.
"Для интеллигента, интеллектуала есть только одна задача, которую он решает во -первых, во –вторых и в – третьих. Эта задача состоит в том, чтобы любыми способами искать правду, находить правду и говорить правду….Ибо я все же считаю, что политический прогресс зависит от того, насколько много правды мы знаем, как ясно и смело умеем ее высказать и какую ее часть внушить людям" (Фромм Э. ВО ИМЯ ЖИЗНИ // Социологические исследования. №6 1992. с 128)
В третьих, и это, главное. Я не вправе осуждать тех, кто живет, выживая, т.е. тех, существующих вне политики, кто в абсолютном большинстве.
Приходилось ранее, приходится и сейчас слышать их часто и повсеместно на уровне обыденных разговоров, шепота, переходящего в крик отчаяния или того хуже, в сдавленный стон, когда достает жизнь:
"верно, что поднимают зарплату, пособия, пенсии, но какой прок от этого, если рост цен на продукты и все прочее в разы обгоняет"; "хлеб опять дорожает, а Президент еще клялся на Коране, что не допустит…."; "говорят, говорят, обещают и все лгут"; "глупо верить после этого"; "Вот чиновники хапают. Все им мало …"; "Понятно и без намека, что надо дать. А, что поделать, иначе мой маленький бизнес не сдвинется с места….".
Вот это их своеобразное погружение в "политику" потрясало, потрясает меня до сих пор. Сколько лет прошло, а воз и ныне там - одни и те же разговоры, как отражение в зеркале настроений, состояния нашего общества, того, чем оно живет. Меняются лишь нюансы, интонации. Суть остается одна и та же, наводя на размышления.
Сегодня кажется, что будто…. Кого надо урезонили - здесь они в местах не столь отдаленных. Другие кинулись далече - спаслись. Третьих,…пасут денно и нощно, бдит СНБ. Время от времени судят скопом, выявленных де членов радикальных групп экстремистов. Основная же масса многих сотен тысяч молодых находится за пределами родных пенатов, обретая статус гастербайтеров.
Словом, кажется, что, будто настала тишь и гладь кругом. В действительности же, это обманчивое ощущение, потому что, скажем так, не устаканилась обстакановка, так как проблемы старые остались не решенными, появились новые. Тем не менее, все загнано внутрь. А на поверхности выглядит, что шагаем маршем единомыслия, единства и в одном направлении. Может оно и так на самом деле.
"Партия и Ленин –
близнецы – братья -…"
Я думаю обо все этом, иногда, кажется против своей же воли… Мне бы лучше про былое, что не выпало из памяти, и всплывает щемящей нежностью светлое из жизни своей, написать, про дол и отчий дом, когда была жива мама, слова ее молитвы, которыми она меня встречала, провожала меня, как весной в Фергане цвели сады в окрестностях Джудама, росла и выросла моя дочка – певунья, сын был забавным в детстве и смешил до слез своими выходками… На худой конец рассказать про сегодняшний день и все связанное с моим подросшим овчаренком "Бароном" (Бароша)… Ан, нет. Видимо, мне не избавиться от "социологического воображения". Им я "заражен" всерьез, хватит на всю оставшуюся жизнь. Ведь сложна дорога всякого человека, если он человек: быть иль не быть, вот в чем вопрос! Казалось бы, какое мне дело до того, что стоит за словами Деньги – Власть – Деньги или Власть – Деньги – снова Власть
Как бы тягостно ни было, размышляю я про все это, включая события "арабской весны", про историю. На фоне последней невольно вспоминается, чем всегда по обыкновению заканчивалось…. Кто не знает о судьбе Муссолини, Гитлера, Геринга, четы Чаушеску, Саддама, Каддафи и иже с ними… Ведали ли они, что творили, задумывались ли о том, что расплата неизбежна? А сколько их подобий различного калибра, формата баши- вождей, масштабам творимого…повторяют тот же путь. Разумеется, все они выступают непременно в роли пастырей - отцов нации, подкрепляя эту роль, помимо всего прочего, и "нарастающим капиталом" в виде реального насилия, фактически ради своей власти, сохранения роли разводящих, включая в вопросе распределения доли общественного пирога между членами своей команды, читай, свиты.
