А.Вашеров: Как иранский кризис влияет на ситуацию в Центральной Азии 00:01 04.03.2012
Осложнение ситуации вокруг Ирана и связанная с этим активизация транспортных перевозок военных грузов для контингента войск НАТО в Афганистане, которому предстоит сыграть не последнюю роль в случае агрессии против ИРИ, сделало Центральную Азию важным регионом военного планирования. Именно от позиции руководства ряда центрально-азиатских государств будет зависеть эффективность снабжения воюющих войск.
Однако, несмотря на активное вмешательство во внутренние дела государств региона Вашингтон пока не достиг того уровня влияния, который позволяет реализовать поставленную цель – всецело управлять региональными политическими и экономическими процессами, а также окончательно закрепить свою доминирующую роль в регионе.
Принимая во внимание стремление США, во-первых, обеспечить гарантированные пути поставки грузов в Афганистан (что особенно актуально на фоне обострения американо-пакистанских отношений), а во-вторых – упрочить контроль над путями транспортировки углеводородов из стран региона на мировой рынок, становится понятным растущий интерес Белого дома к налаживанию более тесного сотрудничества со странами региона. Среди них Вашингтоном особое место отводится Узбекистану.
В частности, в начале февраля нынешнего года стало известно, что администрация Обамы отменила запрет на предоставление военной помощи Узбекистану в попытке укрепления связей с этой страной, которая является важной составляющей в сети снабжения войск, воюющих в Афганистане, но была лишена этой помощи из-за предполагаемых нарушений прав человека1. Понятно, что ситуация с правами человека в Узбекистане существенно не изменилась, зато изменилась обстановка в мире…
Также в начале февраля стало известно, что Россия и НАТО завершают переговоры о создании нового - обратного - пути для транзита военных грузов альянса из Афганистана. Маршрут будет пролегать через Ульяновск2. По новой схеме грузы стран НАТО будут доставляться самолетами, в том числе российскими, из Афганистана в РФ, где будут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу. Как пишет российский "Коммерсант"3, переговоры на эту тему велись полтора года. Возникла она и потому, что тогда Узбекистан, не пожелал пропускать их обратно.
Однако состоявшиеся в последнее время американо-узбекские контакты на различных уровнях позволяют утверждать, что Ташкент теперь готов самым тщательным образом относиться к пожеланиям Вашингтона по вопросам транспортировки военных грузов в Афганистан. Однако это возможно только при условии, что Белый дом поддержит Узбекистан в споре с Таджикистаном по строительству Рогунской ГЭС. Как и предполагалось, вопрос доступа к водным ресурсам продолжает оставаться доминирующим при формировании военно-политической обстановки в регионе.
Некоторые эксперты отмечают, что среди наиболее действенных инструментов, может оказаться воздействие Вашингтона на результаты аудита Всемирным Банком проекта создания Рогунской ГЭС с целью получения от него оценок о невозможности строительства ГЭС такого масштаба в конкретных геологических условиях. Такое заключение не позволит Душанбе привлечь к проекту западных инвесторов, а без достаточного финансирования проект так и останется на бумаге.
Следует признать, что в сложившихся условиях, когда обеспечение транзита грузов для афганской группировки американских войск становится одним из значимых приоритетов (особенно в условиях обострения ситуации вокруг Ирана), администрация Обамы вполне может пойти на такого рода "помощь" в интересах Ташкента – можно не сомневаться, что эксперты Всемирного Банка (целиком зависящего от Вашингтона) напишут именно то, что нужно.
1 http://www.inosmi.ru/middle_asia/20120202/184695457.html
2 http://www.newsru.com/russia/03feb2012/ulyanovsk.html
3 http://kommersant.ru/doc/1864350
Артур Вашеров, к.п.н.
|