К.Маликов: Исламский фактор в ЦА будет только усиливаться 00:37 09.07.2012
Современные тенденции указывают на то, что мусульманское большинство в странах ЦА со временем будет проявлять интерес к Исламу как к политической и социальной системе. То есть Ислам как система может успешно выступать как альтернатива западным стандартам демократии в странах мусульманского мира. Удачный пример развития Турции во главе правящей партии Эрдогана партии "Справедливости и развития", недавняя победа на президентских выборах в Египте "братьев мусульман", выборы в Тунисе. Это все является наглядным примером того, что арабская весна, трансформирующаяся в исламское пробуждение в странах мусульманского мира – это логичный и закономерный процесс, который также затронет и страны ЦА. Поэтому экспертное сообщество волнуют вопросы, по какой траектории будет развиваться исламская политическая мысль в ЦА? И приведет ли это к жесткому противостоянию и дестабилизации как это было в истории ИДУ, Талибан, или политический ислам пойдет путем легального участия в демократических процессах и конкуренции политических партий как в Турции, Тунисе, Египте? Готовы ли сами мусульмане к интеллектуальной политической конкуренции и главное ответственности?
Понимают ли исламисты, что оказавшись у власти, в первую очередь от экономических, социально-политических результатов, будет в дальнейшем зависеть не только их политическое будущее, но и имидж самого ислама как системы? Много вопросов. Но в любом случае политический ислам будет вынужден адаптироваться к условиям современной жизни, светскости, демократии и правам человека. Исламисты во власти вынуждены будут быть прагматиками во внешней политики, и защищать не интересы партии, а национальные интересы уже всей страны, доступ всех граждан к равным правам. Возможно пока ни западные страны, ни сами светские элиты не готовы, обсуждать политическое будущее региона, где благодаря свободным демократическим выборам к власти могут приходить как в Египте, те, которые вчера были запрещены либо причислялись к экстремистским силам. Но как показывают события, демократизация в большей части полуавторитарных мусульманских обществ чаще приводит не только к смене правящих элит или участии разных политических партий и движений в политике, но и изменению базовых идеологических принципов. В любом случае, политические процессы будущего в регионе Центральной Азии будут тесно связаны с исламским фактором.
С учетом того, что социальная, политическая, а равно как и религиозная ситуация в регионе будет трансформироваться, страны ЦА должны уже искать пути адаптирования светской системы ценностей и религиозной друг к другу, для дальнейшего сохранения стабильности внутри обществ.
Маликов Кадыр
|