КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 30.06.2012
23:09  Новым премьер-министром Грузии стал глава МВД Вано Мерабишвили
15:02  Д.Ашимбаев: Обвинять кого-то в том, что казахский язык притесняется, глупо. Кто они, "совесть нации"?
14:30  Олесь Бузина: Объявлять Брейвика психом - трусость
10:46  В Актюбинской области скотоводы объявили войну земледельцам
10:42  Н.Семенов: Душанбе нужно ответить на пограничные угрозы
10:35  М.Ростовский: Как ОДКБ обманул себя. За что я благодарен Исламу Каримову
10:33  Д.Пановкин: "Возвращение в лоно", или Ташкентский маятник

10:30  С.Ежков: Получай, товарищ Путин. Другой вопрос – гарантии существующему в Узбекистане политическому режиму...
10:28  "Известия": ОДКБ. Узбекистан нарушает правила
10:26  IWPR: Туркменистан: Групповые судебные процессы продолжаются
10:22  Почему Бекмамбетов отказался снимать Анджелину Джоли в своем фильме "Президент Линкольн: Охотник на вампиров"
10:08  М.Савеличев: Чувство превосходства как основной инстинкт государства
10:06  Е.Гладкова: ОДКБ минус. Узбекистан уходит под США
10:03  Парламент Киргизии не смог вынести вотум недоверия правительству
09:59  Бывший министр нефти Египта Самих Фахми приговорен к 15 годам тюрьмы
09:51  Ковер-махолет? В Казахстане будут выпускать крупные пассажирские самолеты
09:37  М.Тищенко: Беспокойный союзник. Узбекистан уходит из ОДКБ
00:46  Россия вышла в мировые лидеры по числу временных трудовых мигрантов
00:35  С.Балмасов: Сирия - как режим Башара Асада справляется с топливным кризисом
00:31  А.Широкорад: Сирия и Европа - тысяча лет конфронтации. Кому мешает независимое государство на Ближнем Востоке
00:23  Т.Акеров: Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII-X века)
00:09  Более 3 тыс работников "Арселор Миттал Темиртау" вышли на митинг в Караганде
00:08  Король-Олень. Н.Назарбаев лично заселяет окрестности Астаны фазанами и косулями
00:07  Р.Устраханов: Парламент Грузии - о "бедных черкесах" замолвите слово
00:06  "Уход" из ОДКБ: Ташкент получил преимущество в переговорах о выводе ISAF из Афганистана
00:04  Уроженец Самарканда доктор Рахим Хаитов удостоен Государственной премии Российской Федерации 2011 года
00:00  Ю.Костенко: Энергетика Кыргызстана. Игра в очко
Пятница, 29.06.2012
23:44  Аркадагу стукнуло 55. В Туркмении праздник!
23:10  Экс-банкир Аблязов вошел в число обвиняемых по делу о разжигании соцрозни в Мангистауской области
16:59  Пол Бартлетт: Узбекистан-Казахстан. Советские бренды возвращаются
14:23  С.Антоненко: Достоинство и преемственность - штрихи к образу иранской культуры
13:52  "РГ": Почему Узбекистан вышел из ОДКБ? Попытка №2
12:16  "РС": Длина юбки сотрудниц стал предметом обсуждения в кыргызском парламенте
12:14  ABC News: Ташкент поменял свое отношение к ОДКБ
12:06  Абрам Дилан: Пьяный Восток. Китай достиг "пика ganbei"
12:02  Foreign Policy: Путин делает с Америкой, что хочет
11:56  Р.Сааков: Российские ветераны войны в Таджикистане - без статуса
11:52  "РА": Узбекские проститутки заполонили Грузию
11:50  М.Захидов: Кто и как издевается над русскими в Узбекистане. Дело Н. Борисковой и Д.Ледомской
11:43  Время тиранов прошло. В Праге открывается второй съезд Народного движения Узбекистана
11:25  А.Мыскина: На границе безумия. Поездка на Иссык-Куль, да еще и с детьми, превращается в настоящее испытание
11:11  Китай, Монголия и Россия создадут союз городов Великого чайного пути
11:03  С.Абдрашитова: Под кого фишка ляжет. Кто разбогатеет от казахстанского "народного IPO"
10:59  Т.Куан: Демократия в квадрате. В Казахстане стартует программа "Доступное жилье -2020"
10:55  Экс-первый зять Казахстана Рахат Алиев собирается сбежать в США
10:43  Китайские тайконавты, в том числе первая тайконавтка, благополучно вернулись на Землю
10:26  Ш.Мамбетов: В Кыргызстане власть имущие крутятся только вокруг золота
10:19  "НВ": Казахстанских силовиков увольняют за профнепригодность
10:04  "Къ": Узбекистан отрывается от коллективной. Ташкент просит приостановить свое участие в ОДКБ ради укрепления двусторонних связей
09:14  В Оше задержан заместитель амира кыргызского "Хизб-ут-Тахрир"
09:09  П.Тарасенко: Судан приготовился к смене власти. Протестующие во всем следуют египетскому сценарию
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Т.Акеров: Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII-X века)
00:23 30.06.2012

Важной вехой истории кыргызского народа являлись VI-VIII века, когда народ переживал свой путь становления и формирования национальной государственности Кыргызского каганата на Енисее. Данному периоду характерна консолидация кыргызских племен в Минусинской котловине, формирование Кыргызского каганата. Эти процессы диктовались сложившейся политической ситуацией в Саяно-Алтайком крае в VI-VIII века, конкурентной борьбой, вынудившей кыргызские племена объединиться против общего врага тюрков во главе с ашина.

В VIII веке, в эпоху правления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии. Стремительный рост влияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюркского каганата в 744 году, все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызский каганат стал покровительствовать басмылам и байырку (барку) от могущественных карлуков и уйгуров.

Кыргызы, после событий 744 года, подчинили под свою власть отдельные племена, входивших в состав Тюркского каганата канглы, теитов, кесеков, толосов, тардушей и других, которые позже были инкорпорированы в состав господствующего этноса. С этого времени кыргызы, вслед за азами начали постепенно мигрировать на запад. К этому времени азы, переселившиеся в Семиречье после событий 715 года, успели слиться с западнотюркскими родственными племенами нушиби и включились в политические процессы на Тянь-Шане. Тем самым закрепление азов на Тянь-Шане стала причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, втянутых в борьбу за верховенство в Семиречье. В результате в VIII веке на Алтае появилась новая общность родственных племен чигилей, алтайских тюрков, кыргызов, которые вместе продвигались на Тянь-Шань, где ими были установлены тесные этнополитические и этнокультурные связи с местными племенами азами, тухси, ягма и др.

В середине IX века кыргызам удалось уничтожить ставку Уйгурского кагана на Орхоне и установить свое господство над Центральной Азией. В.В. Бартольд этот период истории кыргызов назвал эпохой Кыргызского Великодержавия. В ноябре 843 года кыргызский генерал Алп Сол Тепек, возглавивший эту военную кампанию, прибыв в столицу Китая, сообщил, что "им подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие" [1.-С. 101.]

Анализ процесса миграции восточных племен на запад и современной топонимики показывали, что в VIII-IX вв. кыргызы усилили свое присутствие на Алтае, расширяя свои контакты с алтайскими тюрками и чигилями. В то же время в период Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье. Основная масса их обосновалась на Тянь-Шане. Неслучайно, анонимный автор "Худуд аль-Алам" упоминал кыргызов не в связи с карлуками, а рядом с чигилями и тухси. Родословные данные указывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, жагалбаями (ягылбай), азами, чигилями, кыргызами и канглами в прошлом.

Следует отметить, в VIII веке одной из основных причин миграции восточных племен на запад стало соперничество между Тюргешским каганатом (704 год) и Вторым Восточнотюркским каганатом [2. -C. 138-139.], который всеми силами пытался вернуть утраченное влияние в регионе и на племена Саяно-Алтайского края. В том числе на кыргызов во главе с Барсбек каганом. Стремления тюрков шли в разрез с интересами Тюргешского каганата, который для укрепления своей позиции в регионе с удовольствием принимал бежавшие от преследований племена азов, ягма, жагалбаев, чигилей, кыргызов и др. С тем, чтобы добиться их поддержки и создать на границе буферные владения на случай войны со Вторым Тюркским каганатом. Так, вожди ягма открыто заявляли о верной службе Тюргешскому кагану: "мы пришли служить тебе, если будет дано позволение, мы будем совершать набеги во все стороны" [3.-C. 526]. Кроме того, длительные войны между кыргызами и тюрками с одной стороны, между кыргызами и алчакчынами алакчынами (бо-ма) [4.– С. 480-481.] с другой за господство в Западной Монголии и Прибайкалье тоже подталкивали восточные племена мигрировать на запад.

Источники отмечали, что на севере с кыргызами "часто дрались" [5.-C. 350] прибайкальское племя бома или йелочжи, ("э-ло-чжи", "ге-ло-чжи" или "бома – пегая лошадь"), представлявшее многочисленный народ, всего в три раза уступавший по количеству самим кыргызам. В.Бартольд характеризовал эпоху Барсбек кагана следующим образом: "…владение киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в эпоху их могущества…" [4.-C.190.]. Л.Гумилев писал, что в эпоху Барсбек кагана в VIII веке кыргызские земли простирались на юго-запад до Гэлолу, на восток до Гулиганы [5.-C. 353.]. Кыргызы господствовали в верховьях Томи и Бии, до Саларского кряжа и до озера Байкал [6.-C. 263.]. Он же писал, что в 742 году Китай, опасаясь набегов со стороны тюргешей и кыргызов, укрепил свои северные границы и образовал три пограничных округа для борьбы с племенами тюргешей и кыргызов [6.-C. 261.].

Л.Н. Гумилев делил народ бо-ма на северных и южных. Первые жили севернее Саяно-Алтая. Вторые, составляя одно из ветвей ди, обитали на севере Китая в районах Ганьсу [7.-C. 31.]. Китайские хроники династии Тан на западе от Аньси в Восточном Тянь-Шане локализовали реку под названием Бо-ма, что значит Белая (пегая) лошадь [8.-C. 36.]. В перечне огузских племен М.Кашгари можно обнаружить название племени алайунтлу [9. –C. 34.] (от ала юнт – пегие лошадники).

Кыргызы достойно сражались с ними и на восточной окраине своего владения. В данный период началось инкорпорирование кыргызами в свой состав новых этнических групп, в том числе алакчынов, обитавших на севере Алтая. В Прибайкалье образовали новые улусы булагачинов и керемучинов.

Этнические связи кыргызов с алакчынами сохранились в легендах и генеалогических преданиях, которые свидетельствовали о миграции пегих племен в купе с первыми. Согласно одной из них кыргызы произошли от пегого принца-праотца народа. Жили рядом с Бухарой [10.-C. 200-201.]. Потомками средневековых алакчынов (черных всадников) могли быть лакайцы Таджикистана, которых кыргызы в прошлом называли алакай [11.-C. 108.]. Последние имели тесные связи с кыргызскими племенами мундуз, доолос и кушчу. Этноним "лакай" находит свою аналогию в названии рода накай кыргызского племени кушчу. Потомки алакчынов сохранили свое название в структуре кыргызских племен саяк (беш бакачы, чекел) и саруу (алакчын), чьи имена связывали с Саяно-Алтайским краем [12. -С. 113.]. Генеалогические предания вышеназванных родов связывали их происхождение с пегими людьми. Значение "беш бакачы" соответствовало названию рода енисейских кыргызов "табандыр" [13.-C.99-100.] (от монг. табын-пять), которые входили в круг племен Западной Монголии и Алтая. Согласно легенде род беш бакачы происходил от пяти прародителей, случайно употребивших мясо лягушки (бака), попавшей в котел во время приготовления обеда. С тех пор потомки этих пяти человек рождались пегими. Представители беш бакачы отличались признаками рябости на теле.

Следовательно, енисейские кыргызы в период военных столкновений с алакчынами в Западной Монголии вступали в этнические связи с местными племена края, в результате чего включали в свой состав новые компоненты алакчынов, чиков, табынов, жагалбаев западнотюркских хуво и других.

Нам представляется возможным установить место локализации вышеназванных средневековых хуво. По нашему мнению, племена хуво жили в районе реки Кемчик на территории современной Тувы. На это указывало тождество "хуво" (степь) с современным тувинским этнонимом "ховалык" (название одного из сумынов хемчикского хошуна тувинцев, буквально степняки), а также с названиями местностей Баян Талаа Ховузу и Хопту в Туве [14.-C. 598-599.]. По информации И.Молдобаева, в вышеуказанных районах жили тувинские племена кыргыс, куулар и монгуш (или монгут). "Киргизские мунгуши происходят от этих монгушей. По рассказам стариков, они откочевали на территорию Киргизии примерно лет 300 тому назад".

Здесь же располагались Оюнарские, Тоджинские, Хемчикские, Салчакские и другие тувинские хошуны, многие из родов которых имели отношение к кыргызам, народу, переселившемуся с востока на Тянь-Шань. Отметим, что в Хемчикский хошун входили роды кара монгуш, монгуш, кыргыс, сарыг, сая (сай) и др. Примечательно, что названия многих из вышеназванных родов находили свою аналогию в этнонимии современных кыргызов – "кыргыз", "саруу", "сары", "саяк", "мунгуш", "кесек", "жоо кесек", додон (тардуш, пл. доолос), "байгур" (имя одного из предков Манаса в эпосе "Манас"). Кыргызские племена саруу (кобуке-хуво) и саяк (кабак, чол) имели родовые подразделения кобуке (в. хуво), каба (кабак) и чол (степь). Происхождение саруу и саяков связывали с Саяно-Алтайским краем.

Кыргызами в VIII веке враждовали огузы. Персидский историограф Гардизи в своей книге "Зайн ал Акбар" приводил легенду, рассказавшую о взаимоотношениях кыргызов с огузами, башкирами, хазарами и другими кочевниками Алтая. В предании, вероятно, отражен процесс миграции енисейских кыргызов на Алтай в VIII-IX века. В сказании Гардизи (в XI веке) говорилось о том, что предком кыргызов был некий незрячий славянин Эмке, сын Яфета, вскормленный в младенчестве молоком собаки. По воле судьбы ему пришлось бежать к хазарам, а затем к башкирам. Народ его называли "в связи со словом "саг" ("собака")", так как их предок был вскормлен собачьим молоком. Далее говорится, что он заключил союз с башкирами, подчинил огузов и дал своему народу имя кыргыз. Гардизи описывал кыргызов с ярким выражением европеоидных черт с красными волосами и белой кожей [15. . – С. 46, 47, 48.].

Сведения из "Огуз намэ" подтверждали существовавшие враждебные отношения между кыргызами и огузами. Согласно "Огуз намэ" мифический народ ит-бараки жили "По ту сторону Хитая… в непреступных горах" [16.-C. 55-57.]. В сказании отмечалось, что после неудачного похода на ит-бараков Огуз хан бежал на Алтай, где на острове, образованного течением двух рек в дупле дерева родился мальчик, которого хан назвал Кыпчаком. По данным Рашид ад-Дина, кыпчак вместе с агач эри, халач (потомки туциши хэлоши-чур), входили в разряд народов, "соединившихся с Огузом и смешавшиеся с его родом" [16. -C. 54.], что также указывал на связь кыпчаков с лесными племенами.

В научной литературе большинство ученых связывали данный сюжет в "Огуз намэ" с событиями 840 года, когда кыргызы уничтожили ставку Уйгурского кагана на Орхоне и племена тогуз гузов на Алтай, Тянь-Шань и Приаралье, где они не могли ужиться с местными племенами в лице чигилей, кангаро-печенегов и др.

С.Г. Агаджанов, проанализировав этнополитические и миграционные процессы в Центральной Азии в VIII-X века, справедливо связывал информацию М.Кашгари о натянутых отношениях между огузами и чигилями, с их борьбой за господство в Семиречье. Он же высказал предположение, что М.Кашгари рассказывал о событиях тех времен, когда огузы и чигили жили в соседстве на Иссык-Куле, где, по данным средневековых исторических преданий, находилась ставка одного из первых легендарных предков огузских племен [17.].

По мнению С.Г. Агаджанова, враждебные отношения между чигилями и огузами в VIII-X века в какой-то мере нашли отражения в одном из сюжетов сказания об Огуз хане и его походах на Тянь-Шань. В нем отмечалось, что во время своих многочисленных походов Огуз хан прибыл в Алатаг и во владение Алмалык. Одну группу своего войска он расположил в Алмалыке, в местности Ак-Кая. После, сам он 10-тысячным войском, имевшим название ок-тугра-огуз, отправился в поход на север в земли кырков и башкордов, где захватил крепость Лугр. Затем Огуз-хан, двинувшись по безводной пустыне, достиг Итиля. Он с войском сделал остановку в местности Он-Каракуль, откуда направился в Талас и Алмалык [17.-C.35.].

Следовательно, в легенде Гардизи рассказывалось о связях алтайских кыргызов с племенем, имевшим тотемическое название кючюк (собака), что на монгольском языке означало нохай. Очевидно, Гардизи, называя кыргызского вождя "вскормленным молоком собаки", косвенно указывал на название рода, к которому принадлежал вождь. На кыргызском языке термин "вскормленный молоком (грудью) собаки" значит "итэмген". В родоплеменном составе башкиров, кыргызов и казахов есть роды под названием итэмген. Важно отметить, что одно из родоплеменных подразделений кыргызского племени саяк под названием кулжыгач в своем составе имел роды итэмген (вскормленный молоком собаки) и сутэмген (вскормленный молоком человеческой матери). Названия этих родов указывали на существование этногенетической связи их носителей с алтайскими кючюками и западнотюркскими "гешу" (кючюк). Можно сопоставить имя вождя "эмке", упомянутого Гардизи со словом "эмген", использованного в вышеприведенных этнонимах, а также с именем князя моголистанского улуса чериков Инга Торе Черика. Согласно кыргызской родословной общими предками чериков являлись Атан бий и его сын Кулжыгач.

Вышеупомянутый этноним "кулжыгач" говорит о принадлежности его носителей к лесным племенам. Т.е. кулжыгачи (кулжыгач/могучее дерево) могли быть тождественны с алтайским племенем агач эри (лесные люди), которые также как и черики отмечались в междуречье Или и Иртыша. Этнографические материалы показали, что кыргызы и башкиры имели довольно много этнонимов, имевших общее происхождение. Например, кыргыз, кырк, кырк уйле, кырк уйле мин, кырк кузяк, кыркуле-кувакан, кырктар, кырк тамга, кубэляк – кырклук (усерган), кубаляк-тиляу (усерган), узунлар, азгым, ассы, азнай, азекэй, эткючюк, кучек, итэмген, ягалбайлы, итэмген, бешкэк, карга, канглы, табын, турна (журавль – каркыра).

Отсюда можно полагать, что енисейские кыргызы, продвигаясь на запад на Алтай и в Притяньшанье в VIII веке, стали сливаться с западнотюркскими племенами асиги, гешу, байсаньганами, хуво, хулуу-кюль-чурами, а также башкирами, агач эри, огузами, тюрками, чигилями, басмылами, байырку и другими. Все эти роды были включены состав кыргызского народа, о чем свидетельствовали средневековые этнонимы, сохранившиеся в качестве названий родоплеменных групп кыргызских племен. Но, об этом чуть ниже.

Основываясь на вышеизложенное, мы можем с уверенность заявить, что эпос "Манас" посвящен енисейскому периоду истории кыргызского народа. Время сложения эпоса "Манас" охватывал примерно VI-Хвв. Отдельные сюжеты эпоса "Манас" позволили в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, в эпоху правления которого енисейские кыргызы вступили в свою фазу рассвета Кыргызской государственности на Енисее. В VIII-X века о Кыргызском каганате знали и считались с ним в Китае, Тибете, Византии, арабо-персидском мире, Тюргешском и Карлукском, Хазарском и Булгарском каганатах и т.д.

Отдельные сюжеты эпоса "Манас" свидетельствовали о существовании его задолго до эпохи Великого Тюркского каганата. В "Манасе" есть достаточно сюжетов относящихся к эпохе скифов, хунну и т. д. Например, в сюжете о рождении Манаса можно заметить следы солнцепоклонства, тенирианства и зороастризма. Сюжет рождения ребенка путем обращения к божеству, небесным силам занимает центральное место в эпосе "Манас". Первые строки океаноподобного "Манаса" начинаются именно с этой картины, обращения к небу, чтобы он дал хану кыргызов долгожданного наследника, который мог бы сплотить вокруг себя народ и продолжить отцовский род. Новорожденного нарекли, таинственным именем Манас. Новорожденный описывался в традициях тенирианства и зороастризма.

Из серебра и злата

Создан подобно сплаву,

Тверди земной и небу

Подобно создан на славу,

Цвету луны и солнца

Подобно создан по праву.

(Из эпоса "Манас").

В народном сказании отражены отдельные сюжеты, имевшие отношения Великого Тюркского каганата, когда тюркские каганы воспринимали народ своего государства как единый тюркский этнос "тюрк будунум", что говорило о консолидирующей роли господствующего племени. В эпосе "Манас" хан Манас тоже называл племена подвластные ему единым народом Кыргызского государства. Манас говорил: "Кулалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым".

Важно отметить, что в эпосе "Манас" отчетливо выделялись сюжеты, имевшие отношение к енисейскому периоду истории кыргызского народа, когда шла ожесточенная борьба с тюрками, карлуками и огузами. Отметим, что в эпосе "Манас" обнаружен титул предводителей тюрков, карлуков и огузов ябгу в форме "жабуу". В одном из сюжетов, когда Манас со своим войском прибыл на место решающего сражения, его враги, выстроившиеся на поле битвы, встречали кыргызов боевыми кличами "жабуу". В эпосе говориться: "Жабуу, жубуу, жубуу деп, Жаалдаган кыйын кеп". Боевой клич "жабуу" в сказании соответствовал титулу врагов Барсбек кагана древних тюрков, огузов и карлуков "ябгу". Отсюда можно полагать, что в данном случае речь идет о боевом кличе воинов древних тюрков, карлуков и огузов "ябгу", с которыми воевал Барсбек кагана и его приемники, в том числе Алп Сол Тепек.

В середине IX века, когда кыргызы ликвидировали Уйгурский каганат на Орхоне и установили полный контроль над Центральной Азией, произошел очередной этап переселения сравнительно большой группы енисейских кыргызских племен на Тянь-Шань. Кыргызы продвигались в западном направлении, наступая на пятки огузов и карлуков.

В исторических источниках сохранилось немало сведений подтверждавших о миграции кыргызов в Семиречье в эпоху Кыргызского Великодержавия. Аль Идриси о стране кыргызов писал: "Страна киркиров обширна, плодородна, часто посещается путешественниками, хорошо орошается многими реками, доходящими сюда от китайских границ; главная из этих рек носит имя Манхаз (в других переводах Манхар). ...Город, где обитает царь киркиров,.. расположен близ полуострова Гиацинтов...

Киркиры сжигают своих умерших и бросают их пепел в Манхаз, а кто живет далеко от реки, те собирают пепел и пускают по ветру... Страна этих киркиров находится к востоку от страны багаргаров (уйгуров) и недалека от китайского моря" [18. ]. В стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир. Кыргызские города тянулись со стороны Тувы с востока на запад до Енисея.

В сообщении анонимного автора с. "Худуд ал Аалам" читаем область Каркар (а) хан принадлежит "…кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов" [19.-C.50.]. Вышеотмеченные сведения дополняли данные, упоминаемые в версии "Манаса" приведенной в книге Маджму ат-Таварих" С. Ахсикенди, где говорилось о кыргызском владении Каркыра, земли которого простирались от Енисея до Таласа. В "Манасе" С. Ахсикенди область Каркыра охватывала Восточный Казахстан, Или-Таласскую долины и районы горы Кара Тоо, где кыргызы имели соседство с огузами. Его можно отождествить с Западнотюркским каганатом. Страна Каркыра указывался в соседстве с владением Бахрин, в котором можно усмотреть название тюргешского господствующего племени мукрин, потомков приамурских мукри. Каркыра всегда упоминался и располагался рядом с Куланом, Кара Кыштаком, Таласом,Чаткалом. Центр владения Кара Кыштак располагался рядом с Куланом (ныне Луговая). Кыргызами правил аристократический род каркыра и представителем династии, которого был Каркырабек и его внук Манас. Имя аристократического рода распространялось и на название страны- Каркыра. Манаса сопровождали 40 жигитов Каркыры. В "Манасе" С. Ахсикенди рассказывалось также о совместном походе Токтомуш хана и Инга Торе и их борьбу за Тянь-Шань и Ферганскую долину с калмыками. Основные боевые действия проходили в долине р. Талас. В одном месте источника говориться, что Токтомуш хан объединив военные отряды владений Бахрин и Каркыра из Кулана продвинулся через верховья Таласа на место битвы [20. –С. 44,45, 46, 47,68,69.].

Отсюда, можно полагать, что происхождение кыргызов имело связь с именем господствующего рода гипербореев Царь-журавль (каркыра хан), которому подчинялись гипербореи, кангюйцы, сакарауки, табиаки (табыны), табаиты, аскатаны и другие древние племена Волго-Уралского и Саяно-Алтайского края. В связи с чем, кыргызское владение также могли называть именем аристократического рода каркыра, который возможно имел тождество с первой частью древнего античного этнонима "гипербореи"-"гипер", в котором можно видеть стяженный вариант термина "кыркыр". Его можно реконструировать в форме "гиргер". Вторая часть данного этнонима борея (ветер) соответствовал названию племени енисейских кыргызов чилдег (ветер; поклонялись ветру).

Не исключено, что Гиперборея (жураль) и Кангюй имели тождество. Т. е. являлись одним и тем владением, упоминаемые в источниках в разных названиях. По всей вероятности, род царь-журавль был аристократическим родом у древних кангюйцев. В связи с чем его имя могло выступать в качестве названия всего народа, государства, а то и империи. Т. е. это имя могло распространяться в равной мере и на племена-вассалов и на покоренные области, куда мигрировали кыргызы. Поэтому в исторических источниках и данных современной топонимики нам довольно часто встречались названия с термином "кыркыр" и "кыргыз", имевших широкое распространение в эпоху Кыргызского Великодержавия. Отметим, что в эпоху Амира Тимура название города Му –каркара встречалось, где-то близ лежащих районах городов Аспары и Ташкента [21.-С. 166.]. В современной топонимике самым восточным топонимом, связанным с термином "кыркыр" ("хирхир") встречался в Забайкалье, в районе р. Аргунь, где обнаруживалась река Хирхира (городище Хирхира, ставка Хасара, брата Чингиз хана), на левом берегу р. Урулюнгюй, а самый западный неподалеку от средневековых городов Аспары и Кулана в долине р. Талас.

Следовательно, в середине IX века енисейские кыргызы сформировавшие Великую Кыргызскую империю простиравшуюся от Приамурья до Таласа назвали ее в честь господствующего рода -Каркыраханом. Земли Великого Кыргызского каганата охватывали всю Западную Монголию и Прибайкалья на востоке, Западнотюркский (Тюргешский) каганат на западе. Позже, с ослаблением центральной власти империя разделилась на мелкие владения Кыргыз, Кяньжоу (Кэм- Кэмджиут), Каркырахан (или страна Каркыра по С. Ахсикенди), который как название страны закрепился за землями Западнотюркского (Тюргешского) каганата, куда переселилась часть енисейских кыргызов в VIII-Х века. Вышесказанное наше мнение подтверждалось сведениями более поздних версий эпоса "Манас", где географическому ареалу обитания кыргызских племен включались Енисей, Западная Монголия (Прибайкалье, Орхон) на востоке, Иртыш, Алтай и Тянь-Шань на западе, где проходил процесс консолидации кыргызских племен в монгольскую эпоху.

Отсюда, можно полагать, что анонимный автор "Худуд…", информируя об области Каркырахан, немного преувеличил влияние кимаков на кыргызов. В Х веке кимаки не могли покорить все земли Великого Кыргызского каганата, особенно его западную часть, где сильны были позиции карлуков, кыргызов, чигилей, тюрков и ягма, которые между собой вели борьбу за гегемонию в регионе. Видимо, кимакам удалось подчинить лишь часть земель Каркырахана (Западнотюркского каганата), расположенную в Восточном Казахстане. В середине IX века в западной части ее совместными усилиями чигили, тюрки, кыргызы сформировали Караханидский каганат.

Анализ родоплеменной структуры большинства кыргызских племен больше указывал на слияние енисейских кыргызов VIII-X века с племенами Западнотюркского каганата. К ним можно отнести племена и роды азык, саяк, черик, отуз уул, кара чоро, бугу, басыз, кулжыгач, кючюк и т.д.

Отуз огланы, азы и табыны играли важную роль в миграции восточных племен на запад. Отуз огланы могли переселиться в долину реки Талас в купе чигилями и другими карлукскими племенами в середине VIII века. Их происхождение могло быть связано с кыргызами, покоренными тюркским вождем Чеби ханом. По нашему мнению, кыргызы и западнотюркские племена дулу, управляемые чорами слились и сформировали новые объединения, под названиями отуз оглан и он оглан. Вновь созданную кыргызскую конфедерацию возглавили кара чоры. Отуз огланы находились в тесной этногенетической связи с нушибискими племенами асиги (аз) и гешу (кючюков). В одном из таласских рунических писем говорилось о соседстве отуз огланов с азами: "Ата агыз аша аз". Т.е. перейдя через Ата агыз – азы. В кыргызских генеалогических преданиях XIV-XVII веков, имевших суфийский характер, народ состоял из двух крупных объединений кыргыз и отуз огул, костяк которых составляли племена трех крупных подразделений- Тагай, Отуз-Уул и Ичкилик.

Отуз огланы мигрировали в древние земли кангюйцев-канглы в Таласе и Сырдарье. Связь отуз огланов с канглами и древнетюркскими племенами в прошлом (VIII-X в.) была зафиксирована в родословной кыргызов приведнной в книге С. Ахсикенди "Маджму ат-Таварих" (XVIв.). Согласно генеалогии происхождение трех крыльев кыргызов связывалось с Отуз огулом, общим предком отуз огланов. Группу его потомков ичкилик-кыргызов представляли племена, предки которых в VI-VIII века входили в состав древнетюркского каганата канды, кыдыршах (кердер), теит, жоо кесек, долос. Шестой род бостон представлял карлуков. В числе основных племен правого крыла к древним относятся бугу, саяки, азыки, черики, а в числе левого крыла саруу, басызы, кушчу и другие. Все это говорит о том, что важную роль в формировании ядра тяньшаньских кыргызов сыграли отуз огланы, азы, чигили (саяки, бугу), канглы и другие, проживавшие на землях Западнотюркского каганата в средние века.

Азы кочевали на востоке от своих сородичей енисейских кыргызов, в районе реки Ус, что находится на территории современной Тувы. После событий 715 года азы мигрировали в Семиречье. Ибн Хардадбек их упоминал под названием аз киши. В легенде, приведенной в "Юаньши", отражалась древняя связь азов с кыргызами. Согласно ей кыргызы вели свое происхождение от 40 (родоначальниц) девиц земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. С тех пор эта страна стала называться Кыргызской землей. В исторических источниках есть также сведения о кыргызском владении Кырк Эр, где господствовали представители рода аз.

Отдельные ученые связывали появление крепости Кырк Йер в Крыму в связи с миграцией в Прискаспийские и Причерноморские степи башкирских, печенежских и бурзанских племен в IX-X века в связи с продвижением огузов, кимако-кыпчакских племен на запад. Крепость управлялась династией узунов и представляла небольшое владение в междуречье Альмы и Качи. По информации В.Д. Смирнова, первоначальными жителями Кырк йера был какой-то народ ас, либо тюркского, либо монгольского происхождения.

Р.Г. Кузеев, рассматривая проблему переселения башкирских племен на запад, писал, что отдельные группы кыргызов в общем потоке миграции восточных кочевников в VIII-X века достигли Причерноморья и Крыма. В результате чего этноним "кыргыз" запечатлен в географических названиях: Киргиз, Баш-Киргиз, Кучук-Киргиз, Киргиз-китай, Одоман-Киргиз [22. -C. 362.] и т.д.

По нашему мнению, азы и кыргызы в эпоху миграции карлуков и огузов на запад продвинулись в районы Сырдарьи и Приаралья, где они смешались с местными башкирскими племенами бурзянами, тангаурами, а также канглы. В результате передовые группы азов и кыргызов в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше на запад в степи Причерноморья, Крым и на Волгу. В Крыму азами было образовано владение Кырк Йер, в котором до XIV века правила династия узунов. На берегах Волги кыргызы образовали улус, позже вошедший в состав башкирского народа. Согласно родословной башкирских кыргызов, родоначальником племени был Коркуд-ата. Предки их некогда жили "на Бухарской дороге у моря Сыр" [23.-C.73.]. По-видимому, это были потомки тех кыргызов, которые жили в соседстве с огузами на берегу Сырдарьи в IX-XII века.

Однако, основная масса азов и отуз огланов сосредотачивалась в Семиречье, имея соседями канглы. Канглы жили в районах нижнего течения Сырдарьи и Приаралья, а азы – в Илийской и Таласской долинах, охватывая степные районы и горы Кара Тоо и соседствуя с огузами.

По данным средневековых источников VIII-Х веков, азы постоянно указывались на Тянь-Шане. Азы и чигили имели общие земли в Или-Таласком регионе и Иссык-Кульской котловине. Есть основание полагать, что азы имели родственные отношения с чигилями и ягма.

Следует отметить, что азы и ягма имели общую историю. Миграция азов на запад проходила практически в одно и то же время с ягма, что дает основание предполагать, что в средние века под последними понимали одно из родственных групп азов. Видимо, поэтому в составе Карлукского государства тюргешей представляли азы и тухси, а более могущественные ягмийцы не упоминались. Однако, в источниках Х-ХII веков наряду с чигилями всегда указывались ягма и тухси. По М.Кашгари, ягмийцы назывались также кара ягма, подобно тому, как потомки азов в составе кыргызов именовались кара азык и азык.

С.М. Абрамзон пытался связать этноним "ягма" с топонимом жагалмай, обнаруженного в горных сыртах Прииссыкулья, где в прошлом (VIII-XII века) жило древнетюркское племя ягма [23.-C.302.]. В связи с этим интерес представляет то, что в источниках в числе астраханьских ногайцев вместе с племенем ас указывались роды жагалбайлы, тобет (синоним кючюк-собака), мангыт, найман, ергенекты, керейт, имевшие отношение к Западной Монголии. Следует отметить, что Иссык-Кульская и Нарынская области в прошлом являлись районами компактного проживания кыргызских племен бугу, сары багыш и саяк. Если первые двое имели родовые тамги жагалбай, то в структуре последних (саяков) обнаруживался род чекел (чигиль). Название же родового подразделения жагалбай кыргызского племени монгуш указывает на связь средневековых жагалбайцев с Западной Монголией.

Следовательно, у нас есть все основания видеть под племенами чигиль и ягма родственные к кыргызам объединения, состоявшие из кыргызских и имевшие отношение к ним племен. Прежде всего, чиков, жагалбай, пугу-бугу, доитов, кесек и других. Вполне возможно, что племя жагалбай начало свою миграцию с района Баян Талаа Ховузу (Тува), где наблюдалось компактное проживание тувинских родов кара монгуш, монгуш, кыргыс и куулар.

Как нам кажется, период консолидации азов, отуз огланов и канглы в Семиречье с центром в районах горы Кара Тоо отразился в кыргызском эпосе "Манас". Согласно содержанию эпоса "Манас", кыргызы переселились с Алтая на Тянь-Шань в районы священной горы Кара Тоо, где находилась ставка Манаса. В одном из сюжетов отец Манаса Джакып говорит о своем происхождении:

"Из Кара Тоо Азирета,

Где нынче и обитаю.

Но туда я прибыл из Алтая.

Многим я отомстил

И занял Черную Гору Азирета" [Из эпоса "Манас"].

Азы консолидировались до арабо-китайских войн в 751 году в Таласе. В составе кыргызов потомков азов называли торт тамгалуу азык, по числу входивших в объединение родов козугун, борю, байкючюк, бычман. В связи с чем в источниках арабы их обозначали этнонимом "доит", что соответствовало тюркскому "торт – четыре". "Доит" тождествен кыргызскому "теит", кыпчакскому "дурут. В родословной кыргызов, приведенной в книге С.Ахсикенди "Маджму ат-Таварих", теиты, кангды (канглы), жоо кесеки, доолосы, кадырша, бостоны составляли одно из трех крупных объединений кыргызов-ичкилик.

Саяки могли быть потомками енисейских кыргызов, мигрировавших в купе с чигилями и карлуками на Тянь-Шань в VIII веке. Проведенный анализ родоплеменной структуры кыргызского племени саяк указывал на существование близких отношений между ними и карлуками с одной стороны, между ними и чигилями с другой. Родоплеменные группы саяков актери, бозтери, энтери, борош (бириш), чекел (чигил), албан (лабан), абак (ябагу) мы рассматриваем как потомков алтайских карлукских родов, сохранивших свои этнические названия в составе саяков.

Этноним "саяк" можно отождествить с хакасским "сагай", который имеет близкие к первому названию формы "сагайях", "саай" или "сай". "Саяк" может иметь прямое отношение к ряду названий местностей Саяно-Алтайского края, к примеру – Енисея, Саяна, Чаяк-Бакты (горный массив в районе Алтынтага и Телецкого озера), Арсаякбажы (река и озеро в районе Телецкого озера), где обнаруживалось компактное проживание толосов. Согласно казахским родословным данным род чапрашты свое происхождение связывал с Алтаем и кыргызскими саяками. По казахским санжыра, некий Чапырашты являлся сыном Саяка.

Кулжыгачи могли быть потомками западнотюркских хулуу-кюль-чуров (или хулуву, хулуши-кюе). Этноним "хулу" или "хулуву" состоял из двух слов кул (или кулу) – могучий и ву/баг/аймак/улус/владение/дерево. Хулуу-кюль-чуры могли быть одним из ответвлений древних чэ-ли (черик). Этноним можно связать с топонимом "кальджир" (р. озера Марка) в Восточном Казахстане и кыргызским антропонимом "кылжыр" (кюл-чур).

Кючюки жили в районах р. Кучугур в Илийской долине. Они всегда упоминались вместе с азами и кыргызами, что говорит о существовании тесных этногенетических отношениях между ними. Вышеупомянутый крымский топоним Кучук-Киргиз также говорит о тесных этнических отношениях между кыргызами и юкчюками, которые происходили на Тянь-Шане, примерно VIII-X века. "Кючюк" в качестве этнонима встречался в родоплеменной структуре ряда кыргызских племен в XIX веке. Например, бугу, азык, саяк, басыз и других.

Байсаньганы (союз нушиби) обитали в районах средневекового города Байшунку/р (позже Исфиджаб) [6.-C. 218.] в долине реки Талас. Потомки последних обнаружились в составе кыргызов (племя басыз, род байсогур) и казахов (байсейкым) долины реки Талас. Родовые подразделения басызов - сапарбай и кулан сарык, чик уулу, ак кючюк, сары кючюк, байсогур (байсунгур) и другие указывали на их связь с древними алтайскими родами кючюк, чик, шары.

Табыны сыграли важную роль в истории кыргызов в средние века. В эпоху Кыргызского Великодержавия табыны смогли возродить свое владение на Урале. Табыны енисейских кыргызов являлись выходцами Табынской земли (она же Кыргызская земля) в верховьях Абакана [13.-C. 74-76.]. Связь табынцев с енисейскими кыргызами и Минусинской котловиной подтверждали, прежде всего, названия подразделений башкирских табынов, которые также свидетельствуют в пользу существования тесных отношений с племенами тяньшаньских кыргызов. Одно из их этнонимов "калчир-табын" имело сходство с именем общего предка башкирских кыргызов Кылчаном, другой кувакан – табын ("куака – ворона") имел связь с племенами Минусинской котловины.

По генеалогическим данным, табынцы считались выходцами из Алтая. Согласно санжыре их предками были легендарный Майкы бий и его сын Кара Табын, возродивший владение табынов в XII веке. Казахские табыны жили под Оренбургом и Уральском, а отдельные группы их – у Тобола и Эмбы [14.-C.112.].

Возможно, свое этническое имя табынцы получили от названия гор Табын Толагай и Табын-Богда-ола ("Пять божественных гор" на Ю.-В. Алтае), где жили их предки в более древние времена. По данным ученых, начиная от Монголии до Таласа, обнаруживались топонимы, связанные с Манасом. В том числе в районах горы Таван Богд уул [24.– С. 28.]. Один из первых топонимов, связанных с "Манасом", был зарегистрирован еще до эпохи Хайду хана, в 1261 году Елюй Си Ляном, в его книге "Си юй Лу", где рассказывалось о посещении им Джанбалыка и реки Манас в Восточном Туркестане [24.– С. 28.].

Отметим, что большинство топонимов связанных с Манасом локализовывались на землях или прибрежных районах средневековых владений Чеби хана, Инга Торе, Салусбека-Булгачи и Угэчи Кашка. В Илийской долине (Восточный Туркестан) встречались названия реки озера и города Манас. Другой город, связанный с именем Манаса расположен в Северо-Западной Монголии. Полное сходство имеют названия местностей Баян талаа и Барык балыкчан эли в эпосе "Манас" с топонимом Баян Тала Ховузу и гидронимом Барык в Туве, где живут тувинские племена –монгуш, кыргыс и куулар [24.-С.125]. В структуре казахского племени кара кисек имеются роды манас, тагай и кусчи (г. Каркыралинск, в Восточном Казахстане). Ч. Валихановым была записана интересная легенда о Манасе и его боевом коне Как кула ат у казахов (между Иртышом и Балхашом) живущих в районах Каркыралинских, Тарбагатайских гор. В. А. Обручев отмечая особое значение котловины Саура и Тарбагатая для кочевников связывал ее с Манасом. Он писал, что "один из проходов Тарбагатая называется Манастын-Асу, то есть проход Манаса". Далее он отмечал, что "по преданиям Манас кочевал по равнине Зайсана". Здесь же на Тарбагатае И. Молдобаев обнаружил второй топоним, имевший отношение к "Манасу"- Ворота Баймурза (в эпосе Байдын уулу Баймурза). С "Манасом" связаны кумбез Манаса (Талас), городище "Кошой Коргон" (Ат-Башы), а также ряд священных мест в Баткенской области и других районах Кыргызстана.

Таким образом, Кыргызский каганат на Енисее сыграл важную роль в миграции енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Закрепление одного из аристократических родов енисейских кыргызов азов в Семиречье, слияние их с племенами нушиби и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей (чиков), кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. В эпоху Кыргызского Великодержавия земли енисейских кыргызов простирались от Приамурья до Таласа. Кыргызское владение превратилось в империю Каркырахан. Впоследствии название Каркырахан закрепилось за Западнотюркским каганатом. Следовательно, у нас есть все основания полагать, что в VIII-X вв. отдельные группы азов, чиков, табынов, пугу-бугу, отуз огланов и енисейских кыргызов продвинулись на запад и достигли Алтая и Тянь-Шаня.

Литература:

Малявкин, А.Г. Уйгурские государства в IХ-ХII вв. по арабским источникам [Текст]/А.Г. Малявкин// - Новосибирск, 1983.

Винников Я.Н. Труды Киргизской экспедиции [Текст]/Я. Н. Винников// - М., 1959. -Т. I.

Бартольд, В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана [Текст] /В. В. Бартольд//- Бишкек, 1996.

Бартольд, В.В. Киргизы. Исторический очерк [Текст]/В. В. Бартольд//Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии.

Бичурин, И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена [Текст]/И. Я.Бичурин// -А-А., 1998.- Т. I.

Гумилев, Л.Н. Древние тюрки [Текст]/Л.Н. Гумилев//-М.,1993.

Шаниязов, Н.И. К этнической истории узбекского народа [Текст]/Н.И. Шаниязов// - Ташкент, 1974.

Аристов, Н.А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы [Текст]/Н.А. Аристов//- Бишкек, 2001.

Генч, Р. Турк дуйносунун кыскача тарыхы [Текст]/Р. Генч// -Бишкек, 2002.

Аристов, Н.А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен [Текст]/Н.А. Аристов// - Бишкек, 2003.

Солтоноев, Б. Кызыл кыргыз тарыхы [Текст]/ Б. Солтоноев//- Бишкек, 1983.- Ч. 1.

Осмонов, О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней) [Текст]/О. Дж. Осмонов// - Бишкек, 2008.

Скобелев С.Г. Происхождение Фуюйских киргизов [Текст]/ С.Г. Скобелев, Тайсин Чжан, А.А.Шомаев //Источники по средневековой историии Кыргызстана и сопредельных областей Средней Азиии и Центральной Азии. - Бишкек, 1991.

Радлов, В.В. Из Сибири [Текст]/В.В. Радлов// - М., 1989.

Кононов, А.Н. Родословная туркмен: сочинение Абул-Гази хана Хивинского [Текст]/А.Н. Кононов//- М.-Л., 1958.

Ахинжанов, С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана [Текст]/С. М. Ахинжанов//-А-А., 1989.

Агаджанов, С.Г. К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана [Текст]/С. М. Агаджанов// Известия АН Туркменской ССР. – 1977 номер 4 - сер. общ. Наук.

История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. - М., 1993.

Худуд-аль-Алам". Рукопись Туманского /С введением и указателем В.Бартольда [Текст]// - М., 1930.

Молдо Мамасабыр Досболов, Тарыхтар жыйнагы (Маджму аттут-Таварих) [Текст]/Молдо Сабыр Досболов, О.Сооронов// - Б., 1996.

Материалы по истории и кыргызов и Кыргызстана [Текст]// - Б., 2002. Ч. I.

Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения [Текст]/Р.Г. Кузеев// - М., 1974.

Абрамзон, С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи [Текст]/С. М. Абрамзон// - Фрунзе, 1990.

Молдобаев, И.Б. "Манас" - историко-культурный памятник кыргызов [Текст]/ И. Б.Молдобаев//- Б., 1995.

_________________
Автор:

Акеров Табылды, к.и.н.,
директор института этнологии МУК

Опубликовано в научном журнале Института истории и культурного наследия НАН КР "Вопросы истории Кыргызстана" Б. 2012. № 2-3. -С. 5-17.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1341001380
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенат принял поправки в Закон о науке
- При Мажилисе создан Межпартийный совет
- Премьер-Министр РК Аскар Мамин встретился с руководством Chevron
- 30 иностранных фармпроизводителей локализуют свое производство в РК – А. Мамин
- Кадровые перестановки
- Вице-премьеры Казахстана и Узбекистана обсудили совместные меры по предотвращению распространения COVID-19
- Почему граждане Казахстана не хотят учить казахский язык?
- Оболочка и содержание. Часть вторая
- Казахстан увеличит добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх