КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.03.2012
21:43  Своей смертью, редкий случай, ушел в мир иной главарь йеменской "Аль-Каеды" "шейх джихада" аль-Ханик
20:20  Палестинцы выпустили по Израилю почти 100 ракет за сутки. В ответ на гибель аль-Каиси
16:54  Китай готов объявить торговую войну США. Это может вызвать новый виток глобального кризиса
14:21  М.Абдуллоев: "Бухорои шариф". 100 лет рождению таджикской журналистики
12:11  М.Рахимов: Кто правит балом таджикской идеологии?
11:19  М.Гозиев: Наркотический капкан Таджикистана
11:16  Ю.Щегловин: Сирия - режим Асада перехватывает инициативу

11:13  В.Сотников: Пакистан - политическая судьба президента А.А. Зардари
10:52  И.Гаффоров: Пока наши таджики "ишачат" гастарбайтерами в России, на их родных землях расселяются китайцы
09:50  Т.Мадылбай: "Именно саки привнесли в Индостан и Иранское нагорье свою культуру, а не наоборот..."
09:43  К.Жолдошев: Когда честь дороже достоинства. Как "националисты" осуждают кыргызских девушек-проституток
09:42  А.Собянин: Россия-2012 после победы Путина: Большая Чистка, Евразийский Союз и уклонение от Большой войны
09:40  Президент А.Атамбаев: "Кыргызы владели землями от Сибири до Каспия" (полный и подлинный текст интервью)
09:39  С.Кривошапов: В Киргизии неотвратимо грядет третий переворот
09:37  Е.Агеева: Весеннее обострение. Чего требуют кыргызские "южане"?
09:32  "Алиби": Сколько китайцев в Кыргызстане?
09:18  Е.Дьяконов: Германия – всячески прикрывает Ислама Каримова. Мне страшно от этого...
09:15  Д.Нечитайло: Афганистан - незаконный бизнес на природных ресурсах
08:46  Бабанов - бомж? У премьера Киргизии нет даже дома
08:25  Китайские грабители подделали... рейсовый автобус
07:57  Греции объявлен дефолт
00:56  А.Шакур: Ливия на грани "сырьевого раскола". Остановится ли Киренаика на "автономии"?
00:48  Медиаорганизации Таджикистана требуют незамедлительно восстановить доступ к запрещенным сайтам
00:44  Гальюн слил Кофи Аннана. Сирийская оппозиция отвергла мирные предложение
Пятница, 09.03.2012
17:41  Назначены председатели правления крупнейших банков Туркменистана
17:38  С почином! В Ашхабаде соорудили первый памятник Туркменбаши II-му в виде конной статуи
17:35  Вернуть "Лукулл"! Россияне хотят поднять императорскую яхту, загадочно затонувшую в 1921 году в Босфоре
17:31  В.Шурыгин: Предчувствие гражданской войны. Не путать любовь к Родине с лояльностью Власти, а патриотизм - с преданностью правящей династии!
17:28  Пентагон объявил, что атакует Иран 13,5-тонной "супербомбой"
17:23  Голодранец. Насмешкой над обществом называет партия "Ак-Бата" декларацию о доходах, поданную премьер-министром Киргизии
16:43  В Ашхабаде будет открыт "Межрегиональный центр ООН по изменению климата"
15:01  А.Медведев: Нейтралитет, как институт международного права, применительно к Афганистану
14:44  Минута молчания в 12:00. В Киргизии учрежден "День памяти Аксыйских событий".
13:23  М.Захидов: Издевательства над ценностями Ислама и убийства на этой почве – две стороны одной медали. Какая из них лицевая?
11:09  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. У азиатских кочевников право наследования связывалось с... (продолжение)
10:50  Курды Сирии объявили об автономии "Западного Курдистана". Курды Ирака готовятся 21/03 провозгласить полную независимость
10:38  Джордж Фридман: У Китая есть три основных стратегических интереса
10:29  К.Тагайбеков: Почему правительство Киргизии должно уйти в отставку?
10:27  А.Байымбетов: "Крепкий и здоровый национализм... спасет кыргызов"
10:04  Р.Устраханов: Пытки в иммиграционной службе полиции Норвегии
09:54  Пансионаты для ваххабитов. Эмир Катара планирует застроить берега Иссык-Куля своими 5-звездочными отелями
09:48  Пентагон в панике: Мы не сможем вывезти войска через Центральную Азию, нам нужен Пакистан
09:47  Д.Джонс: Турция. Ужесточение визового режима бьет по приезжим из СНГ
09:41  Т.Рахматуллаев: Мигрантам нужна Россия настолько, насколько они ей
09:28  З.Муйбиллаев: Кыргызстан и наркотики - торгуют все
09:24  Ливия отрицает наличие лагерей для подготовки сирийских боевиков
09:23  Зарема, Айша... Гюльчатай. Вдов У. бен Ладена обвинили в незаконном проживании в Пакистане
09:18  М.Молдобаева: Бояться ли Кыргызстанцам религиозных сект?
09:13  Война с джунгарами продолжается. В Казахстане сняли историческую кинодраму "Жаужрек 1 000 бала"
09:08  Н.Черней: Древнейший национальный вид спорта. В Кызылординской области прошел республиканский турнир... беркутов и ястребов
09:01  Герольд Бельгер: Дебилы с мошной. ЕНТ - самый примитивный вариант учебного контроля... Баллы набрал - а башка пуста
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
М.Абдуллоев: "Бухорои шариф". 100 лет рождению таджикской журналистики
14:21 10.03.2012

"БУХОРОИ ШАРИФ": ДОЛГИЙ ПУТЬ ЗАРОЖДЕНИЯ ТАДЖИКСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В этом году исполняется ровно 100 лет, ровно один век со дня появления на свет первой таджикской газеты под названием "Бухорои шариф" ("Бухараи шарифъ") - "Священная Бухара", вышедшей из печати 11 марта 1912 года в типографии города Каган – Новой Бухары. За это столетие таджикская периодическая печать и журналистика, и в целом таджикские СМИ прошли славный, но вместе с тем трудный путь становления и развития. Ныне, с наступлением второго десятилетия 21 века, мы уже можем сказать, что за одно столетие, таджикская журналистика из одной единственной газеты, в основном оформилась в целостную систему средств массовой информации.

До появления первой таджикской газеты, персидско-таджикская культура и литература изобилует публицистическими мотивами, а также целыми художественно-публицистическими произведениями, типа "Сафарнаме" Носира Хусрава и "Исторический трактат" Ахмада Дониша, которые теоретики журналистики относят к эпохе таджикской пражурналистики или допечатной журналистики. Такой период развития публицистической мысли есть у любой нации имеющей за плечами долгую историю и богатую письменную традицию. Но разные народы, в том числе с древней историей и письменностью, вступили в эпоху периодической печати по-разному, то есть поняли сущность и роль прессы в разные периоды истории.

В Европе "годом рождения газетной периодики считается 1609 год, а по другим данным 1605 год" ("История мировой журналистики", 2004. – С.14), - то есть начало 17 века. Вскоре вслед за европейцами поняв огромную роль прессы в общественной жизни, другие народы также начали создавать газеты и журналы. В России первая печатная газета была основана только в 1702, т.е. спустя почти сто лет после появления первой газеты в Европе (Германии). Вслед за Европой и Россией, газетное дело начало быстрыми темпами распространяться и на мусульманский Восток: Египет-1828 г., Турция – 1831 г., Иран – 1837 г., Крым-1883 г. Первая же газета на персидском языке была создана в Индии в 1798 году под названием "Ахбар". Впоследствии в Индии начали издаваться другие газеты на языке фарси такие, как "Миръат-ул-ахбар" (1822 г.) и "Хабл-ул-матин" (1893 г.) которые были популярны среди бухарских читателей.

В Среднюю Азию приход печатного дела связан с завоеванием края Российской империей, которая разделила регион на три части: вассальные Бухарский эмират и Хивинское ханство, а также Туркестанское генерал-губернаторство (на территории бывшего Кокандского ханства и части территории Бухарского эмирата), которое считалось непосредственно российской территорией. И именно в административном центре этой территории, коим являлся город Ташкент, местной царской администрацией впервые в Средней Азии, в апреле 1870 года была учреждена газета под названием "Туркестанские ведомости". В последующие годы на территории Туркестанского генерал-губернаторства начали появляться различные периодические издания, как на русском, так и на местных языках. В частности газета "Туркестанские ведомости" имела приложения на узбекском и киргизском языках. Хотя, как отмечал академик В.В. Бартольд в своем знаменитом очерке "Таджики" наряду с этими языками первоначально было запланировано издание приложения "Туркестанских ведомостей" также и на таджикском языке, но этот проект так и не был реализован.

Следует отметить, что в среде сформировавшейся новой таджикской интеллигенции, известные в истории, как джадиды, которые были активными читателями и впоследствии создателями национальной прессы, газеты царской администрации, пропагандирующие колониализм и национальную зависимость особой популярностью не пользовались. Поэтому, среди джадидов, как Туркестанского генерал-губернаторства, так и Бухарского эмирата стала популярна персидская и тюрко-татарская мусульманская пресса, издававшаяся в Индии, Египте, Турции, Иране, а также в мусульманских российских территориях: Азербайджане, Крыму и Оренбурге. Познакомившись с передовой прессой этих стран и регионов, бухарские джадиды отчетливо осознали ее роль и силу в распространении новых идей и взглядов среди широких масс населения. Бухарцы, начали получать и читать такие персидские и тюрко-татарские газеты и журналы того времени, как "Хабл-ул-матин" ("Прочная нить") и "Миръат-ул-ибрат" ("Зеркало поучений") – Индия; "Чехранамо" ("Зеркало") и "Парвариш" ("Воспитание") – Египет; "Терджуман" ("Переводчик") –Крым; "Мулла Насреддин" - Азербайджан; "Вакт" ("Время") - Оренбург и т.п. Особенно были популярны газеты "Вакт", "Терджуман" и журнал "Мулла Насреддин" активно освещающие плачевную бухарскую действительность и поддерживающие новые начинания джадидов в проведении необходимых реформ.

Постепенно джадиды стали осознавать, что только пришедшей из вне прессой просветить народ невозможно. Они начали понимать, что внешняя пресса, какая бы она ни была передовая или прогрессивная не может в полной мере удовлетворить насущные потребности бухарского общества. Поэтому начали, активно бороться за создание местной прессы на родном языке.

Инициаторами создания газеты были известный джадид Мирзо Сиродж Хаким, по прозвищу доктор Собир и один из четырех миллионеров Бухарского эмирата Мирзо Мухиддин Мансуров (отец одного из основателей Таджикистана Абдулкадыра Мухиддинова). Для достижения этой заветной цели они уговорили и взяли согласие сразу трех сторон: русского консульства находящегося в Кагане, эмирского правительства и владельца каганской типографии бухарского еврея Леви, пообещав каждому из сторон, соответственно политические и финансовые выгоды. Русское консульство, для осуществления цензуры назначило ответственным директором ("мудири масъул") газеты своего переводчика Хайдарходжу Мирзобадалова, а также получило разрешение у эмирского правительства на ее издание. Завершив организационные дела, инициаторы пригласили из Баку, опытного писателя и журналиста Мирзо Джалола Юсуфзаде в качестве редактора газеты. В конце концов, все эти самоотверженные усилия дали плоды и 4 месяца раби-ул-ахер 1330 года по лунной хиджре, соответствующей 11 марта 1912 года в городе Каган-Новая Бухара на свет вышла первая в истории таджиков газета под названием "Бухорои шариф" - "Священная Бухара". Выбор такого названия было отнюдь не случайным. Испокон веков Бухару называли эпитетом "священный", имея в виду ее особое положение среди городов исламского мира. Создатели первой газеты, конечно же, чувствовали всю торжественность момента выхода на свет первого таджикского периодического издания, поэтому, долго не думая выбрали именно это известное среди мусульман название. Через такое название они преследовали несколько целей: возродить славный эпитет Бухары, привлечь больше читателей, и самое главное призвать их содействовать прогрессу и развитию своей страны. У них было страстное желание, чтобы старая и отсталая священная Бухара, превратилась в новую, просвещенную священную Бухару, идущую в ногу с потребностями и вызовами современного мира. И эти желания они хотели достичь именно через издание газеты, поэтому уже в передовице первого номера газеты под названием "Идея надежды" ("Ѓояи омол") читаем такие слова: "Одним из средств развития просвещения являются газеты, которые дают всем информацию с различных мест. Они информируют людей о представлениях друг друга. Через обмен и столкновение идей комментируют необходимые проблемы. Итак, газета это самое лучшее средство для распространения просвещения и сближения рода человеческого…".

В 153 номерах газеты были заложены основы таджикской журналистики и публицистики. Газета знакомила своих читателей с новостями других стран, публиковала статьи на различные темы, в том числе на ее страницах разгорелась дискуссия вокруг проблем языка. В газете публиковались материалы социального, экономического и делового характера. Впервые через эту газету читатели познакомились с творчеством западных и русских писателей в переводе на таджикский язык. Но большинство художественных переводных материалов газеты составляли переводы произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, творчеству которого редакция уделяла особое внимание.

Постепенно, несмотря на пристальное слежение царского консульства, газета становилась популярной среди бухарцев и превратилась, по сути, в агитационную трибуну прогрессивных идей, пробуждающее национальное самосознание таджиков. Как пишет С. Айни – ставленник русского консульства Х. Мирбадалов на самом деле "был умеренным мусульманином, не вмешивался в редакционные дела газеты и только для душевного покоя царских дипломатов, в конце каждого номера его имя отмечалось в качестве ответственного директора" (С. Айни. Ист. Бухарской рев-ии., с. 106)

Итак, день ото дня "Бухорои шариф" становился популярным не только на территории Бухарского эмирата, но и всей Средней Азии. Быстрыми темпами росло число его подписчиков. Именно через него таджикские читатели начала ХХ века окончательно осознали огромную положительную роль и место прессы в общественной жизни, как это в 19 веке поняли более передовые мусульманские народы, раньше, чем таджики, приобщившиеся к газетному делу. Редактор газеты Мирзо Джалол Юсуфзаде уже в первом номере, определил редакционную политику газеты таким образом: "статьи, противоречащие просветительским идеям в газете печататься не будут". Он придерживался данной политики до последнего номера газеты.

Такое положение дел естественно совершенно не устраивало ни царских дипломатов, ни эмирское правительство. 2 января 1913 года, после выхода 153 номера, издание газеты было приостановлено по инициативе царского консульства, а от его редактора потребовали в течение одной недели покинуть территорию Бухары. По мнению С.Айни причиной этого было то, что царская администрация вначале думала, что газета будет процарским наподобие "Туркестанских ведомостей". Но этого не случилось, наоборот она стала плодотворно влиять на сознание народа, направляя его по пути культуры и просвещения.

После закрытия "Бухорои шариф" на территории Бухарского эмирата учреждение прессы было негласно запрещено. Бухарское правительство во главе с мангитской династией для защиты своих интересов, впоследствии, не учредило даже свою собственную, "не джадидскую", правительственную газету. Этот факт приводит к выводу о том, что эмирская администрация, до того погрязла в суеверии и отсталости, что феномен периодической печати рассматривала только как проявление джадидского сознания, и не могла допустить мысли о том, что газета может быть также и государственной. Поэтому, вплоть до сентября 1920 года, то есть до свержения с престола последнего правителя мангитской династии эмира Алимхана, на территории эмирата местной прессы, в том числе официальной, попросту не существовало.

Закрытие газеты "Бухорои шариф" без преувеличения является одной из черных страниц истории таджикской нации в 20 веке. Таджики в течение нескольких судьбоносных лет начала 20 века лишились своей единственной полноценной печатной трибуны. После февральской революции 1917 года джадидизм не имел развития в сторону таджикского национального самосознания и не оформился в самостоятельную разработанную национальную идею, отсутствие которой имела плачевный результат в судьбе таджиков. Одной из существенных причин такого положения дел было, несомненно, закрытие газеты "Бухорои шариф", так как больше не было печатной трибуны, вокруг которой могла бы сплотиться таджикская интеллигенция и постепенно разработать собственную национальную идею. Но, несмотря на то, что "Бухорои шариф" просуществовал всего около десяти месяцев, оказал большое влияние в становлении таджикской журналистики, которую в последующие десятилетия развили другие многочисленные газеты и журналы нашей страны.

В эти юбилейные дни для журналистского сообщества страны, а также, несомненно, для всего таджикского народа, хотелось бы вспомнить имена тех, которые самоотверженно боролись за создание первой национальной газеты и всячески помогали редакции духовно и материально, в том числе: Мирзо Мухиддина Мансурова и его сыновей Мирзо Изома и Мирзо Абдулкадыра, Мирзо Сироджа Хакима, Мирзо Абдулвохида Мунзима, Фазлиддина-махдума, Мухиддина-махдума сына Абдулхакима судур и его брата Абдунасира махдума, Аминджона-махдума Зиеи, Абдулхакима-махдума Обидзаде, Мирзо Иззатулло, Мирзо Назрулло Гафурзаде (казнен в апреле 1917 г.), Ходжи Абдусаттора сына Абдукаххара (казнен в 1918 г.) Мирзо Мустафокула сына Бурибая (казнен в 1918 г.), Хаджи Хамрох сына Юлдаша, второго Хаджи Хамроха, Мирхона Порсо, Порсоходжу сына Хасанходжы и других (цит. по: С. Айни. Ист. бухарской рев-ии., с. 109). И, конечно же, сюда, необходимо добавить имя устода Садриддина Айни, редактора газеты Мирзо Джалола Юсуфзаде, ответственного директора газеты Хайдарходжу Мирбадалова и владельца каганской типографии, бухарского еврея Леви. Хотелось бы также отметить имя премьер-министра Бухарского эмирата Насрулло-кушбеги, являвшегося, по словам С.Айни "самым высоконравственным, умным и лучшим, чиновником эмирского правительства", который вручил в руки учредителей газеты подписанное им лично специальное открытое письмо (по существу директиву) разрешающее всем жителям эмирата беспрепятственно подписаться на газету.

Огромное значение "Бухорои шариф" в истории таджикского народа заключается не только в том, что он является первой таджикской газетой, но также и в том, что за очень короткий срок, особенно в обстановке постоянного давления со стороны религиозных фанатиков, эмирского правительства и царского консульства, смог внести существенный вклад в просвещении и пробуждении таджикского народа. Традиции, заложенные первой газетой, в последующие годы были продолжены такими изданиями, как "Шуълаи инкилоб" ("Пламя революции"), "Овози тоджик" ("Голос таджика"), "Бедории тоджик" ("Пробуждение таджика") и многими другими. Эти традиции продолжались и в последующие десятилетия, и до сих пор существуют в таджикской периодической печати.

Масрур АБДУЛЛОЕВ

доктор филологических наук


masrur_a@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1331374860


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх