М.Рахимов: Кто правит балом таджикской идеологии? 12:11 10.03.2012
Кто правит балом таджикской идеологии
Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Таджикистана, но на практике, за двадцать лет независимой жизни, таджикское руководство так и не смогло скорректировать религиозную политику в рамках ее симбиотического сосуществования с провозглашаемым на всевозможных трибунах светским образом жизни в республике. Введенные механизмы кадрового воздействия, системы учета и государственной регистрации мест отправления религиозных обрядов, получения религиозного образования слабо эффективны, не субсидированы в достаточной мере, вследствие чего, не охватывают всего населения республики и не приносят требуемых результатов. А результат очень важен - в современном мире, где царят законы глобализации и искусственного прививания инородных стандартов и ценностей, зачастую путем дестабилизации обстановки - необходимо сохранение национальных традиций, культуры и вероисповеданий, создание атмосферы взаимопонимания. Еще одна составляющая результата - путь к консенсусу духовных потребностей общества и реализации государственных интересов в этой сфере.
Эти задачи стояли перед таджикским правительством в 1991 году, результатом их нерешенности была война. Сегодня эти же задачи стоят перед руководством страны в еще более серьезных масштабах. Со всех областей поступают сигналы об активизации деятельности религиозных организаций, признанных Верховным судом республики экстремистскими и запрещенными на территории Таджикистана. Это говорит о том, что правительство не смогло дать обществу, пусть даже рамочную и контролируемую, но религиозную свободу, и, тем самым, уменьшить идеологический вакуум, создав условия при которых существование религиозно - экстремистских организаций было бы мало вероятно.
Осознав слабые стороны осуществляемой президентом Рахмоном политики, члены бывшей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), проводят активную пропаганду, естественно, оппозиционных идей и взглядов среди хаотично двигающейся в вакуумном пространстве молодежи. Студенты высших учебных заведений республики - прекрасная мишень и работа в этом направлении уже идет. По некоторым сведениям, преподаватель информационной технологии Таджикского экономического института Шариф Шарипов, бывший член ОТО, проводит работу среди молодежи по вовлечению их в участие в антиправительственных акциях. Преподаватель медресе "Мавлоно Якуби" города Душанбе Мулло Абдурахмон ведет активную пропаганду среди слушателей и верующих, призывая к организации акций протеста против существующего режима.
Даже в учреждениях пенитенциарной системы республики осужденные за посягательство на конституционный строй бывшие члены Объединенной таджикской оппозиции активизируют свою деятельность. Так, одним из подобных активистов является Рузимурод Рофиев, близкий друг Х.Туражонзода, которого таджикский суд осудил по обвинению в посягательстве на конституционный строй Таджикистана. Рузимурод в настоящее время отбывает наказание в одной из колоний в окрестностях таджикской столицы, где занимается пропагандой религиозных взглядов, с целью пополнения рядов оппозиции новыми членами из числа заключенных.
В пенитенциарных учреждениях Таджикистана из-за жесточайших условий содержания потребность в духовной поддержке резко возрастает. Этим пользуются как оппозиционеры, так и осужденные таджикскими судами активисты религиозно-экстремистских организаций. Они продолжают пропаганду идей в колониях и тюрьмах республики. Один из таких активистов - Абубакр Вохобов, уроженец Исфаринского района, отбывающий наказание за причастность к деятельности религиозно-экстремистских организаций в одной из колоний в Согдийской области. Отбывая наказание, он организовал религиозную ячейку среди заключенных, численность которых превышает 50 человек. При содействии отдельных сотрудников колонии сумел наладить канал поступления в колонию религиозной литературы, занимался пропагандой идей свержения власти в республике Таджикистан.
Мургат РАХИМОВ
|