Э.Ким: Нарисуй это зеленым. Причины прихода в публичную политику Казахстана у разных людей различны... 00:44 25.04.2012
Причины прихода в публичную политику Казахстана у разных людей различны. Причина ухода из нее у всех одна – несовпадение общественных и политических реалий с теми теоретическими выкладками, которые легли в основу их поведения на политической сцене. Недавно список ушедших пополнился Серикжаном Мамбеталиным, попытавшимся вырастить на казахстанской почве партию зеленых европейского типа.
Выходец из провинциальной элиты (папа – главный уролог Актюбинска), Серикжан пошел по стопам отца и начал свою карьеру в НИИ урологии. Но тут Советский Союз распался, началась эпоха тотальной торговли всем, что можно продать, и он переквалифицировался в бизнесмена, предварительно получив диплом КИМЭП. Торгпредство РК во Франции, Народный банк, Казпочта… Оставим в стороне его предпринимательскую деятельность, возможно, в ней было немало интересного, но нас интересует его политическая жизнь. А она началась в Лондоне, куда в 2002 году нашего героя занесла нелегкая судьба торговца нефтью, и где ему понравилось настолько, что он решил остаться там надолго. С тех пор взгляды на жизнь, в том числе и политическую, складывались у Серикжана под влиянием британских реалий.
Политическая карьера Серикжана Мамбеталина началась с того, что он вступил в британскую партию зеленых. Там ему очень понравилось, особенно то, что заседания проходили в здании Королевской британской библиотеки. Серикжан рассказывал про экологические проблемы Аральского и Каспийского морей своим однопартийцам. Те, с детских лет усвоившие, что Британия – владычица морей, чувствовали свою ответственность за все моря мира и внимали ему с сочувствием.
В 2010 году на парламентских выборах Зеленая партия Англии и Уэльса впервые за всю историю своего существования смогла провести в палату общин одного представителя. Для Серикжана это прозвучало сигналом – надо создавать зеленую партию у себя на родине.
Экологическое движение в Казахстане имеет давние традиции и прочный фундамент в виде серьезных проблем, некоторые из которых достались в наследство от СССР, другие создаются прямо на наших глазах, частично с помощью китайских стратегических партнеров, но по большей части нашими же руками. Хотя в качестве самостоятельной политической силы экологи так и не сформировались, зато решение экологических проблем входило в программы всех политических партий. А Мэлс Елеусизов, председатель экологического союза "Табигат", даже выдвигался кандидатом в президенты Казахстана. Но Серикжан Мамбеталин планировал создание не экологической партии, а партии зеленых европейского стиля, сочетающей экологический популизм с социал-демократической идеологией. И эта партия нужна была ему не для решения проблем Каспия и Арала, а для того, чтобы войти в европейский клуб зеленых партий в качестве полноправного члена.
В интервью журналу BUSINESSWOMAN Серикжан вспоминает: "Позже с делегацией английских зеленых поехал на съезд европейских зеленых партий, где выразил готовность создать и в Казахстане партию "зеленых". Аргументировал свое предложение тем, что 13 процентов нашей страны находится в Европе, а Каспий – географически часть той же Европы. После того, как получил одобрение, начал заниматься организационными вопросами". Точно неизвестно, запрашивал ли он одобрение своих британских однопартийцев в дальнейшем, но обещания стали его фирменным стилем работы.
Он пообещал европейским зеленым создать зеленую партию в Казахстане, которая вошла бы в состав европейской. Обещание свое он не сдержал – в составе Европейской партии зеленых Казахстана нет ни среди членов, ни среди наблюдателей (а вот Турция, например, есть). Он присмотрел себе "Руханият" - маленькую тихую партию с незапятнанной биографией, и предложил Алтыншаш Джагановой выкупить авторские права на нее. Та согласилась, а Мамбеталин ограничился обещанием заплатить, и в марте 2010 года объявил себя новым председателем партии. Добавил к прежнему имени слова "партия зеленых" - получилась партия зеленых "Руханият". Скрестил традиционную духовность с современной экологией - появилась партийная программа "Экология души".
Став председателем партии, Серикжан занялся собственным пиаром. Он выступал в "Айт-парке", раздавал интервью, участвовал в различных "круглых столах". Как и положено настоящему политику-популисту, он говорил о надвигающейся угрозе и о спасении (молчаливо подразумевалось, что спасителем станет он сам). Кто-то начинал со спасения демократических ценностей, кто-то со спасения аула, кто-то со спасения малого и среднего бизнеса. Серикжан Мамбеталин предложил спасать Каспий. Про спасение Арала он тоже говорил, но как-то вскользь, акцент же делал на Каспийском море, которое как объект спасения на порядок масштабнее. Да и европейцам оно известно – они из этого региона нефть и газ получают, потому к спасению Каспия равнодушными остаться не должны. И еще лидер "зеленых" говорил про спасение оралманов. Возможно, он хотел показать, как в рамках концепции партии зеленых можно объединить самые актуальные проблемы, стоящие перед обществом. В итоге он показал лишь то, что в сегодняшнем Казахстане любая оппозиционная партия, вне зависимости от ее названия, программы и образования, полученного партийным лидером, неизбежно скатывается к обсуждению положения казахского языка.
К началу предвыборной кампании Серикжан превратил "Руханият" из маргинальной партии в партию маргиналов. Из партии, которая в межэлекторальный период была практически незаметна, а на парламентских выборах не набирала даже 0,5% голосов, в партию, оказавшуюся в центре внимания благодаря приходу большого числа персон, отличающихся тягой к публичным скандалам.
Почувствовав в Мамбеталине родственную душу, в "Руханият" потянулись маргиналы всех мастей - художник Канат Ибрагимов, пытающийся скрыть отсутствие таланта за избыточным эпатажем, сетевая графоманка Айгуль Кохаева, бывший поэт, а ныне профессиональный патриот Мухтар Шаханов и проваливший экзамен по казахскому языку кандидат в президенты Уалихан Кайсаров. Забавно, что двое последних пришли в партию зеленых с политическим приданым – собственными партиями (разумеется, незарегистрированными), в смысле маргинальности превосходящими даже "Руханият". Кайсаров разбавил "зеленых" своей партией "Абырой", а Шаханов добавли в нее "Халык рухы".
В политической платформе Партии зеленых "Руханият" одной из задач партии значится "строгое соблюдение законодательства Республики Казахстан". Увы, эта задача оказалась партии не по плечу. Центризбирком принял решение об отмене регистрации партийного списка "Руханият" из-за нарушения порядка выдвижения и регистрации партийного списка, несоблюдения порядка созыва и проведения съезда, установленного Законом "О политических партиях" и уставом партии. А Алтыншаш Джаганова восстановила суверенитет над своей исторической вотчиной – на внеочередном съезде Серикжан был снят с поста председателя партии.
И тогда Сержан Мамбеталин начал голодовку. Местом проведения этой акции он избрал мечеть, а ход голодовки освещал через "Фейсбук". Но вскоре, не найдя поддержки даже у таких известных приверженцев голодовки, как Мухтар Шаханов, он предпочел вернуться в Лондон, к жене и детям.
Будучи вытеснен из реальной политики, он ушел в область политического бессознательного – в социальные сети. Там он дает выход своим фантазиям, комплексам, агрессии и всему тому, что не успел проявить в полной мере во время своего непродолжительного пребывания на политической сцене в Казахстане. В "Фейсбуке" он может не только высказывать свои взгляды на события и людей, но и формировать правительство, которое придет к управлению Казахстаном после того, как реальное правительство будет сметено волной народного гнева. Он может назначать министром культуры неудавшегося режиссера Болата Атабаева, уже почти десять лет выдающего за новацию один и тот же спектакль "Лавина". На пост министра образования – видного политбизнесмена Асылбека Кожахметова, осужденного за хищения еще в стройотряде.
Ходят слухи, что он собирается направить Марку Цукербергу (копия - в Центризбирком РК) свой френдлист для регистрации новой группы Spiritual greens (что значит Духовные зеленые или Духовное бабло) в качестве политической партии.
Эдуард Ким
|