И.Асадуллаев, Б.Муминов: Обладает ли евразийство мобилизующей силой? 09:19 08.02.2012
Как бы ни ругали российские геополитики западного идеолога Фрэнсиса Фукуяму, тем не менее, некоторые его мысли важны и имеют значение для новой российской и постсоветской объединительной идеи. Вот что Ф.Фукуяма писал в своей работе "Конец истории?": "Восстановление в Советском Союзе авторитета власти после разрушительной работы Горбачева возможно лишь на основе новой и сильной идеологии, которой, впрочем, пока не видно на горизонте" (Ф.Фукуяма. Конец истории? – www.netda.ru/belka/nomipor/fukujama.htm Интернет).
Владимир Путин, кандидат в президенты РФ 2012 года, пытается выдвинуть идею Евразийского объединения постсоветского пространства для решения задач как экономического, так и геополитического порядка. Возникает вопрос: может ли идея Новой Евразии стать новой сильной идеологией? Может ли она стать новой мобилизующей силой на постсоветском пространстве?
Вопрос правомерен в виду того, что бывший Союз был построен на идеологическом каркасе, и в корне переделать анатомию постсоветского пространства принципиально в обозримом будущем невозможно. Справедливо и часто как заклинание повторяют слова об идеологическом вакууме после развала СССР, и это справедливо в более обобщенном аспекте. Параллельно заметим, что вакуум в ряде стран Центральной Азии стал стремительно заполняться религией, а в Таджикистане и Узбекистане еще и исламизмом – политическим радикальным исламом. И национализмом, перекликающимся с другими новыми реалиями.
Поставим вопрос: что является мобилизующей идеологической силой новых каркасов в СНГ? Что привлекает население стран СНГ в новых идеологиях и реалиях?
Отвлечемся на время от различий новых каркасов или идеологий, стремящихся создать таковые, и спросим себя, что привлекательно в национализме, исламизме, религии, а в России – в евразийстве и атлантизме, неадекватно пришедших на смену славянофильству и западничеству, в пространстве СНГ?
Самое абстрактное, самое общее заключается в достижении для своей страны, народа каждым по-своему понимаемого "блага" и освобождение от "ига или тяжелого неприемлемого наследия прошлого и настоящего". Для различных сил это "различное благо и освобождение различное содержанием".
Для исламистов, например, это освобождение от культа чуждых наслоений в результате колониального захвата народов Центральной Азии, более отдаленная их цель – "великое очищение" не только от остатков этого наследия, но и вообще от европейского "следа или наслоений" в жизни мусульман, а в дальнейшем – торжество ислама во всем мире. Для различных националистов, например, Таджикистана этим благом является выход страны из периферийного положения в мире в сочетании с идеями и реалиями светского государства или исламизмом – для другой части националистов.
Национализм в России это "благо, возможное при возвышении русского народа и освобождении" его от "засилья" нерусских, хотя бы только потому, что русский народ является "государство образующим народом". Именно об этом говорил по Первому Каналу ОРТ по телевидению Владимир Жириновский 7 февраля 2012 года. Примерно следующее: "Путин только сейчас сказал о государство образующем русском народе в своей статье, а я говорю об этом двадцать лет!".
Для атлантистов России священной целью является растворение России в евроатлантическом мире с утверждением его ценностей для человека и государства. Это, на наш взгляд, их "высшее благо", во имя которого можно пожертвовать всеми остальными отношениями с остальным восточным миром, в том числе и "среднеазиатским подбрюшьем".
Что же касается новых евразийцев в России, то их благо это новый тип русской культуры в соединении с азиатской, и создание новой мощной континентальной силы в противовес евроатлантическому миру. Все беды, согласно современным евразийцам исходят от нарушения баланса между атлантической мощью и евразийской мощью, которая крайне ослабла с постигшей ее катастрофой – развалом СССР. Об этом неоднократно говорил лидер России Владимир Путин. Развал СССР он назвал геополитической катастрофой.
Между тем бросается в глаза одна, на наш взгляд, существенная деталь. В своих статьях (в частности на страницах "НГ": "Владимир Путин. Россия: национальный вопрос". Eurasia.ru 10:52 23.01.2012) чрезвычайно много говорит о геополитике, объединении, интеграции, но нет того, что являются почти забытыми ценностями в современном мире античеловечных безобразий в русле национализмов, великодержавного шовинизма, радикальной религиозной идеологии.
Лидер России Владимир Путин развал СССР называет геополитической катастрофой, однако, как нам кажется, катастрофой собственно является остракизм в отношении гуманизма, человечности, равенства и справедливости, которые были неразрывной частью крайне противоречивого государства СССР.
Следует говорить о катастрофическом отказе от идеалов и не только сетовать по поводу катастрофы геополитической. СССР воплощал в себе не только русификацию и великодержавный шовинизм, который особенно расцвел в наши дни в России в лице не слабо представленного неофашизма или радикализма Жириновского и всех зараженных ими чиновников. СССР в силу декларации идеалов человечества о гуманизме содержал в своей практике и идеологии человечность, равенство, братство, которыми были охвачены миллионы людей в стране.
Эти идеалы это не только идеалы коммунизма марксистского толка, но и самых разных сил и людей в разные эпохи. Иначе без этих идеалов на практике и в сознании людей советское государство не продержалось бы ни одного дня. Это были тогда идеалы, которые не дали превратить государство с сильной тенденцией шовинизма старшего брата в откровенную деспотию, но давали простор подлинному братству народов, подлинному интернационализму и человечности. Народы Центральной Азии открыли для себя не только свою тысячелетнюю этническую идентичность, но и великую вековую культуру. СССР был страной парадоксальных противоречий во всех отношениях. И это благодаря идеалам.
Можно сказать, что под прикрытием идеалов творились преступления и безобразия, идеалы были формой – содержанием был тоталитаризм. И с этим трудно согласиться. Тоталитаризм, деспотизм государственно-бюрократического режима были одной тенденцией, но другой тенденцией, воплощавшейся в жизнь и духовность, были идеалы человечности – равенства, братства, интернационализма, справедливости, развития, благополучия.
Где эти идеалы у современного евразийства? Почему о человечности на просторах Евразии ничего не говорят современные лидеры новой версии евразийства? Скажут, у В. Путина в его статье развернута конкретная картина достижения этих идеалов, показано, какими путями можно достичь человечности в межнациональных отношениях. Просто идеалы не называются. Однако это не убедительно. Не геополитика, а человечность должна быть главной целью, геополитика должна быть средством достижения человечности и в международных отношениях, и в социальной жизни, и межнациональных отношениях, и в СНГ, и в каждой его стране. Разве допустимо, чтобы за "пилотные дела" в известных таджикских событиях расплачивались простые мигранты – гастарбайтеры?! А ведь это происходит в стране – России, где ее лидеры провозглашают новую евразийскую идеологию. Что же главное в этой идеологии? Человечность или средства достижения человечности? Еще на заре советской власти ее оппоненты обвиняли в том, что большевики пути достижения любви к человеку возлюбили больше самого человека.
Пока мы видим и слышим отовсюду только о необходимости новой партии нового евразийского союза (М. Чернов), о геополитической катастрофе с развалом СССР (В.Путин), о создании континентальной евразийской мощи (А.Дугин), но не о гуманизме евразийства, не о равенстве и дружбе народов, не о благополучии для всех. Опошлить эти слова невозможно никакими преступлениями и безобразиями.
Фрэнсис Фукуяма прав. Только новая сильная идеология в СНГ может восстановить авторитет власти. И если уж вы выдвигаете идею Нового Евразийского Союза и его партии, если вы желаете возродить континентальную мощь Евразии вопреки усиливающемуся давлению атлантической мощи, то можете достичь этого только выдвижением идеалов человечности, гуманизма, заботящихся о благополучии всех народов, по крайней мере, в СНГ. Потому что Евразия стонет от безобразий, когда забыли о человечности и благополучии для всех. Принципом должно быть не создание Новой Евразии во имя геополитики, а геополитика и Новый Евразийский Союз во имя достижения благополучия всех ее народов, достижение человечности с помощью Новой Евразии, именно политика должна служить задачам достижения идеалов. Евразия и геополитика во имя человечности и благополучия, а не Евразия во имя геополитики. Только в этом случае идеология евразийства может стать сильной и увлечь за собой миллионы.
И.Асадуллаев, Б.Муминов
2012-02-08
|