М.Сергалиев: Исламисты-экстремисты в Уральске. Нужна альтернатива зарубежной мощной и отлаженной машине по промыванию мозгов нашей молодежи 09:06 04.04.2012
Экспорт беды
Очередная новость пришла из Африки, - Восточная Ливия на днях объявлена полуавтономным регионом. В финансовом центре Ливии Бенгази собравшиеся старейшины племен, лидеры военизированных формирований и политики создали совет по управлению новым регионом с периметром от города Сирта до границы с Египтом. По мнению специалистов, главенствующая роль в Восточной Ливии будет принадлежать старейшей в мире международной террористической организации "Братья мусульмане" (الإخوان المسلمون, Аль-Ихван аль-Муслимун), структурные звенья которой имеются в Сирии, Палестине, Ираке (самым известным среди них является движение ХАМАС, созданное в Палестине в 1987г.).
Напомню читателям, что совсем недавно, на декабрьских выборах в парламент Египта радикальные "Братья мусульмане" уже одержали впечатляющую победу, за них проголосовали 40% избирателей страны! И даже это еще не все: на предстоящих выборах президента страны одного из бывших руководителей движения Абдельмонем Абдельфаттуха называют одним из основных претендентов на высший пост государства.
Казалось, никакого отношения указанные события к Казахстану, и, в частности, к Уральску, не имеют? Думаю, что это не совсем так, наличие вполне определенных взаимосвязей попытаюсь доказать.
Чтобы выводы не казались надуманными, решил для начала обратиться к своему товарищу с несколько неординарной для жителя нашей области биографией. Араб Абдул родился в Палестинеi; там, в секторе Газа до сих пор живет его большая семья; сам он уже более десяти лет как связал свою жизнь с Казахстаном, давшему приехавшему с надеждой на мирную жизнь иностранцу высшее образование и работу. Здесь же Абдул создал свою семью, вместе с женой радуется школьнику-сыну, больше похожему на маму-казашку.
- Абдул, ты уже довольно давно живешь в Казахстане, помнишь ли ты свою жизнь в Палестине?
- Конечно, помню, многое из той жизни невозможно забыть даже при желании. Казахстанцы, привыкнув за многие годы к мирной жизни и воспринимая ее как должное, слава богу, просто не представляют, что значит постоянно жить в страхе и ожидании терактов. Не знают, что значит жить при комендантском часе, после которого на улице любого, даже ребенка, могут безнаказанно убить, - с таким жизненным опытом имею полное право сказать, что всем живущим в Казахстане нужно больше ценить мир в нашей стране и делать все возможное, чтобы его сохранить.
- Как ты относишься к участившимся в последние годы терактам на своей новой родине?
- Меня это не может не волновать. Я и многие иностранцы в свое время ехали в Советский Союз и Казахстан не в последнюю очередь думая о мире и спокойствии, которых нам так не хватало на родине. Моя жена из Тараза, где осенью прошлого года произошел теракт, - конечно, мы говорим об этом, переживаем за судьбу родины, ребенка.
- С чем, по твоему мнению, связано явное усиление исламского движения в странах Ближнего Востока и Африки в последние годы?
- Большинство жителей бывшего СССР просто не представляют, насколько различается жизнь здесь и государствах Ближнего Востока. Причем различия касаются большинства сторон жизни: ее бытовой стороны, учебы, работы, социальной поддержке государства, которой в некоторых странах ближневосточного региона просто не существует. В каждодневной жизни людей важное место занимают религиозно-террористические структуры, у меня на родине это "Хамас", в соседней Сирии или Египте – "Братья мусульмане". Влияние Египта в Палестине было довольно сильным, - в нашей школе все учебные программы и учебники были из этой страны.
Эта организация создавалась с целью возродить общество на основе принципов "чистого" от пороков Запада ислама, ее члены готовы были поделиться последним, чтобы помочь своим братьям-мусульманам, как призывает Коран. Конечно, ислам заботится о бедных, вдовах и сиротах; "Братья мусульмане" намерены оградить людей от алкоголя, наркотиков, проституции, порнографии, разврата, азартных игр, однако хотят они явно большего. Если помнишь, до прошлого года Египет был популярным для туристов из Казахстана, России, многие из которых даже не представляли ужасов нищеты за пределами курортных зон Хургады и Шарм-Эль-Шейха, куда самим египтянам (кроме персонала, разумеется) было просто запрещено появляться.
- И все же, благодаря чему обеспечивается влияние "Братьев мусульман" в обществе?
- Мне кажется, их влияние практически не чувствуется в Марокко или Тунисе, население которых более зажиточно и тяготеет к западной культуре. И наоборот, они сейчас сильны в первую очередь в Египте, Ливии, частично в Сирии, где очень много бедных. Отдыхающие иностранцы во время выездов на экскурсии в сельскохозяйственную долину Нила в Луксор или поездки на вездеходах в пустыню могли лишь догадываться о реальном образе жизни местного населения, между тем миллионы египтян жили и умирали в трущобах.
В таких условиях им чаще всего не от кого было ждать помощи, кроме как от "Братьев мусульман", - это объясняет возросшее влияние организации. "Братья мусульмане" не давали умереть, представляя муку и другие продукты, иногда деньги и вроде ничего не требуя взамен. Детям малообеспеченных представляется возможность бесплатно учиться на религиозных факультетах, где им безвозмездно представляется кров и питание, - это очень важно для таких семей. Я занимался когда-то спортом, и знаю, что физические занятия способствуют выработке т.н. гормона "счастья", - так вот, мне кажется, идеология "Братьев мусульман" и "Хамас" дает что-то похожее, возможность почувствовать хотя бы немного счастья людям, которые в своей жизни ничего хорошего не видели. Кого они будут после этого поддерживать, как ты думаешь? Начав с повседневной поддержки людям, "Братья мусульмане" годами усиливались в школах, университетах, бизнесе, - у меня самого есть сын, и на месте родителей современной молодежи из Казахстана я бы категорически запретил им не то, чтобы ехать, а думать о возможности обучения в Египте или Сирии.
Готовя статью, встретился еще с несколькими собеседниками, каждый из них соглашался беседовать лишь на условиях анонимности, на которую приходилось соглашаться исходя из чувствительности обсуждаемой темы. Некоторые из встреч откровенно разочаровывали, информация была крайне скудной, отрывочной, грешила неточностями, - тем не менее, итогом их стало ясное понимание необходимости выделить хотя бы одну из причин происшедшего, не акцентируя внимания на персоналиях. Потому что, надеюсь, все уже уяснили, что в жернова религиозного экстремизма с одинаковой вероятностью попадают казахи и русские, парни и девушки, бедные и обеспеченные, "светлые головы" и откровенные двоечники. Попытавшись ответить на очередной, неизбежный с точки зрения логики вопрос "где и почему они становятся такими?", понял, что есть смысл подробнее остановиться на теологическом обучении граждан Казахстана за рубежом.
При этом особое внимание уделить религиозному образованию в Сирии и Египте. И вот почему, - по крайней мере, двое из моих интервьюеров убеждены, что окончательное созревание экстремистских идей осужденного в Уральске в январе 2008г. к 20 годам лишения свободы Рината Айтмухамбетова произошло именно в Исламском Университете Дамаска. Он был не одинок: в столичном университете Сирии учился еще один "известный" житель Уральска, некий Кайрат М., лишь недавно вернувшийся из мест, как говорится, не столь отдаленных (мне называли 5-6 парней, которые уже после 3-4-недельного общения с этим "богословом" принимали исламские имена). Поверьте, я далек от высокомерия и чванства, но кое-какие обстоятельства столь быстрого перевоплощения не могут не поражать, - некоторые из этих ребят получили образование в университетах США и Канады, работают в иностранных компаниях. Что у них могло быть общего с М., работавшего на момент знакомства разнорабочим?
Наибольшую известность после неудавшегося покушения на избранного Президента России Владимира Путина среди обучавшихся в Сирии "студентов" с недавних пор получил уралец Илья Пьянзин. Как мне стало известно, обучение в университете "Аби-Нур" (Дамаск) он был вынужден прервать после начавшихся весной 2011г. массовых народных волнений. Однако стремление к продолжению теологического образования было так велико, что он не нашел ничего лучшего, как перебраться в египетскую Александрию (где предположительно и познакомился с другими участниками покушения). Жил он в Египте с женой, тоже нашей землячкой из Уральска, принявшей ислам несколько лет назад.
Не исключаю, что "компетентное" мнение о необходимости поехать в Сирию Пьянзину подсказал именно Р.Айтмухамбетов, пользовавшийся у Ильи большим уважением в качестве амира джамагата "Саляфи-джихади".
Среди других авторитетов Пьянзина был Юрий Сламихин (в 2009г. приговорен к 18 годам лишения свободы, авт.), - к сожалению, влияние этих людей, обладающих развитыми навыками убеждения и манипулирования сознанием, на верующих было достаточно весомым, недооценивать которое нельзя. Напомню, что оба этих неформальных лидера образовали банды, совершавшие в нашей области кровавые преступления, включая убийства жителей и покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
Сразу оговорюсь: сказанное собеседниками об опасностях обучения и жизни, подстерегающих наших соотечественников за границей, справедливо не только для Палестины, Сирии и Египта, но также в определенной степени для Турции, привычно ассоциируемой у нас чаще всего с приветливыми курортами Антальи и богатым товарами Стамбулом. Но если быть просто чуть внимательнее и становится понятным наличие другой, более скрытой и опасной стороны заморской жизни, - мне приходилось наблюдать любопытную сцену в октябре 2011г. на площади перед стамбульской мечетью Лалели. Солнечным днем, ни от кого не скрываясь, группа молодых бородатых парней с двумя флагами, зеленым непризнанной республики Ичкерия и черным с надписью "Kavkaz Islam Army", спокойно и даже как-то буднично вели "разъяснительную" работу с прохожими.
Как мне объяснил местный товарищ, эти же парни также без всяких проблем "помогут" желающим воевать на Северном Кавказе…
Суммируя итоги встреч, появилась невольная мысль о тревожной тенденции возвращения из-за границы "студентов" не просто потерянных, а явно опасных для общества: Айтмухамбетов, Пьянзин… Сколько подобных скрытых мин замедленного действия еще приготовлено за заморским бугром? Сирия и Египет, в теологические учебные заведения которых как мотыльки на пламя стремятся казахстанцы, годами и десятилетиями клокочут от внутренних противоречий. Откровенно одиозный и авторитарный режим Хосни Мубарака, десятилетиями при помощи не бесспорных методов тем не менее успешно решавший задачу сдерживания влияния в регионе фундаментального ислама, был свергнут весной прошлого года. Опьяненный эйфорией свободы народ Египта отдавал свои голоса радикальным "Братьям мусульманам", - повторюсь, за старейшую в мире международную террористическую организацию на парламентских выборах проголосовало чуть менее половины избирателей страны! Логично предполагать, что воодушевленные столь убедительной поддержкой духовные наставники наших соотечественников продолжают их "обучение" в египетских университетах с многократно возросшей энергией...ii
Если последствия подобного образования вполне прогнозируемы, не совсем понятно, почему мы должны пассивно ожидать приезда очередного айтмухамбетова или пьянзина? Наверное, решение проблемы религиозного обучения явно не предполагает быстрых и легких решений, но жизнь-то показывает, что чрезмерно затягивать с ними тоже нельзя.
Нужна альтернатива зарубежной мощной и отлаженной машине по промыванию мозгов нашей молодежи, - в качестве вполне симметричного, на мой взгляд, варианта решения могла быть организация достойного и качественного теологического образования в Казахстане, гарантированно защищенного от открыто враждебного обществу влияния. Разве это не было бы решением многих из обсуждавшихся сегодня проблем?
i Автобиографические данные изменены по просьбе собеседника.
ii По данным, требующим уточнения, сейчас в религиозных учреждениях стран Ближнего Востока и Египта, обучается около 15 человек из ЗКО, причем большинство – семейные пары.
Максот Сергалиев
|