И.Асадуллаев: Новое оружие … против астероида? 00:00 29.03.2012
Новое оружие … против астероида?
Философские принципы
Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной: "Бытие и небытие множества вселенных. О новых философских категориях участия и неучастия" в Российском журнале "Политика и общество" Института социально-политических исследований Российской Академии Наук по вопросам социальной политики в 2011, № 9, с. 82-87.
Ключом к пониманию гипотезы о принципах создания нового оружия против астероида являются идеи Аристотеля о возникновении и уничтожении.
Целесообразно начать изложение вопроса с далеких абстракций Аристотеля, которые в действительности имеют конкретное значение. Важнейшим положением Аристотеля в его особо выделяющейся работе "О возникновении и уничтожении" (Аристотель "О возникновении и уничтожении" // Аристотель. Сочинения в четырех томах. - Т. 3: Перевод / Вступ. статья и примеч. И.Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. - С. 379-440.) является мысль о том, что небытие определенно и соотносительно бытию. В аспекте соотнесенности бытия и небытия следует сказать, что ничто как небытие есть отрицание определенного бытия, то есть ничто не является абстрактным отрицанием абстрактного бытия, это конкретное соотнесение одного с другим. Только в этом случае ничто реально существует, как бы парадоксально это не звучало. Нельзя вообще говорить о том, что небытие это отрицание бытия (Асадуллаев И.К. Бытие и небытие множества вселенных. О новых философских категориях участия и неучастия // "Политика и общество". Институт социально-политических исследований Российской). Ничто это отрицание конкретного определенного бытия.
Только в аспекте соотнесенной определенности можно говорить о бытии ничто - небытия. Вывод, который мы сделали в предыдущей статье, заключается в том, что ничто на самом деле является нечто - бытием множества других миров, которое не определяется (не обнаруживается) определениями нашего мира - нашей видимой Вселенной. Множество других миров качественно существенно отличаются от нашего мира, перепады качества этих миров настолько значимы, что контакт почти невозможен.
Необыкновенное созвучие мы обнаруживаем между теорией Дирака о частицах и античастицах и идеей определенности соотношения бытия и ничто Аристотеля. Аристотель обращает внимание на характер ничто - небытия. Он пишет: "Немалое затруднение вызывает также [вопрос], какова причина непрекращающегося возникновения, если действительно уничтожаемое исчезает, превращаясь в не-сущее, а не-сущее есть ничто. Ведь не-сущее не есть ни [определенный] предмет, ни качество, ни количество, ни место. Раз всегда что-то из существующего исчезает, то почему Вселенная давно уже не исчезла и не погибла бесследно, если то, из чего возникает каждая вещь, было конечно. Ведь возникновение не прекращается не потому, разумеется, что бесконечно то, из чего происходит". И Аристотель приходит к мысли о том, что "А не потому ли изменение [одной вещи в другую] необходимо бывает нескончаемым, что уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного - уничтожение другого? В этом и следует полагать достаточную для всех причину, одинаково [объясняющую] возникновение и уничтожение любой вещи" (Аристотель. Указ. Раб. С. 391).
Важнейшей мыслью Аристотеля, на наш взгляд, является то, что ничто - небытие не определяется определениями данного бытия - нет "ни качества, ни количества, ни места". Однако исчезновение одного бытия - бытия одной вещи это ничто, а оно есть бытие другой вещи. То есть, Аристотель побуждает нас к продолжению мысли о том, что ничто суть другое бытие.
Этот принцип можно применить и к масштабам вселенных, и одновременно следует сказать, что ничто одной Вселенной есть бытие другой Вселенной, которая не обнаруживается определениями первой, и к масштабам отдельной вещи. Ничто одного бытия это другое бытие в состоянии неучастия. То есть каждая вещь содержит в себе свое ничто, которое есть иное бытие и которое не обнаруживается определениями этой вещи и нашего мира. Но это лишь один аспект, так как есть диалектическое единство бытия и ничто, названное Гегелем становлением. Между тем, в единстве бытия и ничто как становления Гегель показывает их диалектическое участие в процессе становления. Следует признать и этот аспект соотношения бытия и ничто, но уже в диалектическом участии в пределах одной определенности одного мира.
