К.Джапаров: Спартак родится в Кыргызстане? Идиллическая картина о "добрых" казахских рабовладельцах и "счастливых" кыргызских рабах... 11:26 03.03.2012
Спартак родится в Кыргызстане?
В ходе раскопок в древнеримских Помпеях ученые обнаружили интересную деталь: у большинства погибших кости свидетельствовали, что в детстве они вели беспокойное, трудное и голодное существование. Однако по достижению трудоспособного возраста их жизнь явно стала сытой и спокойной.
Как выяснилось в дальнейшем, это были… рабы. В детстве и юности в своих родных странах, будучи свободными, они зачастую просто боролись за выживание. Детям и подросткам было особенно тяжело справляться со стихийными бедствиями, переживать голодные годы, вступать в схватки с захватчиками и соседями, зачастую за кусок заплесневелого хлеба.
Попав в римское рабство, они наконец-то получали спокойную жизнь, полноценное питание, защиту от внешних врагов и преступников. И, тем не менее, даже самые привилегированные и откормленные из рабов – гладиаторы – мечтали о свободе. Пусть нищей, голодной, но такой недостижимой в построенной на рабском труде средиземноморской империи.
Прагматичные римляне заботились о своих рабах: во-первых, они довольно дорого стоили, так что недокормленный, а значит болезненный и нетрудоспособный, а тем более рано умерший раб, наносил серьезный ущерб семейному бюджету. Во-вторых, они обеспечивали престиж и положение гражданина в обществе. Окруженный преданными рабами патриций был в Риме намного более уважаем и влиятелен, чем вынужденный опираться только на свои силы плебей.
Похоже, что история повторяется. Вся разница в том, что сегодня роль "центральноазиатской империи" принадлежит Казахстану, строящему свое благополучие на рабском труде миллионов гастарбайтеров. А роль свободной, но варварской страны, служащей источником дармовой рабочей силы – братскому Кыргызстану, которому не повезло с природными ресурсами.
Разумеется, идиллическая картина о "добрых" казахских рабовладельцах и "счастливых" кыргызских рабах рушится при соприкосновении с реальной жизнью. И суть проблемы в страшном удешевлении цены современного раба. Сегодня она упала до 75 долларов за человека. За двадцать лет независимости цена здорового работника в Кыргызстане упала до цены беспородного щенка на птичьем рынке. Сегодня казахстанским рабовладельцам нет смысла кормить и заботиться о гастарбайтерах: умрет один, на его место придут сотни других желающих подзаработать.
37-летний Майрамбек через девять лет вернулся в Кыргызстан из казахского села Кайрат. В соседнее государство он выехал нелегально еще в далеком 2003-м году.
- Познакомился с мужчиной, который предложил поработать пастухом, - рассказывает он. - Недолго думая, я согласился. Естественно, никаких трудовых договоров мы не заключали. Поверил, так сказать, его доброму слову. Летом были в горах, зимой - на базе. Жили в постройке без электричества. Следить надо было за лошадьми и коровами. Стадо составляло 500 голов. Но платить зарплату хозяин словно забывал.
- Я подал на скотовода в суд, хочу получить причитающееся мне по закону, - говорит он.
Но сумма, которую Майрамбек решил потребовать почти за 9 лет бесплатного труда, ничтожно мала - всего $9 тысяч. Видимо, скромный кыргызский мигрант учел, что работодатель исправно кормил и одевал его все это время. С горем пополам ему все-таки выплатили около $1,5 тысячи.
Можно рассказать сотни и тысячи историй о том, как выросшие в голодном, но свободном Кыргызстане молодые люди принуждались к выполнению опасной для жизни и здоровья работы. А погибшие от издевательств и болезней просто закапывались в землю, как отработанный хлам. Для националистически настроенных казахов работающие у них кыргызы – "что-то вроде мексиканцев у американцев", а точнее низшая раса, бездельники и голытьба, недостойная уважения. От них требуют покорности, молчания и исполнения любых, даже самых унизительных прихотей хозяев. Причем, казахское государство, охотно поддерживает и даже фактически всячески поощряет "своих рабовладельцев". Для так называемых "правоохранительных органов", каждый гастарбайтер потенциальный преступник, достойный своей жалкой участи. Еще ни один доказанный в суде случай рабской эксплуатации в Казахстане не заканчивался серьезным наказанием: все казахи-рабовладельцы получают только условные сроки!
Что же касается кыргызского государства, призванного стоять на страже благополучия своих граждан, то его поведение напоминает политику Восточной Римской империи, то есть Византии в период перехода к феодализму. Там периодически, раз в несколько лет проводилась ревизия, в ходе которой в насильственном порядке, без всякой компенсации рабовладельцам освобождались все попавшие в рабство люди. Причина проста: раб налогов не платил, а значит, рост их числа было прямым убытком для многочисленных госчиновников. Сообразительные византийцы, в свою очередь, получив свободу, вновь стремились продать себя в рабство, дабы избежать налогов и поборов, обязательных для лично свободного гражданина.
Если учесть, что сегодня экономика Кыргызстана держится на денежных переводах гастарбайтеров, то понятно, почему кыргызские власти так пекутся об освобождении попавших в рабство, а значит избегающих налогообложения кыргызских граждан. Обидно только, что делают это они настолько беззубо, мелко и осторожно, что поневоле возникает мысль о негласном сговоре казахских и кыргызских рабовладельцев и искреннем презрении кыргызского правительства к собственным гражданам.
Уверен, что будущий Спартак, который потрясет "центральноазиатскую империю", будет наш соотечественник – гражданин свободного Кыргызстана!
К.Джапаров
|