В.Сидоренко: Минареты Бухары – важный орнамент в силуэте города 13:42 26.02.2012
Минареты Бухары - важный орнамент в силуэте города
В средневековой Бухаре в силуэте города важную роль играли минареты. Для архитектурного силуэта Бухары особенно характерен минарет Арсланхана (минарет Калян, 1127), видимый издалека, за десятки километров, когда стены города еще утопают в пригородных садах. Народ связывает с ним много легенд, в которых превозносятся его размеры (вершина минарета находится якобы на уровне Самарканда), мастерство его строителей (легенда о мастере, скрывшемся из города на три года, чтобы фундамент башни успел затвердеть) и осуждается жестокость правителей (рассказ о сброшенном с минарета акробате, взобравшемся на него с помощью изобретенных им скоб).
Форма прославленного бухарского минарета служила подражанием многие века и для больших (Вабкентский минарет, 1197) и для малых минаретов (мечеть Ходжа, мечеть Мирдустум и др.). В XVIII и XIX века мы застаем на верхушке минарета хор азанчей, призывавших к молитве, да у подножия его помещался при Музаффархане старый базар гузапаи.
Среди других бухарских минаретов выделяются минареты Чор-Минор над портиком медресе Халифа Ниязкул (1807). Но этот причудливый пучок минаретов не вызвал подражаний; да это, собственно, и не минареты, а только высокие, крытые куполами башенки, расставленные в углах портика, заключавшего под невысоким куполом китобхону.
Небольшие минареты находились при каждой квартальной мечети; они стояли отдельно от здания - редко по главной оси (Чор Бакр, 1560-1563), а чаще слегка сбоку, связывая хауз и мечеть в композиционное целое, или же, если хауза не было и мечеть была стеснена, то минарет ставился непосредственно над входом ведущего к мечети портика.
В медресе минаретами для созыва на молитву служили угловые башни (гулдаста), украшенные фонарями (например, медресе Абдулазизхана, 1652, Гавкушон, 1562, и др.). В последнее время на большие гульдаста надстраивались непропорционально маленькие фонари, искажающие их облик (например, в медресе Мир Араб).
Искусство бухарских инженеров, строителей и резчиков по ганчу было одухотворено романтическим духом восточной поэзии. Благодаря именно их вдохновению в Старой Бухаре имеется такое количество минаретов и высоких башен, являющихся своеобразным орнаментом всего архитектурного наследия города.
|