Однако взаимодействие - взаимное участие бытия и небытия (ничто) вне Гегелевского аспекта становления, на наш взгляд, допустимо как приложение теории поля Дирака к рассматриваемому вопросу. Это значит, что возможно взаимное уничтожение и бытия вещи (аспект определенности нашего мира) и бытия ничто (неопределяемого нашим миром) в процессе участия. Весь вопрос в том, каковы должны быть условия взаимодействия - взаимного участия - бытия вещи и ничто данной вещи. Какими должны быть математические и физические условия перехода ничто вещи в бытие нашего мира.
Определенности каждой вещи соответствует "свое" ничто. По Аристотелю, с уничтожением одной вещи появляется другая вещь, и так бесконечно. Но если продолжить его мысли о том, что небытие вещи существует, и не только как другая вещь в определенности нашего мира (Аристотель), но и как другая вещь мира, неучаствующего во взаимодействии с нашим миром, скажем, темная материя и энергия, то задача заключается в организации локального участия бытия вещи нашего мира и бытия вещи другого мира. То есть задача заключается в том, чтобы вызвать определяемость того, что является неопределяемым нашим миром.
Возможно ли это? Не фантастика ли допущение взаимодействия вещей нашего мира и не участвующего с ним другого мира? Однако современные ученые, пытающиеся обнаружить темную материю и энергию, далеки от фантастики и допускают возможность хотя бы локального участия во взаимодействии друг с другом вещей двух или многих разных миров. На наш взгляд, это возможно созданием математической модели, которая покажет пути перехода ничто в нечто, как бытия вещи неучаствующего мира в бытие нашего мира.
Это своеобразное поле Дирака в аспекте бытия и определенности нашего мира: все вещи нашего мира суть "позитроны" и каждая из них имеет свой "электрон" существующий объективно, но не участвующего во взаимодействии другого мира.
Существование гравитационного взаимодействия темной материи и энергии с нашим светлым миром свидетельствует о принципиальной возможности взаимодействия в "окнах взаимодействия" миров, отношения между которыми характеризуется их неучастием в процессах каждого. Это значит, что неучастие миров во взаимных процессах не является абсолютным. Это имеет принципиальное значение.
Именно из этого исходят астрофизики, физики, математики и другие ученые, которые находятся в поиске обнаружения дополнительных проявлений темной материи и энергии с тем, чтобы исследовать этот мир. По сути дела обнаружение проявлений темной материи и энергии помимо гравитационного представляет собой задачу перевода темной материи и энергии в параметры нашего мира. Речь не идет только об обнаружении дополнительных "окон взаимодействия". Речь идет еще и об организации встречи, разумеется, хотя бы локально, двух или многих миров, что, несомненно, может стать событием с выбросом невероятной энергии.
В свое время один из президентов США собирал для создания ноу-хау, правда, военного значения, физиков, астрофизиков, математиков, писателей-фантастов, конструкторов, других деятелей интеллектуального труда с тем, чтобы возникали невероятные идеи. На наш взгляд, невероятное может стать очевидным. Один из создателей американской атомной бомбы Р. Оппенгеймер говорил, что научные открытия совершаются не потому, что кто-то этого желает, а потому что они становятся возможными.
Настоящая статья претендует только на формулирование гипотезы и на идею о том, что ученые, возможно, частично сознавая или, скорее всего, не сознавая, идут в этом направлении. Во всяком случае, в рамках изучения темной материи и энергии. Например, кибероружие уже сегодня находится в процессе энергичного становления. В отношении кибероружия уже есть специалист в МИД РФ. Вероятно, что вскоре военные займутся и этим новым оружием против астероида.
Искандар Асадуллаев доктор философских наук, член Международного Общества Гегеля
2012-03-28
|