Т.Акеров: Заявление президента А. Атамбаева о кыргызах и Кыргызском каганате (комментарий) 18:22 15.03.2012
О заявлении президента А. Атамбаева и кыргызах и Кыргызском каганате
Президент Кыргызстана А.Атамбаев своим заявлением поддержал своих коллег – Н.Назарбаева и В.Путина, по вопросу о создании Евразийского Союза и затронул только лишь край проблемы или большого айсберга. Тем самым он напомнил нам, что пришло время написать новую и подлинную историю народов Евразии и определить место каждого из них, с тем, чтобы иметь крепкий фундамент нового Евразийского Союза.
Заявление Президента Кыргызстана А.Атамбаева о Кыргызском каганате вызвали бурное обсуждение и споры в Интернет-сайтах. Однако, нам кыргызам не нужно доказывать что-либо, все уже доказано историей. Весь вопрос в том, что мы, кыргызы, казахи, русские, белорусы, грузины, осетины, чеченцы, проживающие в Евразийском пространстве, должны знать больше о самых позитивных моментов нашей истории, с тем, чтобы нам всем было комфортно жить на благодатной земле наших предков. Если не сможем добиться этого, тогда грош цена нашей независимости и суверенитету.
В высказываниях А.Атамбаева можно обнаружить два момента: первый – исторический, второй – политический. И нельзя путать одно с другим. В противном случае, все это можно будет понимать в прямом смысле, что наблюдается в высказываниях пользователей и читателей в Интернет-сайтах. В отдельных случаях это доходит просто до абсурда. Авторы высказываний подобного характера не только запутались сами, но и путают миллионов читателей Интернет-сайтов, высказывая разные бредовые мысли вслух.
Общеизвестно, что кыргызы и казахи испокон веков жили вместе, кочевали вместе, имели общие пастбища, вместе защищали свои земли и т.д. И просто немыслимо говорить о претензиях на что-либо. И это тоже просто, мягко говоря, весьма некорректно.
В данном случае, я считаю, что речь идет об общности истории народов, проживающих в Евразийском пространстве. В древние времена эти территории населяли племена андроновской культуры, затем скифы (саки), хунну, древние тюрки, енисейские кыргызы, кимако-кыпчаки, монголы, казахи и т.д. Однако, все эти народы в свое время вносили общий вклад в развитие народов Евразийского пространства. И сегодня невозможно рассматривать историю России, Казахстана или Кыргызстана отдельно и писать для каждой из них отдельную историю, отличающуюся друг от друга.
Это практиковалось в прошлом, в эпоху Советского Союза, когда историю государства писали под контролем Коммунистической партии, имевшей монопольное право на все и вся, и она (история) была совокупно привязана к коммунистической идеологии, которая базировалась на истории Киевской Руси. Коммунистический режим использовал всю мощь государственной машины в пропаганде истории Киевской Руси, как одного из древнейших и первых государственных образований на территории Евразии. В связи с чем признание истории древних кыргызов и Кыргызского великодержавия противоречило бы главной установке коммунистического режима - Великоросской идеологии, базировавшейся на истории Киевской Руси. Более того, коммунистический центр боялся признания единства енисейских и тянь-шаньских кыргызов, а заодно и хакасов как потомков первых. В то время такая позиция была на руку правящему коммунистическому руководству страны, которое никак не было заинтересовано в признании ученым миром раннего населения Минусинской котловины (хакасах) - потомков енисейских кыргызов, чье имя вошло в историю Великой Степи. Коммунистический центр, как в Москве, так и в Бишкеке, не был готов к этому, поскольку советский народ (по национальным признакам) понимался единым и неделимым. А вся цивилизация в советское пространство была экспортирована из Киевской Руси и т.д.
Сегодня Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и другие государства намерены создать Евразийский Союз. И мы не можем и не имеем право повторять ошибок прошлого. Мы с первых дней должны быть честны перед общественностью и должны писать новую историю – одну общую историю, не ущемляя друг друга. Мы, кыргызы, казахи, русские, белорусы, все должны знать откуда мы и какую историю имели, как жили, общались и т.д. В общем мы – кыргызы, казахи, русские, белорусы, грузины, осетины, чеченцы должны знать больше о самых позитивных моментах нашей истории, с тем, чтобы нам всем было комфортно жить на благодатной земле наших предков. Вот о чем идет речь.
О научной базе
История кыргызского этноса вызывала большой интерес в научном мире. Первыми исследователями истории кыргызов были ученые царской России. Еще в то время И.Бичурин, Ч.Валиханов, Н.А. Аристов, Миллер выдвигали разные гипотезы о происхождении кыргызов. Первые двое говорили о том, что кыргызы являются автохтонным (т.е. местным, коренным, аборигенным) населением Тянь-Шаня. Н.А. Аристов видел в тянь-шаньских кыргызах потомков усуней, которые переселились с Енисея на Тянь-Шань примерно во II веке до н.э. Г.Ф. Миллер, И.Е. Фишер и другие полагали, что кыргызы жили как на Енисее, так и на Тянь-Шане. Первые назывались кыргызами, а вторые бурутами (болу исторических источников). И примерно, в XV-XVII века енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань, где слились со своими южными соплеменниками.
В советское время известный востоковед, академик В.В. Бартольд, изучив все данные о кыргызах, имеющиеся в средневековых исторических источниках, пришел к выводу, что кыргызы в эпоху хунну обитали в районах озера Хяргяс-нор в Западной Монголии. В конце V века они переселились в Минусинскую котловину. В VI-VIII ими был сформирован Кыргызский каганат на среднем течении реки Енисей. Основными врагами были тюрки-ашина, тогуз огузы (уйгуры). В середине IX века кыргызы разгромили Уйгурский каганат на Орхоне и установили контроль над Центральной Азией. В.В. Бартольд назвал период господства кыргызов над Центральной Азией в IX-X века эпохой Кыргызского Великодержавия. По его мнению, в эту эпоху часть енисейских кыргызов переселилась на Тянь-Шань. Другая довольна большая часть кыргызов переселилась на Тянь-Шань в XV веке. В.В. Бартольд, В.Ромодин, А.Н. Бернштам писали, что в эпоху Кыргызского Великодержавия кыргызы имели на Тянь-Шане владение Каркырахан.
Ученые В.Ф. Минорский, Б.Е. Кумеков (Казахстан), С.М. Ахинжанов (Казахстан) локализовали область Каркырахан в Восточном Казахстане. Известный специалист по средневековью, казахский ученый Б.Е. Кумеков писал, что часть кыргызов в IX-X века жила на Тянь-Шане, где им подчинился ряд городов в Восточном Туркестане. Ссылаясь на порядок перечислений тюркских племен Шамс ад-дина Суфи, Б.Е. Кумеков пишет о существовании, наряду с кимаками и кыргызами, отдельного рода кыркыр, земли которого находились между кыргызами и кимаками.
1956 году во Фрунзе (ныне Бишкек) проходила международная научно-практическая конференция, посвященная происхождению кыргызского этноса, на которую съехались ученые со всего мира. По результатам работы конференции были выдвинуты несколько гипотез, 3 из которых считались основными.
Авторами первой группы ученых были признаны И.Бичурин, Ч.Валиханов и другие. По этой гипотезе кыргызы считались автохтонным народом Тянь-Шаня. Сегодня продолжают придерживаться этой точки зрения Э.Маанаев, Т.Бейшеналиев.
Ученые Г.Ф. Миллер, И.Е. Фишер, А.Н. Аристов, В.В.Бартольд, Р.Г. Кузеев были признаны авторами второй группы ученых. По их мнению, кыргызы переселились с Енисея на Тянь-Шань. Р.Г. Кузеев доказывал, что в IX-X века передовые группы кыргызов мигрировавшие на запад дошли до Причерноморья и Волги. А.Н. Бернштам придерживался поэтапной миграции енисейских кыргызов на Тянь-Шань, начиная с эпохи владыки хунну Чжичжи шаньюя в середине I века до н.э. Отметим, что в советское время мнение В.В. Бартольда о миграции енисейских кыргызов на запад в середине IX века, в том числе на Тянь-Шань, было развито дальше учеными-историками В.Ромодиным, А.Н. Бернштамом, О.К. Караевым, И.Б. Молдобаевым, С.А. Аттокуровым, Ю.С. Худяковым (Новосибирск), В.Я. Бутанаевым (Хакасия). По их мнению, в эпоху Кыргызского Великодержавия часть енисейских кыргызов переселилась и осела на Тянь-Шане. Обосновавшись на Тянь-Шане в IX-X века, в последующем эта группа кыргызов составила ядро современного кыргызского этноса.
Автором третьей гипотезы является К.И. Петров. Он выдвинул гипотезу об алтайском происхождении тянь-шаньских кыргызов. Согласно третьей гипотезе "кыргызский народ и его культура сложились … в результате слияния двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского". По этой гипотезе енисейские кыргызы не имели ничего общего с тянь-шаньскими кыргызами. По мнению К.И. Петрова, енисейские кыргызы в эпоху Великодержавия заняли Алтай. Они расположились в междуречье Иртыша и Енисея. На Алтае они совместно с кимако-кыпчакскими племенами сформировали область Каркырахан. Здесь енисейские кыргызы, составляя меньшинство, были поглощены кимако-кипчакской массой. Вновь созданный народ в качестве своего этнического имени принял имя господствующего племени – "кыргыз". В XV веке эти кыргызы (кипчаки, принявшие имя "кыргыз") переселились на Тянь-Шань.
Ближе к этой точке зрения высказывался С.М. Абрамзон, писавший, что процесс проникновения предков современных кыргызов с востока на Тянь-Шань был связан с событиями первой половины второго тысячелетия нашей эры. Существенным моментом этой гипотезы было признание центральноазиатского населения одним из основных узлов или основных этнических компонентов в этногенезе кыргызов. По мнению С.М. Абрамзона, процесс формирования кыргызского народа происходил главным образом на территории Притяньшанья, Восточного Туркестана, Памиро-Алая и прилегающих областей (Притяньшанье, Алтай). Основным этническим ядром стали потомки тюркоязычных племен эпохи древнетюркских государств VI-X веков. Местные тюркские племена сыграли важную роль в консолидации мигрировавших на Тянь-Шань кочевых племен из Южной Сибири и Дешт-и Кыпчака в монгольскую эпоху. Сегодня примерно близкую к мнению К.Петрова и С.М. Абрамзона позицию имеют кыргызские ученые-историки А.М. Мокеев и Т.Д. Джуманалиев. А. М. Мокеев пиешт о взаимосвязах кыргыз в огузами Сулатана Санжара в Ферганской долине в ХII веке.
Новые исследования
Мы изучали проблему миграции восточных племен на запад в VIII-XIV века, в том числе енисейских кыргызов. Написали научную монографию (в настоящее время готовится к публикации) на тему: "Роль этнополитических факторов в консолидации кочевых племен Притяньшанья и сопредельных регионов (VIII-XIV вв.). И сегодня можем заверить, что в советскую эпоху история писалась с учетом политической конъюнктуры. Т.е. коммунистической идеологии. Поэтому независимо от того, что мы будем создавать Евразийский Союз или нет, все равно мы должны сообща писать историю наших народов, чтобы не было кривотолков и недопонимания.
В своих исследованиях мы попытались намного шире раскрыть этногенетическое родство между тюркскими племенами Тянь-Шаня VI-X веков и енисейскими кыргызами. Результаты исследования позволили сблизить вторую и третью гипотезы. За исключением отдельных положений К.Петрова, где он говорит о том, что кыргызы были ассимилированы кимако-кыпчакской массой. В работе мы смогли доказать, что енисейские кыргызы принимали активное участие в миграционных процессах центральноазиатских восточных племен на запад, в том числе на Тянь-Шань. Кыргызские племена мигрировали поэтапно, тем самым усиливая кыргызский элемент на Тянь-Шане.
По нашему мнению, в VI-VIII века енисейские кыргызы сформировались как этнос. В эпоху Барсбек кагана (VIII в.) Кыргызский каганат вступил в свою стадию рассвета. Кыргызы намного расширили территорию государства на восток и запад. В эту эпоху они постепенно начали ассимилировать отдельные племена Западной Монголии, такие как алакчын, табын, аз, чик и т.д. В работе Барсбек каган рассматривается как прототип Манаса. Об этом свидетельствует сохраненный титул и боевой клич врагов Манаса жабуу (ябгу) в эпосе "Манас", который носили главные соперники Барсбек кагана правители тюрков, карлуков и огузов в VI-Xвв.
В своих исследованиях мы пришли к выводу, что енисейские кыргызы продвигались на запад еще до эпохи Кыргызского Великодержавия. Конкретно в VIII веке. Кыргызские племена мигрировали поэтапно, тем самым усиливая кыргызский элемент на Тянь-Шане.
В VIII веке закрепление азов в Семиречье, слияние их с племенами нушиби и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. В VIII-Х века в Тянь-Шано-Алтайском регионе появилась новая общность родственных племен чигилей, алтайских тюрков, кыргызов, которые вместе продвигались в западном направлении. В Семиречье последние установили тесные этногенетические и этнокультурные связи с местными племенами азами, тухси и ягма. Тем самым, были созданы благоприятные условия для их консолидации и формировании нового государства на Тянь-Шане -Караханидского каганата.
В IX-Х века кыргызы, ликвидировав Уйгурский каганат в 843 году, установили полное господство над Центральной Азией. В эпоху Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье, где в купе с башкирскими (тангауры и усерганы и др.) и канглийскими племенами продвинулись дальше в Причерноморье, Крым и на Волгу. В эту эпоху кыргызы Алтай-Тянь-Шаньском регионе имели ряд владений Каркырахан, Табуни, Отуз Оглан .
Очередная консолидация алтайских племен вокруг кыргызов происходит во второй половине XI века в связи с нашествиями кара китаев. В данный период кыргызы установили тройственный союз с кыпчаками и ябагу против общего врага кара китаев.
Монгольский период стал одним из важных этапов в истории кыргызского народа. В эту эпоху одной из основных причин миграции кыргызов, мангытов и других явилась жесткая политика всемонгольского хана Хубилая в отношении сепаратистки настроенных северных племен. По приказу Хубилая кыргызы, мангыты переселялись вглубь страны в Западную Монголию и Маньчжурию. В это время часть енисейских кыргызов искала защиты у Золотой Орды, а другая в государстве Хайду хана.
В ХIII-ХIV века алтайские и тяньшаньские племена были втянуты в политические интриги золотоордынских ханов и царевичей за власть, что вынудило их консолидироваться на Тянь-Шане.
В XIII-XIV века кыргызы сформировали ряд улусов в Семиречье – Анга Торе, Салучи-Булгачи и Угэчи Кашка, которые сыграли важную роль в консолидации кыргызских племен на Тянь-Шане. В конце XVI века кыргызы сформировали независимое ханство на Тянь-Шане.
Мы должны общими усилиями написать новую историю кыргызов и казахов
Мы думаем, что многие ученые-историки, отрицательно высказывавшиеся по данному поводу, не являются специалистами по древней и средневековой истории. Возможно, они ученые-доктора наук по истории советской эпохи, нового и новейшего периода и т.д. Историки-специалисты по древнему миру и средним векам хорошо информированы по истории енисейских кыргызов и эпохе Кыргызского Великодержавия. И они высказывались бы предельно осторожно по этому поводу. Так как они знают, что история Кыргызского каганата и Кыргызского Великодержавия признается всеми учеными мира, в том числе казахскими учеными -специалистами по древней и средневековой истории.
Однако, нам, кыргызским и казахским ученым, сегодня необходимо действовать совместно и находить новые источники, факты и аргументы по истории древних кыргызов и казахских племен, которые строили свои государства на территории Центральной Азии. Ведь все это – наша общая история.
У нас в Кыргызстане очень уважают президента Казахстана Н.Назарбаева, который историю кыргызского народа не отделяет от казахской истории. В его трудах мы читаем, что кыргызы и казахи – два родственных народа или казахи – потомки древних кыргызов и т.д. И он прав. Например, племя табынов было известно еще со II века до н.э. В VIII-X веках оно входило в состав Кыргызского каганата. Позже табыны вошли в состав кыргызов, казахов и башкир. До сих пор в Минусинской котловине (в Хакасии) сохранилось название области "Табынская земля".
Но здесь мы должны отметить, что кыргызы жили в тесной взаимосвязи с предками казахских племен табынов, канглы, о которых писали еще до н.э. Поэтому, если кто не знал о древней истории кыргызов и казахских племен, благодаря этому резонансному заявлению, будут пытаться изучать, читать историю кыргызского и казахского народов. Мы думаем, это вполне нормально.
Президент Кыргызстана А.Атамбаев в своим заявлении поддержал своих коллег – Н.Назарбаева и В.Путина, по вопросу о создании Евразийского Союза и затронул только лишь край проблемы или большого айсберга. Тем самым он напомнил нам, что пришло время написать новую и подлинную историю народов Евразии и определить место каждого из них, с тем, чтобы иметь крепкий фундамент нового Евразийского Союза.
Акеров Табылды, кандидат исторических наук
|