М.Сергалиев: Западно-Казахстанская Белоглинка. Ностальгия по селу, которого нет 09:25 11.06.2012
Ностальгия по селу, которого нет
Проезжал на днях мимо стоянки центрального рынка, случайно увидел возле автобуса с вывеской "Пермский" знакомые лица земляков, приехавших в город по своим делам. Остановился, поздоровался, они оживились, - мы немного поговорили, потом разъехались. По дороге, уже за рулем, подумал, что давно живу в Уральске, а язык не поворачивается назвать этих людей бывшими земляками, что-то нас все-таки связывает незримой нитью. Потом явственно понял, что это Белоглинка, та самая малая родина, существующая у каждого своя, будь это знакомый с детства городской двор либо вот такая небольшая деревенька…
На картах оно еще пока есть, существует село под таким уютным названием Белоглинка, - почему именно так, трудно сказать, особых запасов белой глины там не было, но название прижилось.
А рассказать о нем хочется, потому что самого села как такового нет уже несколько лет. Представляете, на карте есть, а фактически - нет...
Давайте вспомним, каким оно было, бывшее второе отделение совхоза "Пермский", небольшой симпатичный поселок километрах в восьмидесяти от Уральска. Признаться, лет до 25, пока не побывал в других районах, считал его вполне заурядным, не выделяющимся ничем особенным. Теперь понимаю, как ошибался, - не в укор нынешнему времени, инфраструктура этого обычного по тем меркам целинного поселения была вполне достойной. Представьте себе село с широкой и длинной по сельским меркам центральной улицей с белоснежными кирпичными домами в два стройных ряда, от которой отходило еще несколько более коротких. Въезжающих в Белоглинку встречали здания кузницы и конторы, в центре – симпатичная столовая, баня и магазин, за которым расположилась территория большого детского сада (все типовые здания из силикатного кирпича).
У всех домов огороды с центральным водоснабжением, школу с клубом и магазином соединял отличный тротуар, - и все это, напоминаю, всего лишь на небольшом, примерно из 100 дворов отделении совхоза.
В холодное время года дымила центральная котельная, дававшая тепло в жилые дома, школу и детский сад, - объективности ради нужно сказать, что центральным отоплением были обеспечены не все дома, а лишь около десятка. Но жили в них изначально в основном учителя, для которых таким образом пытались создать необходимые условия для работы.
А еще в Белоглинке был клуб, большой и красивый, отделанный янтарного цвета деревом, а также особенно симпатичными стеновыми плитами, - за пол-часа до начала сеанса по селу разносилась музыка, сообщающая о завозе какой-нибудь очередной индийской "Зиты и Гиты". Периодически в нем устраивались концерты самодеятельности, на которых собиралось практически все население Белоглинки.
Центром и гордостью села, без сомнений, была школа, - нет, не потому или не только потому, что много лет подряд занимала первое место по показателям среди аналогичных районных учебных заведений. Она была без сомнения красива, по своему уникальна, - с просторными классами (с особенно замечательно оборудованным кабинетом биологии!), единственным среди восьмилеток района типовым спортивным залом, мастерской, библиотекой. И главным предметом гордости как педагогического коллектива, так и всех белоглинцев, - школьным большим садом с плодоносящими яблонями, и огородом с разбитыми как по линейке грядками с разнообразными культурами. Слава о Белоглинской восьмилетней школе распространялась далеко за пределами района, - ежегодным апофеозом успеха были поездки коллектива на августовские совещания в районный центр Переметное. Там, на своеобразной выставке достижений школы аккуратными грудами гордо демонстрировали свои прелести огромные красные и желтые помидоры, крупная взрывающаяся в зубах "антоновка", алый "злобный" перец, мерцающие фиолетовыми боками самодовольные баклажаны и мн.др.
Но особую гордость белоглинцев и восхищение посетителей вызывали цветы из школьного приусадебного участка, - разные, яркие, восхитительно красивые, в первую очередь розы, огромные букеты которых щедро дарились млеющим от удовольствия коллегам. Удовлетворенный таким эффектом цветы традиционно раздавал практически бессменный директор школы Сергалиев Хабибулла Кадыршеевич, рядом интересующимся терпеливо разъясняли секреты выращивания растительных прелестей главные "цветотворцы" Цветкова Н.Я. и Запотылько Н.Г.
Но главной ценностью села были, конечно, люди,- они были разных национальностей и специальностей, в основном целинники, собственно и создавшие Белоглинку. Невозможно всех перечислить: семьи Искаировых, Акбисековых, Ткаченко, Умаровых, Тайгиных, Баядиловых, Варовых, Градовых, Бермагамбетовых, Карткужаковых, Кужахметовых и многих-многих других. Они просто жили, много и упорно трудились на совхозном производстве и личном подворье, ходили друг другу в гости; бывало, ругались и выпивали. И, конечно, любили, - тоже по разному, бывало со скандалами и "похищениями" невест. А еще в Белоглинке особенно много межнациональных браков, это считалось своеобразной "изюминкой" и вообще никак не обсуждалось, село жило очень дружно.
А потом его не стало, - не сразу, в течение лет пятнадцати ухудшалось обеспечение электроэнергией, водой, продуктами, совсем захирела дорога, и раньше не баловавшая добротностью покрытия. В поисках лучшей жизни, неохотно, с оглядкой на умирающее село, потянулись в разные стороны семьи. Стервятниками налетели со стороны умельцы, растащив на материалы жилые дома и подворья. До последнего держалась школа, однако сейчас и на ее месте тоскливо шумят выросшие до огромных размеров деревья, напоминающие о былой красоте села.
И они его не забывают, бывшие жители бывшего села, - кроме областного и районного центров, многие из них перебрались в близлежащие села Первосоветское, Ульяновск. Примечательно, что жители этих сел упорно продолжают называть их белоглинцами, подчеркивая наличие сохранившейся между ними какой-то особой дружбы, - "приезжие" не возражают.
И еще, - верите, каждый год ранним летом, по взаимной договоренности, как правило, в воскресный день (в последний раз это было вчера, 10.06.2012г.), из Уральска и разных сел области, приграничной России торопливо мчатся к Белоглинке машины. У пруда, возле сельского кладбища встречаются жители несуществующего села: казахи, русские, украинцы, белорусы, между собой они просто белоглинцы, - привозят своих детей, знакомят с бывшими соседями и настоящими друзьями. Посещают кладбища, встречаются, обнимаются, могут немного всплакнуть; за расстеленным здесь же дастарханом делятся новостями, радуются хорошему и сопереживают плохому. И всегда жалеют об утраченном по независящим от них причинам добром селе с таким уютным названием Белоглинка. И лишь потом уезжают, чтобы через год приехать сюда вновь.
Не знаю, существует ли еще где-либо традиция подобных встреч, но всей историей своего существования Белоглинка ее заслужила.
Максот Сергалиев
|