В.Сидоренко: Архитектурные формы, придающие Бухаре неповторимый лик 13:36 11.03.2012
Архитектурные строения Старой Бухары возводились так, чтобы вместе все они создавали незабываемые впечатления. В XIX веке дорога с Регистана на Хиебон раскрывала необычайную красоту Восточной жемчужины.
Эту дорогу, как и сейчас, оформлял ансамбль Кош медресе - парно расположенные через дорогу медресе Абдуллахан (1589) и Модарихан (1566). На Хиебоне господствовал силуэт грузного медресе того же названия (1655) с лежащим перед ним хаузом, а на стыке Хиебона с главной магистралью Джуйбара были обращены друг к другу одноэтажное, но довольно гармоничное по пропорциям медресе Джуйбари Калон (1671) и приземистое Джумахонии Болида (XVII в.) с расположенным между ними большим и глубоким водоемом (хаузи Нав), обсаженным рощей тутовых деревьев.
Все названные здесь ансамбли зданий, вкупе с высотными ориентирами минаретов и массивами жилых кварталов, охваченных зубчатой цепочкой стен и башен, составляли архитектурный силуэт города. Древние монументальные памятники как бы сползали с возвышенностей шахристана, погружаясь в море плоских и внешне однообразных жилищ, затопивших все пространство между его внешними стенами и словно омывающих подножие неприступной цитадели, выступавшей высоким утесом над волнистой линией протяженных городских стен.
Все, что строилось в городе на протяжении последних двух столетий, исходило из традиционных строительных приемов, но было лишено смелости и инициативы. Новые монументальные здания лепились бок о бок к старым. К медресе Абдуллахана и Абдулазизхана жались довольно жалкие медресе Амир, Бадальбеки Нав, Бадальбеки бозори алоча, Абдушукурбой, Мавляна Мискин и другие. Большинство из них было построено не на красной линии улиц, а разбросано в живописном беспорядке на случайно освободившихся участках, с фасадами, не рассчитанными на пространственное восприятие их с площади. Все они существуют сами по себе, вне общего плана города, и в этом отличительная черта всего градостроительства этой поздней эпохи.
И все же старые ансамбли, постройки последнего времени и архитектура жилища XIX века связывались в единое целое. Старое продолжало жить в новом, новое в старом. Только в целом они создавали те линейные и пространственные формы, которые еще в XIX веке придавали Бухаре неповторимый лик.
Архитектурная планировка, лишенная целостного, в масштабах всего города замысла, покоится тем не менее на сумме отдельно взятых архитектурно-планировочных идей. Сущность их раскрывается наиболее полно при рассмотрении отдельных типов зданий монументальной и жилой архитектуры. Из них складываются ансамбли с включением улиц и площадей, а также жилые кварталы, составляющие основную ткань города как живого организма.
|