М.Гадоев: Таджикистан - новая арена межконфессионального противостояния? 12:31 31.01.2012
Таджикистан: новая арена межконфессионального противостояния?
По данным МВФ, сегодня 63% населения Таджикистана находится ниже черты бедности и живет менее чем на 2 доллара в день. Финансово-экономическая система страны в основном держится за счет денег, присылаемых на родину работающими за рубежом таджикскими гастарбайтерами. Их денежные переводы составляют более половины ВВП: по соотношению "импортных заработков" к ВВП Таджикистан занимает почетное первое место в мире.
Благодаря "заслугам" правящей элиты, экономика Таджикистана полностью парализована, все мало-мальски значимые отрасли промышленности, позволяющие создавать рабочие места, либо давно уж канули в Лету, либо перешли в собственность многочисленных родственников президента Эмомали Рахмона и распроданы по частям. Несмотря на то, что в Таджикистане работает несколько крупных и более 250 малых гидроэлектростанций, мощности которых позволяют бесперебойно обеспечивать население электроэнергией, люди сутками сидят без света и отопления, в то время как вырабатываемая электроэнергия втихую экспортируется за границу. По данным Агентства по статистике, за 11 месяцев 2011 года Таджикистан экспортировал 164,5 млн. кВт/ч электроэнергии на общую сумму более $3,6 млн.
Что же делать правительству в таких условиях? Что ответить народу? Нет, и не будет, терпите граждане? Чем же еще утешить многострадальный таджикский народ? Как объяснить таджикистанцам то, что в век скоростных информационных технологий для них такие элементарные условия по поддержанию человеческой жизнедеятельности как электричество, газ и питьевая вода, не говоря уж о компьютерах и сети Интернет, считаются недоступной роскошью?
Руководство Таджикистана ввиду очевидной неспособности или скорее отсутствия желания решать насущные проблемы своего народа выбрало иной путь, пусть даже он очень скользкий и непредсказуемый.
Для оправдания своего преступного бездействия власти Таджикистана затеяли опасную игру с религией, по выражению Карла Маркса с "опиумом для народа", что с самого начала ничего хорошего не сулило. В русле этих затей руководство Таджикистана дало неофициальный старт кампании по искоренению всех без исключения светских традиций, оставшихся в стране с прошлых лет, вместо них навязывая людям религиозные обычаи. С этой целью три года назад в Таджикистане был принят даже специальный закон "Об упорядочении традиций и обрядов".
Этот закон, получивший весьма негативную оценку мирового сообщества, открыл дорогу некоторым политикам, которые увидели возможность заявить о себе, играя на чувствах таджикского народа, с помощью пропаганды традиционного – "истинно таджикского", но фактически сугубо религиозного образа жизни. Дело дошло до того, что осуждению подвергались короткие стрижки у девочек, ношение брюк, использование косметики. Признаком плохого тона стала вполне безобидная и обыденная фата на свадебном платье у таджикских невест. Специальным распоряжением властей было запрещено устраивать празднование "последнего звонка" в школах, так как оно, видите ли, противоречит "многовековым национальным традициям таджикского народа и канонам Ислама".
Дальше - больше. При попустительстве властей в СМИ начались открытые дебаты об уместности празднования Нового года, давним давно ставшего неотделимой частью жизни многонационального народа Таджикистана. Несмотря на то, что встреча Нового года остается одним из самых любимых праздников на всей территории бывшего СССР и не имеет никакой религиозной окраски, опьяневшие от "мании величия" таджикские власти во главе с Эмомали Рахмоном сами того не ведая превратили новогодний праздник в предмет публичного спора между религией и светскостью.
В этом ряду ярким свидетельством нарастания напряженности стало предновогоднее обращение верховного муфтия - главного религиозного чиновника Таджикистана Саидмукаррама Абдукодирзода с призывом отказаться от празднования григорианского Нового года, поскольку, по убеждению этой религиозной бонзы, данный "праздник противоречит канонам ислама и не соответствует национальным традициям". В связи с ростом активности агитаторов за чистоту нации и религии, культивирующих ненависть к "иному" образу жизни, возгорание конфликта на межэтнической и межрелигиозной почве является делом времени.
И вот зажегся бикфордов шнур, и в стороны полетели первые искры! Новый 2012 год в доведенном до нищенского состояния Таджикистане начался с очередного всплеска радикального ислама в самом сердце страны. Прямо в новогоднюю ночь в Душанбе был убит 24-летний Парвиз Давлатбеков, на свою беду одевший костюм Деда Мороза, чтобы поздравить близких с праздником. По сообщениям СМИ, на него напала целая толпа радикально настроенных молодых людей с криками "Ты кафир!" (неверный), один из которых нанес несчастному два удара ножом. Вскоре Давлатбеков скончался в больнице от потери крови, так и не приходя в сознание. Попытки властей списать усиление радикальных идей среди молодых умов на проявление бытового хулиганства выглядят неубедительно.
Итак, 24-летний парень стал очередной жертвой той политики, которую в последние годы ведут таджикские власти в религиозной сфере. Однако, при всей кажущей ее привлекательности, у этой политики есть и обратная сторона. Уже сейчас усиление влияния радикально-экстремистких взглядов вызывает тревогу у не погрязших в политике мусульманских деятелей Таджикистана, которые серьезно обеспокоены расколом нации по конфессиональному признаку.
Хочется надеяться, что власти Таджикистана, пока не слишком поздно, сделают правильные выводы из событий в Ираке, погруженного в кровавую бойню между суннитами и шиитами, или Египта, который трясут столкновения между мусульманами и коптами-христианами. В противном случае Таджикистану суждено стать очередной ареной "столкновения цивилизаций".
Манучехр Гадоев, политолог, гор. Астана
|