Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия 20:34 17.07.2012
Бахадыр Ф. Мусаев: ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИСЛАМЕ. Фрагменты размышлений в контексте исламофобии и общественного устройства Узбекистана. Часть 1-я.
"…Я знаю, как нужно брать деньги, а до всего прочего мне нет ровно никакого дела!.... Брат мой! Вы ведь знаете, что наш народ еще очень неразвит…. я с уверенностью могу сказать, что мы, власть имущие люди, не потратили ни одной минуты из всей своей жизни для блага и счастья народа! Мысль о необходимости позаботиться об удобствах жизни народа и о благоустроении Родины не приходит никому из нас в голову".
Фитрат. Рассказы индийского путешественника (Бухара как она есть).
- Сохранится ли в ближайшем будущем режим власти Узбекистана в его нынешнем облике, характеризуемый в западных СМИ и, конечно, оппозицией, как диктаторский, - или произойдет его разрушение (падение), вслед за которым получат, наконец, начало действительное реформирование политических и социальных институтов с выходом на путь строительства гражданского, открытого общества, - или элементарно общество обречено на продолжительную агонию ("ужас без конца"), которая чревата: во – первых, накоплением разрушительного потенциала социальной напряженности и соответственно развития массовых настроений недовольства в среде абсолютно обнищавшего населения; во- вторых, ростом реальных угроз социальной, политической, человеческой безопасности; актуализацией старых и новых конфликтов странового и регионального масштаба; в-третьих, опасностью фактического распада национальной государственности и потерей суверенитета; - в четвертых, …..- - все это, на наш взгляд, будет определяться в решающей степени от того, удастся ли силам оппозиции и их сторонникам внутри страны своевременно, разумно воспользоваться известным адаптационным и трансформационным потенциалом Ислама, толкуемом с идеологических позиций исламского либерализма, т.е. в либеральном ключе. На основе вышеизложенного правомерно сказать, что речь может идти и о действенности Народного Движения Узбекистана, выражающего социально-политические устремления не только верующих мусульман, а волю всего народа, направленную на создание справедливого и открытого гражданского общества .
Очевидно Республика Узбекистан – осколок тоталитарной империи Советов. Названное обстоятельство многое объясняет в природе режима власти, установленного с провозглашением независимости. Тем не менее, говоря о названной власти, нельзя однозначно видеть лишь в ней одной виновника настоящего катастрофического положения абсолютного большинства людей, наблюдаемого ухудшения общественных нравов, словом, деградации общества. Видимо, к месту вновь процитировать все того же Фитрата. "На мой взгляд, - замечает джадид, - здесь виноваты как власть имущие, так и простой народ. Допустим, что жители Бухары на самом деле как бараны, но уподобляться баранам некрасиво и гадко для людей. Люди должны всегда оставаться людьми, а не делаться животными. Бог говорит в Коране: "Мы приравняли каждого человека в добрых делах ко всем людям" ( А. Фитрат. Письма индийского путешественника. Бухара как она есть. Издание М. Бехбуди Самарканд 1913 с.76-77). Миновало столетие, как были написаны эти слова, но, думается, истинный смысл нынешней ситуации, отражается отчасти и в том, что словно время остановилось для нашего человека. Горько признать: мы до сих пор, занимаемся чем угодно, только не тем, чтобы обустроить свою жизнь по нравственным правилам и законам человеческого общежития. Это видно, в частности, и на бытовом уровне, как мы самозабвенно, яростно бичуем друг друга, навешиваем ярлыки и т.п.. Ссоры перерастают в настоящие свары. Они лично мне напоминают персонажей классического романа, разделившихся, на два лагеря - "остроконечников" и "тупоконечников", которые ведут между собой "дискуссии", перерастающие в настоящие войны . Что же это неудивительно, если не забывать: самые безнравственные люди – это рабы, потерявшие вместе со свободой все и, прежде всего, человеческое достоинство. Почему так случилось и что делать, чтобы выйти из этого, казалось бы, замкнутого круга, где один господин…..? Народ наш в своей истории претерпел несколько кардинальных изменений, возьмем ли мы время прихода караханидов, тимуридов…. Послетимуридская история – это наступление верховенства религиозного мракобесия. Показательно, что правитель Бухары последней четверти XVIII века мангит Шах Мурад был дервишем, он привлекал к смертной казни тех, кто пропускал молитву. В послетимуридкий период истории (на протяжении более 200 лет), которая заслуживает того, чтобы называть временем смуты, правит "грязь". Итак, вплоть до завоевания нашего края русскими происходила деградация. Тому свидетельство и объяснение сравнительно легкое завоевание Ташкента генералом Черняевым. История повторяется дважды. В 1917 и 1991 гг. она повторяется в том, что одно мракобесие заменяется иным политическим . В первом, когда к власти приходят Ленин и последыши его продолжают дело, устанавливая строй большевисткого тоталитаризма. Во втором,….В 1991, например, в Узбекистане состоялось пришествие к власти, скажем так, далеко не креативных "аватаров" или новоявленных узбеков образца XV века, которые, вот уже без малого 20 лет изображают, что будто они всамделишно занимаются реформированием страны. Казалось бы, все это всего лишь игра, в которую вовлекли и миллионы статистов. Вместе с тем, на фоне названной игры в демократию и модернизации, якобы государственного и общественного строительства, развития де экономики и соответственно подъема уровня жизни населения, реально множество людей испытывает страдания от бедности, нищеты. Фактически по жизни (реально) на фоне игр в демократию под началом известной персоны власти, т.н. "государства – реформатора", есть насилие, был Андижан -2005 и увеличивающееся число заключенных, пытки, смерть… В мире не вчера наступили другие времена, а мы все играем в старые игры. Хотя должно признать: власть наша боится религии.
Продолжение следует. Бахадыр Ф. Мусаев 16-17. 07. 2012 г. Ташкент. м.Тузель-2
|