Кстати, о свите. В связи с ней позволю небольшое отступление. Она есть у всякого короля, даже плохого. Известно, короля делает свита. Возьмем, в частности, президента Узбекистана. Из кого же и как он подбирает, т.н. команду? Разумеется, избавлю читателя от разговоров на предмет подбора и расстановки кадров. Достаточно оглянуться в недалекое прошлое новейшей нашей истории, на страну Советов, которая как административно-приказная система, основанная на ответственности и профессионализме кадров, тем не менее, разрушилась. В сопоставлении же с ним наш режим власти, осмелюсь утверждать, являя собой, наглядный пример авторитарно-бюрократической системы, основанной на безответственности и вседозволенности, на первый взгляд, будто крепнет, превращаясь в систему с обозначающими признаками тоталитаризма и рецидива политического диктата одного. Так ли это на самом деле, если известная персона власти, именуемая, чаще всего, в иностранных СМИ, диктатором, мягко выражаясь, не владеет ситуацией и фактически ныне превращается в заложника, созданной им системы. Все общество поражено метастазами коррупции. Никто ни за что не отвечает. На этом фоне смешно распространяться о соблюдении известных принципов подбора, расстановки кадров. Компетентность, честность вкупе с профессионализмом для названной системы излишни. Здесь и сейчас, по моим наблюдениям, необходимо человеку системы выказывать одно качество. Это ловкость. Я не оговорился. Повторю вновь: именно ловкость должна отличать человека системы. Впрочем, читатели, судите сами. Стоит присмотреться, наблюдая кадровую чехарду, связанную с назначением на должности хокимов (губернаторов, мэров), министров. Одни и те же лица. Совсем недавно, например, вернули на место главы МИДа того, кто прежде занимал довольно продолжительно этот пост, а на место одного из его замов, того, кто в свое время…Словом, по замкнутому кругу двигаются кадры. Смотришь со стороны – занимательное представление. Чем не картины со страниц знаменитой книги Дж. Свифта "Путешествие Гулливера".
В Лилипутии герой писателя увидел и рассказывает, в частности, такое нечто:
"Больше всего поразили меня упражнения канатных плясунов…Исполнять упражнения на канате могут только те лица, которые состоят в кандидатах на высокие должности и ищут благоволения двора. Они с молодых лет обучаются этому искусству и не всегда отличаются благородным происхождением или широким образованием. Когда открываются вакансии на важную должность, вследствие смерти или опалы (что случается часто) какого –нибудь вельмож, пять или шесть таких соискателей подают прошение императору разрешить им развлечь его императорское величество и двор танцами на канате. Тот, кто прыгнет выше всех, не сорвавшись с каната, получает вакантную должность" (Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. М. 1980, с. 33 -34).
Ну, да ладно, оставим в стороне плясунов – канатоходцев из свиты, балансирующих ловкачей. Оставим пока в стороне, чтобы вернуться к произошедшим и продолжающимся известным событиям в странах мусульманского Востока.
Должен сказать: я не сторонник того, что следует подстегивать обстоятельства, создавая события аналогичные "арабской весне"…. и не разделяю мысль, во всяком случае, не спешу говорить об этих событиях, как имеющих для нашего общества огромное значение с точки зрения нравственности или как предчувствие перемен. Почему? Хотя бы потому, что крах всякой диктатуры, тоталитаризма не может иметь следствием автоматический переход на путь к строительству демократии. Известно, в условиях отсутствия устоявшихся демократических традиций он, как правило, оборачивается развалом, хаосом и т.п. С учетом таковых последствий я обратил внимание на примечательные суждения узбекского оппозиционера Мухаммада Салиха, которые он высказал в своем выступлении по Интернету, предлагая изучать уроки названных событий со всей серьезностью студента, который был, подвергнут неожиданному экзамену. "Этот экзамен, - замечает Мухаммад Салих, - не только для угнетателей – тиранов, пока еще не падших, но которые непременно падут. Этот экзамен и для угнетенных, которые еще не восстали, но ждут часа своего восстания"
И продолжая мысль, узбекский оппозиционер, обращает внимание на следующее.
"Если угнетенные восстанут только для того, чтобы поменяться местами с угнетателями, то экзамен провалят все.
В государствах Центральной Азии, долгие годы управляемых деспотическими режимами, такая опасность существует. Озлобленность на все и вся – вот самая опасная черта угнетенных масс. Кроме того, за двадцать лет так называемой независимости выросло целое поколение…Поколение, кумирами которого являются патроны мафии и казнокрады. В данной ситуации реформа умов нашего общества вопрос не менее актуальный, чем реформы политические и экономические" (см. М Салих. Ко дню Просветления // www. centrasia.ru 24.09.2011).
Правильное суждение, если вспомнить, что мы все бывшие совки – студенты, которым всячески помогали миновать философию гуманизма раннего Маркса, а стремились вбить в наши головы его премудрости политической философии, согласно которым надо изменить мир, не теряя времени на то, чтобы его хотя бы предварительно следует понять.
В данной связи, я бы и хотел по поводу нашего общества, разумея под ним и население и власть, всех нас - "верхи" и "низы", наши порядки, нравы, и жизнь, строящуюся по понятиям, высказать далее свои посильные соображения с позиции выяснения: являемся ли мы людьми бесхребетными? Если да, то чем это чревато для общества?
Продолжение следует.
19. 01. 2012 г. Ташкент Тузель-2.
|