КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 23.01.2012
20:55  Амангельды Шабдарбаев назначен командующим Республиканской гвардией Казахстана
19:48  В Казахстане создано "многофункциональное научно-аналитическое и гуманитарно-просветительское государственное учреждение "Назарбаев-центр".
18:44  Партизаны-каддафисты атаковали ливийский город Бани-Валид
17:31  Бухарско-еврейский олигарх Фаттах Шадиев спас уникальную коллекцию кимоно мастера Итику Кубота и... подарил ее Японии
17:25  Г.Боиров: Канибадамская идиллия. Новая мода таджикских начальников - несовершеннолетние русские проститутки
17:22  Властелины "копий". Партия интернета основала новую религию
17:13  Искренний друг Израиля стал замглавы МИД Узбекистана

17:10  "Союз мусульман Казахстана" предложил В.Путину стать вторым и пожизненным президентом Казахстана
17:09  АРЕМ Казахстана возглавил Мурат Оспанов
17:06  Д.Атовуллоев: "Рахмонов пойдет ва-банк. Сегодня каждый таджик уже испытал на себе "прелести" этого режима"
16:58  В Иране веб-программиста Малекпура казнят за создание порносайта
15:41  Новым министром культуры и информации Казахстана назначен Дархан Мынбай, М.Кул-Мухаммед - госсекретарь
14:24  27 стран Евросоюза утвердили эмбарго на поставку нефти из Ирана
13:59  Азербайджан судорожно пытается доказать, что проект "Шах Дениз" не подпадает под антииранские санкции США
13:12  С.Алиев: Гонка за каспийский газ обостряется
13:06  New York Times: Новый амбициозный план ЛАГ. Наступит ли мир в Сирии?
13:01  Washington Times: ИДУ набирает боевиков в Европе
12:45  Горланим песни. Лучшие манасчи Киргизии получат квартиры, автомобили и денежные премии
11:44  "Кыргызгаз" просит Узбекистан увеличить объемы поставок газа на юг Кыргызстана
10:52  В.Путин: "Плавильный котел" ассимиляции барахлит и чадит – и не способен "переварить"... (статья в "НГ")
10:50  Uzmetronom: И.Каримова банально "надули". Мубарекским газом
10:31  А.Быстров: "Аль-Каида Исламского Магриба" - бизнес и ничего личного
10:29  М.Бхадракумар: Империализм в эру безденежья - подземный шторм. Ч. 2-я
10:24  Хочешь конфетку от доброго дяденьки? В Кыргызстане аккредитована первая организация, занимающаяся международным усыновлением
10:02  Михаил Хазин: К проколу пузыря китайской недвижимости. Масштаб кризиса мировой экономики будет столь высок, что...
09:26  Ю.Чернявская: Ночь веселого бюрократа. Восточный Казахстан вновь будоражит чиновничий скандал
09:24  Д.Ювачев: Политсистема в стиле "модерн". Меньше чем за неделю произошли все основные изменения в политической жизни Казахстана
09:02  Огонек: Силовое замешательство. А что если "иранская" война, которой все так боятся, уже идет?
08:57  Премьер Казахстана К.Масимов: "Вторая волна кризиса неизбежна" (интервью "Къ")
08:52  Ю.Тавровский: 10 лет для Драконов. Созданная Дэн Сяопином система смены высших руководителей обеспечивает Китаю стабильность и развитие
08:04  "МН": Назарбаев решил не рисковать. Новое правительство Казахстана временно возглавит старый премьер
08:00  "Газпром" разгоняет "Южный поток". Строительство газопровода может начаться уже в этом году
07:09  Российская гробовая атомная подлодка "Нерпа" на 10 лет стала индийской "Чакрой
06:19  В.Абатуров: Рябой мир. Мир что-то зарябил – рябь такая неспокойная пошла по всем плоскостям и сферам бытия!
01:30  О.Мехти: К тайне верований древних маргушцев
00:59  К.Риклтон: Кыргызстан. Православие сдает позиции протестантизму
00:58  Каспийский фактор в Евразии: виртуальный экспертный форум. Часть 1
00:55  А.Бешов: Турецкий фактор во внешней политике Киргизии
00:31  Al Jazeera: Вторжение в Иран не будет для Запада "легкой прогулкой"
00:24  Asia Times: Казахстан разворошил гнезда террористов-салафитов
00:23  "РО": Бишкек поможет Таджикистану избавиться от транспортной блокады?
00:22  Н.Шабунц: Волк и семеро козлят. В Туркмении приближаются президентские выборы
00:18  И.Буккер: Петр Рычков - "оренбургский Ломоносов" (история)
00:07  24.kg: Автоматизация кыргызского казначейства - скандалы, интриги, расследования?
00:06  В.Сидоренко: Караван-сараи средневековой Бухары
Воскресенье, 22.01.2012
23:18  Повесилась супруга министра образования Франции, мать 4-х детей Астрид Херреншмидт-Шатель
20:04  Миграция между Россией и другими бывшими республиками СССР: цифры
18:09  Остатки - сладки. Узбекистан будет поставлять Таджикистану лишь тот газ, который останется от продажи Китаю и России
11:38  "Новости Калмыкии": Монгольские хакеры могли повлиять на конкурс "Мисс Азия Москва"!?
10:35  Казахстанский фигурист Александр Лян выиграл бронзу Юношеской Олимпиады
09:34  А.Арцишевский: Ищем крайнего. И все-таки казахстанская интеллигенция - "говно" или как?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Туркменистан   | 
О.Мехти: К тайне верований древних маргушцев
01:30 23.01.2012

Известный археолог профессор В.И. Сарианиди в книге "Древний Мерв", написанной по итогам тридцатилетних изысканий Каракумской экспедиции под его руководством, отмечал, что маргушские культы отвечают зороастрийской догматике: "…Находки дают право утверждать: страна Маргуш являлась одним из немногих центров, где можно предполагать истоки древнейшей мировой религии – Зороастризма…". Археологи открыли в Туркменистане свидетельства существования прародины Зороастризма" – такими сообщениями ИТАР-ТАСС в ноябре 2006 года пестрели многие СМИ. Эти предположения исследователь развил в дальнейшем в многочисленных интервью и в новых научных исследованиях до мысли, что страна Маргуш была родиной Заратуштры. Позвольте не во всем согласиться с мэтром.

Археологи стараются поймать тайну верований маргушцев, ускользающую от них, как юркая змея, в песок. Никто из исследователей не сомневается, что древняя страна в Каракумах была мощным теократическим государством, хотя многообразие древних верований, привычек, представлений о мире с трудом укладывается в рамки сознания современного человека, да и в совокупности древних верований трудно различать маздеизм, митраизм, иные поклонения восточным богам и Зороастризм как религию Пророка Заратуштры. Они имеют много общих культовых традиций, в том числе поклонение огню, но это совсем не определитель религиозных принципов общества. Была ли Маргуш легендарной страной из Авесты? Там указана страна "Маргав"("Моуру", "Моурв") и характеризуется она "как мощная, верящая в Аша", в основу основ зороастрийской религии. Возможно, в тексте имеется в виду не древняя страна Маргуш, обнаруженная и описанная Сарианиди. Известно, учение Заратуштры оформилась в каноническое Писание через столетия после ухода в иной мир Пророка, а значит, текст мог отразить жизненные приметы, современные именно составителям данного сборника. Авеста же, возможно, рассказала не о стране Маргуш, давно покинутой людьми и засыпанной барханами Каракумов. Возможно, что речь шла о той Маргиане, которая возродилась на новом русле Мургаба, действительно, зороастрийской территории, где несколько лет правил один из первых последователей Заратуштры отец Дария князь Витшапса. Так считают и составители "Мерв-нама", исследователи Института изучения и исследования культуры ИРИ. Да и в Бехистунской надписи Дарий-царь перечисляет Маргу рядом с Парфией, начало которой никак не раньше четверти века до н.э.. Постараемся ответить и на другие сами собой возникающие вопросы.

Первый же вопрос, почему исследователь не различает религиозные тексты индоарийцев? Ригведа – одна из священных книг брахманов, сборник гимнов (молитв) для проведения ритуалов жертвоприношений ведической эпохи, которые передают атмосферу дозороастрийского религиозного чувства. Фактически, благодаря собранию Вед, особенно Ригведе, мы можем ознакомиться не только с индийской, но и с иранской религией до начала проповеди Заратуштры. Авеста же – каноническое Писание зороастрийцев, представителей следующей в цепи развития духовной истории индоарийцев. В этих священных текстах много схожего: язык, герои, религиозные представления, социальные отношения. Но именно это и доказывает не их идентичность, а такое важное явление в духовной жизни, как преемственность божественной идеи. Пронаблюдаем этот закон на другом материале. Например, в Коране повторяются персонажи христианской Библии, но кто станет утверждать, что Библия и Коран – книги одной религии?

Даже, если в Маргуше, который раскопала Каракумская экспедиция, уже исповедовали принципы учения Заратуштры, как полагает Сарианиди, могли ли там появиться зороастрийские храмы огня? Мэри Бойс, которую мы уже упомянули, сообщает, что зороастрийцы вначале не строили храмов. Молитвы они произносили на природе, жгли костер, стелили специальную подстилку для нисходящих с небес богов. Или произносили индивидуальные и семейные, молитвы перед огнем лампадки, домашнего очага. Ниши для культовой лампады до сих пор сооружают индусы в своих жилищах. И на туркменской земле в некоторых селениях до последних десятилетий наблюдалось архитектурное постоянство - пристенные очаги каминного типа, а также закопченные углубления в стенах. Это домашние алтари для поклонения огню. В горном Нохуре закопченные нишки-алтари видны в руинах старых домов.

Данный культ огня выделился только в условиях храмовых традиций. Так случилось в Нисе – культовом центре Парфии. Памятники эпохи Зороастризма ученые находят на всей территории Туркменистана. Это три главных здания южного комплекса Нисы, храмы с алтарем огня в Актепе возле Артыка, храм в городище Мелле-Херан в 12 километров от поселка Серахс и, конечно, в Мерве, в ее древней цитадели Гяуркала. Многие храмы датируются началом нашей эры, то есть следующим этапом развития этой мировой религии, когда стал главенствовать среди других культов обычай поклонения огню.Из приведенных фактов следует, что эпоха Маргуша была далека по времени до появления зороастрийских храмов огня.

Разве культ наркотического напитка был распространен только в эпоху Зороастризма? Нет, гораздо раньше, еще в архаические времена. Большими любителями напитка были многие персонажи древнего пантеона индоариев. "Индра пьян, Агни пьян. Все боги захмелели…", – говорится в гимне Ригведы. A, как известно, в храме Тоголок-21 маргушской эпохи реализовывался весь комплекс ритуалов поклонения Соме, золотоглазому богу, дарителю крепкого здоровья, долгой жизни, здоровых и гениальных детей. В храме археологи нашли приспособления для приготовления ритуального нектара бессмертия – множество терок для первичной обработки сырья, костяные трубочки. Известно, что жрецы использовали для приготовления культового напитка мандрагору – плоды бессмертия, которые находили в горах, полагая, что они посланы с небес для людей. Когда не стало хватать мандрагоры, напиток "изготавливался из эфедры, мака и конопли. Остатки именно этих растений обнаружены в маргианских храмах… Вспомним огромные хумы со следами эфедры на дне. Каменными ступками и пестиками растения перетирались в кашицу, которая затем смешивалась с молоком, в том числе кислым. В результате брожения получался опьяняющий сок. Последний штрих: чтобы отделить веточки растений от самого сока, жидкую массу процеживали через керамические цедилки – их тоже очень много в помещениях храма "Тоголок-21". И, наконец, уже готовый напиток разливался в культовые сосуды, обнаруженные археологами на полу комнат храма. Сосуды украшены по бортику фризами из фигурок людей, животных и птиц, к которым снизу по стенкам тянутся, извиваясь, змеи. Именно из них жрецы пили через костяные трубочки опьяняющий культовый напиток. Традиция эта отчасти напоминает ритуал древнегреческих пифий в Дельфах, вещавших свои прорицания под воздействием одурманивающих паров". Этот рецепт в книге "Туркменистан. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб" профессор Сарианиди преподносит читателям как зороастрийский. Странно, это же рецепт напитка ведических брахманов! Я прочла его в комментариях к академическому изданию Ригведы. Сведения же о составе настоящего зороастрийского напитка я обнаружила в комментарии к пехлевийской "Книге о праведном Виразе". Это вино плюс наркотическое вещество. Сообщается, после приема такого напитка семь дней и ночей тело праведного Вираза было окружено жрецами, которые читали молитвы, и солдатами с обнаженными мечами, которые следили, чтобы злые силы не смогли помешать церемонии. Аналогичные приемы галлюциногенных средств широко практиковались зороастрийцами. Витшапса, покровитель Заратуштры, выпивал смесь вина с наркотическим веществом и получал божественное откровение. В Парфии вина было предостаточно. Китайские летописи свидетельствуют, что там "…сеют рис и пшеницу и делают вино из винограда…". Археологи обнаружили большое парфянское винохранилище. Упоминается в Ригведе и другой жертвенный напиток – медовый. Вероятно, речь идет о древнем ведическом культовом хмельном напитке, рецепт которого сохранен и во "Велесовой книге": "Вот жертва наша – это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце-Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это – есть и будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы (давали)", "…И пять раз в день прославляем мы богов, и выпиваем сурицу в знак благости и общности с богами, которые во Сварге также пьют за наше счастье…". Приготавливалась сурица из забродившего меда с использованием хмеля, разных трав и молока. С тех архаических времен в индийской мифологии остался Сома, в иранской – Хома-Хаома, в русской – Хмель, в библейской – персонаж Хам.

Артефакты, найденные в маргушских захоронениях, разве соответствуют только зороастрийскому культу? Речь, в частности, об ожерельи из Аджикуи, которое из малахита, нефрита, агата, лазурита и других, не характерных для Туркменистана материалов. Я позвонила геологу, когда-то проводившему экспертизу этого артефакта, чтобы узнать, сколько же бусинок было в найденной связке? Напомню, что четки – символ "цепи миров" в каждой религиозной традиции имеют всегда определенное и неизменное количество зерен-бусинок. Оказалось, исследователь пересчитал тогда бусинки. Их было ровно 108. Случайность? Вряд ли. На санскрите эта священное число называется "аштоттара-шата". Торговцы всегда знают спрос своих покупателей. Значит, 4 тысячелетия назад в Маргуш купцы привозили четки, которые нужны были для проведения церемоний ведического культа. Итак, 108 – сакральное число ведизма. В Индии, Тибете и Китае это число до сих пор священно. Для сведения, христиане в своих культах стали применять четки лишь с пятого столетия. Сейчас их четки бывают и в 150, 120, 50, 40, 30 и 20 зерен, четки же в 33 зерна как память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа. У мусульман в четках каждая из 99 финиковых косточек обозначает одно из имен Всевышнего. В четках бахаи 95 зернышек.

Продолжим в отношении других артефактов. Мраморные диски, обнаруженные в захоронениях, очень напоминают оружие ведического Вишну. А символические изображения древа с птицами на ветвях, которыми испещрена культовая посуда в Маргуше, отражают стройную систему мироздания из Вед. На этом древе живут две птицы. Одна – душа человека, другая – сверхдуша, олицетворяющая связь с Богом. Несомненно, важную информацию к картине ведических верований маргушцев добавляют фрагменты фаллосов, также обнаруженные археологами. Эти артефакты похожи на миниатюры, которые в Делийском музее истории я видела в экспозиции археологических находок из раскопов древней цивилизации Хараппы. На выставочном стекле фрагменты керамических фаллосов были выстроены рядами, вероятно, для наглядности видоизменений этих артефактов в течение всей эпохи. Действительно, предметы последнего ряда разительно отличались по форме от тех, что в первом. А вот последние, перетянутые в центре цилиндры, очень напоминают, так называемые "миниатюрные" колонки Маргуша, предназначение которых до сих пор есть тайна для исследователей. Возможно, это культовые предметы для служения Шиве, одному из ведических божеств, он (она?) же Сива в славянском ведизме.

Еще о ярком примере преемственности культов. Среди находок, свидетельствующих о поклонении огню, в святилище 3-4 тысячелетия до н.э. поселения Геоксюр – каменный аташгах для переноски священного огня, каменные ступки и перст, чаша с рисунком ведического креста. Руководитель этой экспедиции на юг Туркменистана авторитетный ученый И. Н. Хлопин описал также остатки найденного у алтаря древнейшего барсмана, ритуальной подстилки. Все это предметы ведического культа, сохранившиеся в религиозных традициях Зороастризма.

…Я долго присматривалась к классическим украшениям на решетках Летнего сада в Санкт-Петербурге. Неужели? Я дивилась, хотя знала, что в городе на Неве во многих местах можно найти следы немыслимо далекой архаики. Известно, что ведические жрецы во время культовых церемоний раскладывали на земле прутики в качестве подстилки нисходящему с небес богу, рассыпали по земле и по положению прутиков гадали. Пучок прутьев древнейший символ. Есть мнение, что отсюда и обычай изображать в виде пучка прутьев или соломы ведический персонаж предков русских Кострому. В дальнейших религиозных традициях индоевропейцев ритуальные прутья стали богослужебным предметом, которые в очистительном обряде перед огнем держал священник. На золотых пластинах Амударьинского клада изображены вооруженные мужчины. В их руках те самые многозначительные ритуальные пучки прутьев. Когда предки разошлись по разным этническим квартирам, то у иранцев ритуальный пучок прутьев стал называться "барсом… бэрсман… барсман". Заратуштра, воспитанный на старом культе, возможно, маздеизме – веровании древних иранцев, перенял этот емкий по значению символ, который и сегодня используют современные зороастрийцы, разве что прутья священного тамариска (туркменский "йылгын") заменили металлическими. Впрочем, это слово сродни слову "фашина", которое употребляли в значении связки хвороста древние славяне. Но это еще далеко не все в судьбе священного пучка прутьев, который стал атрибутом власти царей, а в эпоху Римской республики внутрь его был воткнут топор-секира, и назывался он фасция, откуда и название партии – фашистская. В геральдике фасции стали символизировать национальное единство, и воспринимаются как символ защиты государственности. Это значение в основе многих сказок и причт. Именно на примере прутьев, соединенных в пучок, легендарный предок туркмен Огузхан демонстрировал своим детям силу единения…

Кровавые жертвы в Зороастризме? Этот культ характерен для брахманической системы ведической эпохи, когда отношения с богами регулировались посредством кровавых жертв. Известно, Заратуштра дал запрет на убийство животных для жертвоприношений. Хотя в ранних текстах есть упоминания о кровавых жертвах Соме, но лишь как отголосок более древних ведических культов. Профессор Сарианиди не берет это во внимание и считает, что маргушский сельский храм Тоголок-1, связанный с жертвоприношениями, является зороастрийским.

Заратуштра не Посланник Бога? Профессор из Лондона религиовед Мэри Бойс в своей книге "Зороастрийцы" утверждает, что именно "жрецы создали яркую картину происхождения мира" (?)…а у Заратуштры "возникла мысль" (!) приписать происхождение мира от Творца, Лингвист, историк, религиовед – атеист, не верящий в сакральность текста, это – нонсенс! Ни один основатель религии не действовал самостоятельно. Ни один Посланник не передавал свое личное, неизвестно почему возникшее мнение. Они передавали полученные от Творца знания. Подобного рода мнение позволяют себе и христианские теологи, уверяя, что Мухаммед позаимствовал многое из Библии, то есть, обвиняют автора Книги – Бога(!) в плагиате.

Профессор Сарианиди утверждает то, что страна Маргуш представляет эру протозороастризма. Странная терминология. По этой логике была и эра протохристианства или эпоха протоислама. Закон же преемственности Божественной идеи на земле, явленный Бахауллой, говорит, что ни свеча, ни лампа не могут воспламениться собственной волею. И потому ясно, что пока Посланник Господа своим появлением на свет не зажжет огонь новой веры, она не может распространять свое влияние на мир, то есть, пока не появится на земле Пророк новой религии, не следует говорить о ее влиянии на мир. Пока не появился Учитель, не может быть миру явлено Его учение. Сделаем вывод, что в маргушскую эпоху до появления Посланника и священного Писания зороастрийцев было еще очень далеко. Впрочем, и доктор исторических наук В. И. Сарианиди, в конце концов, меняет свои выводы: "Думается, храмы Маргианы и Бактрии были посвящены не столько конкретным богам или природным явлениям, сколько огню, воде и культовым напиткам типа сомы-хаомы. Им маргушцы и приносили свои жертвы ". Этими словами археолог невольно подтверждает, что в исследуемую им эпоху были распространены ведические культы, то есть, религиозная жизнь Маргуша более соответствовала традициям, запечатленным не Авестой, а Ригведой.

В Индии и в Туркменистане открыты храмы, типологически близкие друг другу. Связь Мохеджодаро и Хараппа с культурами раннеземледельческих цивилизаций туркменской земли такжеважна для раскрытия единой прарелигии. В этом аспекте следует учесть и мнения известных туркменских ученых об этнической близости неолитического населения, высказанные в статьях ведущих ученых по древней истории сборника "Индия и Туркменистан: живое наследие". Вряд ли в другой национальной общности можно найти таких же красивых мужчин и женщин, чья внешность так соответствовала бы облику индийских кинозвезд. Туркменские девушки всегда чувствовали нутром кровную связь с жителями субконтинента и всякий раз старались скопировать или прическу, или косметику боливудских звезд, ощущая, что все это им идет. В девяностых годах, когда туркменские манекенщицы впервые показались на подиумах Парижа, европейцы взрывали аплодисментами залы, поражаясь их грациозности и особой царственности. Туркменки похожи на итальянок и на француженок. Другие – на изящных японок или миниатюрных китаянок, или на шоколадных африканок. При расшифровке корней туркмен ученые утверждают, что массагеты, дахи, парфяне, маргианцы, аланы, асы, огузы – далеко не полный перечень слагаемых, из которых в историческом процессе переплавки возник туркменский народ. И все это на слое еще более древней этнической близости. Речь идет о выявленной у туркмен примеси дравидоиндного антропологического типа, характерного для населения доарийской Индии. То есть, похоже, что этнический коктейль Индии и Туркменистана составлялся по одному и тому же рецепту…

…Применим наши выводы на практике. Часто называют храм в Сураханах под Баку зороастрийским. Известный российский публицист А. Ф. Писемский, описывая Баку второй половины 19 века, не стал повторять чужие домыслы. "Мы вошли в молельную – это была небольшая комната с купольным сводом, в одном углу ее помещался жертвенник, на котором стоял колокольчик, раковины, вода в чашечке и медные истуканчики…". Он понял, что все совпадает с ритуальным набором ведического культа. Да и сами жрецы – выходцы из Индии, уверяли, что их обряды совсем не похожи на персидские, в данном случае надо понимать, зороастрийские. Построили культовое помещение для отправления своих обрядов индийские купцы…

Ольга Мехти, Ашхабад

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1327267800


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх