КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 17.04.2012
21:17  Киргизия выклянчила у ЕврАзЭС $16 млн, типа "на рекультивацию хранилищ урановых отходов"
21:16  Назарбаев прибыл с визитом в Малайзию
21:12  Откинул копыта... Более 1 млн голов скота не досчитались в Казахстане при проведении идентификации КРС
21:07  В Катаре дворцовый переворот? Эмир ат-Тани бежал в Италию?
21:05  В Абхазии при попытке ареста застрелился бывший глава МВД генерал Кчач
17:46  Красотки из Южной Кореи - поп-группа "Girl"s Generation" штурмуют мировые чаты (фото)
17:43  С ненаглядной певуньей в стогу... Кому из кыргызских VIP-бонз приглянулась певица Юля Руцкая?

17:40  Секс по-шариату. В Исламском университете Кыргызстана открыты курсы для девушек от 14 лет "Секреты счастливого брака" (фото)
16:19  Б.Мусаев: Каримизм жил, жив и будет жить?
12:41  В Астане начали сажать за окурки, брошенные мимо урны
12:38  В Иране арестованы три казахстанца - сотрудники горнорудной компании "Зар Кух"
12:35  В Душанбе начался судебный процесс по делу об убийстве "Деда Мороза"
12:30  Э.Рахмон опять "друг и брат" В.Путину: "Россия в тяжелые дни должна быть рядом с Таджикистаном..."
12:06  Е.Карин: Центральная Азия входит в зону политической турбулентности
11:34  Э.Аттокуров: Почему сужаются кыргызстанские границы?
11:23  Е.Авдеева: В Кыргызстане вновь закручивается интрига вокруг кресла премьер-министра
11:15  Хакеры атаковали 16 сайтов ливанского правительства
11:10  Всемирный банк возглавил американо-юго-кореец, медик и антрополог Джим Ен Ким
10:25  В Алматы на гольф-курорте "Жайлау" состоялся четвертый благотворительный бал. Гостей развлекала Лара Фабиан
10:21  Т.Исаев: Очистка вместо зачистки. В Казахстане началась масштабная переаттестация силовиков
10:18  ВВС: Китай стремится расширить военное сотрудничество с Узбекистаном
10:07  О.Базак: Ливийской прокуратуре свидетели не нужны. Продолжается суд над украинскими нефтяниками
09:54  National Interest: Новая российская империя. Возрождение СССР?
09:49  Э.Ногойбаева: "Интеграция в рамках Центральной Азии – это миф"
09:47  Министром энергетики и промышленности Туркменистана назначен Мырат Артыков
09:46  А.Чичкин: Отметки для инвесторов. В СНГ создается новая система оценки капиталовложений и их эффективности
09:42  Экс-президента Отунбаеву пристроили представителем Кыргызстана в правлении Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ
09:38  "РГ": Ошский маскарад. В нападении на семью российского пограничника обвинили... супругу офицера
09:34  Майкл Игоу: Кыргызстан. Суровая зима вызвала голод и финансовый крах в сельских районах
09:30  Московский Театр.Doc поставит спектакль о гастарбайтерах с участием настоящих мигрантов из Таджикистана
09:22  Ю.Щегловин: Позиция России и развитие ситуации в Сирии
09:00  Учрежден международный турнир по хоккею на Кубок президента Туркменистана
08:55  Ю.Костенко: Призрак бродит под горою… В Киргизии переименовывают последние "русские" топонимы
08:52  И.Дуванаев: В поисках сексуального убежища. Кыргызки-гастарбайтерши "портятся" в России
08:51  А.Оторбаева: Кыргызстан. Бишкек – Ош: 0:1?
08:50  Р.Мирзобекова: Нет контакта. Благодаря Узбекистану юг Таджикистана практически полностью изолирован от мира
08:47  В.Скосырев: Нападение на Кабул организовано из Пакистана
08:35  Д.Кучера: Азербайджан. Оружие против Армении, но немного и против Ирана?
08:10  "МК": Скандал поднебесного масштаба. Партийному бонзе из Китая грозит пожизненное заключение
07:43  А.Башкатова: Пекин поставил Путина в безвыходное положение. Китай выявил у России шесть серьезных проблем
05:23  В.Ханин: Израиль и пути решения иранской ядерной проблемы
02:02  Россия ищет свой курс в Южно-Китайском море. Ее втягивают в территориальный спор между Китаем и его соседями
01:00  "Къ": От США отвернулись Америки. На саммите в Картахене Штаты оказались в изоляции
Понедельник, 16.04.2012
21:26  Россия отказывается выдавать Кыргызстану узбеков, подозреваемых в организации ошской резни
21:23  Министр энергетики Туркменистана Оразгулыев уволен за плохое воспитание сына
21:15  Secret dеfense: Как вывести войска из Афганистана?
21:05  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Имена гуннов и их легендарного предводителя Аттилы обладают некой магической силой притяжения (продолжение)
21:00  Ситуация на границе Таджикистана с Узбекистаном выглядит спокойной. Пока...
20:13  Карзай возложил на НАТО часть вины за атаку талибов на Кабул
19:08  Сирия: первые наблюдатели ООН приступают к работе
12:08  А.Яшлавский: За Сирией понаблюдают. Совбез ООН проявил редкое единодушие
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Каримизм жил, жив и будет жить?Б.Мусаев: Каримизм жил, жив и будет жить?
16:19 17.04.2012

КАРИМИЗМ ЖИЛ,

КАРИМИЗМ ЖИВ,

КАРИМИЗМ БУДЕТ ЖИТЬ?

(Из разговора социолога с любителем этнологии).

От автора.

Есть у меня (Б. М.) знакомый. Зовут его Сергей (С.). Мы живем в соседних кварталах жилого массива "Тузель". О нас нельзя сказать, что мы друзья, которых, как говорится, водой не разольешь. Однако видимся ежедневно, потому что по утрам, мы выгуливаем своих собак на одном и том же месте.

Здесь, на заброшенном стадионе, между нами часто происходят споры о многих вещах, конечно, чаще всего, относительно текущих событий в мире. Когда начинаются спонтанно разговоры о России и Узбекистане, то нередко это кончается, если не размолвкой между нами, то шутливыми репликами типа:

- ну, ты, узбек - недобитый оппозиционер;

- сам ты, чайник и чурка, катись своя Россия.

Затем травим анекдоты. И будто устаканивается обстакановка.

И в самом деле, хоть Сергей мне и не кум и не сват и делить нам с ним нечего, все же ясно понимаю причины возникновения наших споров. Мы с ним разные люди и по образованию, роду занятий и интересам. Сказывается разное отношение к природе вещей, точнее, к установившимся порядкам….

Я, к примеру, по образованию философ. Сергей, бывший военный, ныне охотник. И на основании, затрагиваемым им темам в наших разговорах о нравах, обычаях русских и узбеков, как он рассказывает про охотничьи подвиги своего пса – далматинца, я считаю его знатным собаководом и любителем этнологии. А он меня – дипломированным "узбеководом" и по призванию элементарным диссидентом с научной степенью

Днями в очередной раз был "спор". Признаюсь, на содержании и направленности его сказался…. Ничего не предвещало, что возникнет…Я восстановил по памяти и привел в определенную систему наш разговор, если считать его за таковой, ибо мой собеседник больше слушал меня, чем говорил сам. Но несколько его суждений послужили в качестве основания для начала разговора, обозначения, на мой взгляд, острых вопросов, тематизации…. С согласия Сергея я решил воспроизвести его на страницах интернет –сайта.

Тешу себя надеждой, что эта заметка привлечет внимание читателей в качестве информации для размышлений о нашем нынешнем бытии в свете текущей ситуации в Узбекистане.

(С.) – Хорошо – то в Ташкенте в эти дни стало. Какая была долгая зима. Опостылела она всем. Не верится, что недавно еще были снег, дождь, ветер, сырость. Солнце осушило все, включая и грязь. Посмотри на небо, караван журавлей или аистов….Уже возвращаются птицы…

(Б.М.) - Давай, Сергей, лучше опустимся на землю. Знаешь, я сам, в такое время хочу думать, говорить только о добрых делах. Например, о том, что в Узбекистане, сегодня полностью, благодаря независимости, искоренены такие инфекционные заболевания, как оспа, брюшной тиф, сибирская язва и побеждены бубновая чума, холера, ришта.

( С) - Опять твои приколы. Не пойму, ты в шутку или всерьез. Но на всякий случай скажу: кто бы мог отрицать эти достижения. Это и понятно, ибо важнейшим приоритетом для правительства Узбекистана была и остается реализация в полной мере принципа "Все во имя человека, во имя его будущего".

( Б.М.) – Ну, Сергей, даешь. Да, у тебя, я погляжу, талант секретаря парткома.

Врешь и не споткнешься. По жизни ведь всего этого не наблюдается. Только по теории, на бумаге существует названный тобой принцип и соответственно, якобы всякая дисгармония проходит. В реальности имеют место "чушь" или нелепые проявления этой самой нашей жизни.

(С) – Сколько я тебя слушал ранее и, догадываюсь, сейчас будешь вести разговор о том, что действительность далека от гармонии, что проза жизни полна грязи, сорняков…….

(Б.М.) - Да, да, именно, хочу сказать о прозаических вещах, прозе, которая не слепа, видит и чувствует мерзости человеческой комедии…

(С) – Зря ты так. Наводишь тень на плетень. Коли говорить за страну, то поставь меня перед выбором, за кого голосовать: Путина или Каримова. Я бы сделал выбор в пользу президента Узбекистана, потому что….

(Б.М.)

- Можешь не продолжать, потому что заранее знаю, чем обусловлен твой выбор.

Извини, что не даю высказаться. Право, твои слова лишь повод для того, что хотел я и настроен сказать…Сергей, ты задумывался над тем, почему так сложилось в нашем обществе, в котором люди живут сегодня из рук вон плохо во всех смыслах и в материальном и духовном.

Жизнь эта, судя по тому, что наблюдается и предстает перед нашими глазами, если не жалкая и убогая, то, верно, не отличается разнообразием. Она сведена к элементарнейшим ее проявлениям, сопряженных с тем обстоятельством, что в абсолютном большинстве своем наши соотечественники заняты одним только выживанием. А что же тогда говорить о том, что ждет нас всех в ближайшем будущем. Сумеем ли мы сойти с "тупикового" направления, в котором пребываем… придти к каким – либо нормальным формам жизни!? Сомневаюсь, ибо нет у нас, и это очевидно, инициативных лидеров как важнейшего национального капитала. И откуда им взяться, когда состояние атмосферы в обществе указывает на его бездуховность, соответственно на отсутствие духовных и моральных авторитетов, т.е. "властителей дум"…… Нет ни мечты, ни идеалов у нашего общества, представляющего собой не более, чем "горсть изолированных индивидов…не имеющие ни стойкости, ни будущего" ( Ле Бон). Если предположить, что это так, то вправе озадачиться: есть ли у этого общества душа?

Кстати, о душе, настоящем и гаданию относительно нашего будущего я бы сказал следующее.

В последние годы, Сергей, наверное, и ты слышал, во всяком случае, я часто слышу в разных местах скопления людей, будь то в вагоне электрички (метро) или салоне автобуса, как один человек пересказывает другому свой сон. А этот "другой", оказывается, тоже неоднократно видел аналогичный сон. Согласно ему, будто город, читай, страну внезапно покинули обитатели Ак –Сарая. Вместе с ними ушла их прислуга, высокопоставленные чиновники, хокимы, министры, целая армия стражников с резиновыми дубинками, судьи, прокуроры и т.д. и т.п.

Надо видеть выражение лиц рассказчиков и внимающих им собеседников. Те же самые глаза, в которых сегодня, как и вчера, ни света разума, ни радости. На физиономиях читается недоумение и растерянность, словно их постигла катастрофа…. Очевидно, это наш "весь мир", разумея под этим словом, равно и толпу и общество, на котором печать подавленности. Я не собираюсь судить, льстит, кому бы то ни было, а хочу понять, зная, что "любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же, должно…" (Ф.М. Достоевский. "Подросток").

Смотрел я на них, Сергей, и думал, думаю: допустим, сон материализовался.

Это, впрочем, вполне в духе времени и места, здесь и сейчас, если согласиться, что социальная наша жизнь иррациональна, антиразумна, деструктивна. Да, и откуда взяться признакам созидания в обществе закрытого типа, каковым является наше, когда основу его составляют борьба и насилие, сервилизм, коррупция, когда абсолютное большинство членов общества держит равнение на государство, которое только на словах провозглашает в Основном Законе, что оно строит свою деятельность на принципах социальной справедливости, законности и в интересах благосостояния человека и общества. В действительности, после провозглашения независимости, у нас здесь в Узбекистане ровным счетом ничего не изменилось. На самом деле, секрет полишинеля, кто есть кто в Узбекистане, кому и какой экономической модели развития, чьей политике, мы все обязаны этой своей жизнью по понятиям, чему и у кого мы все учимся, включая изучение многотомных произведений его речей, выступлений …

Между прочим, это мы тоже проходили в свое время, изучали, конспектировали другие книги иных классиков и "классиков". В действительности, одно дело "Капитал" Маркса, "Государство и революция" Ленина, другое – "Малая Земля", "Целина" Генсека….Как здесь не вспомнить и слова, словосочетания "Ленинизм", "Сталинизм", "Сталин – это Ленин сегодня", "Марксизм – Ленинизм", "Путинизм", "Асадизм", "Каримизм"….

Смешно и грешно, глупо и пошло кругом. Словом, не столько трагедия, а фарс на всех уровнях, если говорить о масштабах личностных. Возьмем ли, наблюдаемую, вот уже на протяжении почти четверти века, игру в учителя, вождя народа, великого архитектора и экономиста,… как его "кадры решают все", то есть, разрушают, разворовывают в стране все, что можно, даже пилят чинары….

Произношу сейчас про себя слово "Каримизм", думаю о том, что же это у нас за власть, точнее, кто же олицетворяет у нас власть, о том одном, кто представляет ее, кто все и вся решает за нас всех и в голову идут строки В. Маяковского

"Партия и Ленин -

близнецы – братья-

кто более

матери истории ценен?

Мы говорим Ленин,

подразумеваем –

партия…"

Или Л.Д. Троцкого "К Истории Русской революции"

"И вот нет Ильича. Партия осиротела….Как пойдем вперед, найдем ли дорогу, не собьемся ли? ….. Нет Ленина, но есть ленинизм …"

Быть может, оно и так, что действительно у каждого времени свое средневековье и свой кретин(изм) с "колумбусами" в голове (головах).

Вот и у нас в Узбекистане выросло целое поколение, являющихся патриотами из патриотов. Да, и не могла по иному сложиться судьба детей независимости. Безусловно, дело каждого – выбирать себе жизненный путь. Однако создание необходимых условий для верной жизненной ориентации является важнейшей социальной задачей. И здесь следует отметить, что "точкой отсчета" для молодежи в деле выбора жизненного пути, открытия собственного призвания, формирования правильного понимания цели и смысла жизни, выступили, по признанию одного из ее типичных представителей, труды Великого Провидца, как озаглавил он свое одноименное сочинение, посвященное президенту.

Итак, ясно, что в Постсоветско - Исламском, читай, Каримистком Узбекистане немыслимо представить современного специалиста, патриота каримисткой закалки и, наконец, просто рядового гражданина страны, который бы в своих трудах, извиняюсь, его трудах, не обрел знание, составляющие силу и оружие ….Он, повторю вновь, патриот из патриотов идет след в след по предначертанному, т.е. шаг вперед, два – назад, естественно, не позволяя никому сделать "шаг влево - шаг вправо", а только прямо в направлении очень светлого будущего. Если же находятся люди, не желающие идти, подобным образом, тем более, с обычным нормальным состоянием мысли, лексикой, не содержащими слова полярных оппозиций типа "свой" и "чужой", "друзья" и "враги", то они попадают в разряд "других", "не патриотов" и прочих отщепенцев. Что делать с ними? Согласно, принятым правилам игры "каримизма", канонам редукцинисткого типа мышления (истинам, спущенным "сверху") или мифологического сознания, поступать должно…

"Он

к врагу

вставал

железа тверже".

Это, значит, принимать в качестве образца Человека – неутомимого борца за национальную и региональную безопасность, социальную стабильность и мир, как Великого Гражданина, предотвратившего в роковые майские дни 2005 года большую беду, спасшего миллионы людей от нашествия бесов….

Отцы – образцы учат, помогают направлять на путь истинный тех, кто оступился. Ну, а, если встречаются среди них совсем пропащие, то к ним применимы наиболее испытанные методы социальной технологии…Вот, ведь, к примеру, в отношении отдельных журналистов, правозащитников уже говорят, что недостаточно сажать в психушку, а, мол, пришла пора вешать.

Словом, налицо все признаки приближения очень и очень светлого будущего или того самого государства великого…

Все возвращается на круги своя . В самом деле, помнится, ранее мы писали сочинения на свободную тему "Мы рождены, чтобы сказку сделать былью". Правда, это не мешало нам смеяться, слушая анекдот все про то же светлое будущее всего человечества.

"Как ты думаешь, доживем ли мы до коммунизма?"

- спрашивает один человек другого.

"Мы то не доживем – отвечает тот, - а детей жалко"

Прошли десятилетия - все вернулось на круги своя, но несколько в другом обличье, что повторить слова "детей жалко" в отношении нынешнего молодого поколения узбекистанцев, будет мягко сказано. Почему? Да, оттого что это поколение с его сознанием непосредственно отражает состояние "обычного" сознания в целом всего нашего общества, какое оно есть на сегодняшний день. Свидетельством тому, в частности, появление новой волны молодых, т. н. журналистов, обретающих свой голос в хоре, поющих осанны – мифологемы лидеру - отцу народа и его органической связи с массами, мудрому и заботливому …

Не сегодня родились…понятия и слова "baschismus", "каримизм". А что лежит за ними и каким образом воспринимает общество, понимает и объясняет природу, функционирующих режимов власти. Этого я не знаю…

Разве что лично для меня, очевидно, самое это общество является последышем советского, как, собственно, и строй правления. Потому что ничего нового не привнесено каримизмом в структуры государственности, принципы и социальные технологии, по которым они "работают". Впрочем, так бывает в истории, и наша страна не исключение. Так, русский философ –эмигрант Георгий Федотов заметил "…остается фактом…, что структура фашисткого государства, как и методы террора, созданы Лениным и были просто пересажены на европейскую почву" (см. Федотов Г. Россия и Свобода. Сборник статей NEW YORK 1981, с. 169-170). Значит, нет необходимости объяснять, откуда появляются (создаются) у нас в государстве, в обществе всякого рода прецеденты, "чушь" и т.п. на грани варварства. Я имею в виду и то, почему случается 13 мая 2005 и отчего "позволено" известной персоне власти нарушать Основной Закон страны. Безусловно, дело не только в нем. Беды наши следует сводить не только к "мерзости власти" (М. Фуко.) …

Пока оставим в стороне рассмотрение "не только" и остановим внимание на власти.

К сожалению, должно повторить вслед за тем же Мишелем Фуко, который в своем курсе лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году, фиксирует тот факт, что проблема позора власти…бесчестие правителя не становилось до сих пор объектом теории. Памятуя о режиме власти, установившегося в современном Узбекистане, было бы уместно привести следующие строки из упомянутых лекций великого француза.

"Деспот, как таковой, в отличие от преступника предписывает превосходство своего интереса и своей воли, отдает им постоянное преимущество. Деспот является преступником по своему статусу, тогда как преступник – деспот волею случая. Впрочем, говоря "по статусу", я утрирую, так как вообще – то деспотизм не может иметь социального статуса. Деспот навязывает свою волю всему общественному телу, находясь в состоянии постоянного неистовства. Деспот есть тот, кто постоянно, вне статуса и вне закона, но таким образом, каковой туго вплетен в само его существование, проводит и преступным образом навязывает свой интерес…Это тот, кто самим своим существованием, своим одиночным существованием, совершает максимальное преступление, преступление par excellence, преступление тотального несоблюдения общественного договора, посредством которого только и может существовать и сохраняться общественное тело. Деспот – это тот,…Это индивид, предписывающий в качестве всеобщего закона или смысла государства свое неистовство, свои капризы, свое безрассудство" (Фуко Мишель Ненормальные. Санкт Петербург 2005, с. 121-122).

Читаешь это, думаешь и по законам ассоциативного мышления невольно приходишь к выводу, что режим личной власти в Узбекистане, если и не назовешь деспотическим, то, несомненно, абсолютной властью одного. По сути же, природа его неограниченной власти является неоабсолютизмом ханского толка.

Почему так "случилось"?

На мой взгляд, нельзя искать ответ на вопрос в самой власти - мутанте и тем самым, все наши мерзости отыскивать в ее природе, все валить лишь на власть. Задумаемся, а почему она такова? Почему допускается обществом, что правит им деспот?

Быть может, следовало бы начинать с того, что общество наше не только, точнее, не столько больное, а само, если и не преступное, то является соучастником ….Оно является выкидышем, равно, последышем советского тоталитарно-авторитарного строя и соответственно общества с доминирующим репрессивным типом мышления и, по сути,… Иначе и не понять и не объяснить многое, скажем так, негативное в его природе. Так, разве не больно и не преступно общество, в котором забываются чудовищные преступления преступников, прощают то, что немыслимо, где нет места чести, честности, чувству вины и раскаяния, где родилось новое поколение, которое уже принимает за норму, когда "покупают" знания и дипломы….

Я думал, думаю, об этом и всякий раз прихожу к выводу, что власть наша мутант и общество – последыш советского, больное общество, в котором люди, как были, так и остались рабами по духу, сами для себя представляющие опасность….

Давно всем также известно, что у нас вместо коммунизма, как светлого будущего всего человечества, согласно идеологии независимости, точнее, каримизма, взят курс на очень и очень светлое будущее. Данный курс взят два десятка лет назад и до сих пор…

В реальности мы, как жили прежде при Советах под гнетом принудительного равенства, читай, политики, осуществляющей курс на достижение всеобщего единообразия, так и продолжаем жить. Ну, разве, что наши национальные вожди сменили вывески, слова, понятия, за которыми стоят прежние политические структуры, социальные институты, включая идеологию и идеологические учреждения с их методами воздействия на сознание и поведение масс. Естественно, вчерашние партработники разговорного жанра не могли и не пытались работать по – новому. Соответственно, все шло своим путем, т.е. по старому, особенно в той области, где предстояло перевести "идеалы", высшие принципы, провозглашаемые, т.н. идеологией независимости, из области эмпиреев на практическую почву, когда якобы хотели как лучше, а получилось как всегда. Иными словами, результирующей всего этого, как мы видим теперь, выступает торжество таковой идеологии на практике, а именно, когда идеи национальной идеологии овладели сознанием масс и воочию стали материальной силой с вытекающими отсюда последствиями..

Я имею в виду, конечно, то обстоятельство, что режим власти, читай и строй жизни, порядок в стране держится отнюдь не на законе и праве, духовности и культуре, морали и нравственности, ответственности и политической воле, патриотизме, человеческом и национальном достоинстве, гражданственности и национальном самосознании, а, опираясь на насилие и страх, тотальное воровство и коррупцию, намешанных на лжи и лицемерии, деспотическом своеволие известной персоны власти, авторитаризме "верхов" и конформизме "низов" (общества), читай, смердящего смирения и раболепия лакеев или рабов.

Полагаю, что, к сожалению, по - другому быть и не могло, по иному не может быть у нас здесь и сейчас, памятуя прошлое и настоящее состояние нашего общества, хронически больного, если разуметь общественное и индивидуальное сознание.. .

Надо ли забывать через какую мясорубку прошли миллионы людей в условиях строя Советской власти, справедливо именуемого одними Империей Зла, другими – Империей Страха. Вспомним о школе жестокости и байках об идеалах советского человека – строителя коммунизма, идеалах, которые, согласно расхожим суждениям, сделали возможным создать де сверхсплоченность…, способствовали становлению и укреплению тоталитарного государства.

И еще. О том же сознании…. Нет необходимости приводить примеры того, как ведутся "дискуссии" в Узбекистане, в том числе и на фронте искусства, чтобы иметь основание сопоставлять их с методами воздействия большевиков и национал – социалистов на сознание. И первые и вторые идеологией подменяли все сферы духовной жизни, сливая воедино философию, науку, политику и с помощью пропаганды лишали функциональной нагрузки общественное мнение. Конечно, общественное мнение не отрицалось, но с ним боролись, и оно навязчиво заменялось официозом.

Общественное мнение отсутствует и у тех и у других, ибо авторитарно – тоталитарные режимы, хоть называй их "просвещенным авторитаризмом", "государствлм –реформатором", не допускают какого – либо независимого суждения, тем более, выражения политических позиций… Названные типы устройства власти полностью исключают участие общественного мнения в осуществление власти (в функционировании политической системы)…

Зато все и вся заполнено официальной идеологией, схватывающей собой все жизненное социальное, политическое и экономическое пространство. И это делается через всевозможные уловки пропаганды, которая ставит задачей слияние общественного сознания с властью.

Известно, национал – социалисты задачу пропаганды формулировали так: "Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события" (см. Галкин А.А. Германский фашизм. М Наука, 1989, с 340). Коротко, емко и ясно, учитывая, что в 1933 г в нацисткой Германии было создано первое в мире "Министерство пропаганды". Аналогичные структуры существовали и в СССР еще с 1918 г., т.е., начиная с создания с РОСТА, впоследствии ТАСС. На примере их деятельности, следует подчеркнуть: печать, литература и искусство были превращены в послушный придаток аппаратно – бюрократической системы. Теоретическим обоснованием названного превращения послужила работа В. Ленина "Партийная организация и партийная литература".

К чему эти исторические параллели? Считаю, они необходимы: во - первых, в качестве импульса для размышлений; во – вторых, для того, чтобы направить эти размышления в критическое русло, напоминая, что без этого немыслимо освобождение сознания от "нужных" представлений, норм, ложных стереотипов, т.е., всего того, что несет в себе идеологии тоталитарного типа; в – третьих, для повторения хрестоматийных истин, например, что идеология служит обоснованию власти, охватывая собой все жизненное социальное, политическое и экономическое пространство, не допуская дискуссий, словом, мумифицируя, т.е., "перебинтовывая" язык, мысли.

Возвращаясь снова к тому примечательному сну. На мой уровень восприятия, понимания и объяснения, здесь имеет место одновременно и усталость общества и желание перемен. Всем все надоело. Человек не хочет, чтобы так продолжалось и дальше, но не видит выхода. В стремлении уйти от горькой правды постылой жизни, от жестоких социальных реалий, не оставляющих надежд на лучшее настоящее, он обманывает себя…. И тем не менее, в этом содержании сна находит выражение отнюдь не "воля к обману" по Ницше или равно подтверждение комплекса неполноценности, попытка человека на уровне подсознания оправдать собственное слабоволие, инертность, а отражение неотъемлемой составляющей "духовной оснастки" наших соотечественников - миролюбие. Свидетельством тому, что они всегда говорят: лишь бы сохранить мир, жить без крови.

Будто услышали их "верхи"- краснобаи, лгуны и насильники. В один день остановился конвейер судопроизводства и перестали сажать в тюрьмы, психушки…

Краснобаи и их подручные – люди с резиновыми дубинками, громилы, стукачи и иже с ними борзописцы, пустоплясы вместе с гламуром и попсой местного пошиба ….- все они ушли скопом, не дожидаясь, пока не закончится у народа время полузабытья и полубденья…, пока не последовали за его долготерпением акции отчаяния. Ведь люди не всегда безмолвствуют, не только ноют. Социальные массовые настроения изменчивы, испытывают время от времени разнообразные колебания со знаком минус. На поверхности общество кажется наглухо закрытым, не доступным для свежих ветров. Однако не может так продолжаться вечно. Бывают в жизни и истории моменты, когда не без воздействия пассионариев пробуждается у массы людей "воля к свободе", наступает пора перемен, неизбежность реформ или революций.

Вопрос актуальный и равно принципиальный, каким же путем пойдет далее страна? Произойдет ли банальная перестройка, перегруппировка сил в верхнем эшелоне власти? Если "да", то в этом случае, люди, отбросив всякие затеи, продолжат жить по прежнему уставу, без тревог во сне и наяву, почти как в истории про барана, рассказанной одним русским классиком, где и хозяину хорошо, и всем хорошо, и государству приятно, потому что все, кому полагается, живут по бараньему уставу.

Благо, что это всего лишь литературный персонаж Салтыкова – Щедрина "Баран – Непомнящий". А мы - люди, и нам, чтобы жить чисто человечески и с достоинством, вероятнее всего, необходимо в корне менять строй правления.

Вот, как говорится, и сон в руку, согласно которому, якобы "верхи" поступили разумно, не дожидаясь, пока, как бывает в последнее время, когда случается "вдруг", что восстает часть "низов" и начинается смута. -

Сергей слушал и временами хмыкал, вздыхал. А когда я, взглянув на кисло – недоуменное выражение его лица, закончил словами, что не надо унывать, так как у нас все идет как надо и своим путем, то он переспросил: это, каким же?

В ответ, я ему напомнил знаменитый лозунг (он же слоган):

"Ленин и теперь живее всех живых".

Тем самым, я напомнил ему, как молоды мы были, когда демонстрировали миру свой предельный идиотизм. И судя по нашей жизни, что происходит вокруг и внутри нас, мы такими и остались.

Бахадыр Ф. Мусаев. 15 – 17 апреля 2012 г. Ташкент. м. Тузель-2.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1334665140
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Комиссии по цифровизации
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2021 года №241
- Кадровые перестановки
- Как утратить лидерство в отрасли или хроника отечественного фиаско
- Глава МИИР РК дал старт строительству нового завода по производству золота в Жамбылской области
- Никакой уступки земли нет - разъяснение КНБ по ситуации в селе Коптогай
- Казахстан вернул странам-экспортерам более 8 тысяч тонн продукции
- Умер автор первой военной доктрины Казахстана
- Итоги основной деятельности КВГА за 1 квартал 2021 года
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх