К.Маликов: Ислам может сыграть положительную роль в интеграции народов ЦА, противодействию национализму 00:25 12.07.2012
Человеческий фактор в политике сегодня играет важную роль, и где-то даже определяет стабильность и процветание всей страны, общества. От человеческого фактора, кадров будет зависеть будущее Кыргызстана. К сожалению низкая политическая культура, низкий интеллектуальный уровень, безнравственное, потребительское отношение друг к другу, вопросы духовности, падение культуры среди населения, на мой взгляд все это уже привело к глубокому кризису в Кыргызстане. Общество, народ изменился, особенно молодежь. Сейчас в среде молодежи уже преобладают рыночные взгляды на жизнь, жесткая конкуренция, где то переходящая в жестокость, эгоизм, получение выгоды любым путем. Информационные сводки СМИ - каждый день жестокие преступления, насилие, интриги, скандалы, обвинения, скандалы – один негатив. Неосознанно на общество проецируется пессимизм. Если сравнить наше общество с личностью, то оно находиться в депрессивном состоянии. Социальная, политическая нестабильность, духовный кризис подталкивает многих искать ответы в вере. Хотя религия большинства населения Кыргызстана – Ислам. В Кыргызстане более 80-85 % населения традиционно по принадлежности к национальности, считают себя мусульманами. Однако не все называющие себя традиционно мусульманами являются верующими, есть среди них те, кто еще пока глубоко не определился в вопросах веры. Также есть и среди кыргызов и те, кто стал христианином, буддистом, или стал тенгрианцем – шаманистом и т.п. Процесс поиска веры идет. Но учитывая, низкую религиозную грамотность среди населения, а также наличие множества противоречивой религиозной информации в интернете, литературе, наличие различных сект типа Саентологии, Церковь Муна, Ахмадия, то появляется риск попадания молодежи в различные секты. Также есть угроза от радикальных течений, групп (джамаатов) джихадисткого направления (проповеди Саида Бурятского и т.п.), попав под влияние такой идеологии молодежь быстро радикализируясь, готова к ведению джихада путем террористических актов против силовых органов или иноверцев. Пример тому события в Казахстане, Северном Кавказе. Именно силовой экстремизм таких групп (малых джамаатов) часто является причиной давления внутри страны на ислам вообще или предлогом внешнего вмешательства стран НАТО под эгидой противодействия терроризму. Таких примеров масса. И наличие в традиционном мусульманском обществе разных христианских общин, буддийских групп, Церквей, и даже сектантских течений дает основание для появления многих вопросов.
Во-первых, как верующим мусульманам относиться к тем, кто считает себя атеистом, новым христианином, тенгрианцем, шаманистом и т.д? Диалог, нейтралитет, или конфликт? И наверно данный вопрос в первую очередь волнует, самих немусульман (особенно тех кто сменил веру): как смотрит ислам на тех, кто не разделяет исламские взгляды? И как относится ислам в отношении тех кыргызов, кто сменил веру?
Ведь предметом резкой критики является положение в Шариате по отношению к вероотступникам (муртад) в применении к вероотступникам высшей меры наказания (радда) - смерти.
При этом учитывая низкий уровень грамотности, культуры диалога в обществе вообще, разное восприятие и толкование норм Шариата - разное вероисповедание внутри кыргызов может привести к столкновению интересов, ценностных систем, возможно кофликту. Не секрет, что в политике есть кыргызы уже исповедующие разные веры, имеющие свои взгляды на ислам, христианство, тенгрианство, атеизм.
Чтобы избежать глубокого конфликта на идейно-религиозной почве внутри общества, уже сейчас необходимо поднимать культуру межрелигиозного, межконфессионального диалога, а это невозможно без проведения религиозной культуры в области воспитании, и образования в Вузах, школах, медресе. Стереотипное понимание ислама приводит к неправильному толкованию норм шариата и, как следствие, ведет к тому, что религию искусственно превращают в барьер к прогрессу и развитию. В Исламе нет принуждения к принятию веры, идеологии, а если нет принуждения, нет и дискриминации на основе религии, идеологии, мысли. Однако смена веры путем принуждения, агрессивного прозелитизма (навязывания с использованием вербовки), согласно не только Исламу, но и другим религиям осуждается. Согласно Шариату, смена веры (рада) относиться к тому, кто был практикующим мусульманином. В Кыргызстане же за 70 лет атеизма, большая часть традиционно считающих себя по принадлежности к нации мусульман, либо были вообще атеистами, либо не знали сути Ислама не были практикующими мусульманами. Поэтому переход в другую религию и это спорный вопрос, думаю должен рассматриваться не как вероотступничество, а как приход путем поиска и свободного выбора.
Вопрос, отношения Ислама, наверное, в большей мере касается именно тенгрианцев, шаманистов, атеистов, то есть тех которые согласно Исламу попадают в статус многобожников, язычников (мушрикун) и неверующих, атеистов (кафиров). Однако в реалиях светского государства Шариат затрагивает только внутри конфессиональный статус многобожников (мушрикун) и неверующих (кафиров) в вопросах жаназа намаза, брака и т.д (например в случае официального отказа атеиста от религии, от исполнения над ним жаназа намаза).
Особое внимание Исламом уделяется вопросам уважения к чувствам верующих других конфессий, их святыням.Исламом запрещается принижать веру или ругать святыни других конфессий. Тора, Библия (Евангелия), в Исламе считаются святыми откровениями, данными в свое время Аллахом. И данные откровения согласно Исламу, как своего рода Конституции, где Коран является как бы завершающей Конституцией. Именно согласно Шариату каждый мусульманин должен относиться с подобающим уважением к Торе, Библии (Евангелии), так как в текстах сохранились святые слова Аллаха. Поэтому Ислам запрещает сожжение или унижение святых книг Христианства или Иудаизма. Именно такой подход к другим конфессиям, святым писаниям может обеспечить взаимоуважение и гибкость в межконфессиональных вопросах.
Более того, Ислам может сыграть положительную роль в интеграции народов ЦА, противодействию национализму. Ведь июньская трагедия на традиционно религиозном Юге Кыргызстана, показала кризис религиозного мышления, необходимость пересмотра исламской идентичности, целей и сути Ислама.
Отсутствие интеллектуальных исламских аналитических площадок, дефицит исламской интеллигенции отражаются на качестве развития Ислама в регионе. Если мы не будем уже сегодня заниматься разработкой научно-методологической базы для исламского интеллектуального развития как в своихъ странах, так и в регионе, в том числе и социально ориентированного ислама, то завтра этим будут заниматься деструктивные силы.
Маликов Кадыр
|