Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 2 15:47 20.07.2012
Бахадыр Ф. Мусаев: ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ИСЛАМЕ.
Фрагменты размышлений в контексте исламофобии и общественного устройства Узбекистана.
Часть 2-я.
"Равенство всех перед законом и правом – таков девиз либерализма.
…Справедливые, разумные и эффективные нормы и правила могут лишь
способствовать раскрытию потенциала человеческих возможностей
во благо всего общества".
Детмар Деринг. Либерализм: Размышления о Свободе.
Предыдущая часть моих Фрагментов заканчивалась строками: "В мире не вчера наступили другие времена, а мы все играем в старые игры. Хотя должно признать: власть наша боится религии".
Я не оговорился относительно наличия у власти названной фобии. На первый взгляд, это легковесное утверждение.
Однако, если отбросить прочь затрепанные "мысли" вчерашнего дня об Исламе, что он всегда и везде едино радикален, характеризуемым всецело в качестве эпицентра международного экстремизма и терроризма, как мира де "тупой, монотонной безликости, самоубийственного, удушающего конформизма", гнездилища насилия и очага Анти – культуры, "ответственного" якобы за все постигшие человечество беды, то, безусловно, облегчится процесс постепенного отхода от подобного неоправданно одномерного видения Ислама.
Иное же многомерное его видение позволит осознать истину, что все же не все здесь так просто, ибо нельзя, на мой взгляд, рассматривать Коран и в целом учение Ислама как догмат и в отрыве от социальных, экономических, политических и иных реалий современного мира.
В частности, можно и должно воспринимать, толковать Великую Книгу, например, в целях ее использования как мировосприятия, при написании законов, нормотворчества, правил поведения людей. В этом нет ничего зазорного, представляющего будто, угрозу регресса, отката общества в архаичное прошлое. На самом деле, я убежден, что это представляет, помимо, серьезной предпосылки для практической реализации духовно-нравственных ценностей Исламской культуры, стремление осознать свои национальные задачи, ускорить движение к "своему иному", в частности, и в его мусульманской ипостаси.
Я имею в виду ту его мусульманскую ипостась, озаренную "светом" (нур)…
Я имею в виду и то, что поистине
"Исламу вовсе не заказан путь к генерированию таких идей, которые акцентируют жизненный смысл, ценность и социальную важность созидательного труда, общественную значимость дисциплины, разумного самоограничения, активности на всех участках экономической деятельности, то есть идей, связанных с прогрессом…"
(см. об этом Марк Батунский. Кельнский университет. Германия. Исламские проблемы в контексте российской политики и науки// ИСЛАМ И ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТЮРКСКОМ МИРЕ М. 1998, с. 199)
Надо ли повторять, что Ислам – это вера многих десятков поколений моих, твоих, наших предков, которые жили и умирали со словом "Аллах"…
Ислам – это
родная, общая наша история со всеми ее взлетами и падениями, страницами позора и славы, это часть культуры и души народа, его образов и представлений о мире, строй мыслей о добре и зле, правил поведения, освященных моралью.
На то и память (историческая ли, народная, генетическая) дана каждому человеку, чтобы он не столько все время оглядывался назад, тщетно пытаясь найти там, в прошлом потерянный рай, а сколько для того, чтобы по – новому понял свою историю в свете современного опыта жизни и подобрал нужные ключи к актуальным проблемам современности, преодолел время Смуты, вырвался из тисков Бедности, Отсталости, словом, всего того, парализующего воздействия "порядка"...
Разумеется, речь идет о том, что все это допустимо и будет соответствовать духу современности и ритму современной жизни, натуре человека, если Ислам не диссонирует в том или ином конкретном мусульманском обществе с устремлениями народа, его желаниями и интересами в различных сферах его жизни.
В данной связи за образцы могут быть взяты Турция, Малайзия, где Ислам органично встроен в политическую и другие области жизнедеятельности граждан, ибо, скажем так, религия в том и другом случае выступает как неотъемлемая составляющая истории народа, его культуры, не противоречащая традициям и нравам общества.
Представляется: чрезвычайно важно осознание и того обстоятельства, что здесь и там Ислам воспринимается, понимается (толкуется) и используется с тщательным учетом географического положения страны, уровня (характера) экономики, наличности или отсутствия природных ресурсов и т.д. и т.п., естественно, с учетом содержания ментальности общества и человека.
Вместе с тем….
Не раз я слышал, казалось бы, от вполне современных, здравомыслящих и верующих мусульман, что в Коране есть все.
Как это понимать? Нужно ли всерьез воспринимать это категоричное утверждение и тем самым, признать правомерность абсолютности Абсолютизма, Универсализма…? Ведь в каком веке и мире мы сегодня живем.
Впрочем, начнем сначала. Вернемся к предмету разговора о фобии.
Так, возьмем для наглядности в качестве примера, разновидность Ислама, выступающего как пуританско-фундаменталисткое, эгалитаристкое и популисткое учение. Известно, его отличает беспощадное отношение к насильникам, ворам, коррупции и коррупционерам, лгунам и иным элементам из среды мусульман. Вопрос, конечно, не в том, хорошо это или плохо? Важно другое.
В условиях, ныне сложившейся социально-психологической и политико-экономической ситуации в Узбекистане, не требуется аналитических раскладов, чтобы сказать:
существование названной разновидности Ислама и его последователей, не может не вызывать страх у власть имущих.
Без сомнения, не будет ошибкой прогнозировать, что в случае смуты (со стороны первых по отношению ко вторым) найдут проявления радикализма, будь то в жесткой или жестокой форме.
Воистину, как говорится: пока гром не грянет - мужик не перекрестится.
Так и авторитарный режим узбекского образца, проводящий свою внутреннюю политику, исходя из формулы "вправить мозги сотне смутьянов….", вольно или невольно, еще более увеличивает потенциал напряженности в обществе.
К чему это приведет со временем? Каково содержание и направленность развития "коллективного бессознательного"?
Народ молчит. Он всегда молчал, но теперь его молчание воспринимается совсем по другому, потому что оно сегодня вселяет в наши души и надежду и тревогу. Оттого надежду, что, между прочим, он перестал "петь хором" вслед за государственными СМИ, говорить в унисон тому, что пишется, например, в газетах "Народное слово", "Правда Востока" - главных газетах "друзей" народа.
Ясно, что правдой там и близко не пахнет, а "слово" это есть фикция. Здесь и там нет ни голоса и ни слова народа, а значит, нет ни грана Правды о реальной жизни народа, чем живет он, какие у него помыслы, что его волнует.
Народ молчит. И тревога от неопределенности. Что дальше?
В самом деле, разве трудно догадаться, что может родить убогая жизнь в бедности и продолжение прохождения уже новыми поколениями той "школы жестокости", которую проходили при Советах их родители. И "собака" зарыта именно здесь, а не в Исламе с приписываемым ему всевозвозможных смертных грехов и свершении немыслимых преступлений.
Нет, ничему мы не учимся, подтверждая своим бытием хрестоматийную истину, рожденную на Востоке. Она говорит примерно о том, что все гибнет, мир развивается, человек же не меняется, ибо неизменны его мудрость и тупость (глупость).
Итак, в мире нечто уходит, приходит иное. Один, другой, множество…. Пришли, ушли….
В данной связи мне в голову идет снова наша история. В моем "социологическом воображении" неспециалиста пенсионного возраста опять предстают в контексте размышлений…. Тимур и тимуриды, узбеки. Замечу, что мое прочтение их судеб, места в истории не без элемента гипотезы.
Информация к сведению.
Тимур, тимуриды ( не в пример некоторым) уделяли значительное внимание науке, обществу, развитию городов, ремеслам, искусству. С уходом данной династии все это гаснет. Хлынули массы кочевников на территорию тех же тюрков, только оседлых. Поменялись династии. На смену одних пришли иные, однако не лучшие прежних.
Кочевники абсолютизировали религию Ислам, менее покровительствовали развитию наук, искусства и т.д.
Примечательно, что мангиты во Дворце (Арке) говорили на тюркском, а выходя за его пределы общались на таджикском. Бразды же правления, вопросы государственного управления отдали персоязычным.
Мангиты из династии Шейбанидов воздвигли за времена своего правления множество мечетей.
Ушли в небытие естественные науки, астрономия, математика. Правящая династия стала отдавать приоритет религиозному сегменту общества. Это способствовало появлению и укреплению в содержании "духовной оснастки" общества, читай, его ментальности, печати философии поведения, мироощущения, связанного с идеей фатализма ислама, покорностью, которые с неизбежностью вели к регрессу.
Покорность проявляется и поныне в обыденном поведении узбека. Например, когда спрашиваешь его, как жизнь, то он отвечает незамедлительно: Худога шукур (Слава Богу, хорошо). Немаловажен следующий момент, как штрих социально –психологического портрета мусульманина –убека . Это упование всецело на Бога, помноженный на географический детерминизм, отличные климатические условия . Воткнешь палку и она цветет, дает плоды. Человек наш удовлетворяется условиями минимального обеспечения. В этом отношении для нашего соотечественника, рядового труженика Узбекистан является землей обетованной. Лишь была бы вода.
Зафиксировал я эти фрагменты размышлений в контексте....
Как медленно меняется наш человек. Право, меняется ли он?
Быть может, момент истины есть в строках современного узбекского писателя, классика, когда он пишет:
"Отняв собственность, отняв даже голос, в нас воспитали нечто еще худшее, чем страх: парализующее, трижды унизительное презрение к самим себе.
Вот где дьявольская западня: не только власть, сами себя мы считаем, и справедливо, рабами. Сами отнимаем то, что превыше всего" (Шукрулло. Погребенные без савана// ж. Звезда Востока" №10, 199, с. 104
Вдумываюсь в эти слова, сопоставляю с вышеизложенным.
Подумай, и ты, мой читатель: при чем здесь Ислам!?
Вот я и хочу направить свои посильные соображения относительно Ислама не догматического, не Ортодоксального, как "закрытой системы", а попытаться рассмотреть его сильную сторону, обращенную к наиболее устойчивым константам человеческого бытия.
Продолжение следует.
Бахадыр Ф. Мусаев 18 -19.07.2012 Ташкент. Тузель-2.
|