И.Бахронов: Таджикистан на пути к "Большому Ирану" 14:09 29.02.2012
За 20 лет независимости у Таджикистана сформировались особые отношения с Ираном. С самого начала Душанбе взял курс на активное сближение с Тегераном, всячески продвигая этнокультурную, так называемую арийскую общность двух народов. Иран был первой страной, признавшей независимость Таджикистана. Кроме того, иранский флаг стал прообразом флага Таджикистана.
Политико-культурные симпатии Таджикистана вознаграждаются необходимыми для страны инвестиционными вливаниями из Ирана. Вместе с тем, наряду с меркантильными интересами Душанбе, и у Тегерана есть свои "виды" на своего младшего брата-арийца. В отличие от узконаправленных и близоруких экономических интересов Таджикистана, Иран проецирует вполне внятную долгосрочную геополитическую стратегию в отношении таджикского географического пространства. Во имя реализации этой цели Иран не только охотно подпитывает Таджикистан щедрыми капиталовложениями, но и постепенно проводит инфильтрацию весьма заразительной но эффективной проиранской шиитской идеологии в широкую таджикскую массу.
По данным Агентства по статистике Таджикистана, товарооборот между Таджикистаном и Ираном в 2011 году составил более $204,1 млн. На долю импорта товаров из ИРИ приходится более $161,8 млн. Иран входит в пятерку главных экономических партнеров Таджикистана и за последние пять лет инвестировал в эту страну порядка $1 млрд.
Наряду с экономической экспансией Иран предпринимает активные шаги по насаждению в Таджикистане своей культуры и ислама шиитского толка, который пропагандируют среди населения иранские эмиссары, пребывающие в Таджикистан по различным каналам. К этой деятельности причастны и сотрудники посольства Ирана в Душанбе, содействующие ввозу в республику религиозной литературы и пытающиеся посредством подкупа отдельных религиозных деятелей заручиться их поддержкой в этой работе.
В Душанбе и регионах республики основными распространителями шиизма являются служители мечети "Хаджи Абдурашид", сотрудники представительства иранского Комитета помощи имама Хомейни и таджикско-иранских совместных предприятий. Так, в ноябре 2011 года СП "Сугдиена" взяла на себя финансирование реконструкции святыни "Боги Вали", находящуюся в Тавильдаринском районе, которую посещают паломники перед выездом в Саудовскую Аравию. В перспективе святыня будет использована для распространения шиизма среди верующих.
Под растущее влияние эмиссаров и идеологов шиизма подпадает таджикская студенческая молодежь, обучающаяся в ВУЗах Ирана. По официальным данным, в Иране по межвузовскому обмену находятся около 400 таджикских граждан, а на нелегальной основе – более 1 тыс. человек. Однако Душанбе не предпринимает каких-либо мер по пресечению действий иранских эмиссаров, опасаясь негативной реакции со стороны Тегерана.
По сути, Иран в отношениях с Таджикистаном исходит из своих чисто геополитических интересов. По мнению эксперта Александра Князева, "определенные круги в иранском политическом истеблишменте рассматривают Таджикистан как часть некоего "Большого Ирана" в рамках концепта "Арийского единства", подразумевающего интеграцию ираноязычных стран и создание оси Тегеран-Кабул-Душанбе".
В последнее время, наметились определенные проблемы в двусторонних отношениях. Иран затягивает или переносит сроки завершения строительных работ на объектах, и тормозит финансирование совместных проектов. Параллельно, Душанбе предпринимает попытки вернуть студентов, обучающихся в иранских религиозных учебных заведениях. Имеют ли эти две тенденции причинно-следственную связь – вопрос пока открытый. Тем не менее, признаки наметившихся разногласий налицо. В частности, в начале декабря 2011 года Исламский совет Таджикистана, являющийся высшим религиозным органом республики, потребовал от правительства принять жесткие меры в отношение некоторых шиитских богословов. По мнению официального духовенства, обвиненные священнослужители ведут пропаганду религиозных течений, нетрадиционных для суннитского большинства страны. Недовольство священнослужителей было вызвано проведением поминальных мероприятий в день Ашуры в одной из мечетей Вахдатского района недалеко от столицы Душанбе. Совет улемов Таджикистана считает, что проведение священного для шиитов дня Ашуры может стать причиной религиозных распрей между верующими республики. По мнению местных аналитиков и религиозных деятелей, резкое заявление таджикских улемов может расколоть общество и испортить отношения между Таджикистаном и Ираном. Тем временем, многие наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в Таджикистане в последние годы заметно вырос. Изучать азы ислама в богословские школы отдают детей даже из нерелигиозных семей. Это обстоятельство вызывает серьезную озабоченность властей, которые не могут контролировать деятельность неподчиняющихся чиновникам богословов. По словам исламоведа Фарруха Умарова, "здесь ведется политическая игра с целью продвижения интересов Ирана. В стране активно работают агенты и лоббисты. Возможно, что и некоторые священнослужители участвуют в этом. Но нам, по сути, неизвестно, что происходит в стране". Правительство принимает меры по противодействию исламизации общества, что, как ни странно, вызывает возмущение таджиков. В частности, решение о закрытии мечетей, запрете на ношение хиджаба в государственных учебных заведениях, принятый закон о религии, а также решение запретить женщинам и детям появляться в мечетях во время публичных молитв вызвали негативную реакцию у таджикской общественности. Очевидно, что заигрывание на тему арийской близости с Ираном приносит свои плоды. В погоне за экономическими дивидендами правительство, фактически, пропустило из виду виток религиозной (шиитской) экспансии в стране. Негативные прогнозы лишь указывают на уверенные шаги Таджикистана на пути к "Большому Ирану".
Исмонкул Бахронов
|